Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 15:46, реферат
История и жизнь Ивана Грозного
Введение 3
Иван Грозный в истории и литературе 6
Представление верховной власти о себе самой. 16
Разрыв между самопониманием верховной власти и существующей практикой управления государством. 18
Верховная власть и Ливонская война. 19
Устройство Опричного двора, организация и функционирование опричнины. 21
Вывод 26
Использованная литература: 27
реальный путь построения новых отношений долгое время был неясен. Когда же
образец был найден, события стали развиваться с поразительной быстротой.
Если религиозное понимание верховной власти складывалось в России
медленно и постепенно, то перевести всю систему государственных отношений
на религиозную основу Грозный пытается за считанные годы. Эта чрезвычайная
ускоренность реформ связана с многочисленными заговорами, а также военными
неудачами России, свидетельствовавшими не только о разложении старой
государственной системы, но главное, о том, что бог отвернулся от своего
избранного народа.
Верховная
власть и Ливонская война.
Нам представляется, что анализ, проделанный выше, позволяет с
достаточной достоверностью реконструировать тот ход событий, который привел
Грозного к идее учреждения в России опричнины, а также объяснить характер и
смысл этого, по общей оценке, “странного” учреждения.
Вторая половина 1564 года, то есть время, непосредственно
предшествовавшее отъезду Грозного в Александровскую слободу и учреждению
опричнины, - это время, когда Грозный наиболее интенсивно занимался
проблемами будущего политического устройства Ливонии, ведя, в частности,
лично переговоры с плененным русскими войсками магистром Ливонского ордена
Фюрстенбергом. Неудачи русских войск на протяжении 1563-1564 гг. показали
Грозному и его ближайшим советникам невозможность чисто военного
присоединения Ливонии к России и потребовали разработки достаточно сложных
дипломатических проектов будущего устройства и будущего характера связи
между Ливонией и Россией. В окончательном варианте Иван IV “выдвинул проект
восстановления распавшегося Ливонского ордена. Предполагалось, что
восстановленный Орден будет находиться под протекторатом Русского
государства. Великим магистром должен был стать пленный Фюрстенберг. В
преемники ему назначался сын Г.Кетлера - Вильгельм”(42).
Вне всяких сомнений, разработка такого проекта была бы невозможна без
изучения истории Ливонского ордена от момента его возникновения, без
анализа взаимоотношений Ливонии со всеми ее соседями, а также без
исследования вопроса о Тевтонском ордене, одним из правопреемников которого
был Ливонский.
Идея вассальной зависимости от Русского царства одного из последних
официальных и владетельных наследников христианской власти на территории
Палестины, без сомнения, должна была импонировать Грозному. Следует
отметить, что вообще иерусалимские короли, чьей надежнейшей военной опорой
были военно-монашеские ордена и, в частности, Тевтонский, занимают в той
схеме преемственности верховной власти (от Бога) промежуточное положение:
еврейские цари святого народа и Святой земли - христианские короли Святой
земли - русские цари новой Святой земли, нового святого народа. В контексте
этого понимания признание Ливонским орденом своей вассальной зависимости от
России означало одновременно и правопреемство русского великого князя по
отношению к иерусалимским королям и, следовательно, их приоритетные права
на старую Святую землю и Иерусалим, на соединение под своей властью обеих
Святых земель.
История военно-монашеских орденов, их решающая роль в поддержании и
укреплении власти иерусалимских королей, их великолепные боевые
характеристики не могли не натолкнуть Грозного на убеждение, что все эти
преимущества их по сравнению с обычным рыцарством объясняются, в первую
очередь, религиозным характером и наполненностью их службы, теснейшим
соединением в этих орденах военной и монашеской службы, невозможностью эту
службу разорвать без утраты всякой надежды на вечное спасение. Военно-
монашеские ордена должны были показаться Грозному идеальным решением всех
стоящих перед ним проблем, идеальным способом организации военного сословия
России - новой Святой земли. Воинство, в свое время созданное исключительно
для защиты и распространения истинной веры, было именно тем, в чем
нуждалась Россия. Записки иностранцев, описывающие жизнь в Александровской
слободе - столице опричнины, а также права и привилегии, с одной стороны, а
с другой - ограничения, которые налагались на опричников, рисуют картину,
весьма схожую с бытом военно-монашеских орденов, естественно, с теми
поправками, которые были детерминированы специфическими для России
особенностями.
Устройство Опричного двора,
организация
и функционирование опричнины.
Этот раздел хотелось бы предварить следующим: во все время
существования опричнины для Грозного было характерно стремление к
безусловному и очень резкому разделению мира опричнины и “обычного” мира.
Это проявилось отнюдь не только в дублировании большинства приказов и
служб, отдельно и самостоятельно управляющих опричниной и земщиной, но,
главное, в четко различимых и последовательных попытках Грозного изъять всю
опричнину и каждого опричника из общего порядка вещей, сделать их как бы
“не от мира сего”. Были разделены на опричное и земское:
а) верховная власть (опричнина передавалась в личный удел великому князю,
Московское же государство (земщина) должно было управляться Боярской
думой);
б) территория государства (причем из уездов, взятых в опричнину, выселялись
все дворяне, в нее не принятые);
в) управление (большинство приказов были разделены, что сделало возможным
практически независимое управление обеими частями государства);
г) финансы (каждая из частей государства имела свои собственные источники
дохода);
д) судебная власть (она также была фактически разделена: по свидетельству
Штадена вскоре после учреждения Опричного двора “великий князь послал в
земщину приказ: “Судите праведно, наши (т.е. опричные - В.Ш.) виноваты не
были бы”(43). Источники единодушны в том, что, как судьи, так и дьяки во
все время существования опричнины решали дела в соответствии с этой
формулой);
е) запрет на личное общение между опричниками и земскими. Тот же Штаден
писал, что “если у опричника были в земщине отец или мать, он не смел
никогда их навещать”(44). И дальше: “Я рассуждал тогда так: я хорошо знал,
что пока я в земщине, я проиграю {всякое} дело, ибо все те, кто был в
опричных при великом князе, дали присягу не говорить ни слова с земскими.
Часто бывало, что ежели найдут двух таких в разговоре - убивали обоих,
какое бы положение они не занимали. Да это и понятно, ибо они клялись
своему государю богом и святым престолом. И таких наказывал бог, а не
государь”(45).
Это свидетельство подтверждается двумя другими видными опричниками -
Таубе и Крузе. Дворянин, вступающий в опричнину, по их сообщениям, клялся и
целовал крест не только в верности государю, великой княгине и молодым
князьям - наследникам Грозного, но также “не есть и не пить вместе с
земщиной и не иметь с ними ничего общего”(46).
ж) внешнее отличие опричных дворян. “Живя в упомянутом Александровском
дворце, словно в каком-нибудь застенке, он (царь - В.Ш.) обычно надевает
куколь, черное и мрачное монашеское одеяние, какое носят братья Базениане,
но оно все же отличается от монашеского куколя тем, что подбито куньими
мехами. По примеру тирана также старейшины и все другие принуждены надевать
куколи, становиться монахами и выступать в куколях...”(47).
А.Шлихтингу вторят Таубе и Крузе: “Пехотинцы все должны ходить в
грубых нищенских или монашеских верхних одеяниях на овечьем меху, но нижнюю
одежду они должны носить из шитого золотого сукна на собольем или куньем
меху.”(48).
з) особый образ жизни опричников в Александровской слободе. Соединение в
нем элементов монашеской жизни и жизни служилых дворян. “...Великий князь
каждый день встает к утренним молитвам и в куколе отправляется в церковь,
держа в руке фонарь, ложку и блюдо. Это же самое делают все остальные, а
кто не делает, того бьют палками. Всех их называет братией, также и они
называют великого князя не иным именем, как брат. Между тем он соблюдает
образ жизни, вполне одинаковый с монахами. Заняв место игумена, он ест один
кушанье на блюде, которое постоянно носит с собою; то же делают все. По
принятии пищи он удаляется в келью, или уединенную комнату. Равным образом
и каждый из оставшихся уходит в свою, взяв с собой блюдо, ножик и фонарь;
не уносить всего этого считается грехом. Как только он проделает это в
течение нескольких дней и, так сказать, воздаст богу дань благочестия, он
выходит из обители...”(49).
Схожую картину рисует и другой источник. “Когда пробивает восемь
часов, идет он снова в церковь, и каждый должен тотчас же появиться. Там он
снова занимается пением, пока не пробьет десять. К этому времени уже бывает
готова трапеза, и все братья садятся за стол. Он же, как игумен, сам
остается стоять, пока те едят. Каждый брат должен приносить кружки, сосуды
и блюда к столу, и каждому подается еда и питье очень дорогое и состоящее
из вина и меда, и что не может сьесть и выпить, он должен унести в сосудах
и раздать нищим... Когда трапеза закончена, идет сам игумен к столу. После
того как он кончает еду, редко пропускает он день, чтобы не пойти в
застенок, в котором постоянно находится много сот людей; их заставляет он в
своем присутствии пытать или даже мучать до смерти безо всякой