История введения евро

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Целями данного исследования является изучение истории европейской валютной интеграции и зарождения новой европейской валютной системы, рассмотрение перспектив развития новой европейской валюты, анализ влияния введения новой валюты на экономику России.

Содержание

I. История введения евро_____________________________________стр.3

1.1 Образование Европейского экономического и валютного союза_______стр.3

1.2 Введение евро________________________________________________ стр.7

1.3 Роль Европейского Центрального банка как неотъемлемой части процесса
перехода к евро______________________________________________ стр.13

II. Евро и Россия ____________________________________________ стр.15

2.1 Шаги навстречу_______________________________________________стр.15

2.2 Влияние изменения курса евро на экономику России________________стр.18

2.3 Что делать России______________________________________________стр.21


III. Перспективы евро________________________________________стр.22

3.1 Выгодно ли открывать вклады в евро____________________________стр.22

3.2 Будущее евро_________________________________________________

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 76.95 Кб (Скачать)

Эти данные будут корректироваться каждые пять лет.

     Чистая  прибыль ЕЦБ должна распределяться в следующем порядке: часть ее, которая определяется Советом управляющих (но не более 20% всей чистой прибыли) перечисляется  в общий резервный фонд (объем  которого не должен превышать 100% уставного  капитала); оставшаяся часть распределяется между держателями акций ЕЦБ  в соответствующей пропорции.

     Ежегодно  ЕЦБ должен представлять свой отчет  для обсуждения Европейскому парламенту. Кроме того, парламент участвует  в назначении президента и членов Совета директоров ЕЦБ.

     1.4. Причины европейской валютной интеграции.

     Этот  механизм давно запущен и с  каждым днем набирает обороты. И все-таки хочется понять, почему именно сейчас европейские страны решили променять  дорогие им марки, франки и шиллинги с портретами великих людей отечества  на общие для всех ЕВРО с безликими  мостами и арками.

     Первое  объяснение, которое приводится чаще других и лежит на поверхности, выглядит так. Существование в Европе большого числа независимых государств с собственной валютой обходится слишком дорого.     В первую очередь это касается издержек по конвертации. Еще в ХIV веке купцы Северной Германии убедились, как накладно вести торговлю с многочисленными соседями – крохотными княжествами, герцогствами и королевствами. Из-за бесконечных обменов одних денег на другие часть выручки неминуемо оседала в сундуках у менял. Тогда практичные немцы заключили между собой валютный союз и начали чеканить монеты единого образца. По существу данная проблема не решена до сих пор.

     После того, как бумажные деньги перестали  размениваться на золото и в 1971 г. рухнул золотодолларовый стандарт, к  старым неприятностям добавилась еще  одна, теперь гораздо более существенная. Если в Соединенных Штатах или  Японии экономические агенты страхуются от колебаний курса одной валюты, то в Европе – сразу от нескольких. При этом страны ЕС активно вовлечены  в мировую торговлю (например, в  Германии и Франции доля экспорта в ВВП составляет около 20%, в Нидерландах - 47%, по сравнению с 8–9% в США и  Японии), поэтому и масштаб потерь у них достаточно велик. В 1998 году из-за циркуляции множества различных  валют страны Евросоюза потеряли 20–25 млрд. ЭКЮ: сюда вошли расходы  по страхованию, обменным операциям, а  также ведению бухгалтерского учета  и коммерческой документации в разных денежных знаках.

     Вторая  причина – совсем прозаичная, но она-то и является главной. Проводимая странами ЕС экономическая политика больше не соответствует задачам, стоящим  перед обществом. Если Западная Европа в ближайшее время не изменит  методов управления хозяйством, то она сама лишит себя шансов выдержать  мировую конкурентную гонку. По темпам экономического роста ЕС уже в  течение многих лет с трудом поспевает  за своими ближайшими соперниками. На конкурентоспособность европейских  товаров отрицательно влияет необоснованно  щедрая система социальных льгот. Из-за больших косвенных налогов и  отчислений в социальные фонды уровень  налогообложения ЕС примерно на треть  больше, чем в США или Японии. Во многих странах Евросоюза стоимость  рабочей силы в промышленности выше, чем в Соединенных Штатах, хотя производительность труда составляет только 80% от американской.

     Европейская система социального обеспечения  складывалась в 50-60-е гг., когда число  нуждающихся в государственной поддержке было относительно невелико. Теперь под эту категорию подпадает чуть ли не каждый четвертый. На людей старше 65 лет приходится 15% всех граждан Европейского Союза и еще 5% – на безработных. В то же время средний размер пенсии по старости составляет более 60%, а пособия по безработице – более 40% среднестатистического ВВП на душу населения. Сейчас на выплату пенсий тратится 16–20% всех государственных расходов. Немудрено, что национальные бюджеты просто не выдерживают увеличивающейся с каждым годом нагрузки.

     У всех участников ЕС, кроме Люксембурга, государственный долг превышает  половину годового ВВП, а в Бельгии, Греции и Италии он достигает 110–130% ВВП.

     Крупная государственная задолженность  «оттягивает» средства из реального  сектора и подталкивает вверх  процентные ставки. Это, в свою очередь, сдерживает инвестиционную активность и, следовательно, препятствует решению  социальных проблем. Чтобы вырваться  из замкнутого круга, западноевропейским странам не остается ничего другого, как «затянуть пояса». И сделать  это придется вне зависимости  от того, будет ли создан валютный союз или нет. В противном случае ЕС не только потеряет свои позиции в  международном разделении труда, но и столкнется с бесконтрольным нарастанием  социальной напряженности.

     Если  страны ЕС проведут все-таки необходимые  экономические реформы не по отдельности, а вместе, и ЕВРО состоится, то это  принесет им неизмеримо больше выгоды, чем в случае разрозненных действий. И это третий существенный аргумент в пользу валютного союза. Появление  единой европейской валюты позволит превратить территорию ЕС в действительно  однородное экономическое пространство, где операторы из разных стран  будут иметь равные условия для деятельности. Уже сейчас внутри ЕС практически отменены все барьеры на пути движения товаров, капиталов и рабочей силы, значительно либерализован рынок услуг. Пока Европа не преодолеет экономическую раздробленность, она не сможет на равных конкурировать с США и Японией.

     Существует  еще четвертое мнение, достаточно распространенное. Считается, что ЕВРО должно стать альтернативой доллару, вытеснив его на мировых рынках. Действительно, из Таблицы 3 видно, что  в середине 90-х годов в Европе сформировался финансовый рынок, по своему потенциалу обещающий стать  крупнейшим в мире. Уже в конце 1995 г. рыночная стоимость облигаций, акций и банковских активов в  странах-членах ЕС превысила 27 трлн. долл. В Северной Америке (США, Канаде и  Мексике, вместе взятых), имеющей примерно такое же население и размер ВВП,этот показатель составил около 25 трлн. долл. (в том числе 23 трлн. долл. в Соединенных Штатах).

     ЕВРО  опирается на мощную диверсифицированную  экономику стран ЭВС, по основным показателям сопоставимую с экономикой США, и на один из крупнейших в мире рынок. Экономика стран еврозоны, хотя и сталкивается со структурными трудностями, тем не менее, является более сбалансированной, чем экономика  США или Японии. Государства-члены  ЭВС имеют профицит текущего платежного баланса, более низкую, чем в США, инфляцию и хорошие перспективы  экономического роста.

     В одной из статей приводится даже сценарий развития событий сильно смахивающий на голливудский боевик: «Как только в Европе появится более устойчивая и привлекательная валюта, весь мир начнет отказываться от доллара в пользу ЕВРО. Переизбыток долларовой массы, которая со всех сторон повалит в Америку, приведет к его падению в 2-2,5 раза. Для американской экономики, ориентированной на экспорт своих капиталов, настанут черные времена. Как только позиции доллара начнут падать, от былого великолепия и величия Америки не останется и следа. Без традиционной денежной приманки добровольно покупать дорогие товары весьма посредственного качества никто не будет. В итоге большая часть того, что раньше благополучно уходило на экспорт, останется в стране. Америка захлебнется в своих собственных товарах. Наступит тотальный кризис перепроизводства. Но выдавать дотации на поддержку отечественных фирм, как это было прежде, государству будет уже нечем. Американские производители пойдут по миру. Но свято место пусто не бывает. Импортные товары, более дешевые по сравнению с американскими, хлынут в США. И американский рынок окончательно завоюют Европа, Япония, Китай. В такой ситуации Штаты уже не спасут никакие силовые методы вроде закрытия границ или эмбарго. Американцы окажутся в шкуре домашнего кота, забытого хозяевами в диком лесу. Поэтому США будут бороться с ЕВРО до последнего. Доллара.» Конечно, воспринимать всерьез этот сценарий не следует, тем более что объективно существует взаимная заинтересованность ЕС и США в создании устойчивого экономического и валютного союза в Европе и формировании симметричной международной валютно-финансовой системы.

     Введение  ЕВРО, вопреки расхожему мнению, являются не столько европейским  вызовом доллару, сколько стремлением  поддержать стабильность, избежать очередного кризиса международной валютно-финансовой системы, что, в конечном счете, отвечает интересам, как всего мирового сообщества, так и самих США. И это пятая  причина создания ЕС и введения ЕВРО. ЭВС позволит обеспечить симметрию  между ЕВРО и долларом в формируемой  международной валютной системе, более  равномерно и пропорционально распределить зоны ответственности за поддержание  устойчивости мировых финансовых рынков. Стратегическая задача ЭВС и Европейского центрального банка в области  денежно-кредитной и валютной политики состоит в достижении координации, прежде всего, с денежными властями США, с тем, чтобы не допустить  резких расхождений в динамике курсов ЕВРО и доллара, способных нанести значительный ущерб международной торговле и мировой экономике в целом.

     1.5. ЕВРО и Россия

     Появление новой европейской валюты затронет и Россию. На страны ЕС в 1997г., по данным Государственного таможенного комитета, приходилось около 33% российского  экспорта и 37% российского импорта, доля стран ЕС во внешнеторговом обороте  нашей страны составляла 34,5% то есть для России экономические связи с ЕС являются приоритетными.

     Российские  экспортеры и импортеры выиграют от перехода на ЕВРО уже вследствие того, что осуществление расчетов будет производиться на базе одной  валюты. Эти преимущества особенно очевидны при реализации европейскими консорциумами крупных проектов в России. В результате того, что  комплектующие будут поступать  из разных стран ЕС, но из одного валютного  пространства, упроститься калькуляция  сделок, что позволит несколько удешевить  поставки. Кроме того, предсказываемое  после введения ЕВРО обострение конкуренции  между европейскими производителями  товаров и услуг может привести к снижению цен на импорт из ЕС.

     Большое значение имеет проблема формирования валютных резервов Банка России в  ЕВРО. В первую очередь это касается части валютных резервов, выраженной в немецких марках. Так как они  автоматически превратятся в  резервы, выраженные в ЕВРО. Диверсификация валютных резервов и снижение зависимости  от валюты США, несомненно, – положительные  явления.

     Практические  проблемы для российской банковской системы, возникающие в связи  с переходом к единой европейской  валюте, сводятся к решению операционных вопросов ведения корреспондентских  счетов в ЕВРО. В этом смысле введение единой европейской валюты ничем  не отличается от введения новых национальных валют – процесса, который мы не так давно пережили.

     Введение  Евро повлечет определенные последствия для России. В 1996 г. на долю ЕС приходилось 32% отечественной внешней торговли, в западноевропейских валютах (в основном в DM) номинировано 40% внешнего государственного долга России и 25% официальных резервов ЦБ. Поэтому для правительства и госструктур было бы необоснованно игнорировать предстоящие в ЕС перемены. Также неуместно начинать массированную кампанию по подготовке к ЕВРО, наподобие тех, которые ведутся в странах ЕС, поскольку до 80% внешнеторговых контрактов России и 90% активов коммерческих банков в иностранных валютах приходятся на доллары США, да и нет абсолютных гарантий, что старт ЕВРО пройдет успешно. В нынешней ситуации наиболее адекватным является вариант умеренной подготовки, предполагающий выделение круга особо актуальных и неотложных вопросов. Концентрация усилий на избранных направлениях позволила бы своевременно учесть интересы России, ее юридических и физических лиц и не упустить существующих возможностей влиять на развитие ситуации.

     Наиболее  важными в ближайшее время  будут проблемы, связанные с пересчетом (реденоминацией) внешнего госдолга России, юридическими и техническими аспектами циркуляции ЕВРО на территории РФ, формированием курса рубля по отношению к ЕВРО. Из 120-140 млрд. долл. внешнего государственного долга России 50 млрд. долл. номинировано в немецких марках. В течение 1997 и 1998 гг. Россия выпустила два семилетних транша евробондов (второй и четвертый) на общую сумму 3,25 млрд. DM. Основная часть долгов в DM и других западноевропейских валютах будет возвращаться после 2002 г., когда эти валюты перестанут существовать. Так или иначе, перед Россией встанет вопрос о реденоминации значительной части внешнего госдолга. В силу международного принципа lex monetae (согласно которому реденоминацию проводит страна, чья валюта использована при эмиссии обязательств) Россия не может самостоятельно решать вопросы пересчета долга и должна согласовывать их с ЕС в целом или с отдельными его странами. Задача состоит в том, чтобы обеспечить возврат долга на условиях не хуже тех, на которых производились бы выплаты в национальных валютах.

     Евро потребуется для операций с государственными ценными бумагами стран Валютного союза, поскольку подавляющая их часть сразу же будет пересчитана в единую валюту. Российским предприятиям с участием западноевропейских ТНК предстоит вести в ЕВРО учет и отчетность, так как большинство крупных корпораций перешли на расчеты в ЕВРО с начала 1999 г. Использование ЕВРО может быть выгодно российским компаниям, имеющим широкие связи в Европе (внешнеторговые организации, турагентства, транспортные компании), так как расчеты в одной валюте позволят экономить на конвертации и увеличить скорость оборота.

Информация о работе История введения евро