Эпоха Петра Великого как система общественных перемен

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 14:40, реферат

Описание работы

В истории русского государства период, обычно именуемый Петровской эпохой, занимает особое место. В этот небольшой отрезок времени, охватывающий последние годы XVII - первую четверть XVIII столетия, свершились преобразования, носившие всеобъемлющий характер, затронувшие все сферы и оказавшие огромное влияние на развитие политической, экономической и культурной жизни страны. Они были подготовлены предшествующим развитием государства и особенно значительными сдвигами, прошедшими во второй половине XVII века.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3
Влияние воспитания и образования Петра на формирование его как государственного деятеля……………………………………………………………4
Влияние реформ Петра на развитие России в XVIII веке……………………….5
Влияние Северной войны на характер и ход реформ Петра Великого………..7
Личность Петра Великого. Его влияние на ход российской истории………….9
Пётр Великий в глазах историков………………………………………………...11
Заключение…………………………………………………………………………...15
Список литературы………………………………………………………………….15

Работа содержит 1 файл

Реферат по истории России.docx

— 58.41 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по истории России на тему:

 

Эпоха Петра Великого как система общественных перемен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

ученица 10 «Б» класса

Остапенко Анастасия

Преподаватель:

Кушнарь Евгения Генриховна

 

 

 

 

 

 

 

 

Гимназия №1, Благовещенск, Амурская область

2011 год

 

 

Cодержание:

Введение………………………………………………………………………………..3

Влияние воспитания и образования  Петра на формирование его как  государственного деятеля……………………………………………………………4

Влияние реформ Петра на развитие России в XVIII веке……………………….5

Влияние Северной войны  на характер и ход реформ Петра  Великого………..7

Личность Петра Великого. Его влияние на ход российской истории………….9

Пётр Великий в глазах историков………………………………………………...11

Заключение…………………………………………………………………………...15

Список литературы………………………………………………………………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В истории  русского государства период, обычно именуемый Петровской эпохой, занимает особое место. В этот небольшой отрезок  времени, охватывающий последние годы XVII - первую четверть XVIII столетия, свершились преобразования, носившие всеобъемлющий характер, затронувшие все сферы и оказавшие огромное влияние на развитие политической, экономической и культурной жизни страны. Они были подготовлены предшествующим развитием государства и особенно значительными сдвигами, прошедшими во второй половине XVII века.

Именно в  XVII столетии начался новый период русской истории это было переходное время, характеризуемое прежде всего постепенным формированием нового общественного познания, время, тогда стало очевидным экономическое и культурное отставание русского государства от передовых стран Западной Европы и возникла острая необходимость преобразований. Петр I и многие передовые русские люди, его сподвижники, правильно поняли и оценили сложившиеся условия, осознали назревшие задачи своего времени.

В результате энергичной и целеустремленной деятельности Петра I и его ближайших помощников было построено много промышленных предприятий, возникли новые отрасли производства (отметим особенно рост металлургической промышленности), расширилась внутренняя и внешняя торговля. Развитию производственных сил для России был мощный толчок, и тем самым создавались условия, способствовавшие утверждению элементов капиталистических производственных отношений.

Преобразования  в социально-экономической и идейно-политической жизни выступают одной из важнейших  характеристик переживаемого ныне периода-периода реформ, ведущих  к рынку, и правовым, конституционным  формам общественной жизни и государства. В нынешней России, провозгласившей  задачу возрождения, ориентированной  на демократические и гуманистические  ценности мирового общества, особенно актуально обращение к петровскому  наследию.

Предпосылками петровских  реформ  явились преобразования  конца XVII века.  Во второй половине этого столетия изменяется, становясь более централизованной, система государственного управления.  Предпринимались также попытки более четко разграничить функции и сферы деятельности различных  приказов,  появились зачатки регулярной армии - полки иноземного  строя.  Происходили изменения в культуре: появились театр,  первое высшее учебное заведение. 

Но несмотря на то,  что почти  всем реформам Петра Великого предшествовали те или иные государственные начинания XVII в., они имели безусловно революционный характер.  После смерти императора в 1725 г.  Россия была на пути превращения совсем  в другую страну: из Московского государства, чьи контакты с Европой были довольно-таки ограниченными,  она превратилась в Российскую империю - одну из величайших держав мира.  Петр превратил Россию в  подлинно  европейскую страну  (во всяком случае,  как он это понимал) - недаром выражение «прорубил окно в Европу» стало настолько часто употребляемым. Вехами  на  этом пути стали завоевание выхода к Балтике,  строительство новой столицы - Санкт-Петербурга,  активное вмешательство  в  европейскую политику.

Деятельность Петра создала  все условия для более  широкого  знакомства России с культурой, образом жизни, технологиями европейской цивилизации, что и послужило началом довольно болезненного процесса ломки норм и представлений Московской Руси.

Еще одной важной особенностью петровских реформ было то, что они затронули  все слои общества,  в отличие  от предыдущих попыток российских правителей.  Строительство флота,  Северная война, создание новой столицы - все это становилось делом всей страны.

В настоящее время Россия, как  и два века назад, находится в  стадии реформ, поэтому анализ петровских преобразований сейчас особенно необходим…

 

 

    1. Влияние воспитания и образования Петра на формирование его как государственного деятеля.

Петр Великий, первый сын царя Алексея Михайловича  от его второго брака с Натальей Кирилловной Нарышкиной, родился 30 мая 1672 года. Царица Наталья была взята из семьи западника А. С. Матвеева, дом которого был убран по-европейски, и могла принести во дворец вкусы, усвоенные в доме воспитателя; притом и до нее заморские новизны проникали уже на царицыну половину, в детские комнаты кремлевского дворца. Как только Петр стал помнить себя, он был окружен в своей детской иноземными вещами; все, во что он играл, напоминало ему немца. Некоторые из этих заморских игрушек особенно обращают на себя наше внимание: двухлетнего Петра забавляли музыкальными ящиками, “цимбальцами” и “большими цимбалами” немецкой работы; в его комнате стоял даже какой-то “клавикорд” с медными зелеными струнами. Все это живо напоминает нам придворное общество царя Алексея, столь падкое на иноземные художественные вещи. С летами детская Петра наполняется предметами военного дела. В ней появляется целый арсенал игрушечного оружия, и в некоторых мелочах этого детского арсенала отразились тревожные заботы взрослых людей того времени. Так, в детской Петра довольно полно представлена была московская артиллерия, встречаем много деревянных пищалей и пушек с лошадками.

Обучение  Петра шло довольно медленно. По старорусскому обычаю его начали учить с пяти лет. Учителем Петра  стал дьяк Никита Моисеев, сын Зотов, человек учёный, но любящий выпить. Впоследствии Петр назначил его князем-папой  шутовской коллегии пьянства.

      Зотов прошёл с Петром азбуку, часослов, псалтырь, евангелие и  апостол. Так же начинали своё  учение и царь Алексей, и  его старшие сыновья. Зотов  касался и русской старины,  рассказывал царевичу про дела  его отца, про царя Ивана Грозного, о Дмитрии Донском и Александре  Невском. Впоследствии Пётр не  терял интереса к истории, придавал  ей важное значение для народного  образования.

      Учился ли Пётр у Зотова  ещё чему-нибудь, остаётся неизвестным;  сохранилось предание о том,  что Зотов показывал царевичу  много “потешных листов”, то  есть картинок исторического  и бытового содержания, привозимых  в Москву из-за границы. За  обучением у Зотова должна  была следовать схоластическая  наука, с которой знакомились  старшие братья и даже сёстры  Пётра под руководством киевских  монахов. Петру предстояло изучить грамматику, пиитику, риторику, диалектику и философию, латинскую и греческую грамоту и, вероятно, польский язык. Но перед началом этого обучения царь Фёдор умер и началась смута 1682 года. Из-за этого Пётр остался без систематического образования. До конца жизни он игнорировал грамматику и орфографию.

 

На четвертом году Пётр осиротел, так как царь Алексей Михайлович умер. Петр остался на попечении матери. Первоначальное воспитание, какое он получил, не отличалось от воспитания, вообще дававшегося царевичам.

Веной 1682 года скончался царь Федор, и Петр был  избран царем помимо старшего брата  царевича Ивана Алексеевича, которого признали неспособным к правлению. Партия родственников первой жены царя Алексея - Милославских возмутила в  защиту прав обойденного царевича стрельцов. Стрельцы сбросили на копья представителей партии Нарышкиных. Царями были признаны оба брат, а Софья провозглашена  правительницей. Петр присутствовал  при этой сцене на Красном  крыльце  и был спокоен. Однако она не прошла для него бесследно. Для него не было впоследствии ничего ненавистней стрельца. Может быть и старина сделалась  для Петра так ненавистна, потому что связывалось в его представлении  с её защитником - стрельцом, сбрасывающим на копья его родных и близких. События 1682 года принудили царицу Наталью  удалиться с детьми в подмосковное село Преображенское, летнюю резиденцию царя Алексея. Учебные занятия Петра  были прерваны, остановившись на одной  грамотности. Он остался без внимательного  присмотра. Скучая сидеть в тереме возле  печальной матери, он выбежал на улице села Преображенского, где  нашел себе общество детей придворных конюхов и лакеев. Из этой весёлой  компании он устроил два потешных полка, с которыми  и играл в военные игры. В тоже время страсть к кораблю и мореплаванию захватывает Петра. Яуза стала ему тесна. Заведены были корабли на Переславском озере, а в 1693 году царь выпросился у матери в Архангельск, где впервые увидел настоящее море.

Эти игры, которым  придавался Петр, постройка корабликов вызывали много вопросов, приходилось  вызывать одного, то другого немца  из соседней с Преображенским Немецкой слободы. Петр сделался частым гостем, с удовольствием пировал с  иноземными офицерами, купцами и  мастерами. Слобода была как бы маленьким  уголком Европы. Познакомившись со сведущими иностранцами, Петр понял  свою отсталость и снова сел за книгу, стал изучать арифметику, геометрию, артиллерию и фортификацию под руководством Франца Тиммерлана.  В нем самом  разгорелось желание самому повидать, как живут люди на Западе, и вот  в 1697 году совершилось небывалое  дело, поразившее современников: царь уехал за границу. Снаряжено было посольство к разным западным государям, во главе которого стал ближайший  друг Петра в годы его юности Франц  Лефорт. К посольству примкнул и  сам Петр инкогнито, под именем Петра  Михайлова

В 1682 году, вспыхнувший  новый стрелецкий мятеж, вспыхнувший  в России  в отсутствии Петра, заставил его прервать курс высшей школы и поспешить в Россию. Опять перед ним стоял образ  стрельца-бунтаря, мешавший ему учиться. Не удивляет после этого жестокость, с которой царь, приехав в Россию, расправлялся со стрельцами. Стрелецкое войско было уничтожено, несколько  сот стрельцов казнено.

Пробелы прерванного  образования Петр потом восполнял  в течении всей жизни. На печати, которой он запечатывал отправляемые им из-за границы письма, Петр вырезал  девиз "Аз семь в чину учимых и  учащих мя требую". Этому девизу Царь оставался верен до конца своих  дней.

И современников, и потомков Петра будет поражать необычайная сила и своеобразие  его личности. Энергия и разносторонность сочетались в нем с грубостью, а порой и жестокостью. Целеустремленность, трудолюбие - с пристрастием к пирушкам и забавам весьма низкого толка. Неприхотливость, простота в общении - со страшными вспышками ярости и рукоприкладством; далеко не полноценное  образование - с постоянной тягой  к знаниям, особенно военным и  техническим; его чисто «сухопутное» происхождение - с любовью к кораблям и морю; наконец, его глубочайший  патриотизм - с уважением, а в молодости  и с преклонением перед западной культурой.

 

    1. Влияние реформ Петра на развитие России в XVIII веке.

      Масштабы изменений, произошедших  за время правления Петра огромны.  Значительно выросла территория  страны, которая после многих  веков борьбы получила выход  к морю и ликвидировала состояние  политической и экономической  изоляции, вышла на международную  арену, заняла видное место  в системе международных отношений  и превратилась в великую европейскую  державу. В России в это время возникла мануфактурная промышленность, в которой особое значение приобрела мощная металлургия. Коренным образом изменился характер и размеры внутренней и внешней торговли и объём экономических связей с другими странами. Были созданы мощная регулярная армия и флот, сделан огромный шаг в развитии культуры и просвещения. Был нанесён сильный удар духовной диктатуре церкви в культуре, просвещении и других областях жизни страны. Осуществлялась ломка старого рутинного патриархального быта.

      Все эти изменения происходили  в условиях вступления феодально-крепостнических  отношений в стадию разложения  и зарождения в их недрах  новых буржуазных отношений. Направленные на ликвидацию технико-экономической и культурной отсталости страны, на ускорение и развитие, они имели огромное прогрессивное значение.

      Очевидно, также и сопротивление, которое вызвала каждая из реформ, недовольство ими со стороны самых различных социальных сил и слоёв: боярства - тем, что его оттеснили “худородные”, и тем, что перестало существовать “самодержавие с Боярской думой”; дворянства - постоянной и тяжёлой службой; церкви - утратой самостоятельной политической роли и господствующего положения в культуре и просвещении, изъятием государством значительной части её доходов; купцов и посадского люда - ростом налогов, повинностей и служб; народных масс - усилением крепостнического гнёта и тем, что реформы осуществлялись за их счёт. К этому добавлялось общее недовольство новшествами, которые разрушали укоренившиеся традиции и средневековую косность патриархального быта и уклада жизни.

Но все  изменения и реформы осуществлялись на крепостнической основе, крепостническими методами, и были направлены на сохранение и укрепление феодально-абсолютистского  строя, сословной структуры общества, сословных прав и привилегий господствующего  класса. Они сопровождались распространением крепостнических отношений на новые  территории и новые категории  населения, на новые сферы экономической  жизни, насаждением наиболее грубых и тяжёлых форм крепостничества, распространением деспотизма и произвола царя, чиновничье-бюрократического аппарата и помещиков. Это тормозило формирование капиталистических отношений в стране, экономическое и культурное развитие народа и не позволяло ликвидировать технико-экономическую и культурную отсталость нации. Негативная сторона изменений и преобразований была органически связана и с деятельностью самого Петра I, для которого была характерна крайняя жестокость, произвол, обоснование и осуществление принципов ничем не ограниченного самодержавного произвола.

Сложность и  противоречивость развития России в  этот период определили и противоречивость деятельности Петра и осуществленных им реформ. С одной стороны, они  имели огромный исторический смысл, так как способствовали прогрессу  страны, были нацелены на ликвидацию ее отсталости. С другой стороны, они  осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и были направлены на укрепление их господства. Поэтому прогрессивные  преобразования петровского времени  с самого начала несли в себе консервативные черты, которые в ходе дальнейшего  развития страны выступали все сильнее  и не могли обеспечить ликвидацию социально-экономической отсталости. В результате петровских преобразований Россия быстро догнала те европейские  страны, где сохранилось господство феодально-крепостнических отношений, но она не могла догнать те страны, которые встали на капиталистический  путь развития.

Информация о работе Эпоха Петра Великого как система общественных перемен