История реформирования парламента

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

Целью своей работы я ставлю выявление основных тенденций изменений в деятельности парламента Великобритании, ограничиваясь временными рамками с 1801 по 1927 год.
Поставленная цель обусловливает задачи данного исследования:
1.Характеристика деятельности парламента в установленные временные рамки.
2.Отслеживание основных изменений в деятельности парламента.
3.Анализ влияния парламентских реформ на формирование принципов организации государственного механизма.

Содержание

Введение. 2
I.История реформирования парламента 4
1.1Учреждение парламента. Акт «об Унии» 1801г. 4
1.2.Избирательная реформа 1832 г. 5
1.3. Избирательная реформа 1867 г. 8
1.4 Избирательная реформа 1884-1885гг. 9
1.5 Акт о парламенте 1911 г. 10
II.Статус парламента 13
1.1Порядок деятельности парламента. 13
1.2.Компетенция парламента. 14
Заключение. 19
Список литературы. 20

Работа содержит 1 файл

новая версия1.docx

— 61.65 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение. 2

I.История реформирования парламента 4

1.1Учреждение парламента. Акт «об Унии» 1801г. 4

1.2.Избирательная реформа 1832 г. 5

1.3. Избирательная реформа 1867 г. 8

1.4 Избирательная реформа 1884-1885гг. 9

1.5 Акт о парламенте 1911 г. 10

II.Статус парламента 13

1.1Порядок деятельности парламента. 13

1.2.Компетенция парламента. 14

Заключение. 19

Список литературы. 20

 

Введение.

Вопросу истории государства и права  Великобритании посвящено немало публикаций, среди которых встречаются научные  труды, статьи, монографии. При написании работы, использовались труды как отечественных (Э.В Лисневский, М.М Ковалевский, Д.М. Петрушевский Н.А. Ерофеев и др.), так и зарубежных (Д. Харвей, К. Худ, Е.А. Фриман, А. Мортон и др.) авторов. Наряду с материально-текстовыми источниками  использовались также и виртуальные, среди которых  британские интернет-ресурсы, посвященные тематике работы.

Парламент Великобритании является одним из старейших  в мире. Будучи учрежденным еще в 13 веке, за свою многовековую историю он претерпел весомые изменения, и сейчас может служить образцом для государственного строя многих стран мира.

Эволюция  парламента Великобритании в рассмотренный  мною промежуток времени  привела  к решению многих острых политических и экономических проблем, позволила  в дальнейшем проводить успешное реформирование разных областей социальной и политической жизни, обусловила активное  развитие Англии в 20 веке, обеспечила политическую стабильность страны. В связи с этим, выбранная мною тема, несмотря на удаленность своего конкретного предмета, носит весьма актуальный характер.

Практическое значение работы обусловлено усиливающимися в современном мире процессами глобализации, когда каждая страна стремится почерпнуть успешный опыт управления государством, организации властных структур, проведения реформ. И, наоборот, на плачевном примере ошибок прошлого, избежать ложных решений.

Теоретическое значение работы напрямую взаимосвязано с ее выводами и результатами, которые должны внести ясность в понимание о том, какой путь прошел парламент в своем развитии, в рассмотренный мной период времени.

Целью своей работы я ставлю выявление основных тенденций изменений в деятельности парламента Великобритании, ограничиваясь временными рамками с 1801 по 1927 год.

Поставленная цель обусловливает задачи данного исследования:

1.Характеристика деятельности парламента в установленные временные рамки.

2.Отслеживание основных изменений в деятельности парламента.

3.Анализ влияния парламентских реформ на формирование принципов организации государственного механизма.

4.Формирование общего представления об эволюции парламента в установленные  временные рамки.

 

I.История реформирования парламента

1.1Учреждение парламента. Акт «об Унии» 1801г.

История существования парламента Соединенного королевства Великобритании и Ирландии началась с принятия в 1801 акта «об унии», соединявшего парламенты Великобритании и Ирландии в единое целое.

Принятию  акта способствовали как политические, так и социальные факторы,

 а именно возникшая вследствие  восстания  ирландских революционеров в 1798 г. небезосновательная убежденность правительства Великобритании  в том, что парламентская автономия, полученная Ирландией в 1782 г., не гарантирует стабильности на острове. В связи с этим последовало обращение британского премьер-министра Уильяма Питта Младшего, считавшего, что в будущем спокойствие Британии обеспечили бы ирландские депутаты, заседавшие в Вестминстере, к дублинским парламентерам с предложением о создании союза между Великобританией и Ирландией.

Питт привел ряд доказательств преимущества Унии для Ирландии, среди которых отмечалось повышение уровня жизни рядовых ирландцев, за счет вклада в ирландскую экономику британских инвестиций и укрепление позиций протестантов, путем их эмансипации  с католиками Британии.

Несмотря на критику протестантских коммонеров, не желающих отдавать власть в руки Лондона и инертность широких масс, не верящих в надобность Унии, она все-же была принята и вступила в силу 1 января 1801 г. Ее принятие ознаменовало завершение почти 500-летней истории ирландского парламентаризма и возникновение нового государства-Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии.

Уния состояла из 8 статей. Первые четыре которых непосредственно касались состава парламента: согласно ним, ирландские депутаты получали 105 мест в парламенте Великобритании, а в верхнюю палату Вестминстера Ирландия направляла четырех духовных лордов и 28 светских, избранных пожизненно пэрами Ирландии. В нижнюю же теперь входило 100 коммонеров: по два от каждого графства, по одному от 31 крупнейшего города (за исключением Дублина и Корка, которые имели право посылать по два) и один от Дублинского университета.

Таким образом, Уния ликвидировала деятельность автономного парламента Ирландии и самоуправление страны. Потеря парламентской автономии означала, что отныне все дела Ирландии будут в руках Вестминстера.

 

 

1.2.Избирательная реформа 1832 г.

История реформирования парламента в XIX в. веке началась с избирательной реформы 1832 года. Проведению реформы предшествовал целый ряд значительных предпосылок. Главной причиной проведения реформы являлся тот факт, что состав избирательных округов, существовавших в стране, мало изменился со времен Реставрации, несмотря на значительную перестройку общества с тех времен.

Но существовали и другие факторы, в итоге приведшие к  проведению реформы. Прежде всего, закон, по которому определялся состав избирателей, давным-давно устарел:  будучи принятым во времена Генриха VI, он подразумевал, что правом голоса обладали держатели дохода в 40 шиллингов, суммы, обесценившейся вследствие инфляции. Более того, действительно избирательным правом пользовались только 5-7 процентов населения страны, абсолютно неравномерно распределенные по государству. Как результат, в сравнительно малонаселенном графстве Корнуолл было целых 44 избирательных округа, а в густонаселенном графстве возле Лондона только 10. При этом многие большие промышленные города, как Бирмингем, Манчестер и Лидс вообще не имели представительства в парламенте.

Еще одной весомым поводом  для принятия реформы являлось существование  так-называемых «гнилых» или «карманных»  местечек. Ими назывались обезлюдившие избирательные округа, которых, к  сожалению, было немало: в 40 процентах  городов число избирателей было меньше ста. Особо дурной славой пользовались избирательные округи Олд Сарум, где проживало только 7 избирателей, и Гаттон, где их было еще меньше-6.Еще хуже дела обстояли в Шотландии, которая из-за низкого процента избирателей сама являлась большим «карманным» округом.

Конечно, наличие гнилых местечек было на руку и короне, и  правительству, и крупным землевладельцам, которые попросту продавали и  покупали места в парламент.

Попытки проведения реформы начались еще в XVIII веке. Так, в 1785 году Уильям Питт-младший предпринял попытку совершить мягкую парламентскую реформу, упразднив 72 избирательных округа с наиболее дурной репутацией, но данная инициатива встретила сопротивление в правительстве и парламенте, поэтому он отказался от нее. Проект был отложен в дальний ящик.

Острая необходимость  принятия реформы стала расти  с начала XIX века. По окончании войны с Наполеоном в 1815 г., общество переживало общую нестабильность и обострение социальных конфликтов: безработица, обусловленная как депрессией, так и введением новых технологий производства, экономические проблемы, плохие урожаи и все чаще повторяющиеся призывы к политическим реформам создали предгрозовую атмосферу.

Правительство, проводя политику поддержки интересов землевладельцев, отменило в 1815 г. введенный в военное  время подоходный налог, (в то же время сохранив другие виды налогов) и приняло первый Хлебный закон1 (или Закон о торговле зерном). Закон сводился к тому, что вводилось эмбарго на ввоз зерна в Британию из-за границы, пока цены на британское зерно не превышали установленные рамки. Но одновременно с поддержкой производителей зерна данный закон искусственно повышал цену на один из важнейших продуктов для большинства населения, что вызывало резкую критику со стороны, как индустриальных рабочих, так и их работодателей, вынужденных платить своим рабочим больше.

Как результат, Англия была охвачена народными волнениями, участие  в которых принимали батраки, разоряющаяся мелкая буржуазия.

Ответным шагом правительства  стало временное приостановление в 1817 г. действия Хабеас корпус акта и применения репрессий. Но когда в следующем году этот закон снова вошел в действие, народные волнения возобновились.

Общий экономический спад в стране привел к беспорядкам: луддиты  громили машины, демобилизованные солдаты, оставшиеся без средств к существованию, объединялись в союзы, требуя реформы парламента и политических свобод. Подливали масло в огонь и такие люди, как Уильям Коббет: уменьшив свою газету до размера памфлета, чтобы обойти высокий налог на газетные издания, он сделал вседоступной газету, в которой пропагандировалась реформа, как средство выхода из экономических проблем, объяснялись требования радикалов.

Напуганная аристократия понимала, что при отсутствии срочных  мер может случиться революция  и, осознав невозможность остановки  бунта репрессиями, пришла к выводу, что настало время коренных реформ.

Мелкая буржуазия и  рабочие требовали демократизации политического строя и введения всеобщего избирательной права. Движение за избирательную реформу  поддерживала и промышленная буржуазия. Таким образом, к началу 30-х годов назрела необходимость проведения парламентской реформы. Политическая борьба обострилась в 1830 г., когда парламентские выборы принесли победу сторонникам реформы.

В 1831 г. палата общин приняла Билль о реформе, внесенный вигским правительством Грея, но палата лордов отвергла его. По данному законопроекту, предусматривались ликвидация 60 гнилых местечек, и лишение 47 местечек права посылать одного из двух представителей. Но законопроект не прошел чтения в Палате общин, что вызвало волну негодования в стране. 19 апреля королю была направлена петиция, в которой говорилось о возможности беспорядков в Ирландии и Шотландии, и вероятности повсеместного отказа платить налоги. Отказ Палаты общин явился поводом распустить парламент и назначить новые выборы в 1831 г., которые носили более независимый характер, чем более ранние выборы – число членов парламента, зависимых от магнатов, сократилось до 195 человек. После этого большинство членов Палаты общин выступало за реформу парламента, но Палата лордов продолжала сопротивляться проведению реформы, затормозив подписание Билля о реформе.

Общественное возмущение и всеобщая напряженность постепенно набирали обороты: экономически все  еще продолжались тяжелые времена, в стране свирепствовала холера, а  общественный гнев на палату лордов грозил социальным взрывом. В этой атмосфере  Вильгельм IV, бывший офицер флота, счел нужным использовать свои королевские  прерогативы и ввести в Палату лордов новых пэров, чтобы создать  перевес для сторонников реформы. Этот политический маневр правительства  привел к желаемым результатам: палата лордов, убежденная, что она проиграет, прекратила свое сопротивление, и в 1832 г. был принят Первый акт о реформе2.

Суть реформы была такова: во-первых ограничивалось представительство  в парламенте от «гнилых» и «карманных»  местечек. 56 из них лишились права посылать депутатов в парламент совсем, остальные ограничили свое представительство до одного депутата от каждого местечка. Также, представительство в парламенте получили крупные промышленные города, увеличилось количество лиц, которые обладали активными избирательными правами. Так, избирательное право предоставлялось мужчинам, достигшим 21 года, обладавшим недвижимой собственностью (в городах строением; в деревне  - землей),  которая приносила не менее 10 фунтов стерлингов годового дохода и уплачивавшим налог на бедных. Избирательным правом наделялись и арендаторы – на условиях долгосрочной аренды с доходом не менее 10 фунтов  стерлингов  в год и краткосрочной - не менее 50-ти фунтов стерлингов

Также, согласно акту устанавливался ценз оседлости – 6 месяцев.

Говоря об итогах избирательной реформы 1832 г., стоит сказать, что она позволила ликвидировать ряд феодальных пережитков в избирательной системе, обеспечив представительство промышленной буржуазии в парламенте. Однако пролетариат,  принимавший активное участие в борьбе за реформу, так и не получил от нее никаких результатов. Более того, несоразмерность представительства крупных индустриальных центров и захолустных местечек,  высокий имущественный ценз и отсутствие вместе с этим широкого избирательного  права приводили к дальнейшей борьбе за демократизацию избирательной системы. Приход же к власти верхушки промышленной буржуазии лишь усугубил положение наемных рабочих.

После Акта о реформе в  Англии и Уэльсе, были проведены  отдельные акты о реформе избирательного права в Шотландии и Ирландии, действие которых оказались более  широкими: например, в Шотландии  после проведения Акта голосовать мог  один из восьми достигших совершеннолетия  мужчин, в то время как до этого  право голоса имел один из ста двадцати пяти.

Информация о работе История реформирования парламента