Итоги реформы управления экономикой 1957 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 19:09, реферат

Описание работы

50-е и начало 60-х гг. считаются самым успешным периодом в развитии советской экономики с точки зрении как темпов роста, так и эффективности общества – 6,6 % в 50-е гг. и 5,3 % в 60-е гг. – были беспрецедентными за всю историю СССР. Советская экономика развивалась в русле общемировых тенденций: замедление темпов экономического роста и спад производства, вызванные сначала предвоенной депрессией, а затем войной и послевоенной реконструкцией, в 50-е гг. сменились в европейских странах и Японии длительной фазой экономического подъема.

Содержание

Введение 2
1. Личность Хрущева Никиты Сергеевича 4
1.1. Биография Хрущева 4
1.2. Приход Хрущева к власти 6
2. Реформа управления экономикой 1957 года 9
2.1. Предпосылки реформы 9
2.2. Сущность реформы 16
3. Итоги реформы управления экономикой 1957 года 22
3.1. Система Советов Народного Хозяйства 22
3.2. Итоги реформы для экономики страны 25
Заключение 28
Список литературы 29

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 61.76 Кб (Скачать)

XX съезд был серьезным ударом  не только по авторитету Сталина.  В западных партиях многие  коммунисты выходили из их  рядов. Это явилось тяжким испытанием  для всех сторонников социализма  и друзей СССР. Это вызвало  серьезный кризис в мировом  коммунистическом движении.

 

    1. Сущность реформы

 

В 1957-1958 годах Н.С. Хрущёвым было проведено три реформы. Они  касались промышленности, сельского  хозяйства и системы образования. Никита Сергеевич стремился к  децентрализации управления промышленностью. Дело в том, что с каждым годом  становилось все труднее управлять  предприятиями, находящимися на периферии. Было решено, что промышленные предприятия  должны управляться не министерствами, а местными органами - совнархозами. Н.С. Хрущёв надеялся таким образом рационально использовать сырьевые ресурсы, устранить изолированность и ведомственные барьеры. Такому решению было много противников. В действительности совнархозы стали просто многоотраслевыми министерствами и со своими задачами не справились. Реформа свелась к бюрократической реорганизации.

Гораздо значительнее на структуру  производства повлияли преобразования в сельском хозяйстве. Н.С. Хрущёв вопреки  сопротивлению изменил критерии планирования в сельском хозяйстве. Теперь колхоз получал только обязательные задания по заготовкам вместо жёсткой  регламентации деятельности. Он впервые  мог решать сам, как использовать собственные ресурсы и организовать производство. При Никите Сергеевиче произошло сокращение числа колхозов и рост число совхозов. Самые бедные колхозы были объединены и для  их оздоровления преобразованы в  совхозы. Характерной чертой было укрупнение хозяйств за счет неперспективных деревень. Этими рамками и ограничилась новая реформа Н.С. Хрущева. Основная разница между совхозом и колхозом состояла во владении машинно-тракторными  станциями. Совхозы их имели, а колхозы  пользовались услугами МТС в обмен  на продукты питания. МТС были распущены, а их техника передана в собственность  колхозов. Это было очень важно  для укрепления самостоятельности  крестьянского хозяйства. Однако поспешность в осуществлении реформы не дала желаемых результатов. 
Третья реформа Хрущёва коснулась системы образования. В основе реформы лежали два мероприятия. Н.С. Хрущёв ликвидировал систему "трудовых резервов", то есть сеть военизированных училищ, существовавших за государственный счёт. Они были созданы перед войной для подготовки квалифицированных рабочих.

Их заменили обычными профессиональными  училищами, в которые можно было поступать после седьмого класса. Средняя школа получила "политехнический" профиль, предполагавший сочетание  образования с трудовой деятельностью, с тем, чтобы учащийся получил  представление об одной или нескольких профессиях. Однако недостаток средств  не позволил оборудовать школы современным  оборудованием, а предприятия не могли полноценно нести педагогическую нагрузку.

В хрущёвском десятилетии  часто выделяют два периода, различных  по экономическим результатам. Первый (1953-1958) - наиболее позитивный; второй (с 1959 года до смещения Хрущёва в 1964 году) - когда положительных результатов  было меньше. Первый период относился  к времени, когда Никита Сергеевич  боролся за главенство во враждебном ему коллегиальном руководстве, и второй - когда он господствовал. 
Первым планом развития страны, который базировался в основном на индустриализации, стал семилетний план, принятый ХХI съездом партии. С его помощью пытались, не тормозя развития страны, восполнить серьёзные нарушения равновесия, от которых страдало советское общество. В нём было указано, что за 7 лет СССР должен был произвести столько же, сколько за предшествующие 40 лет.

Необходимо отметить, что  семилетний план вывел советскую  экономику из застоя. Сократился экономический  разрыв между СССР и США. Однако не все отрасли развивались равномерно. Медленно росло производство потребительских  товаров, которых хронически не хватало.

Нехватка усугублялась незнанием спроса на рынке товаров, который никто не изучал. Среди диспропорций семилетнего плана самый тяжёлый был кризис сельского хозяйства. В хозяйствах не хватало электроэнергии, химических удобрений, ценных культур.

В 60-х годах Н.С. Хрущёв начал сдерживать частную деятельность крестьян. Он надеялся заставить крестьян больше работать в колхозе и меньше в личном хозяйстве, что вызывало недовольство у крестьян. Многие устремились  в города, и как следствие деревни  начали пустеть. Экономические трудности  совпали с неурожаем 1963 года. Засуха имела разрушительные последствия. Участились перебои в снабжении  хлебом. Карточной системы на хлеб удалось избежать благодаря только закупкам зерна в Америке на золото. Впервые за всю свою историю СССР закупал зерно за рубежом.

Аграрный кризис, расширение рыночных отношений, быстрое разочарование  в совнархозах, необходимость найти  сбалансированные решения большого числа проблем, соперничество с  более развитыми странами, критика  деятельности Сталина и большая  интеллектуальная свобода стали  факторами, которые способствовали возрождению экономической мысли  в СССР. Оживились дискуссии ученых по проблемам экономики. Это горячо приветствовал Н.С. Хрущёв. Выявилось  два направления. Во главе теоретического направления стояли ленинградские  учёные Канторович и Новожилов. Они  выступали за широкое применение математических методов в планировании. Второе направление - практики требовали  большей самостоятельности для  предприятий, менее жесткого и обязательного  планирования, позволяющего развивать  рыночные отношения. Третья группа ученых начала изучать экономику Запада. Внимание этих школ было направлено не столько на организацию экономической  жизни, на чём были сосредоточены  реформы Никиты Сергеевича, сколько  на управление экономикой, её организацию  на рыночных основах.

Децентрализация в экономике, науке, управлении расширила самостоятельность  местных руководителей, развивала  их инициативу. Даже в высшем руководстве  страны не чувствовались авторитарные методы руководства. Вместе с этими  положительными моментами в жизни  советского общества появились и  негативные явления, ранее не замеченные.

Исчезновение страха повсеместно  вызвало ослабление общественной дисциплины, стал резче проявляться национализм  республик по отношению к русскому населению. Возросла преступность, особенно экономические преступления: взяточничество, хищения, спекуляция общественной собственностью. Поэтому были приняты более суровые меры наказания за преступления, основанные на новом уголовном законодательстве. Сам факт возвращения к закону после произвола прошедших лет являлся новаторством, хотя сами законы нуждались в более глубокой разработке.

Вышеуказанные изменения  потребовали упорядочить и отношения  между личностью и государством вне юридических рамок. Граждане искали выход в религии. Нужно  было разработать новые нормы  морали, регламентирующие права и  обязанности личности. В 1961 году был  провозглашен Моральный кодекс строителя коммунизма.

Параллельно с этим была развернута атеистическая кампания. Моральные проблемы переплетались  с новыми политическими проблемами. Возвращались заключенные из сталинских лагерей. Поднялась волна требований призвать к ответу виновных в преступлениях.

Н.С. Хрущёв и его сторонники предприняли нелегкие усилия для  устранения с руководящих постов в партии и государстве наиболее запятнавших себя людей.

Большие надежды возлагал Н.С. Хрущёв на ХХII съезд КПСС, который состоялся в период с 17 по 31 октября 1961 года. Он представил новую программу партии (прежняя была разработана в 1919 году) и заявил, что к 1980 году в СССР будет создана "материально-техническая база коммунизма". На съезде Никита Сергеевич предпринял новое наступление на Сталина, которое снова приобрело личный характер. Часть делегатов поддержала его, а другая часть предпочла отмолчаться. Доклад Н.С. Хрущёва в полной мере отвечал устремлениям интеллигенции, бывшим репрессированным, молодёжи.

После ХХII съезда стало возможным публиковать в печати трагические страницы сталинского правления, назвать имена жертв репрессий. В деятельности самого Никиты Сергеевича началась вторая волна реформ. Прежде всего, он заставил партию ещё больше сосредоточиться на экономической работе. В марте 1962 года он провел реорганизацию всего руководящего аппарата сельского хозяйства. Это была прелюдия к самой необычной хрущёвской реформе.

Согласно проекту реформы, вся партия сверху донизу меняла территориальную  структуру на производственную. Её аппарат подразделялся на две параллельные структуры для промышленности и для сельского хозяйства, который объединялись только в верхах. В каждой области появилось по два обкома: по промышленности и по сельскому хозяйству - каждый со своим первым секретарём. По этому же принципу были разделены также и исполнительные органы - облисполкомы. Такая реформа была чревата конфликтами, так как вела к зародышу двухпартийной системы.

Очень важным новым пунктом, включенным на ХХII съезде партии в Устав КПСС, был пункт, согласно которому никто не мог занимать выборную должность в партии более трёх сроков подряд, а состав руководящих органов должен обновляться, по меньшей мере, на одну треть. Хрущёв стремился, как можно больше привлечь граждан к участию в работе органов власти.

Осенью 1962 года Хрущёв высказался за пересмотр ждановских резолюций по культуре и хотя бы за частичную отмену цензуры. Он добился разрешения Президиума ЦК на публикацию эпохального произведения "Один день Ивана Денисовича", написанного тогда ещё не известным писателем - Солженицыным. Повесть была посвящена событиям, происходящих в сталинских лагерях. Хрущев хотел добиться реабилитации видных деятелей партии, репрессированных в 1936-1938 гг.: Бухарина, Зиновьева, Каменева и других. Однако всего ему добиться не удалось, так как в конце 1962 г. ортодоксальные идеологи перешли в наступление, и Хрущёв вынужден был перейти к обороне. Его отступление было отмечено рядом громких эпизодов: от первого столкновения с группой художников-абстракционистов до ряда встреч руководителей партии с представителями культуры. Тогда он второй раз вынужден был публично отречься от большей части своей критики Сталина. Это было его поражением. Завершил поражение Пленум ЦК в июне 1963 г., полностью посвященный проблемам идеологии. На нем было заявлено, что мирного сосуществования идеологий не было, нет и быть не может. С этого момента книги, которые не могли быть опубликованы в открытой печати, стали ходить по рукам в машинописном варианте. Так родился "самиздат" - первый признак явления, которое позднее станет известно как диссидентство. С этих пор был обречен на исчезновение и плюрализм мнений.

Положение Хрущёва стало  особенно сложным после разрыва  советско-китайских отношений. Они  настолько обострились, что вылились в пограничные конфликты. Китай  стал предъявлять территориальные  претензии к СССР. Этот разрыв пагубно  сказался и на международном коммунистическом движении. Разногласия были вызваны  различиями в оценке решений XX съезда КПСС. Китай отрицательно отнесся  к оценке деятельности Сталина.

 

 

 

 

 

 

  1. Итоги реформы  управления экономикой 1957 года
    1. Система Советов Народного Хозяйства

Информация о работе Итоги реформы управления экономикой 1957 года