Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:56, реферат
Целью реферата является изучение особенностей создания и технического развития военных единиц русского флота в разные исторические периоды.
Введение…………………………………………………………..3 стр.
1. Развитие надводного флота
- Гребной и парусный флот в IX – XVII вв. ……………………..4 стр.
- Гребной и парусный флот в первой половине XVIII в.….………6 стр.
- Парусный флот во второй половине XVIII в.……………...…..9 стр.
- Парусный флот в первой половине XIX в. ……………………10 стр.
- Возникновение и развитие парового флота во второй
половине XIX в. ……………11 стр.
- Развитие флота в первой половине XX в. ……………………14 стр.
- Развитие флота во второй половине XX в. ……………….....17 стр.
2. Развитие подводного флота
- Зарождение и развитие подводного флота в России
(XVIII-XIX вв.) ………….....20 стр.
- Развитие подводного флота (первая половина XX в.) ………..21 стр.
- Дизель-электрические подводные лодки
(вторая половина XX в.) .....23 стр.
- Атомные подводные лодки (вторая половина XX в.)…………25 стр.
Заключение………………………………………………………27 стр.
Библиографический список…………………………………….28 стр.
В 1969 году правительство
и руководство Военно-морских
сил приняло решение
Большое распространение в 70-80-х годах получили различные катера. С 1960 года в Хабаровске, Ленинграде, Керчи и Рыбинске начинают выпускаться ракетные катера проекта 205. Не последнее место занимают вспомогательные суда, которые в процессе технического перевооружения приобрели совершенно иные свойства. Именно эти корабли обуславливают успешную боевую и повседневную. К вспомогательным судам относятся транспорты для переправления сухих и жидких грузов, корабли технического и бытового снабжения, гидрографические и аварийноспасательные суда, плавучие базы, буксиры, доки и пр. Именно эти суда обеспечивают боевые единицы флота боеприпасами, продовольствием, водой и топливом в условиях дальнего плавания.
Создание мощного океанского флота требовало огромных человеческих усилий и материальных затрат на протяжении долгих лет. В связи с этим можно выделить четыре этапа:
1 этап, длившийся с 1946 по 1955 годы. В это время ученые и военные работали над теоретической базой создания ракетно-ядерного оружия, структурой современного океанского флота. Наблюдалось ускоренное строительство дизельных подводных лодок, а также средних и малых надводных кораблей.
2 этап, включающий 1956-1975 годы. Велось активное строительство океанского флота и его выход в океан.
3 этап, длившийся с
1975 по 1985 год. Это время относительно
равного соотношения военно-
4 этап, приходившийся на 1986-1991 годы. Усиленное повышение эффективности предложений Военно-морского флота, их воплощение в жизнь в период диаметрально меняющейся политической обстановки в мире. [Кузин В.П., Никольский В.И. Военно-морской флот СССР 1945-1991. СПб., 1996]
После 1992 года строительство кораблей и пополнение Военно-морского флота в целом резко сократилось, хотя как и прежде военные корабли, количество которых стабилизировалось на минимальном уровне, несут свою службу.
Развитие подводного флота
Зарождение и развитие подводного флота в России (XVIII-XIX вв.)
Первое упоминание использования плавучих средств датируется 1595 годом, когда запорожские казаки во время одного из нападений на анатолийские берега вверх дном перевернули свои лодки и сумели незаметно подойти к берегу.
Созданием первой подводной лодки в России стали заниматься уже во время правления Петра I. Основным вдохновителем этой идеи явился опытный мастер-плотник Ефим Никонов. В 1721 году была закончена модель первой российской подводной лодки, она успешно прошла предварительные испытания, поэтому царь тут же приказал Никонову приступать к строительству уже «потаенного огненного судна большого корпуса». Еще одно изобретение Никонова, важное для мореплавателей, осталось без внимания – это водолазный костюм.
Через 50 лет российские изобретатели вновь стали задумываться над созданием своей подводной лодки. В конце восемнадцатого столетия в Морском ведомстве было представлено несколько проектов подобных судов. Наибольший интерес представляет собой подводная лодка, проект которой был разработан военным инженером, генерал-адъютантом Карлом Шильдером. Вход в лодку осуществлялся через две рубки, располагавшиеся на верхней части корпуса и герметично закрывающиеся сверху прочными металлическими крышками на шарнирах. Для движения лодки использовались специальные гребки, или весла-лопатки, укрепленные вне корпуса по два с каждого борта. Вооружение лодки было рассчитано на борьбу с деревянными парусными кораблями. [ Блонский Л.В., Титкова Т.В. Флот России. М., 2009. – С. 184] В августе 1834 лодка была спущена на воду. В 1838 была создана еще одна модель, но Шильдеру перестали выделять средства на усовершенствование его изобретений, вскоре опыты прекратились вовсе.
Несколько лет в России
не предпринимались попытки
Русско-турецкая война 1877-1878 годов вызвала новый всплеск изобретательской мысли. Независимо друг от друга три изобретателя: штабс-капитан Томашевич, коллежский асессор Войницкий, механик Зарубин – представили проекты подводных лодок, в которых использовался бы электродвигатель. Над созданием первой в России подводной лодки, обладающей электрическим аккумулятором, работал инженер и изобретатель С.К. Джевецкий. Судно получилось настолько маленьким, что в нем умещался всего лишь один человек.
Развитие подводного флота (первая половина XX в.)
В начале двадцатого столетия корабельным инженером И.Г. Бубновым, инженер-механиком И.С. Горюновым и капитаном 2 ранга М.Н. Беклемишевым был разработан проект новой подводной лодки. В 1903 году по этому проекту в России была заложена первая подводная лодка, получившая название «Дельфин».
Русско-японская война, вернее поражения в ходе боевых действий, можно сказать вынудили чиновников Морского ведомства большее внимание уделить развитию подводного плавания в России. Принимая во внимание трудности, с которыми сталкивались судостроительные предприятия при строительстве подводных флота, правительство решило приобрести серию подводных лодок за границей. К концу русско-японской войны российский флот располагал уже 21 боеготовым подводным судном.
С 1905 года в производстве подводных лодок стали применяться дизельные двигатели. Не прекращались работы и по созданию полуподводных лодок. В 1906 году по разработкам С.К. Джевецкого на Балтийском заводе была заложена первая русская подводная лодка, обладающая единым двигателем для подводного и надводного хода. Судно получило название «Почтовый».
В 1908 году произошло знаменательное событие для всего российского судостроения – на николаевском заводе «Наваль» был заложен первый в мире подводный минный заградитель, получивший название «Краб».
Активное строительство надводных кораблей и включение в состав Военно-морского флота подводных лодок, требовало специального обучения специалистов-моряков для работы на них. Было принято срочное решение по разработке подробных инструкций по управлению подводными лодками, как в надводном, так и в подводном состоянии. В конце 1913 года П. Левицкий, начальник бригады подводных лодок Балтийского моря, утвердил приказы, которые определяли «Общие правила плавания подводных лодок».
Гражданская война надолго ослабила флот России, не стал исключением и подводный флот. Решение о проектировании и постройке новых лодок было принято Совнаркомом РСФСР в 1924 году. К 1941 состав флота пополнился 206 подводными лодками. За сравнительно короткое время в Советской России был создан довольно мощный подводный флот. [Кузин В.П., Никольский В.И. Военно-морской флот СССР 1945-1991. СПб., 1996] Если сначала основными производителями подводных лодок являлись Балтийский и Николаевский заводы, то вскоре к ним присоединились Адмиралтейские верфи в Ленинграде, завод «Красное Сормово» в Горьком, Амурский завод в Комсомольске-на-Амуре. Велись работы по созданию малого подводного судна. 20 марта 1932 года такой проект был утвержден, а в августе этого же года была заложена головная подводная лодка, получившая название «Малютка».
Разнообразие подводных лодок в те годы было уже так велико, что потребовало введения определенной классификации корабельного состава. Теперь подводные суда подразделялись на подводные крейсеры, эскадренный подводные судна, позиционные подводные лодки и подводные и подводные минные заградители.
К 1941 состав советского Военно-морского флота включало в себя 211 боеготовых подводных лодок. Для сравнения, Италия имела 115, США – 99, Франция – 77, Англия – 69, Япония – 63, а Германия всего 57 лодок. [ Блонский Л.В., Титкова Т.В. Флот России. М., 2009. – С.203]
За все это время подводные лодки стали более маневренными, устойчивыми с противолодочными силами противника, повышали свои тактические свойства. Изменилось и значительно усложнилось и оснащение подводных лодок.
Дизель-электрические подводные лодки (вторая половина XX в.)
С окончанием Великой
Отечественной войны перед
Кроме того, огромное влияние на проектирование лодок не могло не оказать развитие науки и техники. Новые технологии в металлургии и использование новых сталей позволили конструкторам создать подводные суда, способные погружаться на глубину, вдвое превышающую ранее существующие пределы. Лодки стали оснащаться современным радиоэлектронным вооружением, гидролокационными станциями с довольно большой дальностью действия и точностью определения координат. Вторая мировая война показала эффективность применения ракетного оружия. Именно оно стало основным видом вооружения как надводного, так и подводного флота. В 1953 году Руководство Военно-морского флота СССР внесло предложение о начале финансирования большой программы создания подводных лодок, оснащенных ракетным вооружением.
Можно сказать, что наиболее активно судостроительная
промышленность стала развиваться в середине
60-х годов. Разработками кораблей к этому
периоду занимались уже четыре конструкторских
бюро. В 1974 году перед конструкторами была
поставлена задача, создать новый проект
дизельной подводной лодки, которая обладала
бы улучшенными мореходными качествами.
Так появился проект 877. На подводной лодки
этого проекта было осуществлено много
новаторских предложений. Впервые здесь
использовалось автоматическое устройство
быстрого заряжания, что существенно экономило
время при зарядке торпедных аппаратов.
Центром управления этого устройства
служили либо пульт управления «Мурена»,
либо местные посты. Смонтирована принципиально
новая система газоотвода. Головная
подводная лодка проекта 877 была заложена
в сентябре 1979 года в Комсомольске-на-Амуре
[http://www.warships.ru/
Атомные подводные лодки (вторая половина XX в.)
25 сентября 1949 года ТАСС впервые заявило об успешном испытании ядерного оружия в Советском Союзе. Наряду с созданием ядерного оружия велись работы и над созданием средств доставки его на место назначения. В 1952 году талантливому конструктору и ученому В.Н. Перегудову было поручено разработать проект и создать первую советскую атомную подводную лодку. В 1955 году судно было заложено.
Спустя десять лет
после спуска на воду первой атомной
лодки Советский флот включал
в себя уже более 50 подобных. Вскоре
в подводном судостроении сформировались
два направления: строительство
атомных подводных
В ноябре 1967 года в ряды Военно-морского флота была зачислена новая подводная лодка – первый советский подводный крейсер стратегического назначения. За рубежом его сразу же назвали «убийцей городов» и «стирателем континентов». Даже самые первые подводные лодки данного типа обладали мощностью, намного превосходящей бомбы, сброшенной на Хиросиму. [ Блонский Л.В., Титкова Т.В. Флот России. М., 2009. – С.229]
В 1960-1970-е годы в Советском Союзе стали сокращать флот и армию. Первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев был уверен, что будущее в военном деле стоит исключительно за межконтинентальными ракетами и подводными лодками. В 1965 году на базе филиала вечернего факультета Ленинградского кораблестроительного института был организован засекреченный институт, призванный готовить специалистов для строительства атомных подводных лодок.
В 1977 году была заложена самая большая в мире подводная лодка, получившая шифр «Акула», или, по классификации НАТО, «Тайфун». С 1978 года в состав Военно-морского флота стали входить атомные подводные лодки второго поколения. В отличие от своих предшественниц эти подводные лодки показали более низкий уровень шумности. 80-е года двадцатого столетия ознаменовались для Военно-морского флота появлением подводных лодок 3-го поколения, вооруженных крылатыми ракетами.
В начале 1990-х, когда политическая обстановка в стране являлась крайне нестабильной, финансирование флота резко сократилось. Однако, несмотря на плохое материальное обеспечение, ракетные подводные крейсеры не только находились в постоянной боеспособности, но и совершали боевые походы.
Таким образом, за тридцатипятилетний период существования советского атомного флота, начиная с 1957 года по 1992, русскими конструкторами были созданы три поколения атомных подводных лодок. Всего советский флот пополнили 243 атомных подводных лодки.