Этнические процессы и развитие духовной культуры на белорусских землях в период ВКЛ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 12:04, контрольная работа

Описание работы

В данной работе описаны этнические процессы и развитие духовной жизни на белорусских землях в период ВКЛ. Я считаю важным рассмотрение этой темы в курсе истории, т.к. для самоидентификации себя как белоруса, гражданина своей страны, важно понимать, откуда берет истоки твоя нация, культура, когда появились предпосылки для формирования государства. На мой взгляд, наша государственность, культура и национальное самосознание начинают закладываться именно в период ВКЛ.

Содержание

1. Образование белорусской народности и основные концепции происхождения названия «Белая Русь». (Стр. 3-5)
2. Культура белорусских земель 13-15 вв. (Стр. 6-10)
3. Ренессанс в Европе. Особенности Возрождения в ВКЛ. Выдающиеся деятели Возрождения: Ф. Скорина, С. Будны, В. Тяпинский, Н. Гусовский, М. Смотрицкий. (Стр. 11-18)
4. Место и роль белорусской культуры в духовной жизни восточных славян и в общеевропейской культурно-цивилизационном процессе. (Стр. 19)

Работа содержит 1 файл

Марчихин КР История.docx

— 65.77 Кб (Скачать)

  Культурная жизнь белорусского народа в XIV — первой половина XVI в. не была изолирована от жизни других народов. Благодаря активным контактам со многими западноевропейскими, особенно с юго-западным ч славянскими странами, в Белоруссии появилась произведения переводной литературы как церковного так и светского содержания. Среди произведений византийского и славянского происхождения значительное место занимали «жития» (например, "Житие Алексея, человека божьего»,  «Повесть О Варлааме и Иоасафе»), хронографы, в которых содержались рассказы из Ветхого и Нового заветов, а также из истории Рима и Византии, апокрифы «Сон богородицы», «Послание Иисуса Христа», «О двенадцати мучениях» и др. Среди западноевропейских повестей светского содержания необходимо отметить занимательную «Александрию», в которой рассказывалось о военных подвигах Александра Македонского,  «Повесть о Трое»,  «Повесть о Бове» и др., которые воспевали героизм и воинскую доблесть.

      Массу исторических  сведений читатели того времени  получали из хроник И. Вельского  и М.Стрыйковского, известных польских хронистов.

      Белорусская  литература XIV — первой половины XVI в. была представлена и оригинальными  поэтическими произведениями. Начало  стихосложению на белорусском  языке положил Ф. Скорина. Он  известен не только как первопечатник,  но и как основатель силлабического  стихосложения, автор предисловий  и послесловии к издаваемым им книгам.

 Крупнейшим деятелем  культуры того времени был  также поэт Михаил Гостовский (около 1480 — после 1533 г.), который  писал на латинском языке. В  детстве отец приобщил его  к профессии охотника, которая  воспитала в нем мужество, смелость, выносливость Наблюдения за жизнью  природы обогатили память знаниями  о богатстве белорусских лесов  и рек, о повадках зверей, о  многих явлениях природы. На  эти качества обратил внимание  один из крупнейших государственных  деятелей ВКЛ того времени  Эразм Тэлак. С его помощью Гусовский становится советником дипломатической миссии. В 1518г. он в составе миссии направляется в Рим, что дало возможность познакомиться с достижениями культуры Возрождения. Под влиянием впечатлений, у него появилось желание написать книгу о своей Родине — «Песню о зубре». Она была написана в Риме в 1520 г. Это выдающееся произведение является своеобразным гимном белорусской земле, ее народу. В поэме с огромнейшей поэтической силой описаны красота и богатство природы Белоруссии, занятия и обычаи населения, ратные и трудовые подвиги белорусского народа. Одной из ведущих тем «Песни о зубре» является тема воины и мира. Автор выступает против войн, которые несут людям неисчислимые бедствия.

Интенсивно  в этот период развивалась и архитектура. Она сочетала в себе традиции зодчества  Белоруссии XI — XIII вв. и влияние архитектуры  Западной Европы, откуда пришли готический и романский стили, ренессанс  и барокко. В это время строились  преимущественно оборонительные сооружения, дворцы, культовые храмы. Белоруссия была ареной частых военных действии, междоусобных войн феодалов, поэтому  на ее землях были возведены десятки  крепостей и замков. Города укреплялись  деревянными или каменными стенами  и башнями, рвами и земляными  валами. Наиболее мощные крепости были возведены в Витебске, Полоцке, Могилеве и Гродно. Так, Верхний замок в  Полоцке

      Стоял на  высокой горе при впадении  Полоты в Западную Двину. , Внутри он был застроен общественными и культовыми сооружениями. В XIV — начале XV в. в период подготовки решающего удара по Тевтонскому ордену, деревянные оборонительные сооружения в Гродно и Новогрудке были заменены каменными. Новые каменные крепости были возведены в Крево и Лиде.

      Частые набеги  крымских татар, обострение отношений  с Русским государством. Рост  антифеодальной борьбы народных  масс Вынуждали верховную власть и крупных феодалов возводить дворцы, замковые комплексы. Наиболее значительными из них были замки в Мире, Смолянах, Койданове. Выдающимся памятником дворцовой архитектуры XV — XVI вв. является дворцовый ансамбль в Мире. Огороженный мощными стенами с пятью башнями, сооруженными из камня и кирпича, богатый дворец и сегодня имеет внушительный вид.

  Высокого художественного уровня достигли белорусские зодчие XV—XVI вв. и в культовой архитектуре. Они создали совершенно новый стиль православного храма и выработали в архитектуре Белоруссии своеобразный стиль — белорусскую готику. Наиболее яркими образцами этого стиля являются церкви оборонительного характера в Сынковичах Слонимского и Малом Можейково Щучинского районов. Они представляют собой небольшие замки.

      В связи  с развитием городского самоуправления  в центрах белорусских городов,  начиная с XV столетия, начали возводиться  Здания магистратов — ратуши. Планировка и архитектура их  была разная, потому что строились  они в разное время и под  влиянием различных архитектурных  стилей. Ратуша в Несвиже была  возведена во второй половине XVI в., здание увенчано башней. Рядом  размещались торговые ряды. Комплекс здания напоминал крепостное сооружение. Иначе воспринимается ратуша в Чечерске. Ее строгие и монументальные формы доминировали над жилыми и культовыми сооружениями города.

  В изобразительном искусстве в XIV — первой половине XVI в. наиболее распространенными были станковая живопись (иконы), настенные росписи (фрески), декоративная скульптура дворцов и культовых" сооружений, книжная графика и народно-прикладное искусство. Развивались они в двух направлениях. Иконопись и скульптура характеризовались плоскостной трактовкой фигур и предметов, отсутствием перспективы. Наибольший интерес вызывает икона Параскевы-Пятницы (находится в экспозиции Государственного художественного музея Республики Беларусь). Отдельные ее части написаны диспропорционально: руки и рот — очень малые, глаза и нос — непомерно большие. Но было бы ошибочным эти особенности объяснять профессиональной безграмотностью автора. Это обусловлено сохранением существующих канонов иконописи. Вытекали они прежде всего из религиозных представлений о святом подвижнике, аскете, игнорирующем земную жизнь и живущем надеждой на будущую счастливую райскую жизнь в потустороннем мире.

      Одновременно  в написании иконы Параскевы-Пятницы наблюдаются и новые черты, которые свидетельствуют о сдвигах, происшедших в белорусской живописи. Это прежде всего, глубокое вдохновение Параскевы-Пятницы. Ее глаза, полные грусти, выражают чувство любви к людям, заботу об их судьбах. Все остальное: костюм и орнаментированный фон — выступает соподчиненно. Это свидетельствует о пробуждении интереса у художников к человеку, его духовной жизни, интереса, нашедшего позже отражение в портретной, или так называемой парсунной живописи.

      В этом  же направлении развивалась и  монументальная живопись. В это  время многие княжеские дворцы  и храмы были украшены фресковыми  росписями (дворцы в Гродно, Полоцке,  Витебске, церкви в Малом Можейково, Сынковичах, костел в Ишкольди и др.). К сожалению, до нашего времени они не сохранились. Но отдельные фрагменты, дошедшие до нас, свидетельствуют, что художники, расписывая стены, пользовались тем же иконописным стилем.

      Ко второму  направлению относятся произведения  светской живописи. Это, главным  образом, портреты общественных  деятелей, феодалов и князей. До  нашего времени дошло несколько  оригинальных портретов, которые  дают возможность представить  пути развития этого жанра  белорусской живописи в XIV —  первой половине XVI в. Эти портреты  можно разделить на несколько  групп. К первой группе относятся  портреты-иконы. На них обычно  изображались исторические или  религиозные деятели, отнесенные  после их смерти православной  церковью к числу святых. К  таким произведениям в первую  очередь следует отнести портреты-иконы  Евфросинии Полоцкой, киевского  князя Владимира, Александра Невского  и князей Бориса и Глеба.  Они написаны с соблюдением  иконописных традиций.

 Ко второй группе  относятся портреты-парсуны. Для  портретов этой группы уже  характерным является то, что  художник изображал портретируемого  более объемно и по возможности  в реальных обстоятельствах. Особенно  выразительно это проявилось  в портрете Яна I Раздавила. Автор с исключительной скрупулезностью выписал лицо и одежду портретируемого.

 К третьей группе  относятся портреты, близкие по  своим особенностям к портретам  эпохи Возрождения. К портретам  этой группы в первую очередь  следует отнести портрет Пракседы Раздавил. Его автором был придворный художник. Он скрупулезно передал фактуру материала одежды, одутловатое лицо уже немолодой женщины, ее большие глаза, смотрящие на зрителя в упор. В этом же стиле написаны портреты Николая I Раздавила, его жены Евдокии, Николая II Раздавила и др.

      В XIV —  первой половине XVI в. в Белоруссии  широкое развитие получила графика.  Это было связано с широким  распространением переписки книг. Книги украшались миниатюрами,  заставками, концовками и заглавными  буквами. Тематика миниатюр была  разнообразной. Здесь можно было  встретить рисунки евангелистов  и портреты деятелей культуры, религии, рисунки на исторические  и батальные темы. В заставках,  концовках и заглавных буквах  рисовались фантастические животные, человекоподобные существа, стилизованные  растительные побеги и т.д.  Одни из них свободно размещались  на плоскости, другие создавали  орнаментированную композицию. Образцом  такого оформления книг служит  Оршанское Евангелие.

 Кроме того в оформлении  книг важную роль играли рисунки  на исторические темы, как это  имело место в Радзивилловской летописи.

Очень красиво  оформлялись обложки книг. Они  обкладывались бархатом, шелком, металлическими листами, украшенными полотым и  серебряным тиснением, эмалью, чернью и драгоценными камнями. Значительный интерес в этом плане представляют оклады Лавришского Евангелия.

      Важным видом  изобразительного искусства в  XVI в. стала гравюра. Ее возникновение  было тесно связано с типографским  изданием книг, которые начал.  Ф.Скорина в 1517 — 1525 гг. Он был основателем не только книгопечатания, но и граверного искусства в Белоруссии. Все книги, изданные Скориной, были украшены гравюрами, выполненными на высоком художественном  уровне. В отличие от плоскостной трактовки фигур и предметов, характерной для иконописи, в гравюрах Скорины они подаются объемно, в перспективе. Наиболее полно эти черты выявились в Гравюрах: «Переход через Иордан», «Руфь», «Плач Еремеи», «Дочь Фараона и Моисей», «Христос и Соломон» и др.

Граверное искусство  Скорины было продолжено его последователями, в частности Петром Мстиславцем.

Одновременно  с живописью и графикой в XIV —  первой половине XVI в. в Белоруссии широкое  распространение получила скульптура. Она делилась на декоративную и станковую. Скульптурные произведения украшали дворцы феодалов, церкви и костелы. Наиболее интересным видом монументально-декоративной скульптуры являются иконостасы церквей. Большинство из них имело форму многоярусных щитов, скомпонованных из пилястров, карнизов и колонн, украшенных резным деревянным орнаментом.

      Распространенным  видом скульптуры в это время  были также резные из камня  барельефные иконы. Одна из  них — Жировичская икона богоматери, представляющая собой изображение богоматери на яшмовом камне. Черты лица ее округлые, контуры плавные. Здесь нет уже той строгости, которая характерна для других икон. Она интересна тем, что автор уже отошел от плоскостной трактовки фигур и перешел к их объемно-пластичной лепке.

  В XIV — первой половине XVI в. высокого уровня достигли в Белоруссии также художественная керамика, ювелирное дело,  ткачество и вышивка. К наиболее ранним памятникам художественной керамики относятся печные плиты, найденные во время археологических раскопок в г. Гродно. На них встречаются орнаменты самых различных форм — растительный, геометрический, с изображением животных, птиц, людей и т.д.

 Развитие орнаментики  было тесным образом связано  с резьбой по дереву. В своей  эволюции эти виды искусства  постоянно взаимодействовали, питались  традициями народного творчества  и новейшими достижениями соседних  народов.

      Из памятников  ювелирного искусства, сохранившихся  до наших дней, необходимо отметить  чашу 1580 г., которая принадлежала  слуцкому князю Юрию Юрьевичу Олешко. Она представляет собой оригинальный памятник прикладного искусства, отличается композиционной уравновешенностью и декоративной сдержанностью. Чаша сделана из серебра с последующим золочением и гравировкой, украшена эмалью.

      Высокого  уровня в это время достигло  и ткачество. Об этом свидетельствует  найденный во время раскопок  в Гродно шерстяной пояс, расшитый  золотыми нитками. Подобные пояса  были широко распространены в  то время и являлись необходимой  принадлежностью одежды князей  и магнатов. Их шили из шелковой  и бархатной материи, плели  из серебряных ниток. К поясам  подвешивалась калита, в которой хранились деньги, ножи и ключи. Поверхность поясов украшалась металлическими накладками и орнаментом, вышитым разноцветными нитками.

      В указанный  период продолжало развиваться  и театральное искусство. Первыми  профессиональными актерами были  скоморохи, выступления которых  послужили основой для создания  репертуара белорусского кукольного  театра — батлейки. Репертуар батлейки носил сначала религиозный характер, а затем дополнился интермедиями на бытовые темы. Отрицательными

 персонажами интермедий  были доктор-шарлатан, заносчивый  шляхтич и другие лица. Сатирическим  и комическим образам противопоставлялись  простые люди. Особенно популярными  в репертуаре батлейки были интермедии, «Иродиада», «Барыня и доктор», «Еврей N казак» и др.

 В белорусской народной  музыке лидировала лирическая  пьеса, развивалась и церковно-певческая  хоровая культура. Белорусские народные  танцы были массовыми, преимущественно  хороводными. В них в художественной  форме воспроизводились явления  природы, имитировались повадки  животных и птиц, трудовые процессы.

Информация о работе Этнические процессы и развитие духовной культуры на белорусских землях в период ВКЛ