Избранная рада и ее реформы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 13:37, реферат

Описание работы

История России шестнадцатого века насыщенна яркими личностями, оставившими след в Истории не только Российского государства, но и во Всеобщей истории. Почти половину века, и большую часть шестнадцатого столетия во главе Московского государства стояла одиозная и неоднозначная фигура Ивана IV, прозванного в народе «Грозным», чья политика подразделяется на два различных периода: периода соправления Царя и «Избранной рады» или периода реформ и периода Опричнины.

Содержание

Введение………………………………………………………………...……3
Избранная рада и ее создание…………………………………………..…..4
Первый земский собор…………………………………………………..…..6
Реформы 1549 - 1556 гг………………………………………………….…..8
Военная реформа……………………………………………………….…8
Судебник 1550 г……………………………………………………………8
Дворцовая тетрадь……………………………………………………….9
Стоглав……………………………………………………………………9
Земельные реформы……………………………………………………………10
Земская реформа……………………………………………………………..11
Реформы 1556 - 1560 гг…………………………………………………….12
Падение Избранной рады………………………………………………….15
Заключение…………………………………………………………………16
Использованная литература и источники………………………………...18

Работа содержит 1 файл

Реформы.docx

— 48.65 Кб (Скачать)

    Второй  закон, относящийся к проблеме землевладения  провозглашал ликвидацию тарханов. Статья наносили удар по основным группам привилегированных землевладельцев - тарханников, и была направленна против податных привилегий духовных феодалов.

    Вторую  группу статей Судебника составляют законы о крестьянах и холопах. “В обстановке роста классовой борьбы правительство Адашева не рискнуло пойти на дальнейшее закрепощение крестьян, хотя к этому сводились требования дворян. Еще более ужесточилось отношение к холопам.”

    Особое  внимание Судебник уделял вопросам центрального и местного управления. В этом законодательном  памятнике уже намечаются основные направления, по которым будет проходит перестройка государственного аппарата в 50-е годы. Все преобразования начинаются с местного управления. Судебник 1550г. наглядно отразил эту особенность: его преобразования касаются главным образом наместнического управления. Сохраняя в целом старую систему кормлений, лишь вносит в нее коррективы, ограничивающие власть наместников и волостей.

    Дворцовая тетрадь

    Неудача попыток удовлетворить земельный  голод дворянства путем пересмотра в Судебнике правового статуса  вотчинного землевладения заставила  правительство искать новых средств для обеспечения землей числено возросшего поместного войска. Было еще два источника, к которым можно было обратиться: казенные земли и владения духовных феодалов. Стремясь укрепить материальную базу дворян-военачальников, которые смогли сменить представителей боярской аристократии, правительство заинтересовалось находившимися в центральных районах страны оброчными деревнями, которые были переданы дворянам. В октябре 1550г. был составлен проект испомещения под Москвой так называемой избранной тысячи. Смысл этого проекта сводился к укреплению положения верхов дворянства, с тем чтобы использовать их для выполнения важнейших поручений. Но расположить всех приближенных возле Москвы не удалось, т.к. у правительства не было необходимого фонда земель. Однако одна из сторон реформы вскоре осуществилась. 1551-52гг. была составлена Дворцовая тетрадь, куда попали все служилые люди государева двора, из которого черпались основные кадры для формирования командного состава армии,  для замещения высших правительственных должностей и т.д.. Дворцовая тетрадь была  действующим документом, к которому приписывались на протяжении 50-60 годов XVI в. все новые данные о составе государева двора вплоть до начала 1562г. Составление Дворцовой тетради оформляло выделение привилегированных части, служащих по дворовому списку. Дворовые дети (боярские) составляли основной контингент представителей господствующего класса, который назначался  на высшие военные и административные должности. Поэтому составление Дворцовой тетради  отвечало интересам верхов русского дворянства и являлось попыткой осуществить в иных формах проект 1550г. о выделении из числа дворян “тысячников”, без применения для этой цели к-л. массовых земельных пожалований.

    Стоглав

    Также правительство принимало меры  к подготовке передачи церковно-монастырской земли в частную собственность  дворян. 15 сентября 1550г. правительство обсуждало с Митрополитом Макарием вопрос о церковно-монастырских слободах. Макарий произнес большую программную речь в защиту права монастырей на владение недвижимым имуществом. Однако, несмотря на это выступление главы русской церкви, рядом своих привилегий пришлось поступиться.

    Согласно  “приговору” 15 сентября 1550г. духовным феодалам запрещалось основывать новые  слободы, хотя старые за ними сохранялись. В целом “приговор” компромиссный  характер, т.к. сохранял за духовными  феодалами  слободы и предоставлял им даже некоторые возможности  для  пополнения их населения со стороны. Но такое положение не устраивало руководство русской церкви, поскольку подобные действия подрывали авторитет церкви в глазах у миллионов верующих. Встал вопрос о созыве нового церковного собора. Назревало столкновение между правительством “избранной рады”, стремившейся использовать заинтересованность боярства и дворян в ликвидации земельных богатств церкви, возглавляемой Митрополитом Макарием. Был отредактирован сборник соборных решений- Стоглав. Стоглав написан в виде ответов на вопросы о церковном строении. Эти вопросы, написанные от имени Ивана Грозного, содержали своеобразную программу реформ и представленную правительством на рассмотрение церковного собора. Однако они были лишь составлены по распоряжению царя, а не им самим. Есть все основания считать автором царских вопросов Сельвестра.

    В первых царских вопросах изложены три  группы проблем, касающихся церковной  реформы. Критике подверглись церковное  богослужение и распорядок церковной  жизни, говорилось о необходимости  избрать “беспорочных” священников  и игуменов, чтобы они внимательно  исполняли свои обязанности. В осторожной форме предлагалось ликвидировать  неподсудности монашества и духовенства  царскому суду, но особенно важное значение имел вопрос о судьбах монастырского землевладения.

    Перед собором был поставлен вопрос о необходимости организации  государственного выкупа пленных, попавших к “басурманам”.

    Земельные реформы

    Однако  задачи, выдвинутые в Стоглаве, не были решены, что вылилось в открытое недовольство Ивана Грозного. Это недовольство выразилось в приговоре 11 мая 1551 г., когда покупка духовными землевладельцами вотчинных земель без “доклада” Ивану Грозному запрещалось под угрозой конфискации объекта продажи. О действенности приговора 1551 года говорил тот факт, что в 50-х годах прекратилась  покупка земель крупными монастырями.

    В результате мероприятий, проведенных  в 1550-51 гг., наиболее значительный удар был нанесен церковно-монастырскому землевладению и по привилегиям монастырей-вотчинников. Но этот успех правительства “избранной рады” был достигнут ценой дальнейшего нажима на крестьян. Принужденные отдавать часть своих доходов в царскую казну, монастырские власти старались компенсировать  потери ценой увеличения поборов с населения своих вотчин.

    После Стоглава была поставлена  задача о  разрешении земельного вопроса и  введении новых прямых налогов. Все  это нельзя было сделать, не проведя  поземельной    переписи. В ходе переписи земель в основных районах  Русского государства вводилась  единая окладная поземельная единица - “большая соха”. Социальная степень  землевладельца определяла степень  тяжести обложения. Классовый смысл реформ виден уже в том, что “в наиболее тяжелом положении оказывались черносошные крестьяне, так как при одинаковом количестве земель у разных землевладельцев им приходилось платить больше всего налогов.” Реформа была наиболее благоприятной для светских феодалов и несколько ущемляла духовных землевладельцев, что соответствовало общей линии реформ 50-х гг. XVI века. Поземельная перепись сопровождалась многочисленными раздачами земель в поместья и отпиской у отдельных монастырей. Сокращение земельных и торговых привилегий монастырей-вотчинников происходило в обстановке таможенной политики. Постепенно таможенное ведомство высвобождается из-под контроля наместников, все чаще сбор косвенных налогов передается на откуп отдельными должностными лицами из центрального аппарата. Постепенное внедрение откупной системы сбора косвенных налогов содействовали развитию товарно-денежных отношений в стране, ликвидируя мелочную опеку наместнической администрации.

    Земская реформа

    Последняя из реформ к которой приступили в начале 50-х годов и которой суждено было приобрести особенно важное значение, - введение земских учреждений и переход к отмене кормлений. “Земскую реформу можно считать четвертым ударом по кормленной системе, нанесенным в ходе реформ”. Она должна была привести к окончательной ликвидации власти наместников путем замены ее местными органами управления, выбранными из зажиточных черносшного крестьянства и посадских людей, В осуществлении земской реформы были заинтересованы зажиточные круги посадского населения и волостного крестьянства, Усиление классовой борьбы, в форме разбоев, и неспособность наместнического аппарата успешно осуществить подавление народных масс - вот те основные причины, которые делали проведение реформы местного управления неотложной. Губная и земская реформы по мере их осуществления приводили к созданию сословно-представительных учреждений на местах отвечавших  интересам дворянства, верхов посада и зажиточного крестьянства, Феодальная аристократия поступалась некоторыми своими привилегиями, но смысл реформы был направлен по преимуществу против трудящихся масс в деревне и городе. 
 

    Реформы 1556 - 1560 гг.

    18 января 1555 г. издается серия законов  о губной реформе. Ряд приговоров  усиливал меры наказания, предписывали  ужесточить контроль над губными  старостами и их деятельностью.  Одной аз важнейших задач стала  защита феодальной собственности  от хищения.

    В те же 1555-56 гг. наряду с губной происходило  осуществление и земской реформы, приведшее к ликвидации системы  кормлений. Расширялся круг выборных лиц  земской администрации. Наряду с  земским старостой и дьяком предписывалось избирать целовальников. Стремясь добиться заинтересованности в исправном  отправлении судебных  обязанностей и сбора оброка правительство  освободить пашню земских старост  от податей и повинностей, С другой стороны  злоупотребления старост  карались смертной казнью. Земская  реформа, задуманная как общегосударственная, была в полной мере осуществлена только на черносошных территориях русского Севера, На основных территориях Русского государства земская реформа  оставалась неосуществленной.

    В результате ликвидации системы кормлений  и создания на местах сословно-представительских  учреждений русское правительство  смогло добиться решения важнейших  задач в деле укрепления централизованного  аппарата власти. Был сделан шаг  по пути создания  специальных органов  местного управления взамен “многочисленных  кормленщиков, для которых исполнение должностей наместников и волостей было эпизодом их военно-служилой деятельности.”  В результате реформы основная масса  дворян была освобождена от “кормленных” функций, что повысило боеспособность и увеличило личный состав русской армии ; дворянство укрепило свои позиции - за исправное несение военной службы оно получали регулярное вознаграждение.

    Военные реформы 50-х годов XVI в. были только первым приступом к преобразованиям в армии. Когда в составе правительства Адашева усилилась дворянская группировка, оказалось возможным углубить и расширить, уже намеченные раньше военные реформы. Эта реформа  находилась  в тесной связи с отменой кормлений. Теперь военно-служилый человек получал компенсацию не кормлением, то есть не выполнением дополнительных судебных или административно-финансовых поручений, а жалованием из казны за военную службу. Однако реформа не была доведена до своего логического конца, так как имела одним из следствий увеличение роли отрядов феодальной аристократии в составе дворянской конницы. Но все же реформы русской армии привели к усилению ее боеспособности и численному росту. Русская армия стала насчитывать 15 000 человек. Реформа потребовала создания специального штата правительственных чиновников, которые могли бы обеспечить руководство военно-служилыми делами.

    Поскольку местничество приговором 1550 г. не отменялось, постольку правительство решило провести еще ряд мероприятий, имевших  целю  усилить контроль над местническими  счетами феодальной знати. Для этой цели в 1555 г. было принято составление  Государева родословца, куда должны были быть включены все родословные росписи важнейших кнжеско-дворянских фамилий.. В составлении родословца принимал участие Алексей Адашев, что подчеркивает значение проводившегося мероприятия. Памятник наглядно отразил компромиссную основу деятельности правительства А. Адашева. В его вступительной части находилось “Сказание о князьях владимирских”, которое должно было исторически обосновать венчание на царство Ивана Грозного. Наряду с этим  пространные родословные росписи княжеских и боярских семейств, помещенные в Государеве родословце, как бы подчеркивали заслуги представителей феодальной аристократии в строительстве Русского государства. Значение Государева родословца приуменьшать нельзя. Правительство Адашева получило теперь возможность контролировать местнические счеты не на основе тех или иных словесных заявлений спорящих лиц или отдельных документов из частных архивов, а на основании официального справочника.

    Если  Государев родословец был справочником по вопросам “родовитости феодальной знати”, то роль справочника по вопросам службы играли разрядные книги, обобщающая редакция которых - Государев разряд, составленный  одновременно с родословцем. Он должен был регулировал местнические отношения феодальной знати. Помогая навести порядок в местнических счетах знати, он фактически легализовал местничество  и отразил тем самым противоречивый, компромиссный характер деятельности “избранной рады”.

    В ходе дальнейших реформ оформились 2 избы: Поместная, ведавшая вопросами земельного обеспечения дворянства, и Разрядная, распоряжавшаяся организацией военной службы.

    Исходя  из реформ центрального аппарата власти, стали ясно вырисовываться очертания приказного управления. В документах “изба” становиться уже нарицательным названием центрального правительственного учреждения. С течение времени ведомства центрального управления стали именоваться “приказами”. Термин “приказ” постепенно вытеснил название “изба” из обихода.

    Законодательные нормы  Судебника 1550 г. по земельному и крестьянскому вопросу не удовлетворили  дворянство. Т.о. создаются новые  законопроекты, разрешавшие основные 3 вопроса, волновавшие широкие круги  феодалов : регламентация заемных операций, судьбы служилого и полного холопства и мобилизация земельной собственности.

Информация о работе Избранная рада и ее реформы