Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 01:05, доклад
Цели моего доклада состоят в том, чтобы, отталкиваясь от истории развития ремесла, раскрыть основные признаки городского ремесла как мелкого ручного промышленного производства, основанного на личном труде собственника мастерской, выяснить цель ремесленного производства, основные предпосылки возникновения цехов, учитывая особенности феодальной экономики, выяснить особенности и значение цеховой организации городского ремесла, проанализировать экономическую политику цехов на основе цеховых уставов и показать роль цеха и этапы его развития в средневековом городе.
Введение………………………………………………………………….3
Глава I. Средневековое ремесло как мелкотоварное производство………….8
Глава II. Цеховое ремесло. Экономическая политика цеха
§1. Что такое цех?.......................................................................................19
§2. Экономическая политика – цеховая регламентация. Функция цехов в жизни..………………………………….............................................................24
Заключение. Роль цеха и этапы его развития…………………………29
Список источников и литературы……………………………………….31
Важным
все время увеличивающимся
«Большинство горожан были заняты в сфере производства и обращения товаров, это, прежде всего, ремесленники разных специальностей, которые сами же сбывали свои изделия»17, т.е. цель мелкотоварного ремесленного производства была не прибыль с производства, не накопления с доходов производства, а обеспечение достойного существования ремесленника и его семьи за счёт обращения произведенного товара в своей мастерской.
Средневековый
ремесленник – это
Если следовать дальше за характерными признаками мелкого производства, мы обратимся к характеру орудия труда (мелкий ручной труд), размерам производства, количеству рабочей силы и выпускаемого ей товара, к характеру технологического процесса и другим характерным особенностям средневекового ремесла.
Труд ремесленника – одна из основ жизни средневекового города. В отличие от современных рабочих, тогдашний ремесленник изготовлял вещь от начала и до конца своими руками. Обычно вещь изготовлялась для конкретного заказчика, и мастер, заботясь о своем добром имени, в каждом творении стремился показать лучшее, на что он способен. Может быть, поэтому многие изделия средневековых мастеров – «оружейников, ювелиров, резчиков по дереву»19– и в наши дни поражают совершенством исполнения изделия. Это доказывает, что характер орудия труда был мелкий ручной труд, который был характерен для средневекового ремесла.
В целях ознакомления с дальнейшей историей развития ремесла выделим и охарактеризуем главные виды средневекового ремесла, как мелкотоварного и цехового производства.
С
VII-XIII вв. в связи с увеличением
покупательной способности
В Центральной и Западной Европе в XII—XIII вв. из среды кузнецов и оружейников выделились ремесленники, изготовлявшие мечи, кольчуги, шпоры, ножовщики, гвоздильщики, сверлильщики, жестянщики, специалисты по насечке напильников, механики. Из той же среды выделились волочильщики, игольщики, специалисты по изготовлению наперстков, пушечных дел мастера. Преобладали пекари, мясники, портные, сапожники и различные специалисты, по металлообработке. В торговых городах, ориентированных на экспорт, эти пропорции смещались в пользу тех или иных специальностей, например, металлообработки в Нюрнберге и Аугсбурге, деревообработки в портовых городах Ганзы. В деревнях ремесленников было меньше, и их число увеличилось лишь в позднем средневековье, причем преимущественно в областях с ремеслами, ориентированными на экспорт. Преобладали кузнецы и мельники, иногда также гончары, пекари и мясники21. Так же мы узнаём, что во второй половине XI века в Париже существовало уже до 40 отдельных профессий (ремёсел)22.
Далее
мы аргументируем такую
Что касается объёма производства, то очень мало внимания уделяют статуты защите мелких производителей от внутрицеховой конкуренции. «Объём производства не регламентируется. Единственный титул, в статуте
черепичников, имеющий подобное значение, видимо, имеет в виду лишь обеспечение качества изделий»24.
Каков же был сам процесс изготовления ремесленного изделия, и какой характер носил технологический процесс средневекового ремесла в начале? Попробуем в этом разобраться.
«Средневековый
мастер всегда целиком изготовлял предмет
своей специальности, например, башмак,
последовательно делая каблук, подметку,
верхи, и совершенно так же работал
его помощник – подмастерье. Кузнец
на самых начальных стадиях
В дальнейшем от основной специальности кузнеца отделяется ряд других специальностей. Появляются профессии шлемников26, панцырников, мечников и другие, а значит, ремесленная масса города предстанет перед нами очень дифференцированной в профессиональном отношении слоём населения. Но к этому вопросу мы обратимся во второй главе моего доклада.
«Льноткацкое ремесло не требовало больших средств, так как лён большей частью получался из близких местностей, а орудия производства были примитивны. Ткачи льняных изделий обычно жили в кварталах, населенных беднотой. Часто ремесло это процветало в сельских местностях, часто им занимались монахини и бегкинки (члены полумонашеского ордена). В силу указанных причин льноткачество являлось во многих городах презренным ремеслом; впрочем, в некоторых городах Южной Германии, например в швабских, льноткацкий цех пользовался уважением и почетом. Это объясняется, вероятно, тем, что полотно составляло в Швабии предмет широкого экспорта и в эту отрасль там были возложены значительные по тому времени средства»27.
«Согласно данным обследования профессионального состава населения города Франкфурта – на – Майне, в первой половине XIVв. в нем насчитывалось 173 профессии, большей частью ремесленные, во второй половине XIVв. – уже 579 профессий. В одной лишь металлообрабатывающей промышленности там насчитывалось в XIV-XVвв. 35 различных профессиональных обозначений, в деревообделочной промышленности – 17, в текстильной – также 17, а в строительной 19»28. Всё это свидетельствует о развитии ремесленного дела в количественном отношении в городах XIV-XVвв.
«Очень большое неравенство в размерах производства встречалось в шерстоткацком цехе Франкфурта по данным устава 1432г. Цифры ярмарочной выработки мастеров определяются в нем следующим образом: 11 мастеров вырабатывают по 30 кусков, 22 мастера – по 24 куска, 10 мастеров – по 16 кусков, 8 мастеров – по 12 кусков, 20 мастеров – по 10 кусков, 13 мастеров – по 8 кусков и 49 мастеров – по 4 куска. Таким образом, максимальная величина выработки сукна превышает минимальную её величину в 7,5 раза! Такое неравенство в смысле количества производимого продукта, установленное самим цеховым законом, предполагает при ограниченном размере рабочей силы, которую вправе держать в мастерской, что одни мастера работают на других, т.е. другими словами, предполагает домашнюю систему крупной промышленности»29.
А теперь рассмотрим мелкотоварное производство более подробно, опираясь на иерархию в ремесленной мастерской.
Мастер, подмастерье, ученик – такова основная иерархия цеховой общины. Это деление мы встречаем повсеместно.
«Повсеместное распространение ученичества в средние века объясняется охарактеризованной специфике средневекового ремесла, заключающейся в том, что внутри мастерской разделения труда не было, и каждый ремесленник с начала до конца производил все операции. Срок ученичества был различен: от 2 до 7 и даже 10 лет в зависимости от сложности ремесла и от некоторых привходящих условий, о которых речь будет ниже. К поступающим в ученики предъявили ряд специфических требований. Обычно во всех странах требовали их происхождения от законного брака. Но некоторые цехи выдвигали ещё и другие требования. Богатые цехи золотых дел мастеров в немецких городах требовали, чтобы ученик не происходил из семьи ткача льняных изделий и цирюльника – эти профессии считались презренными, между тем как золотых дел мастера пользовались большим почетом в общественном мнении»30.
В
статутах любекских цехов выдвигалось
требование, чтобы лица славянского
происхождения не допускались к
изучению ремесла. Это явилось резким
проявлением дискриминации
«Родители или опекуны мальчика, поступающего в ученики к мастеру, заключали с этим последним договор в устной или письменной форме. Договором устанавливался срок ученичества и характер взаимоотношений ученика и мастера. Отец или опекун ученика обязан был внести за его обучение мастеру определенную сумму»31. Учение же в западноевропейских городах обыкновенно ничего от мастера не получал. «Плата мастера ученику представляла там исключительное явление и свидетельствовала о том, что ученик уже вполне усвоил данное ремесло и является, в сущности, не учеником, а вполне обученным подмастерьем. В таком исключительном положении находились ученики страсбургских скорняков, они получали от своих мастеров плату за работу»32. Договоры дают наглядное представление об условиях ученичества. Привожу один из них: « Я, Иоганн Тойнбург, старый бюргер города Кельна, объявляю всем, что отдаю благопристойному мужу, золотых дел мастеру Айльфу Бруверу, моего законного сына Тениса, изъявившего на это свое согласие, для изучения ремесла золотых дел мастера в Кельне. Тенис обязан служить 8 лет без перерыва…Мастер Айльф обязан кормить моего сына все вышеуказанные 8 лет. Я же, Иоганн, честно одевать его. Если мой сын умрёт, то мастер обязан вернуть мне 8 гульденов из тех 16 гульденов, которые я ему дал вперёд....Я, Тенис, тем не менее, остаюсь связанным договором и обязан прослужить до конца 8 лет, как это обычно принято в Кельне, в вышеуказанном цехе»33.
Побеги от учеников от мастера, которому они отдавались для обучения ремеслу, представляли частые явления. К этому ученика вынуждала вся обстановка его жизни. Строгость мастера, частое применение сил ученика не столько для изучения ремесла, сколько частые побои. Некоторые цеховые статуты Парижа содержат пункты, гласящие, что «если ученик нарушает содержащиеся в договоре условия»34, то мастер должен наказать его сам, не поручая этого дела своей супруге. Отсюда следует, что и жены мастеров нередко били учеников. Бывали случаи нанесения мастером ученику увечья. Положение ученика было патриархально-крепостным состоянием.
«Подмастерье – это уже вполне обученный платный работник, еще не успевший стать мастером. В немецких и французских статутах он прямо называется «слугой» - работников. По-видимому, цеховой закон разрешал юноше, прошедшему срок ученичества, немедленно же открыть мастерскую. Но фактически он часто лишен был возможности сделать это ввиду отсутствия материальных средств, нужных для оборудования мастерской, что побуждало его поступить в работники»35. Таково было первоначальное положение, как это называлось во Франции, – шедевр. «Статуты золотых дел мастеров в Любеке постановляют, что желающий стать мастером должен сделать три золотые вещи: колечко ажурной работы, английское запястье, даримое при обручении, гравированное и черненое, и кольцо для рукоятки кинжала»36.
Чтобы сделаться мастером, необходимо было выдержать 2 экзамена: 1) устный. На котором кандидат должен был дать доказательство своего теоретического знакомства с ремеслом, 2) практический, заключался в изготовлении образцового произведения, шедевра (Германия, Франция 14 века, а в Англии не было). Канатчик должен был приготовить хорошую верёвку (устав верёвочников), сапожник починить 3 башмака, седельщик сделать простое седло или простую сбрую. Если шедевр удавался, то его продавали и деньги шли в пользу цеха, если нет - уничтожали37.
К обоснованию вышесказанного, необходимо кратко сказать, что желающий стать членом цеха должен был продемонстрировать свое мастерство, изготовив образцовое изделие. Во Франции такое изделие называли шедевром. В его создание ремесленник вкладывал все свое мастерство, ибо от этого зависела его дальнейшая судьба. Если шедевр заслужил одобрение придирчивых членов цеха, а кандидат был сыном уважаемых в городе родителей и о нем самом не было известно ничего дурного, то лишь один шаг отделял его от звания полноправного мастера – члена цеха; новичок должен был устроить праздник за свой счёт для тех, кто отныне принимал его в собратья.
Информация о работе Экономическая основа средневекового города. Ремесло