Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 20:37, реферат
Иоанну исполнилось 17 лет, когда 13 декабря 1546 года он позвал к себе митрополита и объявил, что хочет жениться, удиви, таким образом, митрополита и бояр. Иван «сперва думал жениться в иностранных государствах, у какого–нибудь короля или царя; но потом эту мысль отложил, не хочу жениться в чужих государствах, потому что, если я приведу себе жену из чужой земли в нравах мы не сойдемся, то между нами дурное житье будет; поэтому я хочу жениться в своем государстве, у кого бог благословит, по твоему благословению».
Борьба феодальной знати за власть. Утверждение на престоле Ивана IV.
Реформы 50-х гг. XVI века.
Государственного управления
Церковная реформа
Реформа вооруженных сил
Внешняя политика
Присоединение к Российскому государству Казанского и Астраханского царств
Ливонская война
Опричнина и ее последствия для России
ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ:
ПРАВЛЕНИЕ
ИОАННА ГРОЗНОГО
ОГЛАВЛЕНИЕ
Утверждение
на престоле Ивана
IV
Шестнадцатое столетие для России было переломным. С одной стороны это было время, когда Россия, освободившись от многовекового ордынского ига, вступило на порог нового времени, стало единым русским государством, стало полноправной державой в сообществе европейских и ближневосточных стран, с другой стороны, никогда еще борьба нового и старого не была столь яростной и всесторонней.
Два пути намечались
в политическом развитии страны: 1) утверждение
сословно-представительской
Это время, когда на смену небывалым взлетам русской культуры ми свободомыслия конца XIV середины XVI вв. пришла средневековая схоластика.
Восхождение на престол Иоанна IV происходило в жесточайшей борьбе за власть и сферу влияния в государственном аппарате между княжескими фамилиями – Шуйские и Глинские, Шуйский и Бельские и т.д.
Главная цель противоборствующих фамилий – добиться первенства в борьбе за власть, усилить влияние своей стороны, т. е родственников, по воспоминаниям летописца, «многие были между ними вражды за корысти и за родственников: всякий о своих делах печется, а не государских, не о земских».
Борьба за власть не прекращалась и после смерти отца Ивана Грозного – Василия. Умирающий Василий имел много причин беспокоиться о судьбе малолетнего сына. При Иоанне осталось двое дядей, которые «хотя отказались от прав своих на старшинство, однако могли при первом удобном случае,
«отговорясь невольною присягою, возобновить старые притязания», эти притязания тем более были опасны, что вельможи, потомки князей, также толковали о старых правах своих и тяготились новым порядком вещей, введенным при Василии и отце его. Он счел нужным напомнить своим братьям о происхождении своем от Владимира Киевского напомнить, что он и сын его - прирожденные государи; Василий знал, что он в случае «усобицы и торжества братьев детям его нельзя ждать пощады от победителей».
После смерти отца, а особенно, после смерти матери, Иоанн был окружен людьми, которые заботились только о собственных выгодах, которые употребляли его орудием для своих корыстных целей. Иоанн был совершенно предоставлен самому себе. При жизни отца он долго бы находился в удалении от дел; под бдительным надзором, в тишине характер его мог окрепнуть, но Иоанн с трех лет был великим князем, хотя не мог править государством на деле, но некоторые формальности соблюдать было необходимо, например посольские приемы и прочее должны были напоминать ему его положение.
Иоанн, будучи ребенком, видел перед собой врагов, похитителей его прав, но бороться с ними на деле не мог; вся борьба должна была сосредоточиться у него в голове и сердце – самая тяжелая, самая страшная, разрушительная для человека борьба, особенно в этом возрасте. Занятый этой борьбою, он искал средства, для того чтобы выйти победителем из этой борьбы, искал везде, в основном, в Священном Писании, искал доказательства в пользу своей власти, против беззаконных слуг, отнимавших ее у него. Отсюда нам понятны стремления Иоанна, стремления так рано обнаружившиеся – принятие царского титула. Иоанн IV был первым царем, не потому только, что первый принял царский титул, но потому что первый сознал все значение царской власти, первый составил себе ее теорию, тогда как отец и дед его усиливали власть только практически.
Иоанну исполнилось 17 лет, когда 13 декабря 1546 года он позвал к себе митрополита и объявил, что хочет жениться, удиви, таким образом, митрополита и бояр. Иван «сперва думал жениться в иностранных государствах, у какого–нибудь короля или царя; но потом эту мысль отложил, не хочу жениться в чужих государствах, потому что, если я приведу себе жену из чужой земли в нравах мы не сойдемся, то между нами дурное житье будет; поэтому я хочу жениться в своем государстве, у кого бог благословит, по твоему благословению».
Но более всего удивились бояре тому, что шестнадцатилетний
великий князь с этих пор внутри и вне государства принял титул, которого не решались принять ни его отец, ни дед его – титул царя.
И.М. Соловьев. Сочинения т.6
16 января 1547 года совершено было царское венчание, подобное венчанию Дмитрия – при Иоанне III. В одной летописи говориться о возведении Иоанна на престол таким образом; «начали государя ставить на великое княжение в соборной церкви. Пречистыя богородицы митрополит и весь причет церковный, князья бояре и все православное христианство; благословил его митрополит крестом и сказал громким голосом: « Бог благословляет тебя, государь, князь великий Иван Васильевич, владимирский, московский, новгородский, псковский, тверской, Югорский, пермский, болгарский, смоленский и иных земель многих, царь и государь всея Руси! Добр, здоров будь, на великом княжении, на столе отца своего. Новому государю пропели многолетия, князья и бояре поднесли много даров и после этого отправили по всем городам боярских детей приводить к присяге городских и сельских жителей.
II. Реформы 50-х гг. XVI века.
Царствование Иоанна IV характеризуется поднятием важных вопросов в государственной жизни. Государство складывалось, новое сводил счеты со старым; встал вопрос Ио необходимых переменах в управлении, о недостаточности прежних средств, о злоупотреблениях, которые от них происходили. Прежде всего нужно отметить, что изменилось отношение Иоанна к Думе. « На собор 1566 года явились: бояре, окольничие, казначей, печатник, думные дьяки, дворяне первой статьи, дворяне и дети боярские и другой статьи. Здесь как не видим князей по отдельности и выше бояр, окольничих и дворян и выше бояр, окольничих и дворян, так и не видим и детей боярских в отдельности и выше дворян; ясный знак, что вследствие возвышения значения великого князя, теперь царя, возвышается значение службы к нему близкой, службы при дворе его и перед этим значением никнет значение происхождения, а так же значение князя и сына боярского; последнее название меняется своим местом с названием дворянина, и означает уже низший разряд служилых людей».
Возвысилось значение дворянина, а также значение слуги. Все более усиливается значение окольничего.
С.М. Соловьев. Сочинения, кн.4, т.6
Еще в правление Елены, кроме бояр, окольничих и дворецких, присутствовали в Думе и некоторые дети боярские. В правлении Иоанна видели дворян, которые названы большими и вместе с боярами присутствуют в важных делах, когда другие дворяне быть не могут; так при описании приема литовского посланника Быховского читаем: «Царь велел дворянам из шатра повыступить, а оставил у себя бояр и дьяков избных, и дворян больших, которым быть пригоже, и велел литовскому посланнику речь говорить». Появляется название думных дворян.
Реформа предполагала нечто современного самоуправления, посредством выборных, губных старост, сотских, десятских и прочих, во избежание произвола, боярского лихоимства, судебной волокиты.
Царствование Иоанна IV ознаменовалось и составлением более полного ссудного устава. В 1550 году царь великий князь Иван Васильевич со своими братьями и боярами «уложил судебник»: как судить боярам, окольничим, дворецким, казначеям, дьякам и всяким приказным людям, по городам наместникам, по волостям волостелям, их теунам и всяким судьям». Это связано с тем, что в данное время
(XVI в.) появилась потребность в мерах против злоупотреблений правительственных лиц и судей, что отличает Судебник Ивана IV от прежнего великокняжеского
Ивана III.
Так, например, новый Судебник запрещает судьям «дружить, мстить и брать посулы». Новый Судебник предусматривает меры против ябедничества, крамолы. Относительно уголовных преступлений в новом Судебнике видим больше мер предосторожности, чем в старом. Обращается внимание на интересы целого общества. Важное различие нового судебника от старого состоит в том, что в нем обращено внимание к целому обществу, на собственное признание преступника «приведут его с поличным впервые, то судить его и послать обыскивать, назовут его в обыску лихим человеком, то пытать, скажет на себя сам, то всинуть в тюрьму до смерти, а истцово заплатить за его имущество; если же скажут в обыску, что добрый человек, то дело вершить по суду».
В Новом Судебнике есть постановление о плате за бесчестье, о праве выкупа вотчин, о духовных завещаниях и.т.д. Относительно вопроса о крестьянстве в Новом Судебнике Иоанна IV повторено положение Судебника Иоанна III, что «крестьяне отказываются из волости в волость, из села в село один раз в году: за неделю до Юрьева дня осеннего и неделю спустя после Юрьева дня, плата за пожилое увеличилась». В 1581 году вышли дополнительные указы («Заповедные лета») о запрещении перехода крестьян в Юрьев день, таким образом, усилило закабаление крестьян.
Процесс централизации и реформации затронул и церковь. По инициативе Ивана Грозного в январе – мае 1551 года проходил церковный собор.
«Собор постановил о поповских старостах в Москве: 100 священников избирают себе священника, исполненного разума духовного, великими добродетелями украшенного; тот избирает себе десятских, и быть у одного старосты храмом сряду, чтоб священники могли удобнее собираться для совещаний о церковных чинах, духовных делах и о всяком благочестии. Должно устроить в Москве семь соборов и семь старост. Этих избранных старост приводят к митрополиту, который их испытывает и поучает».
Этот собор впоследствии был назван Стоглавым. Иоанн Грозный постановил унифицировать богослужения и обряды, создал пантеон святых (50 святых).
На соборе 1551 года был поднят важный вопрос – о церковных движимых имуществах; собор определил: «вперед архиепископам и епископам и монастырям вотчин без царского ведома и доклада не покупать ни у кого, а князьям, и детям боярским, и всяким людям вотчин без докладу не продавать; а кто купит или продаст – у купца – деньги пропали, а у продавца вотчина; взять вотчину на государя безденежно. Вотчины, данные или которые вперед будут даваться монастырям по душам в поминок, не выкупаются ни кем и никаким образом» Таким образом, закрепление церковного и монастырского землевладения облагалось налогами в пользу государства. В царствование Иоанна IV еще сильнее обнаружилось стремление «уврачевать нравственные язвы, которыми страдало русское общество». Это стремление, это сознание своих недостатков и нежелание мириться с ними обнаруживало силу общества, способность его к дальнейшему преуспеванию. Лучшие люди сознавали необходимость борьбы с нравственными язвами, этим средством они считали – просвещение.
И.М. Соловьев. Сочинения , кн.4.т.7
Состояние просвещения в московском государстве в царствование Грозного заметно усилилось литературное движение. Движения, и политическое, и религиозное, и литературное возбуждали умственную деятельность, к которой нельзя было приступить без начитанности; «пример царя в словесной премудрости ритора и людей к нему близких не мог не иметь влияния».
Митрополит Макарий собрал все известные на Руси духовные книги в 12 громадных фолиантов, монастыри продолжали собирать книги, большую важность они предавали своим библиотекам, это было видно из того, что при них были особые книгохранители. Так в Иосифовом Волоколамском монастыре хранилось 1000 книг.
К царствованию Иоанна IV относиться и введение того могущественного средства, которое окрылило человеческую мысль – введение книгопечатания.
Иван Васильевич в 1548 году выписал из Германии типографов, но их не пропустили в Россию.
Известно, что в 1552 году датский король Христиан III прислал в Москву своего миссионера Ганса Миссенийма с предложением помочь с книгопечатанием, но для этого царь должен был принять протестантизм. Иоанн отказался.
В 1553 году построили «дом царскою казною», в котором только с 1563 года начали заниматься книгопечатанием два мастера дьякон Иван Федоров и Петр Тимофеев.