Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:30, курсовая работа
Курсовая работа посвящена кризису законодательной и исполнительной власти в годы Первой мировой войны.
Актуальность исследования Первой мировой войны имеет непреходящее значение из-за своей важности и большой значимости.
Цель курсовой работы – анализ кризиса законодательной и исполнительной власти в годы Первой мировой войны. Задачи работы:
1) рассмотреть изменения в государственном аппарате в период войны;
2) проанализировать изменения в правовой системе.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Изменения в государственном аппарате в период первой мировой войны (1914—1917 гг.)
1.1. Приспособление государственного механизма к военным нуждам. 4
1.2. Военные комитеты. 5
1.3. Особые совещания. 9
1.4. IV Государственная дума. Государственный совет. 14
1.5. Совет министров в годы войны. 17
Глава 2. Развитие права в годы войны.
2.1. Право собственности. 23
2.2. Обязательственное право. 25
2.3. Уголовное право и карательная политика. 26
2.4. Социальное, финансовое и продовольственное законодательство. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
Список источников и литературы. 33
Помимо
Особых совещаний государственно-
Государственно-
В отличие от предвоенного периода для обеспечения единства государственного управления в годы первой мировой войны недостаточно было только поддерживать согласованность в действиях ведомств. Первая мировая война привела к созданию различных чрезвычайных органов, наделенных весьма широкими полномочиями и находившихся первоначально в целом вне сферы контроля Совета министров. К ним относились органы военно-экономического регулирования, которые были призваны заниматься мобилизацией всех хозяйственных ресурсов страны для удовлетворения потребностей фронта.
По мере того как война приобретала все более затяжной характер, в России начала складываться система органов военно-экономического регулирования. Колоссальные масштабы столкновения двух противостоявших друг другу блоков империалистических государств обусловили небывалый рост потребностей действующей армии в вооружении и боеприпасах. Для удовлетворения этих потребностей необходимо было мобилизовать весь экономический потенциал страны, перевести народное хозяйство на военные рельсы. Успешное наступление австро-германских войск на Восточном фронте весной и летом 1915 г., вскрывшее вопиющие недостатки в снабжении русской армии всем необходимым, делало данную задачу особенно актуальной. Обычные звенья аппарата власти царизма оказались не в состоянии справиться с ее решением. В результате возникает система чрезвычайных органов военно-экономического регулирования, основу которой составили созданные на основании законов 17 августа 1915 г. четыре Особых совещания — по обороне, перевозкам, продовольствию и топливу. Их глазами стали соответственно министры: главный, путей сообщения, главноуправляющий землеустройством и земледелием (впоследствии министр земледелия) и министр торговли и промышленности. Неспособность самодержавия решать проблемы экономического обеспечения войны без поддержки буржуазии привела к тому, что в работе этих органов помимо чиновников различных ведомств участвовали представители Думы и Государственного совета, Земского и Городского союзов, Центрального военно-промышленного комитета. Создание Особых совещаний было со стороны самодержавия шагом навстречу требованиям буржуазии, которая, выдвинув весной 1915 г. лозунг «мобилизации промышленности», хотела «воспользоваться поражением и растущей революцией, чтобы добиться у испуганной монархии уступок и дележа власти» [12, с. 55].
Совет министров представил Особому совещанию статус высшего государственного учреждения, неподконтрольного кабинету. Никаких форм координации работы Совета министров и Особого совещания не устанавливалось. «Кабинет, очевидно, опасался, что любые меры в этом направлении будут расценены буржуазией как попытки ущемить права Совещания и вызовут ее противодействие» [14, с. 105]. В результате в тылу возникало своеобразное двоевластие. Сфера управления военной экономикой была отделена от общеполитической, и в каждой из них действовали равные друг другу и слабо связанные между собой органы — соответственно Особое совещание и Совет министров.
Особые совещания наделялись широкими полномочиями по контролю над соответствующими отраслями экономики и распределением военных заказов. На местах интересы Особых совещаний представляли уполномоченные, а также совещания в губерниях. Были организованы — Особое совещание по снабжению армии, Особое совещание по устройству беженцев. Наиболее представительное — Особое совещание для обсуждения мероприятий по обороне — возглавлял военный министр. В обязанности Совещания по обороне входили надзор за деятельностью государственных и частных предприятий, изготовлявших предметы снаряжения армии и флота; содействие появлению новых заводов и т.п. Для координации деятельности всех подразделений было создано Особое совещание министров, под руководством председателя Совета министров.
Главным было Особое совещание по обороне, во главе которого стоял военный министр. На это совещание возлагался высший надзор за деятельностью всех правительственных и частных предприятий, выполнявших военные заказы; содействие в создании новых предприятий и модернизации старых; распределение правительственных военных заказов и контроль за их выполнением. Особое совещание получило чрезвычайные полномочия, вплоть до секвестра и реквизиции предприятий и имущества.
Отраслевые
совещания возглавляли
В ходе войны компетенция особых совещаний, и, прежде всего, Особого совещания по обороне, значительно расширилась. Это было связано со стремлением самодержавия снизить влияние общественных организаций и учреждений. В руках Особого совещания по обороне «оказалось размещение до 97% военных заказов, передававшихся им военно-промышленным комитетам» [5, с. 95].
В
системе Особых совещаний проходил
процесс сращивания государственного
аппарата самодержавия с монополистическими
объединениями. На практике политика этих
органов отражала интересы буржуазии
и способствовала усилению ее позиций.
В состав совещаний входили
Образование
четырех Особых совещаний создало
серьезные сложности
Законодательство
об Особых совещаниях предусматривало
некоторые меры по координации деятельности
этих учреждений, по объединению их
работы с общим правительственным
курсом. Председатель Особого совещания
по обороне получил возможность
в известной мере контролировать
деятельность Особых совещаний по перевозкам,
продовольствию и топливу. Председатели
последних должны были информировать
военного министра обо всех решениях,
принимавшихся соответствующими Особыми
совещаниями. Председатель Совещания
по обороне мог приостановить
проведение в жизнь постановления,
которое казалось ему нецелесообразным,
с тем, чтобы оно было рассмотрено
на заседании Особого совещания
по обороне при участии
В целом законы 17 августа 1915 г. окончательно расчленили управление тылом на две во многом изолированные друг от друга сферы — oбщeпoлитичecкую, составлявшую предмет занятий кабинета, и военно-экономического регулирования, где царили Особые совещания, причем объединение деятельности последних также в достаточной степени не обеспечивалось.
IV Государственная дума начала свою работу 15 ноября 1912 г. По своему партийному составу она мало отличалась от III Думы. На протяжении почти пяти лет - до 26 февраля 1917 г. ее председателем был октябрист М.В. Родзянко [5, с. 72]
IV Государственная дума продолжила ту же практику деятельности, что и III Дума: обсуждала законопроекты, рассматривала и утверждала государственные расходы и доходы, обсуждала запросы о действиях властей. Работа Думы велась в 36 комиссиях - постоянных и временных. Появились и новые черты: так, в ходе ее деятельности стала проявляться оппозиционность самодержавию. Кадетские депутаты выступили с предложением демократических законопроектов: о всеобщем избирательном праве, о свободе союзов. На политическую роль русской буржуазии сильное влияние оказала Первая мировая война.
Действовавшие
во время войны Государственная
дума, Государственный совет и
министерства опирались на положения
Основных законов 1906 года. Но центральные
задачи переместились в экономическую
сферу и зависели от отношений
буржуазии и самодержавия. Государственность
испытывала кризис. Царь упорно отказывался
от введения принципа «ответственного
перед парламентом
Изменилась
и роль Думы. В начале войны самодержавие
призвало к внутреннему миру. Оно
было настолько ослаблено, что готовилось
к перемене политического курса
на основе избирательного закона 1907 года,
но все буржуазно-помещичьи партии в Думе
заявили о классовом мире, и старый курс
формально был сохранен. Большевики —
делегаты Думы, выступившие против войны,
были сосланы в Сибирь. Вопросы законодательства
не могли иметь в Думе прежнего значения:
законодательная деятельность переместилась
в министерства и государственно-
За
время войны буржуазия
Прогрессисты
предлагали кардинальные изменения
в составе, организации правительства
и действующего законодательства. С
образованием Прогрессивного блока
взаимоотношения между Думой
и самодержавием заметно
В политической истории России Дума оставила заметный след. Опыт ее деятельности в качестве высшего представительного управленческого органа очень важен. В Государственной думе вырабатывался первый опыт российского парламентаризма. Заметное влияние оказала Дума и на процесс формирования многопартийности.
Одновременно
с созданием Государственной
думы проходила реформа
Комплектовался Государственный совет по смешанному принципу: половина его членов назначалась царем, а вторая половина была выборной от земств, дворянских собраний, буржуазии и интеллигенции.