Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:53, курсовая работа
Целью своей работы я ставлю выявление основных тенденций изменений в деятельности парламента Великобритании, ограничиваясь временными рамками с 1801 по 1927 год.
Поставленная цель обусловливает задачи данного исследования:
1.Характеристика деятельности парламента в установленные временные рамки.
2.Отслеживание основных изменений в деятельности парламента.
3.Анализ влияния парламентских реформ на формирование принципов организации государственного механизма.
Введение. 2
I.История реформирования парламента 4
1.1Учреждение парламента. Акт «об Унии» 1801г. 4
1.2.Избирательная реформа 1832 г. 5
1.3. Избирательная реформа 1867 г. 8
1.4 Избирательная реформа 1884-1885гг. 9
1.5 Акт о парламенте 1911 г. 10
II.Статус парламента 13
1.1Порядок деятельности парламента. 13
1.2.Компетенция парламента. 14
Заключение. 19
Список литературы. 20
Компетенция парламента определялась конституционным принципом его абсолютного верховенства: в своей работе парламент мог касаться практически любой сферы вопросов.
Основным видом деятельности парламента являлось законотворчество. С середины 18 века в среднем, в год принималось 250 биллей12. Помимо этого, парламент являлся высшим судебным органом и выполнял функцию контроля над правительством. Также парламент мог контролировать исполнительную власть, принимая или отклоняя её законопроекты и заставляя министров короны отчитываться за свои действия либо во время «Времени вопросов», либо во время заседаний парламентских комитетов.
Законотворческая деятельность являлась главным полномочием палаты общин. Именно эта палата парламента составляла центральную составную часть законодательного механизма. Так, только она могла инициировать финансовые билли, касавшиеся вопросов, связанных с налогообложением и расходованием государственных средств.
Однако, в 1909 году правило, что вопросы о финансах - компетенция нижней палаты, было нарушено: правительство либералов внесло на рассмотрение законопроект о некотором увеличении налога на земельную ренту и палата лордов, выражая сильное недовольство, отклонила принятый палатой общин общий бюджет. Процедура же рассмотрения обычного законопроекта зависела только от того, относился ли он к категориям частных или публичных биллей.
Важным актом, окончательно
формально закрепившим
В 1882 году в него было добавлено правило «спешности», согласно которому премьер-министр мог предложить палате общин обсудить билль вне очередности, в силу его особой государственной важности. А с 1887 года в нем закрепилось право депутатов требовать прекращения прений, и обязательного голосования по этому поводу14.
Палата лордов, как и общин, выполняла законотворческую функцию, впоследствии существенно ограниченную актом о парламенте 1911 года, а также обладала контрольными полномочиями и являлась высшим судебным органом страны.
К концу XIX века палата обладала достаточно обширными судебными функциями. В качестве суда первой инстанции она рассматривала дела, возбуждённые против пэров и дела, в которых оспаривались привилегии Палаты лордов. Также ею рассматривались дела об индивидуальной ответственности высших должностных лиц в порядке импичмента. В качестве высшей апелляционной инстанции Соединённого Королевства Палата лордов рассматривала жалобы на решения нижестоящих судов Англии, Уэльса и Ирландии по уголовным и гражданским делам, а также судов Шотландии по гражданским делам.15
Первый действительно серьёзный законодательный акт, регулирующий судебные полномочия пэров был принят Парламентом только в 1876 г. Примечательно, что его появление было связано с намерением вообще ликвидировать апелляционные функции Палаты лордов в ходе проводившейся с начала 1870-х гг., масштабной судебной реформы. Однако в последний момент консервативное правительство Б.Дизраэли передумало. Оно отказалось от этой радикальной идеи и вместо этого провело через Парламент Акт об апелляционной юрисдикции 1876 г.16 Статьи 3 и 4 этого акта не только подтверждали, но и законодательно закрепляли за Палатой лордов право рассматривать апелляции на решения высших судов Англии, Уэльса и Ирландии по уголовным и гражданским делам, а также судов Шотландии по гражданским делам.
Принципиально новое положение содержалось в пятой статье рассматриваемого акта. В ней закреплялось, что «ни одна жалоба не может рассматриваться в Палате лордов, если при изучении петиции о подаче апелляции не присутствовали, по крайней мере, три судебных лорда ». К числу последних закон относил, во-первых, лорд-канцлера, во-вторых, ординарных лордов по апелляциям, которых предстояло назначить, в-третьих, пэров, которые занимали или занимают высшие судейские должности. Понятие «высшие судейские должности» специально расшифровывалось в статье 25 данного акта. Законодатели отнесли к ним сотрудников офиса лорд-канцлера, судей Высокого суда, Апелляционного суда Англии и Уэльса, а также Сессионного суда Шотландии.
Таким образом, законодатели явно преследовали цель – повысить качество рассмотрения апелляционных дел в Палате лордов путём передачи их в ведение исключительно профессиональных юристов. До этого при рассмотрении подобных дел в верхней палате Парламента согласно средневековой традиции мог принимать участие любой пэр. Как следствие в 1834 г. был зафиксирован вопиющий случай – решение палаты по апелляционной жалобе было принято вообще без участия профессиональных юристов. После принятия Акта об апелляционной юрисдикции 1876 г. пэры непрофессионалы фактически не допускались к участию в процедуре апелляционного разбирательства в Палате лордов. Как следствие, предпринятая в 1883 г., попытка пэра, не принадлежавшего к судейскому сословию, проголосовать при вынесении решения по апелляционной жалобе была проигнорирована лордами-судьями . Его мнение просто не было учтено.17
Ещё одной значимой новацией Акта об апелляционной юрисдикции 1876 г. стало зафиксированное в статье 6 положение о назначении королевой, путём предоставления пожизненных титулов баронов, четырёх ординарных лордов по апелляциям. Они вводились в состав Палаты лордов для того, чтобы оказывать помощь лорд-канцлеру при рассмотрении поступивших жалоб из нижестоящих судов. Закон специально оговаривал, что они должны иметь высокую юридическую квалификацию. Это означало, что кандидаты до своего назначения должны были занимать высшие судейские должности в течение не менее двух лет либо иметь как минимум 15-летний стаж практикующих барристеров. Таким образом, в Палате лордов появилась новая категория членов – пожизненные пэры, чьи титулы и места в палате не могли быть переданы по наследству. В случае смерти одного из назначенных ординарных лордов по апелляциям, монарх должен был назначить на освободившееся место нового профессионального юриста.
После принятия Акта об апелляционной юрисдикции 1876 г., количество статутов, так или иначе регулировавших судебные полномочия Палаты лордов в Великобритании, стало неуклонно возрастать. Особенно много таких законов было принято в течение ХХ в. При этом следует отметить, что с их помощью решались самые разнообразные проблемы – от правил формирования судейского корпуса, до вопросов, связанных с юрисдикцией и правилами осуществления правосудия.
Таким образом, эволюция компетенции парламента в XIX и XX веке завершилась установлением доминирующего положения парламента во взаимоотношениях с правительством и превращением парламента в орган, определяющий текущую политику государства. Система ответственного правительства стала основой «Вестминстерской модели», послужившей образцом для государственного строя многих стран мира.
Подводя итоги работы, хотелось бы отметить, что в описанный мною период произошли кардинальные изменения, имевшие серьезные последствия и сильно изменившие политический облик Великобритании в лучшую сторону.
Парламентом был создан «плацдарм» для дальнейшего укрепления своих позиций и развития парламентаризма.
Рассмотренные
в данной работе реформы, способствовали
становлению Великобритании, как
демократического и правового государства,
помогли парламенту занять центральное
место в системе
Таким образом, к началу 20 века произошла полная институционализация парламента как представительного и законодательного органа власти, его полномочия закрепились в законах и конституционных обычаях. Был создан механизм формирования парламента, позволивший сконцентрировать в нем основные политические силы и сформировать в рамках его деятельности дееспособную политическую элиту. Демократизация избирательной системы расширила электорат и способствовала закреплению в общественном сознании представлений о роли, месте и значении парламента в системе государственного управления.
1
http://www.historyhome.co.uk/
2
http://books.google.com/books?
3
http://www.workhouses.org.uk/
4
http://www.parliament.uk/
5
http://www.archive.org/stream/
6 Н.А.Ерофеев «очерки по истории Англии 1815-XIX17»M., XIX59,стр.66
7 История государства и права зарубежных стран. Ч2 /Под ред. Н. А. Крашенинниковой и О. А. Жидкова. — М.: Изд-во МГУ,XIX91. — 336 с., стр 26
8 К.Д.Петряев «Курс лекций по истории Германии, Франции, Англии и США» Ч. 2. XIX00-XIX14. Киев, XIX60, стр.320
9
http://multitext.ucc.ie/d/The_
10
http://www.publications.
11 Blackstone W. Commentairies on the Law's of England. Oxf. 1765. t.l. § 161.
12 Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: Учебник в 2 т.,М.: ТОН-Остожье, 2000. Т.2 - 496с.,стр 33
13
http://www.publications.
14
http://www.publications.
15 http://www.statutelaw.gov.uk
16
http://www.legislation.gov.uk/
17 Ingman T. The English Legal Process. – Blackstone, XIX96. – P. 6.