Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 21:58, доклад
Большой вклад в изучение славянского этногенеза внесло языкознание. Поиски истоков славянства и развития праславянского языка были начаты лингвистами в XIX в. Вообще, язык - надежный признак всякой этнической общности, однако лингвистика изучает глоттогенез, а он далеко не тождествен этногенезу. Языкознанию недостает пространственной и хронологической определенности. Антропология изучает антропогенез, который часто полностью не соответствует этноязыковым процессам. Для освещения сравнительно недавнего прошлого можно привлечь этнографию и фольклористику, но применительно к отдаленным периодам истории данные этих наук имеют ограниченное значение. Вспомогательная роль принадлежит и ономастике. Славяне первых этапов своей истории не отражены в письменных источниках, по ним можно представить историю только от средневековой поры.
ЭТНОГЕНЕЗ
РАННИХ СЛАВЯН
Большой вклад
в изучение славянского этногенеза
внесло языкознание. Поиски истоков
славянства и развития праславянского
языка были начаты лингвистами в
XIX в. Вообще, язык - надежный признак
всякой этнической общности, однако лингвистика
изучает глоттогенез, а он далеко не тождествен
этногенезу. Языкознанию недостает пространственной
и хронологической определенности. Антропология
изучает антропогенез, который часто полностью
не соответствует этноязыковым процессам.
Для освещения сравнительно недавнего
прошлого можно привлечь этнографию и
фольклористику, но применительно к отдаленным
периодам истории данные этих наук имеют
ограниченное значение. Вспомогательная
роль принадлежит и ономастике. Славяне
первых этапов своей истории не отражены
в письменных источниках, по ним можно
представить историю только от средневековой
поры.
Безусловно, важнейшими
в изучении древнейшей истории славян
являются данные археологии. В современных
археологических изысканиях весьма
широко применяются естественно-
Прежде чем
приступить к изложению проблемы
происхождения и начальной
Во-первых, в
интердисциплинарном исследовании выводы
каждой из наук должны полностью обосновываться
собственными материалами, но никак не
навеянными данными смежных наук.
Во-вторых, этногенез
славян должен рассматриваться во взаимосвязи
с изучением этноистории
В-третьих, надо
иметь в виду, что на вопрос о
соотношении археологических
В древности
этническая история была весьма сложной
и мозаичной, что обусловлено
различными миграциями, процессами метисации,
ассимиляции и интеграции этносов. Археология
знает культуры и моноэтничные, и полиэтничные,
и характеризующие более сложные ситуации,
и не соответствующие этносам, и вовсе
неопределимые в этническом отношении.
Хотя, конечно, современная археология
в состоянии разобраться во всем этом
многообразии.
В археологии основным
в изучении культуро-генеза является
ретроспективный метод. Он заключается
в поэтапном прослеживании
В настоящее
время очевидно, что распад индоевропейского
языка был многоактным
Эта этноязыковая
общность существовала в Центральной
Европе во II тыс. до н.э. и названа
Г. Краэ древнеевропейской. Из нее со временем
вышли кельты, италики, иллирийцы, венеты,
германцы, балты и славяне. Древнеевропейцы
выработали общую терминологию в области
сельского хозяйства, социальных отношений
и религии. Следами их расселения стали
специфические гидронимы, охарактеризованные
тем же исследователем. Он определил, что
области Средней Европы севернее Альп
были наиболее ранним регионом расселения
древнеевропейцев.
Выводы Г. Краэ нашли авторитетное подтверждение в последующих лингвистических исследованиях. Так, известный советский иранист В.И. Абаев выявил ряд североиранско-европейских языковых сближений и параллели в области мифологии, бесспорно свидетельствующие о контактах древних иранцев Юго-Восточной Европы с еще не расчлененными европейскими племенами. Он считал, что древнеевропейскую языковую общность следует признать исторической реальностью [3]. На основе анализа славянской лексики гончарного, кузнечного, текстильного и деревообрабатывающего ремесла О.Н. Трубачев пришел к заключению, что носители раннеславянских диалектов или их предки в то время, когда формировалась эта ремесленная терминология, находились в тесных контактах с будущими германцами и италиками, то есть индоевропейцами Центральной Европы [4]. Ученый определяет центрально-европейский культурно-исторический ареал, который в общих чертах соответствует археологическому - территории среднеевропейской общности полей погребальных урн и гидронимическому ядру древнеевропейцев. Схема дифференциации индоевропейцев показана на рис. 1.
Рис. 1. Схема
дифференциации индоевропейцев
Независимо от
языкознания к аналогичному выводу
приходит и археология. При поисках
истоков славянства многоступенчатый
ретроспективный метод подводит
к среднеевропейской культурно-
В настоящее
время есть все основания отождествлять
население среднеевропейской
Рис. 2. Расселение древнеевропейцев и образование новых этносов
а - ареал среднеевропейской культурно-исторической общности полей погребальных урн: б - основные направления расселения; в - ареал западногальштатской культуры; г - ясторфской культуры; д - культуры подклешевых погребений; е - поморской культуры (окраинные балты); ж - западнобалтских курганов; з - культуры италийских племен; и - восточногальштатской культуры; к - культуры эсте
На этапе перехода
от бронзового века к железному в
результате миграций, дифференцио-нальных
и неодинаковых экономических процессов
из среды древнеевропейской
Культура подклешевых
погребений (характерным обрядом
было накрывать остатки сожжений крупным
сосудом - по-польски "клеш" - опрокинутым
вверх дном) соответствует первому этапу
развития славянского языка и этноса.
Язык славян в это время только что начал
самостоятельную жизнь, постепенно вырабатывая
собственную структуру и лексику [5]. Соотнесение
данных археологии и языкознания выявляет
их полную корреляцию. Лингвистика свидетельствует
о контактах славян в это время с западными
балтами, германцами и скифами. Согласно
материалам археологии, население культуры
подклешевых погребений соседствовало
и тесно взаимодействовало на северо-востоке
с западными балтами (культура западнобалтских
курганов), на северо-западе с германцами
(ясторфская культура) и на юго-востоке
со скифскими племенами.
Следующий этап
истории славян связан с тесными контактами
с кельтами. Последние, преодолев двумя
волнами Судеты и Карпаты, расселяются
на Одере в Силезии, где складывается типичная
для кельтов латенская культура, и на Висле
в Малопольше, где формируется тынецкая
культура, в которой сочетаются кельтские
особенности с пшеворскими. Значительное
воздействие культуры кельтов фиксируется
и далее к северу Висло-Одерского междуречья.
В результате культура подклешевых погребений
трансформируется в пшеворскую, на первых
порах с явной "кельтской окраской".
Постепенно славяне - носители пшеворской
культуры - ассимилировали кельтов сначала
Малопольши, а позднее и Силезии. Кельтский
субстрат оказал мощное воздействие на
развитие пшеворской культуры, наследие
кельтов проявляется в керамическом производстве,
металлургии и кузнечном деле, погребальной
обрядности, в духовной жизни. В конечном
итоге образуются две диалектно-этнографические
группы славянства - южная, где в этногенезе
славян участвовал кельтский субстрат,
и северная, где славяне тесно взаимодействовали
с кельтской цивилизацией как соседи (рис.
3).
Рис. 3. Славяне в римское время
а - ареал северного варианта пшеворской культуры; б - южного варианта пшеворской культуры, сформировавшегося при участии кельтского субстрата; в - территория расселения кельтов в эпоху латена; г - территории расселения сарматских племен и поздне-скифских культур до расселения в Северном Причерноморье славян и готов; д - подольско-днепровский вариант черняховской культуры; е - общая граница ареала черняховской культуры
Со времен И. Домбровского
(1753-1829) и до наших дней в лингвистике широко
распространено положение, согласно которому
славяне первоначально разделились на
две большие группы. Исследователями охарактеризованы
морфологические, синтаксические и словообразовательные
критерии такого членения. Ф.П. Филиным
показано своеобразие севернославянской
лексики, относящейся к особенностям местности
и явлений природы, к названиям растений,
рыб, животных и птиц, терминам земледелия.
Археология ставит этот разграничивающий
процесс на конкретно-историческую основу.
Первые упоминания
славян античными авторами (под именем
"венеды", "венеты") датируются
I-II вв. н.э. [6]. О том, что это действительно
были славяне, достаточно определенно
свидетельствует Иордан - автор "Гетики",
написанной в середине VI в. Он сообщает,
что венеты - "многочисленное племя",
расселившееся "от истоков Вистулы
(Вислы) на огромных пространствах",
известное преимущественно как славяне
и анты. Судя по раннесредневековым документам,
венедами называли славян их ближайшие
соседи - германцы, и этим этнонимом немцы
до сих пор именуют славян-лужичан. Венедами
называют славян и прибалтийские финны
- эстонцы, карелы, вепсы и собственно финны.
Этноним "венеды",
нужно полагать, восходит к древнеевропейской
общности. Из нее, как уже говорилось, вышли
венеты Северной Адриатики, а также кельтское
племя венетов в Бретани, покоренное Цезарем
во время походов в Галлию в 50-х годах I
в. до н.э., и венеды (венеты) - славяне. Впервые
венеды (славяне) встречаются в энциклопедическом
труде "Естественная история", написанном
Плинием Старшим (23/24-79 гг. н.э.). В разделе,
посвященном географическому описанию
Европы, он сообщает, что Энингия (какая-то
область Европы, соответствия которой
нет на современных картах) "населена
вплоть до реки Висулы сарматами, венедами,
скирами...". Скиры - племя германцев,
локализуемое где-то севернее Карпат.
Очевидно, их соседями (а также сарматов)
и были венеды.
Несколько конкретнее
местожительство венедов
Области, занятые
славянами в римское время (II-IV
вв. н.э.), не имели каких-либо естественных
рубежей. Туда неоднократно вторгались
с запада различные племена германцев,
что документируется