Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:05, реферат
В данном реферате мне бы хотелось отразить самые основные периоды в процессе этого сотрудничества. В первую очередь это начало сотрудничества середине XVIII в, подписание ряда русско-китайских договоров, а также упомянуть, а самых известных купцах-чуйцах, которые вели торговлю по средством Чуйского тракта. Далее рассказать о спаде и вторичном возобновлении торговых отношений между Китаем и Алтайским горным округом, упомянуть о заключенных самых выгодных соглашениях между двумя великими державами, на государственном, а также на региональном уровне, хотелось бы упоминать о цифрах товарооборота, которые к настоящему времени возросли во много раз. Ни и в конце упомянуть о перспективах учёта взаимных интересов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
НАЧАЛО КОНТАКТОВ АЛТАЙСКОГО ГОРНОГО ОКРУГА С КИТАЕМ…………………………………………………………………………..4
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО АЛТАЙСКОГО КРАЯ С КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКОЙ В КОНЦЕ 1980-х гг…………………………………………………………….……………………11
ТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ.…………………..…17
АЛТАЙСКИЙ РЕГИОН И КИТАЙ: НЕОБХОДИМОСТЬ УЧЕТА ВЗАИМНЫХ ИНТЕРЕСОВ……………………………………..…………..…20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………27
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
НАЧАЛО КОНТАКТОВ АЛТАЙСКОГО
ГОРНОГО ОКРУГА С КИТАЕМ…………………………………………………………
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
ТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ.…………………..…17
АЛТАЙСКИЙ РЕГИОН И КИТАЙ:
НЕОБХОДИМОСТЬ УЧЕТА ВЗАИМНЫХ ИНТЕРЕСОВ……………………………………..………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В данном реферате мне бы хотелось отразить самые основные периоды в процессе этого сотрудничества. В первую очередь это начало сотрудничества середине XVIII в, подписание ряда русско-китайских договоров, а также упомянуть, а самых известных купцах-чуйцах, которые вели торговлю по средством Чуйского тракта. Далее рассказать о спаде и вторичном возобновлении торговых отношений между Китаем и Алтайским горным округом, упомянуть о заключенных самых выгодных соглашениях между двумя великими державами, на государственном, а также на региональном уровне, хотелось бы упоминать о цифрах товарооборота, которые к настоящему времени возросли во много раз. Ни и в конце упомянуть о перспективах учёта взаимных интересов.
НАЧАЛО КОНТАКТОВ АЛТАЙСКОГО ГОРНОГО ОКРУГА С КИТАЕМ
Начало контактов Алтайского горного округа с Китаем относятся к середине XVIII в., когда после разгрома Джунгарии границы Цинской империи стали соприкасаться с сибирскими владениями Российской империи.
Как свидетельствуют архивные документы, уже в 80-х XVIII в. некоторые предприимчивые русские переселенцы совершали поездки в Горный Алтай, где вели меновую торговлю с местными кочевыми народами. Пионерами этой торговли были бийский купец Хабаров и житель Змеиногорска Токарев. Чуть позже к ним присоединились бийские торговцы Мальцевы, Кузнецовы, Шебалины и змеиногорские — Просековы. Продвигаясь на юг, русские торговцы вступали в контакт с жителями северо-западной Монголии, входившей с 1691 г. в состав Цинской империи, и в 80-х гг. XVIII в. в Чуйской долине, неподалеку от пограничных караулов, установился торг, в котором принимали участие бийские торговцы, алтайцы, тувинцы, несшие службу на границе монгольские солдаты и приказчики китайских купцов. В середине 20-х гг. XIX в. купцы построили на берегу р. Чуи несколько избушек для склада товаров, которые дали начало поселку Кош-Агач, ставшему важнейшим пунктом торгово-экономических связей Алтая и всей Западной Сибири с Китаем и Монголией.
Так как торговля в Кош-Агаче
не была предусмотрена русско-
После подписания между Россией и Китаем в 1860 г. Пекинского договора русские подданные получили право торговать непосредственно в китайских пределах, а торговля на территории Монголии для них была беспошлинной. В 1864 г. группа бийских торговцев во главе с купцом В.А. Гилевым с разрешения томского губернатора Г. Лерхе совершила поездку в Кобдо (современный г. Ховд МНР) и через некоторое время алтайские купцы стали открывать здесь постоянные торговые заведения. Первые русские лавки были открыты в Кобдо и немного позже в другом монгольском городе — Улясутае. В 1876 г. постоянную торговлю в Кобдо вели 4 купца, в Улясутае в 1879 г. насчитывалось 9 русских лавок.
Бийские торговцы привозили сюда разного рода хлопчатобумажные и шерстяные ткани, выделанные кожи, медные и железные изделия, продукты питания, бакалейный и галантерейный товар. В 70-80-е гг. XIX в. главным предметом обмена являлась пушнина, прежде всего шкурки сурка. В середине 90-х гг. купцы начали устраивать здесь первые шерстомойни, и в конце XIX — начале XX в. овечья и верблюжья шерсть становится важнейшим предметом вывоза из Монголии.
В организации своей торговли за границей алтайским предпринимателям пришлось столкнуться с целым рядом трудностей. Несмотря на имевшиеся договоры и соглашения, местные власти препятствовали распространению здесь российской торговли, в чем им активно помогали китайские коммерсанты, видевшие в русских опасных конкурентов. Расширению торговли мешало отсутствие удобных путей сообщения. Чуйский торговый путь, большей частью пролегавший в труднопроходимой и безлюдной местности, представлял собой узкую горную тропу, где грузы могли перевозиться только вьючным способом. По словам современника, здесь «...самый искусный верховой ездок рискует на каждом шагу упасть с лошади и убиться до смерти». Только в 1902 г. вьючная тропа была переоборудована в колесную дорогу, но и она не решала проблемы транспортировки больших объемов товаров.
Несмотря на все препятствия, торговля по Чуйскому тракту развивалась динамично. За период с 1870 по 1885 г. ее обороты увеличились более чем в 7 раз. Алтайские купцы активно действовали не только в пределах северо-западной Монголии, но и пытались проникнуть на рынки Внутреннего Китая. Уже в 1874 г. они стали собирать сведения об условиях торговли в китайском городе Гуй-хуа-чен, а во второй половине 70-х гг. отправили туда несколько караванов с пантами и шерстью.
После подписания в 1881 г. в Петербурге очередного русско-китайского договора, бийские купцы предприняли несколько попыток организовать торговлю в китайских городах Хами, Гучене, Сучжоу, а приказчик купца И.П. Котельникова в 1885 г. добрался даже до центра провинции Ганьсу — города Ланьчжоу-фу. В 1886 г. в провинцию Ганьсу был отправлен большой караван с российскими текстильными изделиями, организованный на средства известной московской торгово-промышленной фирмы Т.С. Морозова. Эта экспедиция, возглавляемая бийским торговцем А.Д. Васеневым, показала, что сухопутная доставка товаров значительно повышала их стоимость, и они не могли на равных конкурировать с английской и американской мануфактурой, привозимой в Китай морем. Поэтому русские купцы были вынуждены отказаться от своих планов утверждения на рынках Внутреннего Китая и ограничили свою деятельность пределами Монголии.
В конце 80-начале 90-х гг. XIX в. здесь сложился достаточно устойчивый контингент предпринимателей, которых в сибирских и российских деловых кругах знали как купцов-«чуйцев». Наряду с пионерами русской торговли, бийскими купеческими фирмами Гилевых, Бодуновых и И.П.Котельникова, здесь стали возникать торговые предприятия, основанные бывшими служащими указанных фирм, сумевшими накопить необходимые средства для открытия своего дела. В 80-е гг. XIXв. самостоятельную торговлю начали приказчики И.П. Котельникова Н.И. Никифоров, Н.И. Ассанов, А.Д. Васенев; Гилевых — П.А. Копылов, К.И. Кузнецов, П.И. Еремин, С.П. Роголев, Г.И. Кузьмин, П.Е. Щепкин, П.М. Захаров; Бодуновых — Ф.И. Минин, С.К. Брезгин, И.Г. Игнатьев, М.А. Береженцев, П.М. Коршунов, А.Т. Головин и другие.
Некоторые из них вели свои дела весьма успешно, вступали в гильдию и становились крупными предпринимателями. Из перечисленных торговцев к концу XIX в. купцами 2 гильдии стали Н.И. Ассанов, А.Д. Васенев, П.А. Копылов, И.Г. Игнатьев, С.К. Брезгин, С.П. Роголев, А.Т. Головин, а Н.И. Ассанов впоследствии стал купцом 1-й гильдии.
Бийские предприниматели действовали вполне успешно и, по оценкам современников, сумели создать устойчивую систему российско- монгольских и российско-китайских взаимовыгодных торгово-экономических связей. Бийский полицейский исправник В.П. Штейнфельд в 1911 г. писал: «Бийцы представляют счастливое исключение в истории нашей торговли с азиатскими странами. Они проявили предприимчивость, терпение, настойчивость и выносливость, они завоевали обширный рынок, развили торговый оборот с 500 тысяч рублей в конце 70-х годов до 3 миллионов в настоящее время. Они создали контингент приказчиков, знающих этот край, его быт и его язык и подготовленный практически к торговой службе в этом крае». «Чуйцы — это сибирские американцы, — вторила чиновнику столичная газета «Новое время». — Чуйцы прорыли монгольские горы и проложили дороги, чуй- цы же являются теперь главными скупщиками монгольского сырья».
Бийские коммерсанты не ограничивались только заботами о собственном благосостоянии, но и внесли немалый вклад в изучение Монголии, содействуя снаряжению научных экспедиций, сопровождая их в качестве проводников и переводчиков, выполняя различные поручения ученых, собирая экспонаты и целые коллекции для музеев России. В дневниках и отчетах научных экспедиций Н.М. Пржевальского, Г.Н. Потанина, A.M. Позднеева, П.К. Козлова и других русских востоковедов можно встретить слова благодарности бийским купцам за помощь и содействие. «Трудно даже и сказать, — писал известный монголовед, профессор Петербургского университета А.М. Позднеев, — насколько меньше были бы достигнутые мною результаты, если бы я не встречал этого доброго участия русских людей; при всей ревности к приобретению знаний мне без их помощи, несомненно, много раз приходилось бы отступать от закрытых дверей, за которыми таился предмет познания».
Воспользовавшись российско-
В 1911 г. Монголия объявила о своей независимости от Китая и обратилась к России за поддержкой. Российское правительство согласилось выступить посредником в переговорах с Китаем. В 1912 г. правитель Монголии — хутухта заключил торгово-экономическое соглашение с Россией. Однако начавшаяся мировая война, а также резкое падение курса рубля вынудили предпринимателей свернуть свои дела и прекратить торговлю. К концу 1917 г. торговля по Чуйскому тракту фактически замерла, завершив тем самым важный этап в истории развития торгово-экономических связей Алтая с Китаем и Автономной Монголией.
Следующий этап развития российско-китайских связей через Алтай начался после провозглашения в 1949 г. Китайской Народной Республики. Во время Великой Отечественной войны Алтайский край был в числе приоритетных регионов для размещения эвакуировавшихся заводов. В годы войны были созданы такие крупные промышленные предприятия как Барнаульский котельный завод, Алтайский тракторный завод, Алтайский вагоностроительный завод на станции Алтайская, «Электропечь» в г. Бийске, станкостроительный, аппаратурно-механический заводы, завод механических прессов в г. Барнауле, представлявших в 50—70 е гг. XX в. Алтай не только на внутреннем, но и на внешнем рынках.
Особое место в структуре внешнеэкономических связей Алтая занимала Китайская Народная Республика. В 1950-е гг. СССР оказывал активное содействие Китаю в восстановлении разрушенного войной хозяйства и создании основ промышленной базы страны. Юридическую основу торгово-экономических связей между СССР и КНР составила целая серия торговых договоров, регламентировавших различные формы, характер и направленность сотрудничества. Фундаментом для развития торговли и экономического сотрудничества СССР с КНР стало заключение в 1950 г. советско-китайского договора о дружбе, союзе и взаимопомощи, а также торговых, кредитных и других экономических соглашений.
С начала 1950-х гг. Алтайский край
становится одним из главных поставщиков
паровых котлов для тепловых электростанций
восточных соседей, прежде всего
Китая. Главными производителями
На протяжении 50-х гг. шел активный процесс обмена специалистами. Начало научно-техническому сотрудничеству КНР и СССР было положено в октябре 1954 г. подписанием соглашения о научно- техническом сотрудничестве между двумя странами. Этим соглашением предусматривалось, что обе стороны будут передавать друг другу техническую документацию, обмениваться соответствующей информацией, взаимно командировать специалистов для оказания технической помощи и ознакомления с достижениями в области науки и техники. Алтайские котлостроители оказывали помощь Китаю в освоении котельного производства, осуществляли внешний монтаж оборудования. С этой целью еще в 1950 г. на заводе был создан конструкторский цех, который затем выделился в самостоятельное подразделение — отдел внешнего монтажа. Алтайские специалисты работали на строительных площадках Харбинского и Шанхайского котельных заводов.
В конце 1950-х гг. Барнаульский котельный завод посетили китайские инженеры: заместитель главного инженера Главстроя Министерства водного хозяйства и энергетики КНР Лю Чжэнь-хуа, заместитель директора Харбинского котельного завода инженер Чжан Шу-гуан. Целью подобных поездок являлось знакомство с новинками в технологии и проектировании.
Крупнейшим предприятием края, зарекомендовавшим себя на китайских рынках, являлся и Алтайский тракторный завод. АТЗ оказывал помощь в строительстве первого китайского тракторного завода в городе Лояне, в выпуске первых тракторов марки КТЗ, поставлял трелевочные трактора «ТДТ-60» для китайской лесной промышленности. На заводах Китая можно было увидеть прессы-автоматы Барнаульского завода механических прессов, продукцию Бийского завода «Электропечь». В сентябре 1959 г. в Китай было отгружено несколько самых мощных чеканочных прессов. В этом же году в Китай было доставлено 24 пресса, предназначенных для крупных машиностроительных заводов, был сооружен пресс-автомат для Лоянского подшипникого завода.
Информация о работе История торговых отношений между Алтаем и Китаем