Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:50, лекция
Первые ростки научного отношения к организации труда и управления появились в России на рубеже XIX — XX веков, но особенно стали заметными в первые десятилетия XX века, когда в США и Европе приобрели широкую популярность тейлоризм, фордизм, файолизм и др. Попытки реализовать принципы НОТ предпринимались на ряде заводов накануне и в годы Первой мировой войны, но они носили скорее стихийный, нежели систематический характер. Причины, сдерживающие широкомасштабные инновации в российской промышленности, заключались в экономической отсталости страны. Таким образом, необходимых предпосылок для развития теории и практики менеджмента в том его виде, который рассматривался за рубежом, в России не было.
Первое направление развивалось под лозунгом критики буржуазных теорий менеджеризма. Второе направление связано с развитием методологических принципов анализа организационных систем, прежде всего системной методологии и кибернетики. Управленческое образование вышло из состояния полного застоя, и началось движение в сторону его экстенсивного расширения через сеть ИПК и партийных школ, в то же время сильные технократические традиции не позволили легитимировать профессию менеджера как самостоятельную специальность в вузах. Вот только некоторые вехи эпохи Горбачева: Разрушение “железного занавеса”, прекращение холодной войны Окончание ядерного противостояния Вывод войск из Афганистана Ликвидация монополии на власть КПСС Проведение первых в истории России свободных состязательных выборов Гласность
Начало формирования российского бизнеса — появление в 1988 году первых кооперативов. За прошедшие годы бизнес претерпел серьезные изменения. Соответствующим образом изменился и менеджмент в нем. Важнейшую роль в этом играла и играет эволюция всей российской экономики.
В процессе развития менеджмента в России в отечественный бизнес двинулись энергичные граждане, с энтузиазмом бравшиеся за любые задачи. Можно сказать, что формируется исторически первый вид отечественного бизнесмена и менеджера — всеядный «хищник», пробегающий огромные пространства в поисках любой добычи, клиента. Результат достигается в основном за счет использования сочетания инстинктов, опыта и неукротимой энергии.
К середине 90-х годов, когда в стране складываются контуры рынка, появляются и заметные фирмы. Формируется второй тип менеджеров — «охотники». Они, как когда-то древние люди, объединяются в группы, пытаются работать совместно, постепенно вырабатывая определенные технологии подготовки и ведения охоты. Чутье помогает ориентироваться в бизнесе и опережать менее способных конкурентов, а результат достигается в основном за счет знаний талантливых специалистов, смышлености и тактической гибкости лидеров.
К концу 90-х годов появляются признаки цивилизованного рынка и, соответственно, более организованные фирмы, относящиеся к третьему типу, а именно — «фермеров». Их кредо — продуманная последовательность всех аспектов работы. Они, подобно древним земледельцам, стремятся планомерно возделывать и окультуривать окружающее пространство, терпеливо выращивая свой урожай и стада. Здесь результат достигается в основном за счет рациональной стратегии, разумности процедур принятия решений, высокой квалификации не только специалистов, но и, как минимум, не менее высокого профессионализма менеджеров.
В 1989–1995 годах весь российский бизнес развивался в основном благодаря сочетанию неукротимого духа и предпринимательской энергии.
В России, как и во многих других развивающихся странах, отсутствует фундамент западной трудовой этики. По мере роста российского бизнеса владельцы фирм сталкиваются с проблемой недостатка трудового энтузиазма, выраженного в слегка закамуфлированном безразличии, иногда переходящем в крайние формы недобросовестного отношения к труду. Одним из важнейших аспектов бизнеса оказывается работа над созданием атмосферы, когда сотрудники уверены: любая полезная инициатива — новый клиент, укрепление имиджа фирмы, идея, улучшающая работу, и т. д. — будет материально поощрена. Приходится создавать близкие к сдельным системы оплаты труда, жестко связывать поощрение с достижением конкретных результатов, что создает определенную атмосферу на фирме. На различных стадиях эволюции достаточно существенно различаются как подход к образованию, так и сами потребности в знаниях.
Тип менеджмента | Потребность в знаниях |
«Одинокий хищник» или «собиратель» | Сам не знает, что хочет знать, обычно интересуется точечной информацией и очень узкоконкретными знаниями |
«Охотники» | Знания
специалиста и менеджмент- |
«Фермеры» | Начинается
осознание полезности знаний концептуально- |