Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 12:04, контрольная работа
В данной работе описаны этнические процессы и развитие духовной жизни на белорусских землях в период ВКЛ. Я считаю важным рассмотрение этой темы в курсе истории, т.к. для самоидентификации себя как белоруса, гражданина своей страны, важно понимать, откуда берет истоки твоя нация, культура, когда появились предпосылки для формирования государства. На мой взгляд, наша государственность, культура и национальное самосознание начинают закладываться именно в период ВКЛ.
1. Образование белорусской народности и основные концепции происхождения названия «Белая Русь». (Стр. 3-5)
2. Культура белорусских земель 13-15 вв. (Стр. 6-10)
3. Ренессанс в Европе. Особенности Возрождения в ВКЛ. Выдающиеся деятели Возрождения: Ф. Скорина, С. Будны, В. Тяпинский, Н. Гусовский, М. Смотрицкий. (Стр. 11-18)
4. Место и роль белорусской культуры в духовной жизни восточных славян и в общеевропейской культурно-цивилизационном процессе. (Стр. 19)
Как видно из вышесказанного, белорусская культура в XIII —XV вв. достигла значительных успехов. Они свидетельствовали о творческих способностях белорусского народа, сумевшего создать богатые культурные ценности. В указанный период сложились и все основные признаки, характеризующие народность, которая формировалась на территории современной Белоруссии.
3. Ренессанс в Европе. Особенности Возрождения в ВКЛ. Выдающиеся деятели Возрождения: Ф. Скорина, С. Будны, В. Тяпинский, Н. Гусовский, М. Смотрицкий.
Возрождение, или Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от «ri» — «снова» или «заново рожденный») — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.
Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например, Каролингское Возрождение IX века.
Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.
Рост городов-республик
привёл к росту влияния
В городах
стали возникать светские
Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканья и др.), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.
В XIV –
XVI вв. духовная жизнь Великого
княжества Литовского
Эпоха Возрождения
на территории Беларуси имела
свои особенности.
3.1. Представителем
ренессансной культуры в
Язык, на
котором Франциск Скорина
Библия Скорины
нарушала те правила, которые
существовали при
На титульном
листе Библии отражено, как считают
исследователи, изображение
Шрифты и
гравированные заставки из
Взгляды
Франциска Скорины
Гуманист
Скорина оставил свой
Предисловия
и послесловия в Библии
3.2. Традиции
Ф. Скорины были развиты
Происходил
из семьи простого охотника. Основное
образование получил в
Николай Гусовский автор еще нескольких литературно-художественных произведений. В 1524 году в Кракове он опубликовал поэму «Новая и славная победа над турками в июне». Поэма была написана буквально за одну ночь, «по горячим следам» события. Написанное уже больным, не очень устроенным в житейском плане человеком, это произведение поражает силой художественного воплощения гордости народным подвигом. Это произведение имело значительное влияние на развитие жанра героической поэзии в Беларуси. В 1525 году он опубликовал последний свой труд – поэму «Жизнь и подвиги св. Геоцинта». В посвящении этой поэмы краковскому воеводе, Гусовский пишет о необходимости восстановления славных дел знаменитых людей прошлого, чтобы на их примере воспитывать молодежь в духе гордости за свой народ, его историю и культуру.
3.3. Сымон Будны (польск. Szymon (Symon) Budny; январь 1530, Будне — 13 января 1593, Вишнюв) — известный социнианский проповедник XVI века, гуманист, просветитель, церковный реформатор. Напечатал Новый Завет с комментариями и замечаниями, что стало первой во всемирной литературе попыткой радикальной рационалистической критики Евангелия. Поддерживал концепцию ограниченной, просвещённой монархии. Один из первых идеологов развития белорусской культуры на родном языке. Он впервые издал напечатанные на белорусском языке «Катехизис», «Об оправдании грешного человека перед богом», «Про светскую власть», «Новый завет».
Происхождение С. Будного не выяснено достоверно. Он является уроженцем либо Мазовии либо ВКЛ[1]. Закончил Краковскую академию, учился в Италии, Швейцарии, был одним из наиболее образованных людей своего времени. С. Будны глубоко проникся реформационными идеями, и вскоре между тогдашними новаторами прослыл человеком высокого образования и неутомимой деятельности. Поэтому виленский воевода князь Николай Радзивилл, по прозванию Чёрный, заложивший около 1552 года соборную церковь кальвинского, или, как тогда называли еще, гельвецкого вероисповедания в Клецке, вызвал из Польши на место пастора Будного. С. Будны вместе с Матвеем Кавечинским, наместником несвижским, и тамошним пастором Вавржинцем Кржижковским, с 1562 года начал издавать сочинения на польском, латинском и белорусском языках с целью, главным образом, распространения своего учения. Затем, побуждаемый Кавечинским и Кржижковским, С. Будны занялся переводом всей Библии на польский язык, которую и напечатал в Несвиже в 1570 году и во второй раз — в 1572 году.
С. Будны недолго оставался усердным кальвинистом: не найдя в учении Кальвина того, чего искал, он перешёл в лагерь социниан и усердно начал распространять социнианское учение по Литве. Когда Николай Радзивилл начал убеждать его бросить новое учение, С. Будны окончательно порвал всякую связь с кальвинизмом и перебрался в Лоск, имение Яна Кишки, старосты жмудского и литовского кравчего, владельца 70 городов и 400 селений. Здесь он опять начал издавать сочинения на польском и латинском языках. В этих сочинениях рассеяно было множество до того новых и смелых мнений, что они произвели сильный переполох в обществе, и с этого времени Симона Будного стали считать основателем новой секты, которую называли эбионитско-литовской.
С. Будного обличали в том, что при переводе он по своему усмотрению расширял или сокращал текст евангелистов, вообще очень ловко изменял текст с целью оправдания своего учения. Например, он отобрал 26 цитат из Священного Писания, изменив их по своему усмотрению с целью доказать, что Иисус Христос не только не был Богом, но что и рождение Его не имело характера таинства, так что Ему не следует воздавать божеских почестей и т. д. Одарённый от природы быстротой и силой мысли, хорошо образованный, зная много древних и новых языков, отличаясь необыкновенным писательским талантом, С. Будны стал приобретать в Речи Посполитой множество сторонников своего учения.
В 1582 году в Луславицах состоялся собор, на котором постановлено отстранить С. Будного от исправления духовных обязанностей, под страхом сурового наказания. Это заставило Симона Будного публично отречься от своих взглядов. В 1583 году он издал книгу «Про светскую власть», где описал историю своих социальных и религиозно-философских разногласий с «левыми» про отношение к феодальному обществу и государству, за что в 1584 году был исключён из братской общины. В конце 1580-х Будному пришлось примириться с ними. В 1589 году в Полоцке Будны полемизировал с иезуитскими теологами, опровергая их убеждение о бессмертии души. Умер Будны в Вишневе в 1593 году.
3.4. Взгляды С. Будного поддерживал и развивал Василий Тяпинский (год рождения неизвестен – умер около 1599 г.). Он издал на церковнославянском и белорусском языках Евангелие. В предисловии к нему он обратился к белорусской знати с просьбой о духовной и материальной поддержке белорусской культуры.
Василий
Тяпинский продолжил
В 1570-е
годы Василий Тяпинский на
свои средства организовал