Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 21:58, доклад
Большой вклад в изучение славянского этногенеза внесло языкознание. Поиски истоков славянства и развития праславянского языка были начаты лингвистами в XIX в. Вообще, язык - надежный признак всякой этнической общности, однако лингвистика изучает глоттогенез, а он далеко не тождествен этногенезу. Языкознанию недостает пространственной и хронологической определенности. Антропология изучает антропогенез, который часто полностью не соответствует этноязыковым процессам. Для освещения сравнительно недавнего прошлого можно привлечь этнографию и фольклористику, но применительно к отдаленным периодам истории данные этих наук имеют ограниченное значение. Вспомогательная роль принадлежит и ономастике. Славяне первых этапов своей истории не отражены в письменных источниках, по ним можно представить историю только от средневековой поры.
Расселение славян
на широкой территории привело к
дальнейшей культурной и диалектной
дифференциации (рис. 4). В южной части
ареала пшеворской культуры, там, где в
этногенезе славян участвовал кельтский
субстрат, складывается пражско-корчакская
культура. Начиная с рубежа V-VI вв. ее носители
заселяют бассейн верхней и средней Эльбы
на западе. Волынь и Припятское Полесье
на востоке. В самых северных районах Висло-Одерского
бассейна на базе венедской части пшеворской
культуры формируется суков-ско-дзедзицкая,
носители которой постепенно распространились
в области, примыкающей к Балтийскому
морю (от нижней Эльбы до Вислы). Заметно
этнографическое различие этих ранне-средневековых
образований, проявлявшееся в технике
домостроительства, погребальной обрядности
и формах лепной керамики и височных украшений
(последнее относится к VIII-ХII вв.).
Рис. 4. Расселение
славян в начале средневековья (V-VII
вв.)
Ответвлением
венедской группы являются и славяне,
покинувшие Висленский регион и поселившиеся
в V-VI вв. в северной части Восточно-Европейской
равнины среди местного населения,
принадлежавшего к балтской и
финно-угорской языковым группам. Началось
внутрирегиональ-ное взаимодействие пришлого
населения с аборигенами. Этот процесс
продолжался несколько столетий и завершился
славянизацией балтов и финноязычных
жителей. К раннему средневековью в Псковско-Ильменском
крае принадлежат культуры псковских
длинных курганов (кривичи псковские)
и древности узменского типа (словене
ильменские), в Полоцком Подвинье и Смоленском
Поднепровье - тушемлинская культура (будущие
смоленско-полоцкие кривичи), в междуречье
Волги и Клязьмы - мерянская культура [27].
В лесостепной части
междуречья Днестра и Днепра в V в. складывается
пеньковская культура. Ее носителями были
анты - потомки черняховского населения,
которые вскоре расширили свою территорию
за счет левобережной части среднего Поднепровья
(вплоть до верховьев Северского Донца)
и на западе - до нижнего Дуная, где вместе
с местным романизированным населением
и просочившимися сюда же славянами пражско-корчакской
группы сформировали ипотешти-кындештскую
культуру. В трудах византийских историков
VI-VII вв. имеются фрагментарные известия
о жизни и деяниях антов.
Во время погрома
черняховской культуры гуннами крупная
группа ее земледельческого населения
переселилась на среднюю Волгу, принеся
туда провинциальноримские пашенные орудия
и культурные растения. На территории
от Самарской Луки до нижней Камы складывается
именьковская культура, последующая история
населения которой не оставляет сомнений
в принадлежности его к славянскому этносу.
Еще в Х в., когда на средней Волге уже доминировали
тюркоязычные болгары, Ибн Фадлан, посетивший
эти земли в составе посольства Багдадского
халифата в 922 г., называет эту страну Сакалиба,
а Алмуш - хан Волжской Болгарии - "царем
сакалиба". "Ас-сакалиба" - так восточные
средневековые историки и географы называли
славян.
На среднем
Дунае первые славяне появились вместе
с гуннами. Более многочисленным был приток
славянского населения в эти земли в условиях
мощной аварской миграции. Начиная с последних
десятилетий VI в. на пространстве от Венского
леса и Далмации на западе до Потисья на
востоке возникает аварская культура.
Ее создателями были не только авары, но
и более крупные племена, которые находились
в их подчинении или были включены в конгломерат
в качестве союзников. Наиболее многочисленную
часть населения Аварского каганата составляли
славяне.
Самые ранние известия
о движении славянского населения
на Балканский полуостров датируются
первой половиной VI в., но не исключено,
что небольшие группы славян еще
раньше осели в этом регионе. Он был
заселен жителями, пестрыми в этническом
отношении (различные иллирийские и дако-фракийские
племена, в ряде мест романизированные
или эллинизированные), и составлял часть
Византийской империи. С 578-581 гг. началось
освоение славянами и Греции. Заселение
этой обширной территории Юго-Восточной
Европы стало результатом широкой инфильтрации
славянского земледельческого населения,
а также и многочисленных аваро-славянских
военных набегов на византийские земли,
когда крупные массы славян оседали в
завоеванных местностях. Военные вторжения
создавали условия для последующего расселения
земледельцев. Основные массы славянских
переселенцев на Балканский полуостров
и Пелопоннес направлялись из Подунайских
земель, в меньшей степени из Прикарпатья
и Северного Причерноморья [28].
Славяне в VII в. проникли
также на острова Эгейского и Средиземного
морей и в некоторые районы Малой Азии.
Как и в Греции, здесь они постепенно ассимилировались
местными жителями. Наоборот, на Балканском
полуострове их расселение завершилось
славянизацией местного и пришлого тюркоязычного
населения. Кроме того, небольшая группа
славян обосновалась на побережье Рижского
залива, где их остатки под именем "венды"
зафиксированы в начале XII в. Генрихом
Латвийским.
V-VII веками завершается
последний период