Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 15:46, реферат
История и жизнь Ивана Грозного
Введение 3
Иван Грозный в истории и литературе 6
Представление верховной власти о себе самой. 16
Разрыв между самопониманием верховной власти и существующей практикой управления государством. 18
Верховная власть и Ливонская война. 19
Устройство Опричного двора, организация и функционирование опричнины. 21
Вывод 26
Использованная литература: 27
причины...”(50).
и) организационная структура Опричного монастыря. Распределение чинов в
нем.
Таубе и Крузе писали: “Этот орден (здесь уместно подчеркнуть, что
ливонские дворяне, в отличие от русских, хорошо знакомые с такими
образованиями, как монашеские ордена, ясно сознавали сходство с ними
корпуса опричников - В.Ш.) предназначался для совершения особенных
злодеяний. (...) Сам он (Иван Грозный - В.Ш.) был игуменом, князь Афанасий
Вяземский келарем, Малюта Скуратов пономарем; и они вместе с другими
распределяли службы монастырской жизни. В колокол звонил он сам вместе с
обоими сыновьями и пономарем. Рано утром в 4 часа должны все братья быть в
церкви; все неявившиеся, за исключением тех, кто не явился вследствие
телесной слабости, не щадятся, все равно высокого ли они или низкого
состояния, и приговариваются к 8 дням епитимии. В этом собрании поет он сам
со своей братией и подчиненными попами с четырех до семи.”(51).
Теперь, прежде чем перейти от характеристики Опричного монастыря к
заключающим статью выводам, хочется отметить, что обильно цитируемые выше
записки иностранцев, рисующие жизнь в Александровской слободе, давно и
хорошо известны историкам, выдержки из них можно найти практически в любой
монографии, посвященной царствованию Ивана IV. Однако во всех этих работах
Опричный монастырь используется, к сожалению, единственно как яркий пример
особой извращенности царя. Лейтмотивом этого взгляда служат следующие слова
А.Шлихтинга: “Как только он проделает это в течение нескольких дней (т.е.
поживет жизнью монаха - В.Ш.) и, так сказать, воздаст богу дань
благочестия, он выходит из обители и, вернувшись к своему нраву, велит
привести на площадь толпы людей и одних обезглавить, других повесить,
третьих побить палками, иных поручает рассечь на куски, так что не проходит
ни одного дня, в который бы не погибло от удивительных и неслыханных мук
несколько десятков человек”(52).
В последнее же время известным филологом и специалистом по семиотике
Б.Успенским была сделана попытка рассмотреть Опричный монастырь в другом
ракурсе - в рамках некоего маскарада, “антиповедения”, выражающегося “как в
переряживании, так и в кощунственной имитации церковных обрядов”(53).
Б.Успенский видит в опричниках “своего рода ряженых, принимающих бесовский
облик и бесовское поведение”(54), и считает, что “...опричный монастырь
Грозного в Александровской слободе - когда опричники рядятся в чернеческое
платье, а сам царь называет себя игуменом этого карнавального монастыря, -
по всей видимости, возникает под влиянием святочных игр”(55).
Основанием для такого понимания опричнины служит для Б.Успенского, в
первую очередь, сопоставление ее со Всешутейским собором Петра I. Вряд ли
эта параллель оправдана. Если, как у современников Петра I, так и у его
потомков равно не вызывало сомнений карнавальное, заложенное в самом
названии шутовское назначение “собора”, то в отношение опричнины ни в одном
из источников
нет даже намека на возможность ее
“веселого” понимания.
ВЫВОД
Как представляется автору, сделанный анализ позволяет прийти к
следующим выводам. Во второй половине XVI века многочисленные мнимые и
реальные заговоры убеждают Ивана IV в ненадежности старых уз, связующих
монарха и подданных, их несоответствии самой природе верховной власти в
России. Стремясь разрешить это противоречие, Грозный пытается соединить в
своих руках как светскую, так и религиозную власть и заново выстроить весь
комплекс своих взаимоотношений с подданными, сделав измену ему не только
изменой раба господину, вассала сюзерену, но и главное - изменой Богу и
вере. Учреждение опричнины было попыткой организации части дворянского
сословия России
на началах военно-монашеского
тот же путь формирования, те же юридические права и привилегии), подобного
Тевтонскому и Ливонскому (царь - глава ордена, игумен опричного монастыря,
опричники - монахи). К 1572 г. планы Грозного потерпели провал, идея эта
была им оставлена, и упоминание об опричнине запрещено под страхом
наказания кнутом, но старая политика террора, которую историки именуют
опричной, продолжалась
и дальше.
ССЫЛКИ:
1. Веселовский С.Б. Исследования по истории опричнины.- М. Изд-во АН СССР,
1963;
2. Стариков П.А. Очерки по истории опричнины ,М.,Л.,1950;
3. Бахрушин С.В. Иван Грозный ,М.,1945;
4. Виппер Р.Ю. Иван Грозный ,М.,Л.,1944;
5. Смирнов И.И. Иван Грозный ,Л.,1944.
6. Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного ,М.,1964;
7. Скрынников
Р.Г. Начало опричнины ,Л.,
8. Скрынников Р.Г. Опричный террор ,Л.,1969;
9. Скрынников Р.Г. Иван Грозный ,М.,1975;
10. Шмидт С.О.
Становление российского
11. Кобрин В.Б. Иван Грозный ,М.,1989.
12. Михайловский Н.К. Иван Грозный в русской литературе ,
Соч.,т.6,СПб.,1897;
13. Платонов С.Ф. Иван Грозный , Пг.,1923;
14. Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного , М.,1964;
15. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. СПб.,1910.
16. Платонов С.Ф. Иван Грозный. Пг.,1923.
17. Полное собрание
русских летописей. СПб.,1904,
18. Живков В.М.,Успенский Б.А. Царь и бог. Семиотические аспекты
сакрализации монарха в России. В кн.: Языки культуры и проблемы
переводимости. Сб.ст. М.,Наука,1987,с.49.
19. Ефимов Н.И. Русь - новый Израиль. Казань,1912.
20. Масса И. Краткое известие о Московии в начале XVII в. М.,1937,с.68.
21. Ключевский В.О. Соч.,т.2,ч.2. М.,1957,с.170.
22. Переписка
Ивана Грозного с Андреем
23. Королюк В.Д. Ливонская война. М.,1954,с.60.
24. Штаден Г. О Москве Ивана Грозного. Записки немца опричника.
М.,1925,с.86.
25. Послания Таубе и Крузе. Русский исторический жкрнал. Пг.,1922,кн.8,
26. Новое известие о России времени Ивана Грозного. “Сказание” Альберта
Шлихтинга. Л.,1934,с.27.
27. Успенский Б.А. Царь и самозванец.,с.213