История торговых отношений между Алтаем и Китаем

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:05, реферат

Описание работы

В данном реферате мне бы хотелось отразить самые основные периоды в процессе этого сотрудничества. В первую очередь это начало сотрудничества середине XVIII в, подписание ряда русско-китайских договоров, а также упомянуть, а самых известных купцах-чуйцах, которые вели торговлю по средством Чуйского тракта. Далее рассказать о спаде и вторичном возобновлении торговых отношений между Китаем и Алтайским горным округом, упомянуть о заключенных самых выгодных соглашениях между двумя великими державами, на государственном, а также на региональном уровне, хотелось бы упоминать о цифрах товарооборота, которые к настоящему времени возросли во много раз. Ни и в конце упомянуть о перспективах учёта взаимных интересов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

НАЧАЛО КОНТАКТОВ АЛТАЙСКОГО ГОРНОГО ОКРУГА С КИТАЕМ…………………………………………………………………………..4

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО АЛТАЙСКОГО КРАЯ С КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКОЙ В КОНЦЕ 1980-х гг…………………………………………………………….……………………11

ТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ.…………………..…17

АЛТАЙСКИЙ РЕГИОН И КИТАЙ: НЕОБХОДИМОСТЬ УЧЕТА ВЗАИМНЫХ ИНТЕРЕСОВ……………………………………..…………..…20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………27

Работа содержит 1 файл

история торговых отношений м-у алтаем и китаем.docx

— 62.52 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

НАЧАЛО КОНТАКТОВ АЛТАЙСКОГО ГОРНОГО ОКРУГА С КИТАЕМ…………………………………………………………………………..4

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО АЛТАЙСКОГО КРАЯ С КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКОЙ В КОНЦЕ 1980-х гг…………………………………………………………….……………………11

ТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В  НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ.…………………..…17

АЛТАЙСКИЙ РЕГИОН И КИТАЙ: НЕОБХОДИМОСТЬ УЧЕТА ВЗАИМНЫХ ИНТЕРЕСОВ……………………………………..…………..…20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В данном реферате мне бы хотелось отразить самые основные периоды  в процессе этого сотрудничества. В первую очередь это начало сотрудничества середине XVIII в, подписание ряда русско-китайских договоров, а также упомянуть, а самых известных купцах-чуйцах, которые вели торговлю по средством Чуйского тракта. Далее рассказать о спаде и вторичном возобновлении торговых отношений между Китаем и Алтайским горным округом, упомянуть о заключенных самых выгодных соглашениях между двумя великими державами, на государственном, а также на региональном уровне, хотелось бы упоминать о цифрах товарооборота, которые к настоящему времени возросли во много раз. Ни и в конце упомянуть о перспективах учёта взаимных интересов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   НАЧАЛО КОНТАКТОВ  АЛТАЙСКОГО ГОРНОГО ОКРУГА С  КИТАЕМ

Начало контактов Алтайского горного  округа с Китаем относятся к середине XVIII в., когда после разгрома Джунгарии границы Цинской империи стали соприкасаться с сибирскими владениями Российской империи.

Как свидетельствуют архивные документы, уже в 80-х XVIII в. некоторые предприимчивые русские переселенцы совершали поездки в Горный Алтай, где вели меновую торговлю с местными кочевыми народами. Пионерами этой торговли были бийский купец Хабаров и житель Змеиногорска Токарев. Чуть позже к ним присоединились бийские торговцы Мальцевы, Кузнецовы, Шебалины и змеиногорские — Просековы. Продвигаясь на юг, русские торговцы вступали в контакт с жителями северо-западной Монголии, входившей с 1691 г. в состав Цинской империи, и в 80-х гг. XVIII в. в Чуйской долине, неподалеку от пограничных караулов, установился торг, в котором принимали участие бийские торговцы, алтайцы, тувинцы, несшие службу на границе монгольские солдаты и приказчики китайских купцов. В середине 20-х гг. XIX в. купцы построили на берегу р. Чуи несколько избушек для склада товаров, которые дали начало поселку Кош-Агач, ставшему важнейшим пунктом торгово-экономических связей Алтая и всей Западной Сибири с Китаем и Монголией.

Так как торговля в Кош-Агаче  не была предусмотрена русско-китайскими межправительственными соглашениями, то до середины XIX в. она, по словам современника, существовала «как дело домашнее» и велась «...без всякого участия со стороны правительства». Тем не менее, ее обороты к 60-м гг. XIX в. составляли, по разным оценкам, от 200 до 400 тыс. руб. серебром.

После подписания между Россией  и Китаем в 1860 г. Пекинского договора русские подданные получили право  торговать непосредственно в китайских пределах, а торговля на территории Монголии для них была беспошлинной. В 1864 г. группа бийских торговцев во главе с купцом В.А. Гилевым с разрешения томского губернатора Г. Лерхе совершила поездку в Кобдо (современный г. Ховд МНР) и через некоторое время алтайские купцы стали открывать здесь постоянные торговые заведения. Первые русские лавки были открыты в Кобдо и немного позже в другом монгольском городе — Улясутае. В 1876 г. постоянную торговлю в Кобдо вели 4 купца, в Улясутае в 1879 г. насчитывалось 9 русских лавок.

Бийские торговцы привозили сюда разного рода хлопчатобумажные и шерстяные ткани, выделанные кожи, медные и железные изделия, продукты питания, бакалейный и галантерейный товар. В 70-80-е гг. XIX в. главным предметом обмена являлась пушнина, прежде всего шкурки сурка. В середине 90-х гг. купцы начали устраивать здесь первые шерстомойни, и в конце XIX — начале XX в. овечья и верблюжья шерсть становится важнейшим предметом вывоза из Монголии.

В организации своей торговли за границей алтайским предпринимателям пришлось столкнуться с целым рядом трудностей. Несмотря на имевшиеся договоры и соглашения, местные власти препятствовали распространению здесь российской торговли, в чем им активно помогали китайские коммерсанты, видевшие в русских опасных конкурентов. Расширению торговли мешало отсутствие удобных путей сообщения. Чуйский торговый путь, большей частью пролегавший в труднопроходимой и безлюдной местности, представлял собой узкую горную тропу, где грузы могли перевозиться только вьючным способом. По словам современника, здесь «...самый искусный верховой ездок рискует на каждом шагу упасть с лошади и убиться до смерти». Только в 1902 г. вьючная тропа была переоборудована в колесную дорогу, но и она не решала проблемы транспортировки больших объемов товаров.

Несмотря на все препятствия, торговля по Чуйскому тракту развивалась динамично. За период с 1870 по 1885 г. ее обороты увеличились более чем в 7 раз. Алтайские купцы активно действовали не только в пределах северо-западной Монголии, но и пытались проникнуть на рынки Внутреннего Китая. Уже в 1874 г. они стали собирать сведения об условиях торговли в китайском городе Гуй-хуа-чен, а во второй половине 70-х гг. отправили туда несколько караванов с пантами и шерстью.

После подписания в 1881 г. в Петербурге очередного русско-китайского договора, бийские купцы предприняли несколько попыток организовать торговлю в китайских городах Хами, Гучене, Сучжоу, а приказчик купца И.П. Котельникова в 1885 г. добрался даже до центра провинции Ганьсу — города Ланьчжоу-фу. В 1886 г. в провинцию Ганьсу был отправлен большой караван с российскими текстильными изделиями, организованный на средства известной московской торгово-промышленной фирмы Т.С. Морозова. Эта экспедиция, возглавляемая бийским торговцем А.Д. Васеневым, показала, что сухопутная доставка товаров значительно повышала их стоимость, и они не могли на равных конкурировать с английской и американской мануфактурой, привозимой в Китай морем. Поэтому русские купцы были вынуждены отказаться от своих планов утверждения на рынках Внутреннего Китая и ограничили свою деятельность пределами Монголии.

В конце 80-начале 90-х гг. XIX в. здесь  сложился достаточно устойчивый контингент предпринимателей, которых в сибирских и российских деловых кругах знали как купцов-«чуйцев». Наряду с пионерами русской торговли, бийскими купеческими фирмами Гилевых, Бодуновых и И.П.Котельникова, здесь стали возникать торговые предприятия, основанные бывшими служащими указанных фирм, сумевшими накопить необходимые средства для открытия своего дела. В 80-е гг. XIXв. самостоятельную торговлю начали приказчики И.П. Котельникова Н.И. Никифоров, Н.И. Ассанов, А.Д. Васенев; Гилевых — П.А. Копылов, К.И. Кузнецов, П.И. Еремин, С.П. Роголев, Г.И. Кузьмин, П.Е. Щепкин, П.М. Захаров; Бодуновых — Ф.И. Минин, С.К. Брезгин, И.Г. Игнатьев, М.А. Береженцев, П.М. Коршунов, А.Т. Головин и другие.

Некоторые из них вели свои дела весьма успешно, вступали в гильдию и становились крупными предпринимателями. Из перечисленных торговцев к концу XIX в. купцами 2 гильдии стали Н.И. Ассанов, А.Д. Васенев, П.А. Копылов, И.Г. Игнатьев, С.К. Брезгин, С.П. Роголев, А.Т. Головин, а Н.И. Ассанов впоследствии стал купцом 1-й гильдии.

Бийские предприниматели действовали вполне успешно и, по оценкам современников, сумели создать устойчивую систему российско- монгольских и российско-китайских взаимовыгодных торгово-экономических связей. Бийский полицейский исправник В.П. Штейнфельд в 1911 г. писал: «Бийцы представляют счастливое исключение в истории нашей торговли с азиатскими странами. Они проявили предприимчивость, терпение, настойчивость и выносливость, они завоевали обширный рынок, развили торговый оборот с 500 тысяч рублей в конце 70-х годов до 3 миллионов в настоящее время. Они создали контингент приказчиков, знающих этот край, его быт и его язык и подготовленный практически к торговой службе в этом крае». «Чуйцы — это сибирские американцы, — вторила чиновнику столичная газета «Новое время». — Чуйцы прорыли монгольские горы и проложили дороги, чуй- цы же являются теперь главными скупщиками монгольского сырья».

Бийские коммерсанты не ограничивались только заботами о собственном благосостоянии, но и внесли немалый вклад в изучение Монголии, содействуя снаряжению научных экспедиций, сопровождая их в качестве проводников и переводчиков, выполняя различные поручения ученых, собирая экспонаты и целые коллекции для музеев России. В дневниках и отчетах научных экспедиций Н.М. Пржевальского, Г.Н. Потанина, A.M. Позднеева, П.К. Козлова и других русских востоковедов можно встретить слова благодарности бийским купцам за помощь и содействие. «Трудно даже и сказать, — писал известный монголовед, профессор Петербургского университета А.М. Позднеев, — насколько меньше были бы достигнутые мною результаты, если бы я не встречал этого доброго участия русских людей; при всей ревности к приобретению знаний мне без их помощи, несомненно, много раз приходилось бы отступать от закрытых дверей, за которыми таился предмет познания».

Воспользовавшись российско-китайскими договорами, заключенными во второй половине XIX в., свои торговые предприятия на территории Алтая стали открывать и некоторые китайские предприниматели. Так, в начале XX в. китайский предприниматель Ван Ху-син открыл в Барнауле и Бийске крупные чайные магазины, но в целом численность китайских купцов на Алтае до 1917 г. была небольшой.

В 1911 г. Монголия объявила о своей  независимости от Китая и обратилась к России за поддержкой. Российское правительство согласилось выступить посредником в переговорах с Китаем. В 1912 г. правитель Монголии — хутухта заключил торгово-экономическое соглашение с Россией. Однако начавшаяся мировая война, а также резкое падение курса рубля вынудили предпринимателей свернуть свои дела и прекратить торговлю. К концу 1917 г. торговля по Чуйскому тракту фактически замерла, завершив тем самым важный этап в истории развития торгово-экономических связей Алтая с Китаем и Автономной Монголией.

Следующий этап развития российско-китайских  связей через Алтай начался после провозглашения в 1949 г. Китайской Народной Республики. Во время Великой Отечественной войны Алтайский край был в числе приоритетных регионов для размещения эвакуировавшихся заводов. В годы войны были созданы такие крупные промышленные предприятия как Барнаульский котельный завод, Алтайский тракторный завод, Алтайский вагоностроительный завод на станции Алтайская, «Электропечь» в г. Бийске, станкостроительный, аппаратурно-механический заводы, завод механических прессов в г. Барнауле, представлявших в 50—70 е гг. XX в. Алтай не только на внутреннем, но и на внешнем рынках.

Особое место в структуре  внешнеэкономических связей Алтая  занимала Китайская Народная Республика. В 1950-е гг. СССР оказывал активное содействие Китаю в восстановлении разрушенного войной хозяйства и создании основ промышленной базы страны. Юридическую основу торгово-экономических связей между СССР и КНР составила целая серия торговых договоров, регламентировавших различные формы, характер и направленность сотрудничества. Фундаментом для развития торговли и экономического сотрудничества СССР с КНР стало заключение в 1950 г. советско-китайского договора о дружбе, союзе и взаимопомощи, а также торговых, кредитных и других экономических соглашений.

С начала 1950-х гг. Алтайский край становится одним из главных поставщиков  паровых котлов для тепловых электростанций восточных соседей, прежде всего  Китая. Главными производителями энергетического оборудования различной мощности в Алтайском крае являлись Барнаульский и Бийский котельный заводы. Бийские котельщики работали на внутренний рынок, а Барнаульский котельный завод (БКЗ) производил оборудование на внешний рынок и осуществлял внешний монтаж за границей. Одним из крупнейших строительных проектов, в котором участвовали предприятия Алтайского края, являлось строительство первой крупной станции высокого давления в Китае — Пекинской электростанции в 1958 г. Энергетическое оборудование с Алтая было установлено на Чаньчуньском бумажном комбинате, Уханьском металлургическом комбинате. В различные города Китая отправились тягодутьевые машины, редукционно-охладительные установки, арматура.

На протяжении 50-х гг. шел активный процесс обмена специалистами. Начало научно-техническому сотрудничеству КНР и СССР было положено в октябре 1954 г. подписанием соглашения о научно- техническом сотрудничестве между двумя странами. Этим соглашением предусматривалось, что обе стороны будут передавать друг другу техническую документацию, обмениваться соответствующей информацией, взаимно командировать специалистов для оказания технической помощи и ознакомления с достижениями в области науки и техники. Алтайские котлостроители оказывали помощь Китаю в освоении котельного производства, осуществляли внешний монтаж оборудования. С этой целью еще в 1950 г. на заводе был создан конструкторский цех, который затем выделился в самостоятельное подразделение — отдел внешнего монтажа. Алтайские специалисты работали на строительных площадках Харбинского и Шанхайского котельных заводов.

В конце 1950-х гг. Барнаульский котельный  завод посетили китайские инженеры: заместитель главного инженера Главстроя Министерства водного хозяйства и энергетики КНР Лю Чжэнь-хуа, заместитель директора Харбинского котельного завода инженер Чжан Шу-гуан. Целью подобных поездок являлось знакомство с новинками в технологии и проектировании.

Крупнейшим предприятием края, зарекомендовавшим  себя на китайских рынках, являлся и Алтайский тракторный завод. АТЗ оказывал помощь в строительстве первого китайского тракторного завода в городе Лояне, в выпуске первых тракторов марки КТЗ, поставлял трелевочные трактора «ТДТ-60» для китайской лесной промышленности. На заводах Китая можно было увидеть прессы-автоматы Барнаульского завода механических прессов, продукцию Бийского завода «Электропечь». В сентябре 1959 г. в Китай было отгружено несколько самых мощных чеканочных прессов. В этом же году в Китай было доставлено 24 пресса, предназначенных для крупных машиностроительных заводов, был сооружен пресс-автомат для Лоянского подшипникого завода.

Информация о работе История торговых отношений между Алтаем и Китаем