Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 16:42, реферат
В настоящее время в России также осуществляется реформирование экономики и финансовой системы, государственного устройства, проводится реформирование армии, судебной системы и многих других отраслей. Поэтому тема экономических реформ для России актуальна в любое время. В историческом плане экономическая политика Петра I и Екатерины II представляет интерес в связи с тем, что за годы их царствования произошли существенные изменения в экономике.
Введение 3
Промышленное производство 3
Развитие торговли 8
Сельское хозяйство 9
Финансовая политика 12
Заключение 15
Литература 17
В 1710 г. правительство Петра I осуществило подсчет доходов и расходов. Оказалось, что средняя ежегодная сумма доходов не превышает 3330 тысяч рублей. Расходы на армию и флот составили около 3 миллионов, а все остальные расходы около 824 тысяч рублей. Ежегодный дефицит был приблизительно равен 500 тысячам рублей, составляя 13% расходного бюджета. Первоначально дефицит покрывался за счет остатков прошлых лет.
По
смете на 1710 г. предвидевшийся полумиллионный
дефицит нужно было покрыть дополнительным
сбором по полтине с тяглого двора.
Это был обычный вид
Прежде налоговая система была основана на подворной переписи 1678 г. По различным источникам число было от 787 тыс. до 833 тыс. дворов. Подворовое налогообложение было введено во второй половине XVII в. При подворном обложении прямые налоги взимались с крестьянских и посадских дворов, многочисленные натуральные повинности переведены в денежную форму и сведены в единый сбор. Прямое обложение было сведено в две классовые подати: одна, под названием ямских и полоняничных денег, падала на крепостных людей, другая, стрелецкая, во много раз более тяжелая, была положена на все остальное тяглое население. Оба налога в прежнем окладе взимались и при Петре.
С
целью упорядочения системы налогообложения
по указу Петра I была проведена перепись
населения. Перепись 1710 г. обнаружила убыль
тяглого населения почти на четверть.
Причинами такого снижения были: рекрутские
наборы, отправка десятков тысяч рабочих
на верфи, на каналы, на стройку новой
столицы и бегство крестьян от
тяжести налогов и
Формирование регулярной армии, строительство флота, расходы на ведение войн и строительство Петербурга, казенных заводов и т.д. резко увеличили расходы и потребовали новых источников доходов.
Северная
война (1700 - 1721) еще больше усилила
потребность государства в
Финансовая политика Петра I характеризовалась небывалым до его правления налоговым гнетом. Рост государственного бюджета достигался за счет расширения косвенных и увеличения прямых налогов. Начиная с 1704 г. один за другим вводились сборы: поземельный, померный и весчий, хомутейный, шапочный и сапожный - от клеймения хомутов, шапок и сапог, подужный, с извозчиков - десятая доля найма, посаженный, покосовщинный, кожный - с конных яловочных кож, пчельный, банный, мельничный - с постоялых дворов, с найма домов, с наемных углов, пролубной, ледокольный, погребной, водопойный, трубный - с печей, привальный и отвальный - с плавных судов, с дров, с продажи съестного, с арбузов, огурцов, орехов, дубовых гробов, бань, улья, с рыбной ловли, бороды и т.д. Обложению подвергались не одни угодья и промыслы, но и религиозные верования, не только имущество, но и совесть. Все эти сборы получили название канцелярских сборов, так как ими ведали многочисленные канцелярии. Введен был гербовый сбор с заключения договоров в письменной форме - “купчих крепостей”. Ряд товаров был взят в казенные монополии: деготь, смола, щетина, ворванное сало, поташ, икра, ревень, рыбий клей, рыбий жир. Государственной монополией стал экспорт хлеба, а затем - и металла. Введена была табачная монополия и монополия продажи водки. Правительство иногда продавало монополию водки откупщикам и формы торговли на протяжении XVIII в. менялись.
В 1718 - 1724 гг. Петр I ввел подушную подать, заменившую существовавшие с 1679 г. подворовое налогообложение. Ее размер был исчислен просто. Содержание армии и флота стоило 4 млн. руб. Эта сумма была разделена на количество мужских ревизских душ: с крестьянской пришлось 74 коп., посадской - 1 руб., государственных крестьян- 1 руб. 14 коп. в год. Душа мужского пола была не реальной плательщицкой единицей, а счетной, так как подушная подать взимались и с младенца, и с дряхлого старика, и с давно умершего, но числившегося в ревизионных актах. Все податное население страны было прикреплено к месту уплаты подушной подати. Для учета мужского населения в стране, в 1720 году, была проведена его перепись - ревизия. Ревизии в последствии проводились раз в 20 лет. Подушная подать превышала платежеспособность населения, что вызывало рост недоимок. В 1732 г., например, они составили 15 млн. руб. и вдвое превышали сумму доходов. Введение подушной подати увеличило доходы бюджета. К концу Петровского правления (1725 г.) государственные доходы по сравнению с 1701 г. выросли почти в 4 раза и составляли 8,5 млн. руб. из которых более половины (4,6 млн. руб.) приходилось на подушную подать. Структура доходов государственного бюджета была следующая: 55 % давали прямые налоги, а косвенные - 24,9 %. Такая система налогов существовала на протяжении всего XVIII в. Подушная подать была гораздо тяжелее прежних подворных и поземельных податей и давала правительству гораздо большую, сравнительно со сборами XVII века сумму денег.
В целом доходы увеличивались в связи с развитием рынка, ростом промышленности и численности населения. Громадные дефициты первых лет XVIII века уменьшились к концу царствования Петра I, хотя и на склоне своих лет он все еще не переставал нуждаться в деньгах на содержание армии и флота, на потребности народного хозяйства.
В 1718 г. проведена денежная реформа, выпущены новые серебряные монеты с пониженным содержанием серебра и медные монеты, что привело со временем к инфляции, но дало значительный доход государству.
Существенным
компонентом денежной реформы явилась
реорганизация системы
Во
второй половине XVIII в. продолжалось развитие
кредитно-финансовой системы. В 1769 году
были выпущены ассигнации – первые
российские бумажные деньги. В 1786 году
создан Ассигнационный банк для организации
их обращения. Но в связи с огромными
затратами на ведение войн и другие
государственные расходы к
В этот период государственные расходы опережали рост доходов на 20%, все увеличивавшихся налоговых и таможенных сборов не хватало для удовлетворения потребностей и Россия впервые прибегла к зарубежным займам – в Голландии и Италии.
Начало
обращения ассигнаций, а также
и издание Вексельного и
Заключение
Несомненно, что экономическая политика Петра I была переворотом в экономической жизни страны. Различие мнений историков заключается в том, что одни считают этот переворот благом для страны, а другие трагедией.
Петр I в своей практике широко использовал методы жесткого администрирования. Это неизбежно вело к правительственному вмешательству в экономику, мелочной регламентации, придирчивому надзору. Такая практика нередко отпугивала желающих заняться предпринимательским делом, ослабляла предприимчивость людей. Бюрократическое регулирование промышленности не могло создать ей здоровой основы. Под влиянием государственной власти целые отрасли народного хозяйства перешли почти исключительно на применение труда крепостных, что, естественно, не способствовало капиталистическому развитию страны, формированию российской буржуазии.
Противоречивые действия Петра при проведении реформ нанесли немалый ущерб стране и ее народу.
Необходимо
отметить и важные результаты реформ,
благодаря которым Россия стала
мировой державой. Во-первых, петровские
реформы, тесно связанные с
Военная, экономическая и финансовая политика Петра не всегда приводила к позитивным результатам, однако при всех неудачах его реформаторской деятельности, он, тем не менее, сделал большой шаг вперед сравнительно со своими предшественниками; в 17 веке только смутно понимали необходимость экономических реформ и лишь немногие люди сознавали по какому пути они должны идти.
Петр
сделал реформы одной из главных
задач правительственной
Реформы
Петра затронули не только оборону,
экономику и финансы. Они повлекли
за собой необходимость
В результате военных побед и экономических достижений Россия стала великой европейской державой, а с 22 октября 1721г. официально провозглашались империей, представлявшей собой могучее и огромное государство мира.
Как результат реформ Екатерины II можно выделить следующее.
Итоги политики Екатерины II.
Господствовало экстенсивное развитие экономики. Темпы роста экономики России и, особенно, уровень ее развития все еще отставали от передовых стран Запада.
В основе сельского хозяйства, тяжелой и некоторых отраслей легкой промышленности лежал подневольный труд крепостных, посессионных и приписных работников.
Возможности развития хозяйства на основе крепостного права не могли обеспечить более быстрых темпов развития. Крепостничество постепенно становилось тормозом экономического прогресса. Развитие товарно-денежных отношений, формирование всероссийского рынка, зарождение капиталистического уклада привело к деформации основных признаков крепостничества. Постепенно зарождался процесс разложения феодально-крепостнической системы.
В то же время, потенциал экономического развития крепостного хозяйства сократился, но еще не был полностью исчерпан. Росло аграрное, прежде всего зерновое производство, повышался объем экспорта хлеба.
В экономике страны, при этом развивались и прогрессивные тенденции. Быстро росли промышленность, включая мануфактурную, и торговля. Развивались товарно-денежные отношения, в том числе в сельском хозяйстве. В государственной политике под воздействием идей европейского Просвещения практиковались элементы «экономического либерализма».
Во
второй половине XVIII века экономика, особенно
промышленность и торговля России развивалась
относительно высокими темпами. В этот
период сочетание продворянской
политики и элементов «экономического
либерализма» еще приносило свои
плоды и обеспечило к концу
правления Екатерины II создание эффективной
системы управления, мощной армии
и флота, решение внешнеполитических
задач и социально-политическую
стабилизацию в стране.
Литература:
Информация о работе Экономическая политика Петра I, Екатерины II