Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:56, реферат
Целью реферата является изучение особенностей создания и технического развития военных единиц русского флота в разные исторические периоды.
Введение…………………………………………………………..3 стр.
1. Развитие надводного флота
- Гребной и парусный флот в IX – XVII вв. ……………………..4 стр.
- Гребной и парусный флот в первой половине XVIII в.….………6 стр.
- Парусный флот во второй половине XVIII в.……………...…..9 стр.
- Парусный флот в первой половине XIX в. ……………………10 стр.
- Возникновение и развитие парового флота во второй
половине XIX в. ……………11 стр.
- Развитие флота в первой половине XX в. ……………………14 стр.
- Развитие флота во второй половине XX в. ……………….....17 стр.
2. Развитие подводного флота
- Зарождение и развитие подводного флота в России
(XVIII-XIX вв.) ………….....20 стр.
- Развитие подводного флота (первая половина XX в.) ………..21 стр.
- Дизель-электрические подводные лодки
(вторая половина XX в.) .....23 стр.
- Атомные подводные лодки (вторая половина XX в.)…………25 стр.
Заключение………………………………………………………27 стр.
Библиографический список…………………………………….28 стр.
Необходимо отметить, что те типы кораблей, которые были внедрены при Петре I , сохранили свою актуальность вплоть до окончания века парусных судов. Во второй половине XVIII в. эти типы судов лишь усовершенствовались. Исключение – «новоизобретенное судно».
Парусный флот в первой половине XIX в.
При Павле I развитию российского флота уделялось огромное внимание. Конструкции новых кораблей постоянно усложнялись и совершенствовались. Вступивший на престол Александр I решил, что основная задача флота – оборона побережья, а значит, кораблей нужно строить меньше, но уделять внимание качеству. В результате во время правления Александра было построено всего 138 кораблей. Однако боеспособность создаваемого флота была на очень низком уровне, в чем немалую роль играли невыносимые условия службы матросов и неопытность командного состава.
Главнокомандующим Российского флота в начале девятнадцатого столетия стал адмирал П.В. Чичагов. Однако он считал флот «обременительной роскошью для государства». Его приемники полностью разделяли это мнение, поэтому российский флот постепенно приходил в упадок.
В начале XIX столетия Россия участвовала в двух войнах (1803-1813; 1826-1828 гг.). Каспийская флотилия принимала активное участие в военных действиях в Восточном Закавказье, поддерживая огнем российские сухопутные боеподразделения. Также Россия сумела вытеснить персидские войска с территории Талышинского и Карабахского ханств, в 1828 году было подписано мирное соглашение, согласно которому Эриванское и Нахичеванское ханства стали принадлежать России, в результате чего она отныне могла иметь свой флот на Каспийском море.
Большое внимание уделяется подготовке морских кадров. Капитан В.А. Корнилов написал одну из первых в России книг, касающихся военно-морского дела. Он же выполнил ряд ценных переводов специальных иностранных военно-морских книг.
Россия терпит поражение в Крымской войне. Этот факт как нельзя лучше доказал, что в кораблестроении настала новая эра – эра парового флота.
Возникновение и развитие парового флота во второй половине XIX в.
С развитием кораблестроения людей все более и более стала не устраивать зависимость парусников от погоды и их сравнительно небольшая скорость (13 узлов в час в ветреную погоду). Перед кораблестроителями встал вопрос об оснащении судов такой конструкцией, которая могла бы двигать тяжелый корабль по воде и в безветренную погоду и даже против ветра.
Несмотря на активное применение парового двигателя в промышленности в конце XVIII в., первый пароход появился только в начале следующего столетия, благодаря известному американскому изобретателю Роберту Фултону. Уже в 1812 году возникла необходимость создания первого парового военного корабля, который бы защищал Нью-Йоркскую гавань от Британского флота.
Все нововведения, касающиеся морского дела, не остались без внимания в России, чутко следившей за развитием научно-технического прогресса на Западе. Русские изобретатели и конструкторы быстро поняли, что судостроение с возникновением парового двигателя перешло на более высокую ступень своего развития. Вместо дерева теперь эффективнее было использовать металл и броню, особенно когда дело касалось военных операций на воде.
Владельца механико-литейного завода К. Берда заинтересовали разработки зарубежных коллег. Он тоже решил построить свой пароход. В результате в начале ноября 1815 года в Санкт-Петербурге к спуску на воду был готов невиданный до этого в России корабль. Это был первый морской пароход в России. Сначала пароходы играли в России только вспомогательную роль, однако постепенно производством нового поколения кораблей начинают заниматься все больше и больше предприятий: Александровский завод, Охтинская верфь в Петербурге, Николаевское, Архангельское и Астраханское адмиралтейства.
Важное событие для
Остро стояла проблема защиты своих водных территорий. В связи с этим развивался броненосный флот. Здесь можно выделить два этапа: 60-е годы – строительство пароходов береговой обороны; начало 70-х годов – создание мореходного броненосного флота. Российское судостроение еще только делало начальные шаги в создании пароходов, поэтому первая броненосная батарея «Первенец» была заказана в Англии. После было организовано серийное строительство броненосных судов. «Князь Пожарский» стал первым российским броненосным кораблем, который покинул пределы Балтийского моря, отправившись в Средиземное с целью стационарной службы.
Новые корабли по сложности конструкции превосходили своих предшественников. В первую очередь это касалось корпуса. Судна имели второе дно и водонепроницаемые перегородки. Построены они были преимущественно из отечественных материалов. Все корабли были прекрасно вооружены, в основном крупнокалиберным оружием. [Шершов А.П. История военного кораблестроения. С древнейших времен и до наших дней. СПб., 1994]
Разработкой первого океанского крейсера занимался А.А. Попов. Именно по его проекту в 1870 году было заложено сразу два фрегата: «Генерал-адмирал» на Невском заводе и «Александр Невский» - на Балтийском.
Еще одним достижением российского судостроения можно считать создание минных катеров (миноносок), вооруженных шестовыми минами. Быстрое развитие миноносного транспорта привело к тому, что перед судостроителями встала новая проблема – как бороться с миноносцами. В России первым контр-миноносцем стало судно «Сокол», пустившееся в свое первое плавание в 1895 году.
Развитие речного пароходства
сыграло большую роль как в
совершенствовании судостроения в
целом, так и в развитии военного
судостроения. Именно оно позволяло
конструкторам накапливать
По высочайшему повелению
Не более десяти лет потребовалось Российскому государству на то, чтобы создать крейсерский флот из двенадцати боевых единиц. Можно сказать, что, несмотря на разнотипность существующих в России судов, к 1880 году в целом можно было выделить три хорошо вооруженных и укомплектованных флота: береговой оборонный, мореходный броненосный и крейсерский.
Паровой флот России с каждым годом повышал свои показатели не только в количественном отношении. Совершенствовались и усложнялись технические качества судов. Пароходы становились более надежны в плане передвижения, в чем большое значение приобрели страховые общества и классификационные учреждения. Постепенно в России возникла необходимость систематизировать и провести анализ материала, раскрывающего состав флота и накопившегося с момента зарождения парового флота. Именно этим были призваны заниматься образующиеся новые классификационные комитеты. В числе первых созданных подобных организаций можно назвать Рыбинский классификационный комитет.
Развитие флота в первой половине XX в.
В конце XIX – начале XX в. шло активное строительство броненосцев и прочих единиц военно-морского флота. В 1903 году была принята новая судостроительная программа, которую вскоре заменила 10-летняя. Последняя существовала до русско-японской войны. Морское ведомство пришло к выводу, что Тихоокеанский флот в ближайшее время не нуждается в новых судах. Соответственно строительство кораблей для Тихого океана приостановилось.
26 января 1904 года началась
война с Японией. В
После нападения Японии Николай II организовал «Особый комитет по усилению военного флота на добровольные пожертвования». Великий князь Александр Михайлович являлся председателем данного образования. В состав этого комитета входили многие влиятельные люди: Н.И. Скрытин, А.А. Бирилев, контр-адмирал граф А.Ф. Гейден и др. В целом благодаря пожертвованиям россиян появились 18 минных крейсеров. После окончания войны именно эти суда образовали ядро Балтийского флота Советской России.
Российские судостроители не собирались останавливаться на достигнутом. Шли работы над строительством кораблей, обладающих более совершенными качествами. Огромные запасы нефти подтолкнули русских инженеров искать такой двигатель, который мог бы работать на этом топливе. Несмотря на то что Россия одна из последних приобрела лицензию на постройку дизельного двигателя, она ускоренными темпами стала искать пути применения его на практике. Еще в декабре 1898 года председатель Русского технического общества Г. Депп опробовал первый в мире двигатель, работающий на сырой нефти. Вскоре русские судостроители решили оснастить дизельными моторами не только речные, но и морские суда.
Несмотря на кажущееся
изобилие различных судов, обстановка
в Российском флоте оставалась напряженной,
большинство кораблей не соответствовало
по своим тактико-техническим
Практически все судостроительные заводы с 1914 года работали на фронт, поэтому правительство решило отложить постройку большинства кораблей до лучших времен. Морское министерство было озабочено сложившимся положением Российского флота во время Первой мировой войны. Шла разработка новой кораблестроительной программы, которая бы учитывала опыт, полученный в процессе боевых действий.
Две революции и гражданская война не могли не отразиться и на российском судостроении, отбросив его на несколько лет назад. Военный флот, по своей сути, перестал существовать. Часть экипажей вместе с кораблями стали поддерживать новую власть, часть осталась верна Белому движению.
В 1926 году штаб Рабоче-крестьянской Красной Армии выдвинул свою 6 летнюю программу, касающуюся судостроения. Согласно этому документу, российский флот приобретал только второстепенное значение и должен был выполнять исключительно оборонительные задачи. Именно эта программа была утверждена правительством.
Успешное строительство сторожевых катеров, а также быстрое развитие промышленности позволило судостроителям задуматься о создании и более крупных кораблей. В ноябре 1928 года Научно-технический комитет представил свой проект лидера эскадренных миноносцев, который был утвержден в августе 1930. это было первое крупное надводное судно, спроектированное в Советском Союзе и получившее название «Ленинград». Какой бы так называемый «железный занавес» ни разделял Советский Союз и другие капиталистические страны, правительство России тщательно следило за военными разработками и новинками своих соседей-противников. Безусловно, это коснулось судостроения: вторая пятилетка – 1933-1938 годов – предполагала осуществления ряда мероприятий, касающихся серьезного развития и усиления российского флота.
К 22 июня 1941 года в составе ВМФ СССР (Балтийский, Северный, Черноморский, Тихоокеанский флоты и Минская, Каспийская, Амурская флотилии) находились 3 линейных корабля, 7 крейсеров, 54 лидера и эскадренных миноносца, 212 подводных лодок, 21 сторожевой корабль… [Блонский Л.В., Титкова Т.В. Флот России. М., 2009. – С. 103] Тем не менее, Советский флот не был укомплектован: полностью отсутствовали десантные корабли и вспомогательные корабли специальной постройки.
В 1944 году началось строительство торпедных катеров, которые отличались от своих предшественников вооружением: трубные, а не желобные, торпедные аппараты, усиленное зенитное и противолодочное вооружение.
Война в полной мере проявила все слабые стороны российского военно-морского флота, поэтому уже в 1944 году Главный морской штаб задумался о создании плана послевоенного развития Военно-морского флота.
Развитие флота во второй половине XX в.
После окончания Великой
Отечественной войны между
Советское правительство понимало, насколько важен сильный флот в удержании позиций на политической арене, именно поэтому уже в 1945 году в законе о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР развитию и модернизации Военно-морского флота уделяется особое внимание. В это же время велось интенсивное развитие десантных кораблей, прекрасно проявивших себя в процессе боевых действий во время Великой Отечественной войны. Наибольшее распространение получили десантные корабли на воздушной подушке. Работы в этом направлении начались еще в 1934 году, однако только в 50-х годах было создано целое семейство таких кораблей: «Скат», «Кальмар», «Омар» «Джейран».
В первое послевоенное десятилетие из состава Советского Военно-морского флота шли активное исключение старых кораблей, береговых средств и самолетов и замена их более новыми и совершенными боевыми единицами. Были предприняты первые попытки строительства более крупных судов. Боевой состав Военно-морского флота в 1955 году насчитывал 900 боевых надводных единиц и 265 дизельных подводных лодок. Впервые на вооружении флота стали появляться крылатые ракеты. [Блонский Л.В., Титкова Т.В. Флот России. М., 2009. – С. 135]
Ускоренное развитие ракетного оружия и радиоэлектроники в начале 60-х годов потребовало разработки совершенно новых надводных кораблей. Судна должны были приобрести новые качества, что существенно расширило бы их боевые возможности. Конструкторы задумались над тем, как можно использовать ракетное оружие в Военно-морском флоте. Одним из первых был создан ракетный корабль проекта 57, в состав Военно-морского флота включено в июне 1960 года. Первый советский авианесущий корабль, получивший название «Москва», был заложен в 1962 году.