Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 14:40, реферат
В истории русского государства период, обычно именуемый Петровской эпохой, занимает особое место. В этот небольшой отрезок времени, охватывающий последние годы XVII - первую четверть XVIII столетия, свершились преобразования, носившие всеобъемлющий характер, затронувшие все сферы и оказавшие огромное влияние на развитие политической, экономической и культурной жизни страны. Они были подготовлены предшествующим развитием государства и особенно значительными сдвигами, прошедшими во второй половине XVII века.
Введение………………………………………………………………………………..3
Влияние воспитания и образования Петра на формирование его как государственного деятеля……………………………………………………………4
Влияние реформ Петра на развитие России в XVIII веке……………………….5
Влияние Северной войны на характер и ход реформ Петра Великого………..7
Личность Петра Великого. Его влияние на ход российской истории………….9
Пётр Великий в глазах историков………………………………………………...11
Заключение…………………………………………………………………………...15
Список литературы………………………………………………………………….15
Петр, по праву получивший от потомков
торжественное прозвание
Без Петра Великого не было бы ни Петербурга, ни славного русского флота, ни вооруженной до зубов армии, ни первого русского музея, ни первой русской газеты, ни много чего еще. Первого русского императора смело можно причислить к единицам избранных, которым удалось повернуть ход истории. Возможно, удалось это не в последнюю очередь потому, что ход русской истории к концу XVII в. и ходом-то назвать трудно. Преобразования, инициатором и главной движущей силой которых был Петр, вызывали и будут вызывать самые разные оценки. Даже для своих современников он был одновременно и земным богом, и антихристом, и «людомором».
Почти все царствование Петра прошло в войнах: Азовские походы (1695-1696 гг.), Северная война (1700-1721 гг.), шедшие с переменным успехом войны с Турцией и Персией. Воинственность эта, однако, была полностью оправданной и служила реализации национальных интересов, которые государь схватывал на лету.
Успехи Петра Великого на внешнеполитическом поприще огромны. В ходе Северной войны, прямой наследницы войны Ливонской, Россия прорвалась наконец к морю. Этот важнейший геополитический шаг в массовом сознании людей закрепился в терминах плотницкого ремесла. Благодаря пресловутому «евроокну» Россия получила замечательную возможность прорубать дальнейшую дорогу своим экономическим, политическим, культурным и всем другим интересам в Европу и мир.
Длительное пребывание в Европе окончательно укрепило Петра в том, что в России все должно быть на европейский самый продвинутый манер. Насмотревшись на чудеса технического прогресса в милой его сердцу Голландии, Петр принялся рьяно насаждать их у себя на родине, без сожаления разрушая старый быт и уклад. Бритье бород – самое невинное из его нововведений. Ни одна европейская культура не претерпела такого крутого, жесткого тотального слома, какой претерпела русская культура в эпоху Петра. По существу, его реформы были попыткой переделать нацию, перестроить ее национальное сознание на протестантский манер. Но Россия не поддалась.
Однако многие из Петровских новшеств,
особенно в области госуправления,
экономики, транспорта были разумными
и вполне прижились. За четверть века
его активных реформ построено множество
каналов (Вышневолоцкий, Мариинский и
Тихвинский), объединивших в единое
целое речную сеть страны, а также
большое количество мануфактур и
горных предприятий, освоены новые
месторождения по добыче железной руды
и цветных металлов, создана регулярная
армия, написаны первые воинские уставы,
реформировано местное
Петр создал новую систему госучреждений, сохранившуюся с некоторыми изменениями до начала XIX в. Как ни странно (учитывая абсолютистскую натуру государя), система эта была основана на коллегиальном принципе управления. В центре ее был Правительствующий Сенат – высший орган по делам законодательства и управления. Коллегии (предшественницы министерств) подчинялись Сенату в соответствии с Генеральным регламентом, который определял их внутреннее устройство, компетенцию, порядок принятия решений, обязанности должностных лиц. Табель о рангах утверждала единую систему чинов.
Справедливости ради надо признать, что громадье преобразований Петра касалось крайне узкого слоя населения страны – господствующего класса. Подавляющее же большинство – крестьянство – как жило по старинке, так и продолжало жить, претерпевая все больше притеснений. Указом 1723 г. Петр окончательно превратил крестьян в собственность помещиков, закрепив и дворянскую собственность на землю, и право передавать всю недвижимость в наследство одному из сыновей.
За два года до указа, в 1721 г., логически
завершилось оформление абсолютной
монархии по-русски, которая на века
получила свой грозный и непобедимый
брэнд «Российская империя». Однако
путь к монаршему абсолюту не был
гладок. Воспользовавшись пребыванием
Петра за границей в 1698 г. (во время
«Великого посольства» –
Обладавший неуемным темпераментом и бешеной энергией император испробовал себя в сотне профессиональных и человеческих ролей – от дантиста, артиллериста, плотника и парикмахера до богохульника и палача собственного сына. Символично, что обычно не слишком церемонившийся с судьбами и даже жизнями окружавших его людей, Петр умер от болезни, которую подхватил, самолично спасая солдат во время наводнения.
Петр I был описан многими историками как выдающийся политический деятель, яркая личность, справедливый и демократичный царь, правление которого было настолько богато событиями и противоречиво, что явилось причиной существования на эту тему массы научной, научно-популярной и художественной литературы. Обратимся лишь к некоторым, достаточно известным, источникам.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ ГУМИЛЕВА
В 1682 г., после смерти царя Федора Алексеевича, старшего сына Алексея Михайловича и М. Милославской, осталось два претендента на престол: царевич Иван, Милославский, и царевич Петр, Нарышкин. Поскольку ни боярская Дума, ни народ не могли определиться с решением, какому из царевичей отдать предпочтение, этот вопрос решил патриарх Иоаким, предложив избрать Петра Алексеевича, объяснив выбор государственными соображениями: царевич Иван был болен.
Участь Милославских была бы решена, не вмешайся стрелецкие войска. Несомненно, Милославские способствовали этому вмешательству. С точки зрения Л. Н. Гумилева, на тот момент стрелецкие войска почти сплошь состояли из субпассионариев, людей бессовестных, беспринципных, так называемых “отбросов общества”, для которых бесплатная еда и выпивка были всего важнее в жизни.
Очень много родственников и сторонников Нарышкиных погибли от рук озверевших стрельцов. Но, тем не менее, власть получили не Милославские, как они на то рассчитывали, а эти самые стрельцы, которые и после провозглашения правительницей “при великих государях” Иване и Петре Софье продолжали громить усадьбы и погреба бояр. Поскольку стрельцы в таком состоянии представляли собой удобное оружие для авантюриста, он нашелся. Это был князь Иван Хованский, по прозвищу Тараруй.
Этот Хованский,
заигрывая со стрельцами, настраивая
их против правительства и побуждая
их к новым требованиям и шантажу,
побудил и правительницу Софью
к решительным действиям. Софья,
сбежав с Иваном и Петром в Коломенское,
приказала собраться
Кончилось это тем, что, по приказу Софьи, Хованский был казнен, и начальником Стрелецкого приказа был назначен думный дьяк Федор Шакловитый.
С этого момента открыто стала править Софья.
Правила она до 1689 года, когда вернулся из крымского похода князь Голицын. Л. Н. Гумилев считает, что политика поддержки европейских католических государств, проводимая князем Голицыным, вызвала недовольство русского народа и знати, и это привело их к поддержке Петра и последующему восхождению его на трон.
Л. Н. Гумилев также считает, что “петровскую легенду” создала Екатерина II, немка по происхождению, в целях пропаганды.
Политика Петра I была также, как политика князя Голицына, ориентирована на Европу, но не на католическую, а на протестантскую ее часть, как то: Англия, Голландия, Бранденбург. Все его попытки изобразить из России Голландию не могли ни к чему привести, т.к. фазы этносов даже близко не совпадали.
После уничтожения стрелецких войск, подавления восстаний башкир и донских казаков, у Петра не было постоянной и многочисленной армии.
И ему пришлось ее создать с помощью “рекрутов”, которых призывали в армию на 25 лет, т.е. практически навсегда. Войска эти обходились казне дорого.
Вкупе с расцветшей
в управлении страной коррупцией
это вызывало постоянный дефицит
государственного бюджета. Что, по-видимому,
поспособствовало введению в 1714 году подушной
подати - налога с жителей России
за то, что они существуют. Для
более качественного получения
этого налога пришлось провести перепись
всего населения. В следствие
чего за налог с бедных стали отвечать
более богатые: отцы города, губные
старосты, а также, как это ни странно,
помещики-дворяне, которые должны были
платить подушную подать со своих
крестьян. В результате чего появилась
особо гнусная форма
Выводы из этого таковы: во-первых, Петр I являлся пассионарием, что соответствовало тогдашней акматической фазе российского этногенеза, и все его действия и поступки диктовались в первую очередь именно этим обстоятельством; во-вторых, деятельность этого царя не являлась столь возвышенной, благородной и необходимой для страны, как ее описывали и описывают и по сей день историки. А некоторые последствия этого правления, указывает Гумилев, оказались впоследствии даже пагубными.
Это было рассмотрение правления Петра I в соответствии с теорией этногенеза Льва Николаевича Гумилева. (Л. Н. Гумилев “От Руси до России”)
ТОЧКА ЗРЕНИЯ КЛЮЧЕВСКОГО
По описанию Ключевского, Петр 1 “был добрый по природе как человек, но груб как царь, не привыкший уважать человека ни в себе, ни в других”. При всем своем уме, любознательности и трудолюбии, Петр не имел хорошего воспитания, не умел вести себя в обществе, как подобает члену царской семьи.
При поездках за границу, несмотря на то, что он старался сохранить инкогнито, одевался и представлялся Петром Михайловым, по многим приметам его все равно узнавали, как русского царя, и удивляясь его уму и знанию множества ремесел в совершенстве, удивлялись также его грубости, бестактности, незнанию хороших манер и даже неумению пользоваться за столом ножом и вилкой.
С ранних лет Петр тянется к новым знаниям. Не умея толком грамотно писать, Петр изучает арифметику, геометрию, артиллерию и фортификацию, овладевает астолябией, изучает строение крепостей, умеет вычислять полет пушечного ядра. В амбарах села Измайлова, которые Петр осматривал вместе с Тиммерманом, он находит завалявшийся английский бот, который, по рассказу самого Петра, послужил родоначальником русского флота, пробудил в нем страсть к мореплаванию, повел к постройке флотилии на Переяславском озере, а потом под Архангельском. Позже, после проведенных 4 месяцев в Голландии, где “Петр узнал, “что подобало доброму плотнику знать”, но, недовольный слабостью голландских мастеров в теории кораблестроения, в начале 1698 г. отправился в Англию для изучения процветавшей там корабельной архитекутуры, радушно был встречен королем, подарившем ему свою лучшую новенькую яхту, в Лондоне побывал в Королевском обществе наук, где видел “всякие дивные вещи”, и перебрался неподалеку на королевскую верфь в городок Дептфорд, чтобы довершить свои познания в кораблестроении и из простого плотника стать ученым мастером.” При этом, съехав после трехмесячного проживания в частном доме, Петр со своей свитой оставили после себя такой ужасный разгром, что хозяин предъявил счет повреждений на 350 фунтов стерлингов. Внимательно изучая техническую науку на Западе, Петр не счел нужным присмотреться к тамошним нравам и порядкам. Ключевский пишет, что английского епископа Бернета “Петр одинаково поразил своими способностями и недостатками, даже пороками, особенно грубостью, и ученый ангилйский иерарх не совсем набожно отказывается понять неисповедимые пути провидения, вручившего такому необузданному человеку безграничную власть над столь значительною частью света.”
В войнах Петр
обычно не участвовал лично, ведя за собой
полки. Но и не сидел во дворце, рассылая
повсюду указы. Он был, по замечанию
Ключевского, “чем-то вроде генерал-
Властность и жестокость Петра не имели границ. Скорее всего, это было следствием детских впечатлений жестоких событий 1682 года. Когда в июле 1698 года, находясь в Вене, он получает сведения о готовящемся новом стрелецком мятеже, подготавливаемом сестрой, то сразу же скачет в Москву, отказавшись от планируемой поездки в Италию. И там, в Москве, замечает Ключевский, “на много дней погрузился в раздражающие занятия со своими старыми недругами, вновь поднятыми мятежной сестрой. ... Недаром Петр был совершенно вне себя во время этого розыска и в пыточном застенке, как тогда рассказывали, не утерпев, сам рубил головы стрельцам.”
ТОЧКА ЗРЕНИЯ СОЛОВЬЕВА
Петр 1 был действительно Великим, как и прозвали его в народе. Он жил и трудился на благо народа и заботился только о народе. Это проявилось во многих его деяниях. В Москве были открыты 8 аптек и закрыты “зелейные лавки”, в которых продавали лечебные травы, “от коих люди умирали скорою смертию”, а также запрещает продажу в этих аптеках вина. Запрещает ношение холодного оружия, т.к. во время пьяных драк люди режут друг друга ножами, иногда насмерть. По просьбе народа же, для борьбы с частными пожарами, крыши кроют черепицей вместо тисовых, а дома строят каменные, и строят их вдоль улиц, по европейскому обычаю, а не внутри дворов, как раньше, по азиатскому.
Петр издает указ о наказании смертной казнью за умерщвление младенцев, родившихся с физическими недостатками.
Женщин отныне запрещено запирать дома, а надобно вывозить в общественные собрания. Соловьев пишет, что при женщине мужчины обычно сдерживают свои дурные или неприличные нравы, но когда женщина заперта в доме, т.е. не имеет права выходить на улицу, то и мужчина не имеет сдерживающих причин. И вследствие этого в России в допетровское время нравы были низменные.
В заботе о народе Петр проводил и другие реформы. Как-то: введение коллегиального областного управления (решение всех вопросов не только воеводами, но еще двумя-тремя людьми из дворянства), учреждение Сената, создание школ, перевода иностранных книг, причем перевод, приказывал царь, должен быть не дословный, а смысловой. Введение обязательного обучения грамоте хотя бы дворянства.
Информация о работе Эпоха Петра Великого как система общественных перемен