Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:50, лекция
Первые ростки научного отношения к организации труда и управления появились в России на рубеже XIX — XX веков, но особенно стали заметными в первые десятилетия XX века, когда в США и Европе приобрели широкую популярность тейлоризм, фордизм, файолизм и др. Попытки реализовать принципы НОТ предпринимались на ряде заводов накануне и в годы Первой мировой войны, но они носили скорее стихийный, нежели систематический характер. Причины, сдерживающие широкомасштабные инновации в российской промышленности, заключались в экономической отсталости страны. Таким образом, необходимых предпосылок для развития теории и практики менеджмента в том его виде, который рассматривался за рубежом, в России не было.
Несомненно, лидером отечественной науки управления и НОТ в 20-е годы был Алексей Капитонович Гастев, экономист, социолог, был активным деятелем революционного и рабочего движения в России. Гастев был одним из теоретиков и лидеров пролеткультовского движения.
Гастев возглавлял Центральный институт труда (ЦИТ). Институт был самым крупным и продуктивным научно-исследовательским институтом в области организации труда и управления. А.Гастев написал более 200 монографий, брошюр, статей. Основная заслуга Гастева заключается в разработке теоретических и экспериментальных идей новой науки - социальной инженерии (социального инженеризма), соединявшей в себе методы естественных наук, социологии, психологии и педагогики.
.Положения концепции ЦИТа, совпадающие с идеями Ф. Тейлора и Г. Форда
1. Решительный отказ от эмпирического подхода к организации и управлению производством, главный метод – исследование. Согласно А. Гастеву, НОТ в своей процедурно-методической части основывается на следующих элементах: предварительный анализ объекта, разложение его на составляющие; выбор наилучших элементов, которые раскладываются затем в функционально взаимосвязанные ряды; компоновка отобранных вариантов по принципу их экономного расположения в трудовом процессе; отражение их на общей синтетической схеме (рисунке) изучаемого объекта.
2.Борьба за максимальное повышение производительности каждого отдельного элемента производственного комплекса, увеличение отдачи каждого станка, механизма и каждого работника;
3.Научное исследование материального и личного факторов производства носит преимущественно лабораторный характер и завершается экспериментальной апробацией найденных решений;
4.Предварительный расчет и подготовка всех факторов производства во времени и пространстве, обеспечивающие максимальное ускорение, уплотнение производственных процессов;
5.Изменение в квалификационных группировках персонала с резко выраженной тенденцией к ограничению функций основной массы рабочих узкими специальными заданиями (на основе углубленного разделения труда) и одновременному усилению организаторской роли низшего и среднего административно-технического персонала, введение инструктажа и различных оргприспособлений.
Е.Ф.Розмирович
Исходным
пунктом «производственной
В свете такого подхода аппарат управления рассматривался ею как сложная машина (система машин), чья работа воплощается в материальных объектах: приказах, телефонограммах и т. п. По мнению Розмирович и ее последователей, определенный уровень механизации делает излишним руководство людьми, заменяя его управлением вещами. Поэтому нужда в изучении социальных аспектов управления, как и самой этой науки, со временем отпадает. Главное же внимание направляется на выработку наиболее целесообразных приемов планирования, учета, организации, ведения делопроизводства и проч.
П.М.Керженцев
Большую роль в пропаганде и распространении НОТ сыграл П. М. Керженцев (1881–1940). Он сформулировал теорию организационной деятельности. Выделив в научной организации труда три объекта — труд, производство и управление, он сконцентрировался на последнем, считая его наиболее важным. Под научной организацией управления он понимал определение наиболее рациональных приемов и методов выполнения управленческих действий, таких, как формирование организационных структур, распределение обязанностей, планирование, учет, подбор кадров, поддержание дисциплины.
Керженцев
считал, что в руководстве организациями
разных сфер деятельности есть общие черты,
поэтому возможна формулировка определенных
общих принципов управления. К ним он отнес
постановку целей и задач, разработку
планов, учет, контроль, координацию использования
людских и материальных ресурсов. Керженцев
был убежден, что процесс научной организации
труда и управления невозможен без поддержки
со стороны широких масс трудящихся.
3.3.3. Экономическая реформа 1965-1970 гг. в СССР
(для
уровня «хорошо-отлично»)
. Приход к власти Н.С.Хрущева изменил ситуацию. Во-первых, были сняты идеологические запреты на исследования в различных отраслях знаний; во-вторых, наметилась общая либерализация всех сфер жизни советского общества; в-третьих, было признано, что страна нуждается в изменениях экономической политики и, соответственно, в обновлении методов управления народным хозяйством.
Н.С. Хрущев пытался изменить организацию экономики и управление ею с помощью совнархозов. Его политика была направлена на расшатывание жесткой управленческой вертикали, монополии центра: ей противопоставлялось множество экономических субъектов, имевших возможность относительно самостоятельно принимать часть решений. Важно и то, что во времена Н.С. Хрущева получил формальное признание принцип экономической заинтересованности работников, который пришел на смену сталинскому принципу “голого энтузиазма”. Экономические реформы – а лучше их назвать экономико-технологическими реформами – проводились на относительно благоприятном общем фоне. Мощный ресурсный и технологический потенциал, созданный в 1930-40-е гг., позволял совмещать реализацию крупномасштабных целей: развертывание военно-стратегических программ, повышение жизненного уровня населения и структурную перестройку экономики. Реализация этих целей стала возможной благодаря нескольким ресурсным элементам, которыми обладал СССР того периода: наличие малоосвоенной топливно-эненергетической базы, что позволяло наращивать мощности тяжелой индустрии (энергетики, металлургии и химии) в относительно долгосрочной перспективе; наличие мощного технологического и кадрового потенциала в тяжелой индустрии, который был создан в военные годы; наличие резервов малоквалифицированных трудовых ресурсов;приращение качественного потенциала за счет стран-сателлитов (Чехословакия, ГДР, Венгрия)Таким образом, объективно советская экономическая система 1960-х гг. успешно развивалась, а проводимые технологические преобразования требовали поиска новых, более гибких методов управления.
Реформа Косыгина (либерманизм)
В 1965-1971 гг. в СССР проводилась экономи́ческая рефо́рма управления народным хозяйством и планирования. Она характеризовалась внедрением экономических методов управления, расширением хозяйственной самостоятельности предприятий, объединений и организаций, широким использованием приёмов материального стимулирования. Связывается с именем председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина.
5 основных положений реформы Косыгина
Реформа Глушкова
Как
альтернатива реформе Косыгина в
среде интеллигенции
Глушков пришел к выводу, что человечество подошло к так называемому «второму информационному барьеру». Первый барьер, по его мнению, был преодолен в эпоху распада родоплеменного строя (первобытного коммунизма). Когда труд человека достиг производительности, позволяющей не только прокормить себя, но и оставлять излишки, люди столкнулись с неспособностью управлять своим общинным хозяйством. Его уже нельзя было окинуть одним взглядом. Выход был найден в изобретении денег как общей меры учета материальных благ и в расслоении общества на классы рабов и рабовладельцев как способа создания первой иерархической системы управления. Идеи слишком радикальны и фантастичны.
К концу 1960-х гг. наметился откат в проведении экономических инноваций: реформа захлебнулась, натолкнувшись на сопротивление системы и не получив политической поддержки. В результате система застыла и стала демонстрировать неприятие любых изменений. По мере того, как советская экономика всё более сближалась по своим структурным и материально-техническим параметрам с экономикой западного типа, она всё менее нуждалась в жесткой мобилизационной модели и всеобщем государственном регулировании. Таким образом, наметился системный кризис советской экономической модели.
Практика
принятия управленческих
решений в период 1960-80-х
гг. действовала в рамках
логики монополизированного
“бюрократического
рынка”. Управление экономикой и отдельными
предприятиями осуществлялось на основании
определенной шкалы ценностей и приоритетов,
которая сложилась еще в период “социалистической
индустриализации”. Формирование отраслевых
монополий было подчинено общепризнанной,
не подлежащей обсуждению негласной иерархии
целей. В деталях эта иерархия
была подвижна, формировалась хаотично,
и отдельные ее элементы менялись под
влиянием политической конъюнктуры На
этом фоне происходило
возрождение управления
как науки и систематической
практики.
Наиболее
четко тенденция оживления
Одним из наиболее влиятельных учебных заведений, нацеленных на подготовку управленцев-практиков, на протяжении всего советского периода была ГАУ (Государственная академия управления). Базой для институциализации теории управления и легитимации управленческих знаний послужил МГУ. В апреле 1962 г. по инициативе академика Д.М.Гвишиани при философском факультете была образована межфакультетская лаборатория по изучению проблем управления. В 1964 г. лаборатория переводится на экономический факультет, где ее возглавляет Г.Х. Попов. В то время лаборатория занималась изучением и обобщением отечественного и зарубежного опыта управления для разработки теоретических вопросов этой дисциплины. В период становления кафедры организации и методов управления МГУ в 70-80-е гг. вокруг ее основателя, профессора Попова, сформировалась группа преподавателей, ставших известными специалистами по управлению: Г.А. Джавахов, Л.Н. Качалина, Ю.Н. Краснопояс.
Весь период 1970-х кафедра в основном занималась разработкой системного подхода в управлении. Общий подъем советской социологии на волне оттепели затронул и сферу, связанную с управлением и организацией: на протяжении 60-70-х гг. теоретические поиски в управлении пересекались с наработками тех социологов, которые занимались социологией организаций и социологией труда. В данный период обозначилось три направления развития социологии организаций: осмысление теоретических и практических знаний, накопленных за рубежом;создание оригинальных методологических принципов научного анализа и управления сложными системами; попытки создания целостной концепции социологии организаций на основе принципов марксистской социальной философии.