Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 21:58, доклад
Большой вклад в изучение славянского этногенеза внесло языкознание. Поиски истоков славянства и развития праславянского языка были начаты лингвистами в XIX в. Вообще, язык - надежный признак всякой этнической общности, однако лингвистика изучает глоттогенез, а он далеко не тождествен этногенезу. Языкознанию недостает пространственной и хронологической определенности. Антропология изучает антропогенез, который часто полностью не соответствует этноязыковым процессам. Для освещения сравнительно недавнего прошлого можно привлечь этнографию и фольклористику, но применительно к отдаленным периодам истории данные этих наук имеют ограниченное значение. Вспомогательная роль принадлежит и ономастике. Славяне первых этапов своей истории не отражены в письменных источниках, по ним можно представить историю только от средневековой поры.
Становится очевидным,
что в бассейне Вислы резко доминировал
славянский этнос, в бассейне Одера преобладало
также славянское население, но здесь
немало было и переселенцев из коренных
германских земель [7]. Согласно данным
античных авторов, вандалы, или вандилии
(одно из германских племен), проживали
по берегам среднего Одера. Со II в. н.э.
они продвигаются на юг, и Дион Кассий
определяет места их локализации в верхней
части бассейна Одера. В западной части
пшеворского ареала, в соседстве с эльбскими
германцами, проживали бургунды. Где-то
в пределах территории пшеворской культуры
находились небольшие племена германцев
- гарнии, гелизии, манимы и наганарвалы,
входящие в племенное объединение лугиев.
Одним из надежных
свидетельств проживания славян в Висло-Одерском
регионе в римское время стали
лексические славизмы, достоверно фиксируемые
в древнеанглийском языке, основу которого
заложили диалекты англов, саксов и ютов.
Как известно, эти западногерманские племена
переселились на Британские острова в
конце IV - начале V в. Ранее они проживали
в Ютландии и смежных землях бассейна
нижней Эльбы и явно контактировали со
славянами. Интересно, что в древнеанглийском
имелся и этноним "венеды" [8].
В римское время
славяне расширили свою территорию
еще в южном и юго-восточном
направлениях. В конце II в. н.э. носители
пшеворской культуры Повисленья, перейдя
по перевалам Карпатские горы, расселились
в северных окраинных регионах среднего
Подунавья. Здесь складывается прешовская
культура, явно отпочковавшаяся от пшеворской.
Еще раньше, во второй
половине I в. до н.э., пшеворское население
распространилось на верхнем Днестре
и в западной части Волыни. В результате
смешения этого населения с местным, зафиксированного
липицкими и зарубинецкими древностями,
здесь формируется особая группа пшеворской
культуры - волыно-подольская. Во II-III вв.
крупные массы пшеворского населения
из Висло-Одерского региона перемещаются
в лесостепные районы междуречья Днестра
и Днепра, заселенные сарматскими и позднескифскими
племенами, принадлежавшими к иранской
языковой группе. В III в. к Черному морю
двумя потоками продвигаются еще восточногерманские
племена - готы и гепиды, представленные
вельбар-скими древностями. В Северном
Причерноморье (от нижнего Дуная до Днепровского
лесостепного левобережья) складывается
культурное новообразование провинциально-римского
облика - полиэтничная черняховская культура.
Она характеризуется относительным единством
гончарной керамики и металлических изделий
- продукцией ремесленных мастерских,
но значительной разнотипностью погребальной
обрядности, домостроительства и лепной
посуды, отражая неоднородную этноструктуру
населения: в его составе были местные
скифо-сарматы и гето-фракийцы, пришлые
славяне и германцы.
Изделия ремесленного
производства распространялись по всей
территории черняховской культуры среди
ее населения независимо от принадлежности
к тому или иному этносу. Многочисленные
находки римских монет и "варварских
подражаний" свидетельствуют о становлении
в черняховской среде товарно-денежных
отношений с внутренним и внешним денежным
обращением [9, 10]. О наличии торговых связей
с римским миром говорят нередко встречающиеся
среди памятников черняховской культуры
амфоры, краснолаковая и красноглиняная
столовая посуда, сосуды из цветных металлов,
изделия из стекла и др.
В разных частях
Черняховского ареала имели место
неодинаковые этнические процессы. Так,
по концентрации вельбарских компонентов
выделяются два региона - междуречье нижнего
Дуная и Днестра и нижнее Поднепровье,
соответствующие двум ветвям готов - вестготам
(везеготам) и остготам (остроготам). На
правобережье Днестра готы поселились
среди гето-даков еще во время первой миграционной
волны, датируемой второй половиной II
в. Так, Иордан сообщает о крупных вторжениях
северодунайских племен в пределы Римской
империи уже в 248 и 251 гг. В письменных источниках
IV-V вв. эта область именуется Готией. Вторую
волну миграции составили остроготы, местом
расселения которых стало нижнее Поднепровье.
В области территориального
смешения славянского населения
со скифо-сарматским (лесостепные земли
между Днестром и Днепром, наиболее
пригодные для земледелия) складывается
славяно-иранский симбиоз. В результате
процесса постепенной славянизации аборигенов
формируется новообразование, известное
в исторических источниках как анты - это
иранский этноним, унаследованный славянским
образованием, пережившим симбиоз со скифо-сарматами.
Их памятники составляют подольско-днепровский
регион черняховской культуры, в котором
проявляются такие элементы домостроительства,
погребальной обрядности и лепной глиняной
посуды, которые стали весьма характерными
для раннесредневековой славянской культуры
Днепровско-Днестровского региона.
К периоду славяно-иранского
симбиоза относится целый ряд
языковых и культурных элементов, воспринятых
или унаследованных юго-восточной
частью раннего славянства из иранского
мира. Языковое влияние проявляется в
материалах лексики, элементах фонетики
и грамматики. Это дало основание В.И. Абаеву
утверждать, что в этногенезе рассматриваемой
группы славян участвовал скифо-сарматский
этнический субстрат [11]. Анализ языковых
иранизмов позволяет говорить о том, что
в римское время складывается антская
диалектная область [12]. Иранское наследие
в юго-восточной части расселения славян
выявляется также в духовной культуре
и антропонимике [13-16].
Анты неоднократно
упоминаются в исторических трудах VI-VII
вв. Согласно Иордану, анты заселяли области
между Днестром и Днепром. Используя сочинения
своих предшественников, этот историк
освещает и более ранние события. когда
анты враждовали с готами. Сначала анты
сумели отразить нападение готского войска,
но через некоторое время готский король
Винитарий все же разгромил антов и казнил
их князя Божа и 70 старейшин. Л.В. Милов
указал на наличие в праславянской лексике
комплекса терминов (князь, дружина, господин,
купец, худоба в значении "бедность",
голота - "нищета", дань - "повинность",
цята - "денежная единица"), ассоциирующихся
с ранней государственностью и зарождающимся
классовым обществом. Существенно то.
что эти лексемы свойственны не всему
славянскому миру, а только болгарскому,
сербскохорватскому, словенскому, македонскому
и древнерусскому языкам [17]. Согласно
археологическим данным, все это относится
к славянам, вышедшим из антского ареала,
и, следовательно, формирование этой терминологии
нужно относить к антам. Таким образом,
можно полагать, что антское общество
в позднеримское время было социально
расслоенным и соответствовало зрелым
формам военной демократии. Анты создали
раннегосударственное образование, во
главе которого стоял вождь, возможно,
с наследственной властью.
Небольшая группа
исследователей (И. Вернер, К. Годловский,
М.Б. Щукин и др.) полагает. что
римская цивилизация не затронула
славянский мир, и в этой связи
отрицает проживание славян в ареале
провинциальноримских культур пшеворской
и черняховской. По мнению К. Годловского,
модель славянских культур начала средневековья
по уровню общественно-экономического
развития значительно ниже той, что наблюдается
в провинциально-римских культурах. она
близка культурам населения лесной части
верхнего Поднепровья первой половины
I тыс. н.э., и здесь следует локализовать
славян римского времени [18]. Такая мысль
явно противоречит данным археологии
и гидронимики, отчетливо демонстрирующим
принадлежность этих земель балтской
этноязыковой общности [19, 20].
К настоящему времени
наукой собрано немало фактов, достаточно
надежно свидетельствующих, что на определенном
этапе славяне проживали по соседству
с римским миром и освоили целый ряд элементов
его культуры. Исследователи не раз обращали
внимание на воздействие римской цивилизации
на некоторые стороны славянской народной
жизни. Так, не подлежит сомнению, что наименование
календарных циклов (коляда, русалии и
др.) было воспринято славянами от римлян
еще в общеславянский период. Анализы
раннесредневекового керамического материала,
выполненные чешскими исследователями
Д. Бялековой и А. Тирпаковой, показали,
что сосуды изготавливались в соответствии
с римскими мерами еще в то время, когда
славяне жили к северу от Карпат.
В результате изучения
топонимики Греции и лексики греческого
языка существенные выводы были сделаны
Ф. Малингудисом [21]. В топонимике Пелопоннеса,
Эпира и западной части материковой Греции
и лексике здешнего населения засвидетельствован
весь спектр славянской земледельческой
терминологии, начиная от обработки пашенных
участков (поле, борона, ярмо, мотыга, корчевать,
выжигать и др.) и кончая уборкой урожая
и молотьбой зерна (серп, коса, ток, гумно,
молотьба и др.). К этому можно добавить
также наличие в данных областях таких
славянских лексем, как жито, пшено, сад,
слива и др. Славянам, пришедшим в Грецию,
уже были знакомы водяные мельницы, хорошо
известные в провинциально-римском мире;
бороны, приспособленные для обработки
пахотных полей на равнинной местности
(до этого греки знали иной тип бороны,
более пригодный для работ на предгорных
и гористых землях); косы, серпы и мотыги
тех типов, которые были свойственны провинциально-римским
культурам. Знакомство славян, расселившихся
в VI-VII вв. на территории Греции, с римской
культурой проявлялось не только в сельскохозяйственной
лексике, но и в терминологии, связанной
со строительством, обработкой металлов
и дерева, ткачеством, рыболовством и пчеловодством.
Достаточно очевидно, что такая ситуация
могла иметь место только в том случае,
если славяне продолжительное время проживали
в данном ареале.
Ныне ясно, что
еще недавно распространенное в
литературе мнение, согласно которому
ареал первоначального
Когда закладывались
основы языка славян, они проживали
в ареале древнеевропейских гидронимов
и пользовались ими. Необходимо было
время для появления собственно славянской
топонимики. Пласт самых ранних славянских
гидронимов образуют древнеевропейские
названия вод, оформленные с помощью славянских
формантов, суффиксации, аблаутации и
др. Они выделены и недавно описаны немецким
лингвистом Ю. Удольфом [23]. Их ареал - это
земли к северу от Карпат (бассейны верхних
течений Одера и Вислы) и на восток - до
правобережья среднего Днепра, что соответствует
территории, освоенной славянами в римское
время, как она очерчивается по археологическим
данным.
Хронологически
проживание славян в римское время
в провинциальноримском ареале совпадает,
согласно периодизации Ф.П. Филина, со
средним этапом эволюции праславянского
языка [5]. В это время происходят
серьезные изменения в его
фонетике (палатализация согласных, устранение
некоторых дифтонгов, изменения в сочетаниях
согласных, отпадения согласных в конце
слова), эволюционирует грамматический
строй. Есть все основания полагать, что
такие явления были обусловлены прежде
всего взамодействием славян с другими
этническими образованиями [24]. Это полностью
соответствует той ситуации, которая восстанавливается
по данным археологии. Наиболее тесные
внутрирегиональные контакты, как об этом
говорят археологические материалы, славяне
поддерживали с племенами германцев, и
именно в это время славянская лексика
пополнилась значительным числом заимствований
из их языка [25, 26].
В конце IV в. развитие
провинциальноримских культур - пшеворской
и черняховской - прервалось нашествием
воинственных кочевых племен -гуннов.
Северное Причерноморье и области к северу
от Карпат были разорены. Перестали функционировать
ремесленные центры, снабжавшие своими
качественными изделиями население обширного
ареала, среди которого значительную часть
составляли славяне-земледельцы. Восстановить
прежнее производство было невозможно:
мастера-ремесленники или погибли во время
гуннского нашествия, или вместе с германцами
ушли в пределы Римской империи. Продолжали
работать лишь "странствующие ремесленники",
сохранившие некоторые навыки. Наблюдается
резкий упадок культуры, быта и экономики
- уровень материальной культуры славян
начала средневековья оказался намного
ниже провинциально-римского.
Ситуация усугублялась
значительным ухудшением климата. Как
известно, первые века нашей эры в климатическом
отношении были весьма благоприятны для
жизни и сельскохозяйственной деятельности
- основы экономики основной массы славян.
И археология ярко свидетельствует о значительном
росте народонаселения в то время, заметном
увеличении числа поселений и развитии
техники земледелия. С конца IV в. в Европе
наступило резкое похолодание. Особенно
холодным было V столетие, тогда наблюдались
самые низкие температуры за последние
2000 лет. Отмечался резкий рост увлажненности
почвы, что было обусловлено и увеличением
осадков, и трансгрессией Балтийского
моря. Повысился уровень рек и озер, поднялись
грунтовые воды, разрослись болота. Многие
поселения римского времени оказались
затопленными или подтопленными, а пахотные
земли - непригодными для земледелия. Значительные
массы населения вынуждены были покинуть
Висло-Одерский регион - началась "великая
славянская миграция".