История создания русского флота

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:56, реферат

Описание работы

Целью реферата является изучение особенностей создания и технического развития военных единиц русского флота в разные исторические периоды.

Содержание

Введение…………………………………………………………..3 стр.
1. Развитие надводного флота
- Гребной и парусный флот в IX – XVII вв. ……………………..4 стр.
- Гребной и парусный флот в первой половине XVIII в.….………6 стр.
- Парусный флот во второй половине XVIII в.……………...…..9 стр.
- Парусный флот в первой половине XIX в. ……………………10 стр.
- Возникновение и развитие парового флота во второй
половине XIX в. ……………11 стр.
- Развитие флота в первой половине XX в. ……………………14 стр.
- Развитие флота во второй половине XX в. ……………….....17 стр.
2. Развитие подводного флота
- Зарождение и развитие подводного флота в России
(XVIII-XIX вв.) ………….....20 стр.
- Развитие подводного флота (первая половина XX в.) ………..21 стр.
- Дизель-электрические подводные лодки
(вторая половина XX в.) .....23 стр.
- Атомные подводные лодки (вторая половина XX в.)…………25 стр.
Заключение………………………………………………………27 стр.
Библиографический список…………………………………….28 стр.

Работа содержит 1 файл

История создания русского флота.doc

— 134.50 Кб (Скачать)


План

 

Введение…………………………………………………………..3 стр.

  1. Развитие надводного флота

- Гребной и парусный флот в IX – XVII вв. ……………………..4 стр.

- Гребной и  парусный флот в первой половине XVIII в.….………6 стр.

- Парусный  флот во второй половине XVIII в.……………...…..9 стр.

- Парусный флот в первой половине XIX в. ……………………10 стр.

- Возникновение  и развитие парового флота  во второй 

половине XIX в. ……………11 стр.

- Развитие  флота в первой половине XX в. ……………………14 стр.

- Развитие  флота во второй половине XX в. ……………….....17 стр.

2. Развитие подводного  флота

- Зарождение и развитие подводного флота в России

(XVIII-XIX вв.) ………….....20 стр.

- Развитие  подводного флота (первая половина XX в.) ………..21 стр.

- Дизель-электрические  подводные лодки

(вторая половина XX в.) .....23 стр.

- Атомные подводные лодки (вторая половина XX в.)…………25 стр.

Заключение………………………………………………………27 стр.

Библиографический список…………………………………….28 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

История отечественного флота является важнейшей частью истории нашей страны – великой  морской державы, берега которой омывают двенадцать морей, принадлежащих бассейнам трех океанов.

Развитие флота в  государстве непосредственно связано  с защитой со стороны моря. В  России военные суда появились еще  в древности. Флот нашей страны изначально был по преимуществу речным и не очень развитым. Новым этапом в развитии военно-морского флота стал период правления Петра Великого. Благодаря ему флот получил свое развитие и постепенно стал завоевывать одно из ведущих мест в мире по значимости. Условной датой появления российского Военно-морского флота считают 1696 год, когда Боярская дума издала указ : «Морским судам быть». После этого российский флот стал четко организованной воинской дисциплиной.

Усиление военно-морских  сил стало особенно востребованным во второй половине XVIII века. В тот период внешняя политическая обстановка отличалась своей нестабильностью. Действенным стимулом к развитию флота было и совершенствование оружия. Например, в XVIII – начале XIX века появились пушки с высокой пробивной способностью, а также паровые суда, покрытые мощной броней.

Новым этапом развития российского  флота стала смена власти в  стране в начале XX века. В этот период совершенствовались старые суда императорского флота, строились новые корабли. Происходило усовершенствование подводного флота.

Целью реферата является изучение особенностей создания и технического развития военных единиц русского флота в разные исторические периоды.

 

 

 

Развитие надводного флота

 

Гребной и  парусный флот в IX – XVII вв.

 

История отечественного мореплавания уходит своими корнями в древность. Одно из первых зафиксированных сообщений летописей повествует о морском походе русской дружины на Константинополь в 856 году. Существование же в доисторические времена русского мореходства в Балтийском, тогда Варяжском, море неоспоримо доказывается фактом призвания Рюрика на Русь.

Флот и кораблестроение  в нашей стране развивались самостоятельным, самобытным путем. Согласно мнению ряда ученых, корабль, обшитый корой, а  потом кожей, имевший в своей  основе гибкие прутья, издавна находил применение у восточных славян для небольших путешествий. В более поздний временной период появилось новое, очень удобное плавающее средство – челн-однодневка. В 1878-1882 годах на берегу Ладожского озера найден челн-однодневка возрастом примерно 4500 лет; его длина 3,5 м, ширина 0,86 м. [Блонский Л.В., Титкова Т.В. Флот России. М., 2009. – С. 8]

Третьим по времени типом  судна Древней Руси были «набойные  ладьи». Именно на них русские войны  совершили первые морские походы – на Сурож, в византийские владения в конце VII – начале IX в. Опытные мореплаватели-византийцы были поражены необычными русскими судами. Они представляли собой ладьи с увеличенной высотой бортов, к которым крепились стойки, а к ним прибивалось несколько досок «набоя». Важным этапом в истории кораблестроения было развитие килевых судов.

С ростом экономического могущества Руси расширялись ее культурные связи с близлежащими странами. Крупным  кораблестроительным центром средневековой  Руси из-за достаточно выгодного географического положения, а также ряда экономических причин стала Новгородская республика. Через нее проходил легендарный водный путь «из варяг в греки» (начинавшийся в Балтийском море и продолжавшийся по целой сети рек в Черное море). Именно здесь появился новый тип кораблей, которые были удобны для перемещения волоком из одной реки в другую. Это были ладья «ушкуй» и плоскодонный легкий шитик.

Начиная с IX в. был образован ряд поселений на Севере. С учетом специфики плавания в северных морях строились суда поморов: осиновики, раньшины, кочмары и др. Основным из них стало парусно-гребное судно карбас. Карбасы были палубные и беспалубные, по обеим сторонам на днище параллельно килю крепились полозья, с помощью которых судно легко передвигалось по льду.

В XVI и XVII вв., для длительных морских плаваний создается новый тип судна – коч. Коч представлял собой плоскодонное парусное однопалубное судно, которое было в длину от 16 до 24 м, в ширину 5-8 м, имело немного приподнятый нос и корму, а также простое парусное снаряжение, состоящее из прямого кожаного паруса и мачты. [Блонский Л.В., Титкова Т.В. Флот России. М., 2009. – С. 10]

Для постройки первого  русского парусного военного корабля, получившего название «Орел», из-за границы были приглашены опытные  мастера. Прототипом при постройке «Орла» послужили пинасы – вооруженные корабли Нидерландской Ост-Индской компании. Размеры корабля: длина – 24,5 м, ширина – 6,5, осадка – 1,5 м, водоизмещение – 250 т, экипаж – 58 чел. Вооружение: 22 пушки, 40 мушкетов, 40 пар пистолетов и ручные гранаты. Закладка «Орла» состоялась 14 ноября 1667 года. [Блонский Л.В., Титкова Т.В. Флот России. М., 2009. – С. 12] 19 мая 1668 корабль был спущен на воду. Первое самостоятельное плавание в Нижний Новгород, а оттуда вниз по Волге в Астрахань «Орел» совершил еще год спустя. О дальнейшей судьбе первенца Российского флота существует две основные версии. Одни историки считают, что «Орел » был захвачен и сожжен казаками Степана Разина, другие же – что он простоял в бездействии в протоке Кутум в Астрахани и пришел там в полную негодность.

 

Гребной и  парусный флот в первой половине XVIII в.

 

Российское государство, окруженное морской гладью, имело  к концу XVII в. только один порт – Архангельск. Через него наша страна осуществляла торговые и деловые контакты с различными государствами. Поэтому самой главной задачей для России была борьба за выход к морским побережьям. Чтобы вернуть потерянные в XVI столетии на юге и западе прибрежные территории, было необходимо создать сильный военно-морской флот.

Уже в 1688 году Петр Великий начал строительство судов «потешной» флотилии. Флотилия росла также за счет небольших речных судов – баркасов, стругов, шняв, собранных при энергичном участии Петра на реке Яузе у села Преображенского. Кроме этого, была создана и специальная база для кораблей – пристань, для швартовки после выхода на воду. Поздней осенью 1691 года на верфь прибыли 16 мастеров, и строительство судов было расширено. Летом 1692 года на воду было спущено несколько десятков судов. Наиболее крупным из них был 30-пушечный фрегат «Марс».

Поводом для создания «потешного» флота и строительства  кораблей послужила старая шлюпка (знаменитый ботик), найденная Петром в амбаре посреди вещей его двоюродного  дяди боярина Н.И. Романова. Починка  ботика была поручена голландцу К. Брандту, который приехал в Россию совместно с коллективом мастеров для постройки первого русского военного корабля «Орел». Владевший в совершенстве столярно-плотницким делом, К. Брандт не только быстро починил и восстановил ботик, но и стал первым учителем царя-реформатора в управлении им.

В июле 1693 года Петр Великий  прибывает в Архангельск, дабы глубже вникнуть в вопросы судостроения и военно-морского дела. Петр I испытал непередаваемые ощущения, предприняв первый морской поход на построенной здесь же 12-пушечной яхте «Святой Петр».

Первый опыт строительства  российских военных кораблей, архангельское  посещение, морские походы не прошли безрезультатно. Петр Великий решил  твердо прорубать выход России к  морю. В течение одной зимы России предстояло укомплектовать людьми, снабдить, вооружить и, наконец, построить новый флот, а также обучить личный состав. Главным местом для постройки нового азовского флота был выбран Воронеж. По приказу Петра I зимой 1695 года под Воронежем началось строительство 1300 стругов, 300 лодок и 100 плотов. Параллельно в селе Преображенском уже в феврале приступили к изготовлению деталей корабельного набора галер и брандеров, переправлявшихся потом на лошадях в Воронеж. За эталон приняли 32-весельную галеру, привезенную из Голландии. Но главное внимание уделялось постройке заложенных в Воронеже двух 36-пушечных кораблей – «Апостол Павел» и «Апостол Петр». К концу апреля на воду были спущены «Апостол Петр», около 1500 стругов, 23 галеры, 4 брандера, а также многочисленные лодки и плоты, на которых сухопутные войска, формировавшиеся в Воронеже, стали отправлять под Азов.

Осенью 1696 года по распоряжению Петра Великого Боярская дума вынесла  решение: «Морским судам быть». Этот знаменательный год по праву можно  считать годом рождения Российского военно-морского флота. 4 ноября по «приговору» думы и указу Петра Великого началось строительство регулярного Российского флота «кумпанствами», в которые были сгруппированы дворянство (18 кумпанств) и духовенство (17 кумпанств). В обязанности кумпанств входили строительство, вооружение, содержание и ремонт кораблей. [Шершов А.П. История военного кораблестроения. С древнейших времен и до наших дней. СПб., 1994]

В 1697 году в Воронеже было учреждено первое адмиралтейство. Осенью 1698 года часть судов была спущена на воду, а весной 1699 года в Азовское море вышла эскадра из 10 кораблей (они имели длину до 35 м, ширину 8-10 м, осадку 2-2,5 м и были вооружены 26-44 пушками) и несколько судов. [Блонский Л.В., Титкова Т.В. Флот России. М., 2009. – С.20] В августе на одном из подобных кораблей, 46-пушечном корабле «Крепость», Петр Великий отправился в Константинополь. Эта демонстрация русского флота способствовала подписанию 3 июля 1700 года мирного договора с Турцией.

За 30 лет был создан регулярный флот России. Всего было построено 111 линейных кораблей, 38 фрегатов, 60 бригантин, 8 шняв, 67 крупных галер, значительное количество бомбардирских кораблей, брандеров, шмаков, до 300 транспортных и множество мелких судов. По боевым и мореходным качествам русские линейные корабли (лучшими из них были «Лесное» и «Ингерманланд»), не уступали иностранным, а галеры успешно выступали в Балтийском море против шведских кораблей.

Все важные распоряжения, касающиеся кораблестроения и создания флота, исходили от Петра I, главными помощниками которого были Ф.А. Головин, Ф.М. Апраксин и К.И. Крюйс, а по снабжению судов – Франц Тиммерман и казначей С.И. Языков. Из корабельных мастеров особенно славились «мастер добрых пропорций» Ф.М. Скляев и Ричард Козенц, а также Василий Шипилов, Ф.С. Салтыков, Г.А. Ментиков.

Необходимо отметить, что Петр I при строительстве судов для Российского флота максимально использовал опыт других государств. Он сделал то, чего не сделал ни один монарх мира, – всего за четверть века создал флот, ни в чем не уступавший флоту любого европейского государства. К концу царствования Петра I военный флот состоял из 48 линейных кораблей и фрегатов, 787 галер и других судов; в команды всех судов входило около 28 тыс. человек. [Блонский Л.В., Титкова Т.В. Флот России. М., 2009. – С.22]

После смерти Петра I развитие флота несколько замедлилось. Тем не менее значению флота отдавали должное все правящие после Петра Великого российские монархи. Так, в сентябре 1733 года была создана Азовская (Донская) флотилия. В январе 1737 года была создана Днепровская (Брянская) военная флотилия.

 

Парусный флот во второй половине XVIII в.

 

Во второй половине XVIII в., дальнейшим развитием регулярного флота в России явилось создание военно-морских сил на Черном море. Постройка первых кораблей для этой флотилии началась на верфях Дона и его притоках в 1769 году. Под руководством адмирала А.Н. Сенявина, возглавившего строительство, русские мастера создали специальные корабли, получившие наименование «новоизобретенных». Они имели небольшую осадку и довольно сильное артиллерийское вооружение. Такие корабли были чрезвычайно удобны для действий в мелководном Азовском море.

Первыми базами Черноморского  флота были Таганрог и Херсон, а  с 1783 года – Севастополь, ставший  затем главной базой флота.

Во второй половине XVIII в. было внедрено много принципиально нового в устройстве корабля. На поприще кораблестроения проявили себя знаменитые русские самородки: М.Д.Портнов, С.И. Афанасьев, А.С. Катасанов. Корабли, построенные под руководством Портнова, составили основную массу Балтийского флота, участвовавшего в боевых действиях против шведов в 1788-1790 гг.

Выход русских моряков  к Черному морю поставил вопрос о  создании нового флота. Необходимость  постройки действительно мореходных кораблей исключала использование прежних верфей.  На созданной в Херсоне верфи начали строить корабли, но дело шло плохо. Первым же черноморским линейным кораблем стал заложенный Афанасьевым корабль «Слава Екатерины», спущенный 16 сентября 1783 года. В 1794 году был принят новый штат Черноморского флота, по которому ядро флота должны составлять пятнадцать 74-пушечных кораблей.

Информация о работе История создания русского флота