Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 14:00, научная работа
Общеизвестно, что история нашей страны по целому ряду важнейших параметров отличается от историй других государств и народов. Именно их совокупность, их особое сочетание, их особая доминантность, как особое сочетание нот и пауз в музыке создает неповторимость мелодии, так и в истории выстраивается свой особый вектор развития, формируется особый характер социокультурного развития. Все это дало основание известному английскому историку и культурологу А. Тойнби выделить русское пространство в особый социокультурный мир, который он назвал цивилизацией. Примечательно, что Тойнби был решительным противником идеи унификации мира на базе западной экономической системы.
ВВЕДЕНИЕ
1. У ИСТОКОВ РУССКОЙ ИСТОРИИ
1.1. Древняя Русь
1.2.Удельная Русь
2. СТАНОВЛЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА
2.1. Возвышение Москвы
2.3.Московское царство в XVI в.
3. РОССИЯ В XVII В.
3.1. Русская Смута
3.2. Начало возрождения России. Время Михаила Федоровича
3.3. Россия в годы царствования Алексея Михайловича
4. РОССИЯ В ЭПОХУ ПЕТРА I
4.1. Борьба за выход к морям
4.2. Петровские реформы, их значение и исторические последствия
4.3. Культура и быт петровской России
5. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XVIII В.
5.1. Дворцовые перевороты и их исторический смысл
5.2. Страна во второй трети XVIII в.
6. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XIX В.
6.1. Страна на переломе эпох
6.2. Реформы Александра II
6.3. Общественная мысль в России во второй половине XIX в.
7. ВРЕМЯ ВОЙН И РЕВОЛЮЦИЙ
7.1. Первая русская революция
7.2. 1917 год в судьбе России
7.3. Гражданская война в России и ее последствия
8. СОВЕТСКАЯ РОССИЯ В ПЕРИОД БОЛЬШЕВИСТСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
8.1. Новая экономическая политика
8.2. Советская индустриализация
8.3. Создание колхозного строя
9. СОВЕТСКИЙ НАРОД В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
9.1. Масштабы и причины поражения Красной Армии в 1941 г.
9.2. Советский тыл
9.3. Решающие битвы войны
9.4. Цена и источники Победы
10. СОВЕТСКИЙ СОЮЗ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX В.
10.1. Советское общество в послевоенный период: трудности, достижения, просчеты
10.2. Время стабилизации и застоя: причины и последствия
10.3. Горбачевская перестройка: замыслы и результаты
Что заставило большевиков после окончания Гражданской войны отказаться от политики военного коммунизма?
В чем принципиальное отличие политики военного коммунизма от новой экономической политики?
Почему большевики отказались от новой экономической политики? Когда это произошло?
Почему большевики
придавали такое важное значение
осуществлению
Чем можно объяснить необходимость высоких темпов индустриального строительства?
Чем отличалась сталинская индустриализация от аналогичного процесса, проходившего в развитых западных странах?
Какие причины побудили большевистское руководство к созданию колхозного строя?
9. СОВЕТСКИЙ НАРОД В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
9.1. Масштабы и причины поражения Красной Армии в 1941 г.
Германский фашизм был детищем западной цивилизации, ее крайне агрессивной формой выражения. Развязав мировую войну, которая началась при попустительстве, и прямом содействии западных держав, гитлеровская Германия к 1941 г. захватила практически всю Европу, военно-экономический потенциал которой, стал работать на фашистский режим. Можно сказать, что под руководством бесноватого фюрера вся Европа готовилась к войне против СССР. Война, которую начал против СССР Гитлер была необычной войной. Фашистская Германия ставила перед собой чудовищные цели. Они были сформулированы Гитлером в его речи на одном из совещаний командующих родами войск накануне вторжения в нашу страну. «Нам недостаточно, — указывал он, — разбить русскую армию и захватить Ленинград, Москву, Киев, необходимо стереть с лица земли страну и уничтожить ее народ».
Нападение на СССР готовилось с декабря 1940 г. Согласно плану «Барбаросса» германская армия должна была в течение двух-трех месяцев разбить основные силы Красной Армии и выиграть войну. Это был план так называемой молниеносной войны, или, по-немецки, «блицкриг».
Нападение фашистской Германии на СССР привело к тяжелейшим последствиям для нашей страны, огромным потерям, которые пришлось пережить Красной Армии в течение лета-осени 1941 г. Уже в первый день боев враг нанес Красной Армии огромный урон в живой силе и технике. 22 июня только на аэродромах фашисты уничтожили свыше 800 самолетов. Одновременно в воздушных боях наша авиация потеряла еще 400 машин. К началу августа 1941 г. Красная армия лишилась основной массы своей бронетанковой техники и авиации. Рассекая советскую оборону, противник окружал и брал в плен огромное количество советских войск. В результате первой недели боев под Минском враг окружил и взял в плен 329 тысяч советских солдат и офицеров. Несколько позже такого же успеха ему удалось добиться под Смоленском, где в окружение и плен попали 310 тысяч советских воинов. Такие же трагедии повторились под Киевом, Уманью, Вязьмой и Брянском. Уже 8 сентября 1941 г. Ленинград оказался в огненном кольце окружения, переросшего в длительную блокаду города. К декабрю 1941 г. СССР потерял убитыми, без вести пропавшими и пленными около 7 млн. человек, свыше 20 тыс. танков и около 20 тыс. боевых самолетов. От личного состава тех воинских соединений, встретивших мощный удар противника, осталось всего 7%. Можно сказать, что армия, которая начинала боевые действия в первоначальный период войны была практически уничтожена. И только огромные мобилизационные усилия государства, проведение массовых мобилизаций, позволили вливать в истерзанные вооруженные силы СССР все новые и новые контингенты.
Такие результаты, достигнутые германским вермахтом в первые месяцы войны, вселяли уверенность в фашистское руководство и всю немецкую армию в достижение скорой победы. Это в известной мере отражено в дневнике начальника штаба сухопутных войск Германии генерала Ф. Гальдера.
В чем же причины такой военной катастрофы, пережитой нашей армией и народом. Первой причиной можно назвать стратегический просчет Сталина в определении вероятных сроков нападения Германии на СССР, хотя он по многочисленным каналам получал достоверную информацию о скором вторжении гитлеровских войск в нашу страну. К сожалению, Сталин расценивал полученные сведения о близком начале войны как провокацию. Хотя следует заметить, что такие основания у вождя имелись. К тому же он считал, что пока Германия не разобьет Англию, Гитлер не осмелиться напасть на СССР. Понимая, что война с Германией неизбежна, тем не менее, Сталин всячески стремился оттянуть ее начало на более поздний срок. Поскольку справедливо считал, что страна и ее вооруженные силы СССР пока еще не были готовы к крупномасштабной войне с таким мощным противников. В армии шло формирование новых частей и соединений, перевооружение и т.д. Однако он, и это, пожалуй, главное, зная о сосредоточении огромной массы войск на советско-германской границе, допустил просчет в том, что запретил при этом военным приводить войска в приграничных военных округах в боевую готовность. Тем самым, не желая того, он сам подарил Гитлеру такой важнейший фактор, как внезапность. В этом плане большой вред стране нанесло известное заявление ТАСС от 14 июня 1941 г. о том, что слухи о возможном скором нападении Германии на СССР безосновательны и что Германия так же, как и Советский Союз, строго соблюдает пакт о ненападении. Это связало по рукам и ногам действия командования приграничных округов по организации оборонительных мероприятий и приведению войск в боевую готовность. За этот просчет высшего руководства народ нашей страны расплатился великими жертвами.
Крайне негативно на боеспособности армии сказалась порочность советской военной доктрины, исходившей из того, что в случае войны наша армия будет бить врага на чужой территории с наименьшими потерями. Поэтому Красная Армия была практически не обучена вести оборонительные, маневренные бои на своей территории. В соответствии с этой доктриной к границе было подтянуто огромное количество армейских складов обмундированием, продовольствием, боеприпасами, вооружениями и горючим. Поэтому в первые же дни боев они оказались у противника. В результате советское командование не могло обеспечить вновь формируемые соединения порой самыми необходимыми средствами ведения боя.
К этому следует добавить, что германское командование некоторое время колебалось относительно нападения, полагая, что если советские войска, станут использовать тактику Петра I в Северной войне и Барклая де Толли в войне с Наполеоном и начнут стратегическое отступление, изматывая противника, то война для Германии станет совсем непохожей на ту, которая планировалась в германском генштабе. Однако этого не произошло. Советские войска получили приказ «Ни шагу назад», и германские бронетанковые силы при поддержке авиации, пронзая наши, стоящие насмерть, оборонительные порядки, окружали и пленили советские войска.
Очень дорого обошлось
нашей армии ошибки руководства
в определении направлении
Известную роль
в быстром продвижении
Особого внимания требует изучение и такой проблемы, как проведение чисток среди военных во второй половине 30-х гг., которая якобы ослабила Красную Армию. Хотелось бы отметить, что проблема эта, при всей ее важности, в сильнейшей степени идеологизирована. В свете современного исторического знания, влияния этого фактора на результаты военной кампании лета — осени 1941 г. далеко не так очевидны, как это представлялось ранее. Видимо научное познание этой проблемы, лишенное идеологической конъюнктуры, еще впереди.
Все эти просчеты, причем далеко не все перечисленные, носившие, прежде всего, субъективный характер, обусловили тяжелые потери, которые понесла Красная Армия в первые войны. К счастью у нашего народа нашлось достаточно сил для того, чтобы вначале измотать и остановить противника, а затем и изгнать его из пределов Отечества, а затем окончательно разгромить. Но для этого потребовалось напряжение всех сил народа, который в течение почти четырех лет в тяжелейших условиях военного противоборства ковал победу над врагом.
9.2. Советский тыл
Крайне неудачное для СССР начало войны с фашистской Германией, приведшее к огромным человеческим жертвам, значительным территориальным и материальным потерям, поставило перед нашей страной целый ряд серьезнейших проблем не только в военной сфере, но и в целом ряде других областей и, прежде всего, в сфере народного хозяйства. Уже в самом начале войны фашистским агрессорам удалось оккупировать развитые в промышленном и сельскохозяйственном отношении районы страны, в которых до войны проживало 40% населения СССР, производилась значительная часть промышленной продукции, собиралось 38% валовой продукции зерна, было сосредоточено 41% протяженности железных дорог. В довоенный период эти районы давали около 71% выплавлявшегося в стране чугуна, 58% стали, 57% проката черных металлов, 63% каменного угля, производили большую часть боевой техники, вооружений и боеприпасов. За первые шесть месяцев войны страна потеряла 61 доменную печь, 204 мартеновские печи, 150 прокатных станов и 204 коксовые батареи.
В руки врага попали запасы природных ископаемых огромной ценности — криворожская железная руда, никопольский марганец, уголь Донбасса. Через считанные месяцы после начала войны промышленный потенциал СССР оказался уменьшенным почти наполовину, тогда как промышленный потенциал Германии еще более увеличился.
Возникшее трагическое
противоречие между резко возраставшими
потребностями фронта и снизившимся
возможностями народного
Необходима была
срочная перестройка всего
Важным направлением перестройки промышленности было резкое увеличение производства военной продукции на оборонных предприятиях, причем приоритетным становился выпуск наиболее технически совершенных видов боевой продукции.
Применение на
театре боевых действий колоссального
количества боевой техники, различного
вооружения и боеприпасов потребовали
переключить на оборонное производство
практически все гражданские
отрасли. Такой перевод называется «
По мере наступления вражеских войск со всей остротой встала проблема перебазировании производительных сил из западных районов — в восточные. Летом и осенью 1941 г. с западных районов СССР бесконечной чередой шли на восток страны эшелоны с оборудованием и рабочей силой. Размещались эти предприятия в районах Поволжья, Урала, Казахстана, Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока. В результате двух волн эвакуации (лето — осень 1941 г. и весна — лето 1942 г.) было эвакуировано вглубь страны около 2500 промышленных предприятий. Эвакуированные предприятия, как правило, размещались на площадях действующих или строящихся предприятий страны. Люди работали в тяжелейших условиях. Нередко под открытым небом работали станки. Люди сутками не уходили на отдых, выполняя срочные военные программы. В тылу было нисколько не легче, чем на фронте. Это, без всякого преувеличения, был беспримерный подвиг советского народа, вызывающий удивление и восхищение всех западных исследователей. По оценке английского публициста и писателя А. Верта: «Эвакуацию промышленности во второй половине 1941-го — начале 1942 гг. и ее ''расселение'' на востоке следует отнести к числу самых поразительных организаторских и человеческих подвигов Советского Союза во время войны».
Перестройка промышленности применительно к нуждам фронта включала в себя также и решение проблемы рабочих кадров. Массовые мобилизации в армию мужского населения привели к тому, что на предприятиях возникла огромная нехватка рабочей силы. Правда, при этом около одной трети наиболее квалифицированного состава работников предприятий получали «бронь». Возникший острый дефицит кадров был восполнен за счет широкого привлечения на производство практически всего трудоспособного населения. Места ушедших на фронт заняли старики, женщины и подростки. С помощью налаженной на предприятиях системы производственного обучения, новые контингенты рабочей силы в относительно короткие сроки становились вполне профессиональными работниками, способными решать сложнейшие задачи, стоявшие тогда перед заводскими коллективами. Основную массу работающих на предприятиях составляли женщины. Трудившийся в то время на Урале академик Е.О. Патон, создатель удивительной технологи автоматической сварки броневых листов под флюсом, позволившей резко увеличить производство танков, после войны вспоминал: «Никогда не забыть мне женщин тех лет. Сотнями приходили они на заводы. Выполняли самую тяжелую мужскую работу, стояли часами в очередях и воспитывали детей, заменяли им отцов, не сгибались под тяжестью горя, когда получали «похоронку» на мужа, сына или брата. Это были настоящие героини трудового фронта, достойные восхищения».