История Россия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 14:00, научная работа

Описание работы

Общеизвестно, что история нашей страны по целому ряду важнейших параметров отличается от историй других государств и народов. Именно их совокупность, их особое сочетание, их особая доминантность, как особое сочетание нот и пауз в музыке создает неповторимость мелодии, так и в истории выстраивается свой особый вектор развития, формируется особый характер социокультурного развития. Все это дало основание известному английскому историку и культурологу А. Тойнби выделить русское пространство в особый социокультурный мир, который он назвал цивилизацией. Примечательно, что Тойнби был решительным противником идеи унификации мира на базе западной экономической системы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. У ИСТОКОВ РУССКОЙ ИСТОРИИ
1.1. Древняя Русь
1.2.Удельная Русь
2. СТАНОВЛЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА
2.1. Возвышение Москвы
2.3.Московское царство в XVI в.
3. РОССИЯ В XVII В.
3.1. Русская Смута
3.2. Начало возрождения России. Время Михаила Федоровича
3.3. Россия в годы царствования Алексея Михайловича
4. РОССИЯ В ЭПОХУ ПЕТРА I
4.1. Борьба за выход к морям
4.2. Петровские реформы, их значение и исторические последствия
4.3. Культура и быт петровской России
5. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XVIII В.
5.1. Дворцовые перевороты и их исторический смысл
5.2. Страна во второй трети XVIII в.
6. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XIX В.
6.1. Страна на переломе эпох
6.2. Реформы Александра II
6.3. Общественная мысль в России во второй половине XIX в.
7. ВРЕМЯ ВОЙН И РЕВОЛЮЦИЙ
7.1. Первая русская революция
7.2. 1917 год в судьбе России
7.3. Гражданская война в России и ее последствия
8. СОВЕТСКАЯ РОССИЯ В ПЕРИОД БОЛЬШЕВИСТСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
8.1. Новая экономическая политика
8.2. Советская индустриализация
8.3. Создание колхозного строя
9. СОВЕТСКИЙ НАРОД В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
9.1. Масштабы и причины поражения Красной Армии в 1941 г.
9.2. Советский тыл
9.3. Решающие битвы войны
9.4. Цена и источники Победы
10. СОВЕТСКИЙ СОЮЗ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX В.
10.1. Советское общество в послевоенный период: трудности, достижения, просчеты
10.2. Время стабилизации и застоя: причины и последствия
10.3. Горбачевская перестройка: замыслы и результаты

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 913.50 Кб (Скачать)

10.2. Время стабилизации и застоя: причины и последствия

После смещения Н.С. Хрущева первым секретарем ЦК партии был избран Л.И. Брежнев. Именно он был одним из инициаторов партийного заговора и смещения Хрущева.

В период пребывания Брежнева у власти роль партии была максимально возвышена над государством. Партийные органы получили широкие права контроля над деятельностью администрации самого разного уровня, начиная от первичных и кончая отраслевыми и республиканскими. На XXIII съезде КПСС, проходившем в 1966 г., был восстановлен пост Генерального секретаря ЦК КПСС, который был сразу же занят Брежневым.

В этот же период был проведен ряд важных преобразований, которые дали определенный импульс  в развитии советской экономики. Эти экономические реформы 60-х годов были связаны с именем А.Н. Косыгина, занимавшего в то время пост Председателя Совета Министров СССР. Будучи сторонником радикальных мер в экономике он стремился развивать некоторые элементы рыночного механизма. Прежде всего, он считал необходимым совершенствовать мотивационный механизм, в котором результаты труда были бы теснее увязаны с заработной платой. Стержнем косыгинской реформы стал хозяйственный расчет, на который переводились предприятия промышленности. Согласно нововведению, они имели право часть своих доходов оставлять у себя, а затем распределять их внутри коллектива на материальное поощрение, социокультурные и бытовые нужды работников. Эта была попытка осуществления ленинской идеи, что «социализм — это работа на себя». Подлежали ликвидации совнархозы, введенные при Хрущеве, и была восстановлена отраслевая система управления в виде министерств. Хозяйственная реформа началась с января 1966 г. В первые годы восьмой пятилетки были достигнуты положительные результаты. Объем промышленного производства вырос за этот период в полтора раза. К концу 60-х гг. экономическая реформа пошла на убыль. Главным препятствием на ее пути стояла командно-административная система, тотальное планирование и отраслевой монополизм.

Реформы середины 60-х гг. затронули и сельское хозяйство. Сельским жителям были возвращены приусадебные подсобные хозяйства, отобранные или сильно урезанные в хрущевский период. С колхозов были списаны долги, повышены закупочные цены, установлены надбавки за сдачу сверхплановой продукции государству. Колхозникам вводилась гарантированная оплата труда деньгами и продуктами. Надо признать, что жизненный уровень сельского населения 70-е гг. значительно вырос, однако ликвидировать разницу между городом и деревней, как одно из программных положений партийной программы, так и не удалось. Гигантские суммы денег, вложенные в сельское хозяйство, и неэффективно расходовавшиеся, дали, в конечном счете, весьма невысокий прирост производительности труда в аграрном секторе советской экономики. Главное было в том, что отчуждение работника на земле от средств производства, привело к «раскрестьяниванию» сельского труженика, и никакие стимулирующие меры не помогали. Колхозный строй, зажатый жесткими тисками командно-административной системы, хирел и деградировал. Особенно остро этот процесс проходил в нечерноземных регионах. Население деревень покидало родные места и уходило в город. Русская деревня старела и умирала. Катастрофическое состояние дел было в сфере транспортировки и хранения сельскохозяйственных продуктов. Инфраструктура этой отрасли была настолько несовершенна, что только в момент транспортировки продуктов, а также в процессе их хранения, экономика теряла сотни миллионов рублей, и это при наличии дефицита продуктов в стране. Расточительность и бесхозяйственность нарастали как снежный ком. В этих условиях СССР был вынужден, как и раньше, закупать значительную часть продовольственной продукции за рубежом.

Если говорить о приросте продукции во всех сферах народного хозяйства, то он имел, прежде всего, экстенсивную природу. В брежневский период страна столкнулась с непреодолимыми трудностями. Почти во всех отраслях экономики показатели прироста производительности труда, продукции приближались к нулевой отметке. К этому времени в процесс материального производства были втянуты практически все наличные человеческие резервы. Главный ресурс экстенсивного способа развития — люди, был к этому времени исчерпан. Советский Союз все более отставал от ведущих стран мира по внедрению в производство научно-технических достижений. Не обновлялся производственный фонд предприятий. Нарастали затраты на ремонт. Даже в оборонных отраслях можно было наблюдать тенденцию старения и износа оборудования. И эти тенденции усиливались еще из-за того, что стремясь достичь военного паритета с США, который все больше и больше закручивал спираль гонки вооружения, СССР был вынужден вкладывать в оборонные отрасли все больше своего национального валового продукта. Это приводило к серьезным структурным перекосам в отраслях экономики. Система все больше работала на цели, которые приходили в глубокое противоречие с интересами всего народа. Дефицит товаров и услуг становился перманентным. Очередь стала привычным пейзажем советского социума. Чтобы компенсировать оборонные затраты, государство было вынуждено все шире прибегать к экспорту продукта произведенного природой — нефти и газа. Страна все больше превращалась в сырьевой придаток Запада. Нефть становится главным экспортным продуктом Советского Союза. Понимая, что построение коммунизма в нашей стране является идеологической фикцией, руководство поспешило заменить ее другой. Оно заявило о том, что в стране построен «развитой социализм». С этой целью в 1977 г. была принята новая Конституция. Новый основной закон государства должен был закрепить те социальные, экономические и национальные изменения, произошедшие в стране. Конституция провозглашала построение в СССР развитого социализма, складывание новой исторической общности людей — советский народ и создание в стране общенародного государства. В Конституции провозглашалось «дальнейшее развертывание социалистической демократии. Законодательно закреплялась роль КПСС (ст. 6) роль КПСС как «руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы». Но парадокс состоял в том, что именно в это время персонализация власти в стране достигла свое апогея. Недаром тогда говорили, что в СССР сложился режим «геронтократии», т.е. власти стариков. Средний возраст членов Политбюро ЦК КПСС превосходил 70-летний рубеж.

Таким образом, к концу 70-х — началу 80-х гг. в стране сложился механизм торможения, стали резко нарастать застойные явления, которые при этом все шире сопровождались застольными мероприятиями. Страна объективно нуждалась в серьезных и кардинальных реформах. Но те, кто стоял у власти, видимо придерживались известного тезиса французского короля Людовика XV, который в свое время цинично заявил: «После нас — хоть потоп». Весь общественный строй требовал обновления.

В годы брежневского правления советская внешняя политика была довольно активной. Несмотря на продолжавшуюся гонку вооружений и усиление международной напряженности в 70-х гг. СССР выступил с рядом миротворческих инициатив. В 1970 г. между СССР и ФРГ был подписан договор, в котором обе стороны отказывались от применения силы и подтверждали послевоенные границы. В 1972 г. СССР и США подписали Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1), а в 1978 г. заключили Договор по ограничению ракет средней дальности. Был подписан еще ряд важных соглашений с ведущими мировыми державами. Кульминацией разрядки стало общеевропейское Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) с участием США и Канады. Оно начало работу в 1972 г. в городе Хельсинки (Финляндия), затем два года работало в Женеве (Швейцария) и завершилось вновь в Хельсинки в 1975 г., где и был подписан Заключительный акт. И в заключение необходимо отметить наиболее серьезный внешнеполитический просчет брежневского руководства — введение советских войск в Афганистан в декабре 1979 г., который сильно подорвал международный авторитет СССР и его позиции на международной арене.

10.3. орбачевская перестройка: замыслы и результаты

Ярким проявлением  системного кризиса, охватившего советское  общество, стала частая смена стареющих  и больных партийных лидеров, которые на протяжении трех лет сменяли друг друга. В 1982 г., после смерти Брежнева, пост Генерального секретаря занял бывший глава КГБ Ю.В. Андропов, который первым поставил перед партией и страной сакраментальный вопрос: «Мы не знаем страны, в которой живем». После его смерти в 1984 г. пост Генерального секретаря занял престарелый и больной К.У. Черненко. После его смерти в марте 1985 г. на политический олимп советской партийной номенклатуры взошел молодой и энергичный М.С. Горбачев. Однако новый лидер явно не мог представить всю глубину и сложность, тех проблем, которые стояли перед обществом и руководством страны. Заранее подготовленной программы реформ у него не было. Причем сами преобразования, которые начались в стране с марта 1985 г., их направленность и характер, не выходили из рамок привычной парадигмы. Сами качественные преобразования мыслились как социалистические, и были направлены на совершенствование социализма, устранение негативных факторов в развитии общества и создании механизма ускорения, который способствовал бы быстрому продвижению страны по путям дальнейшего развития социализма.

В этой связи  характерны решения апрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС. На нем был намечен курс на ускорение социально-экономического развития СССР, который предполагал при этом активное использование достижений науки и техники, осуществление децентрализации в управлении народных хозяйством, расширение прав предприятий, введение хозяйственного расчета, укрепление порядка и дисциплины на предприятиях и учреждениях. Особый акцент был сделан на усилении роли человеческого фактора. Это означало создание условий для повышения творческой активности людей в производственном процессе и ее использования в целях ускорения общественного развития и преодоления застоя. Однако пойти на серьезное совершенствование всей политической системы партийное руководство не решалось. Как и раньше ведущая роль в обновлении общества отводилась партии. На XXVII съезде КПСС, проходившем в 1986 г., был подтвержден курс на ускорение общественного развития, на съезде был поставлен вопрос о расширении гласности и более глубоком изучении опыта КПСС и извлечении из него уроков. Главное значение съезда состояло в том, что Горбачев объявил о новых подходах во внешней и внутренней политике — и о новом политическом мышлении. Когда стало ясно, что курс на ускорение сам по себе еще недостаточен. Ускорение можно осуществить лишь произведя кардинальные перемены в общественном строе. С этого момента была принята концепция перестройки, выдвинутая Горбачевым на январском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС. Под перестройкой понималось коренное реформирование всех сторон тоталитарного советского общества с сохранением главных параметров системы и ее идеологии.

Однако, введя  в стране гласность, плюрализм мнений, элементы демократии, партийное руководство, не желая того, открыло «ящик Пандоры». Процесс преобразований, при нерешительности и запаздывании принимаемых решений, пошел совсем не в том направлении, как того желали сами «архитекторы перестройки». Вместо нарастания тенденций созидательного, с точки зрения реформаторов, стремительно выкристаллизовывались оппозиционные течения и настроения. Шел тотальный пересмотр прошлого, всей истории XX в., менялось его содержание, оценки и выводы.

Новым этапом столкновения мнений о прошлом и будущем страны стала XIX партийная конференция КПСС в 1988 г. Здесь впервые была затронута стержневая проблема перестройки — необходимость политической реформы в стране. На конференции был утвержден курс на создание социалистического правового государства, что подразумевало разделение властей и создание «советского парламентаризма». По инициативе Горбачева было выдвинуто предложение о создании нового высшего органа власти Съезда народных депутатов, а Верховный Совет СССР должен был стать парламентом — постоянно действующим органом законодательной власти. Менялась практика выборов, они должны были проводиться на альтернативной основе. Решения конференции были выполнены. В политический лексикон вошел термин «демократизация».

После проведения на новой демократической основе выборов был создан Съезд народных депутатов СССР. На съезде из числа его депутатов был избран Верховный Совет СССР — постоянно действовавший законодательный орган власти. Всего состоялось пять Съездов народных депутатов. На первом съезде (май-июнь 1989 г.) Председателем Верховного Совета СССР был избран М.С. Горбачев. На этом же съезде выявился ряд разногласий, и оформилась оппозиция. Ею стала Межрегиональная депутатская группа, которую возглавили академик А.Д. Сахаров и Б.Н. Ельцин. В эту группу вошло 256 депутатов.

На третьем (внеочередном) съезде в марте 1990 г. Горбачев был избран Президентом СССР. Самым важным решением этого съезда стала отмена статьи 6 Конституции СССР о «руководящей и направляющей роли КПСС». Это означало ликвидацию однопартийной системы в стране. Именно с этого времени можно говорить о начале процесса зарождения новых политических групп, партий и течений.

Попытки преобразований не вели к улучшению социально-экономической  обстановки в стране. Наоборот, по мере углубления перестройки, в стране нарастал хаос, резко снизилась производительность труда, стремительно нарастал дефицит самых необходимых товаров и услуг. В целях преодоления этих негативных тенденций советскими экономистами был предложен проект реформы, предполагавший расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета, возрождение частного сектора в экономике, сокращение числа отраслевых министерств, отказ от монополии внешней торговли, признание в аграрном секторе кооперативов и фермерских хозяйств наряду с колхозами и совхозами. Проект реформы было одобрен и реализован на практике. С этого момента в стране заговорили о необходимости развития т.н. «социалистического рынка». Одной из таких программ перехода к рынку была программа «500 дней», разработанная С.С. Шаталиным и Г.А. Явлинским. Однако эта программа не была поддержана руководством. Тем не менее, многие ее положения, например, приватизация предприятий и либерализация цен, нашли применение на практике, в частности, в ходе реформ Е.Т. Гайдара и А.Б. Чубайса. С этого периода в стране свободно стала продаваться иностранная валюта. С этого периода в стране начинает развиваться предпринимательство.

В период горбачевской перестройки были сформулированы принципы нового политического мышления, в основе которого был приоритет общечеловеческих ценностей. На его основе стала строиться новая внешняя политика страны. Стали оформляться новые отношения между СССР и США, странами Европы и Азии. Была подписана декларация между США и СССР о прекращении «холодной войны». Состоялись многочисленные встречи М.С. Горбачева с лидерами западных стран. Все эти процессы привели к необратимым переменам в сфере международных отношений. Курс на обновление социализма, на деле привел к усилению конфронтации оппозиционных сил в странах социализма с местным руководством и осенью 1989 г. в этих странах прошли массовые выступления против существующих режимов. Власть перешла в руки оппозиции.

Перестройка оказала  неоднозначное воздействие на общественные процессы внутри СССР. Вопреки партийным выводам, о том, что в СССР национальный вопрос решен полностью и окончательно, в СССР начал стремительно набирать процесс обострения межнациональных отношений, перераставших в отдельных регионах в этнические войны. В основе этих процессов лежали как политические, так и экономические причины. Резкий спад в экономике, ослабление роли КПСС, переход власти на местах в руки местных национальных элит, межконфессиональные и этнокультурные противоречия — все это способствовало обострению межнациональных конфликтов на территории СССР. Одним из острейших конфликта такого характера стал конфликт в Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО), входившей в состав Азербайджана. На почве этого конфликта начались военные действия между Арменией и Азербайджаном.

Кульминацией  межнациональных конфликтов стал «парад суверенитетов». Его инициаторами стали  прибалтийские республики. 12 июня 1990 г. к нему присоединилась РСФСР. Декларация о суверенитете поставила под вопрос дальнейшее существование СССР. Летом и осенью 1990 г. стали провозглашать себя суверенными республики, края и области России. Развернулся «парад суверенитетов». Объявлялось верховенство собственных законов на своей территории и приостановка действия союзных, что получило название «войны законов». В марте 1991 г. на территории СССР был проведен референдум, который показал, что большинство населения желает жить в едином государстве. Однако мнение народа «демократы» на местах и в регионах проигнорировали.

Распад единого  хозяйственного комплекса, стремление разорвать единое государственное пространства вынудило руководство Союза искать пути реформирования и разрабатывать новый союзный договор. Эта работа началась в мае 1991 г. в Ново-Огарево. Подписание договора намечалось на 20 августа 1991 г. Предполагалось создать Союз суверенных государств, в которых вошли бы девять бывших республик СССР. Намечались также перемены в структуре органов власти и управления, принятие новой Конституции, изменение избирательной системы.

Информация о работе История Россия