Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:53, курсовая работа
Целью своей работы я ставлю выявление основных тенденций изменений в деятельности парламента Великобритании, ограничиваясь временными рамками с 1801 по 1927 год.
Поставленная цель обусловливает задачи данного исследования:
1.Характеристика деятельности парламента в установленные временные рамки.
2.Отслеживание основных изменений в деятельности парламента.
3.Анализ влияния парламентских реформ на формирование принципов организации государственного механизма.
Введение. 2
I.История реформирования парламента 4
1.1Учреждение парламента. Акт «об Унии» 1801г. 4
1.2.Избирательная реформа 1832 г. 5
1.3. Избирательная реформа 1867 г. 8
1.4 Избирательная реформа 1884-1885гг. 9
1.5 Акт о парламенте 1911 г. 10
II.Статус парламента 13
1.1Порядок деятельности парламента. 13
1.2.Компетенция парламента. 14
Заключение. 19
Список литературы. 20
Проведение второй избирательной
реформы было также обусловлено
определенными экономическими и
социально-политическими
В середине 50-х годов Палата общин, где доминировала верхушка промышленной буржуазии, стала главной силой государственной власти, оттеснив на второй план палату лордов и сведя к минимуму роль короны. Начинает расти и крепнуть профсоюзное движение, в обществе приобретает значение новый социальный элемент - рабочая аристократия.
В 1868 г. был основан Британский конгресс тред-юнионов, объединявший только квалифицированных рабочих, в которых буржуазия искала социальную опору своей власти среди пролетариата. В условиях широкого демократического движения борьба за нового избирателя побудила буржуазию к новой парламентской реформе, инициаторами которой желали быть и либералы и консерваторы. Б. Дизраэли - лидер консервативного кабинета, разработал проект реформы, который с поправками либералов, был принят парламентом. Избирательная реформа 1867г.4 предусматривала новое перераспределение мест в парламенте (11 местечек лишились права посылать депутатов; 35 -ограничили свое представительство до 1 депутата; освободившиеся 52 места распределялись между промышленными городами и графствами). Также был снижен имущественный ценз, а ценз оседлости был увеличен до 1 года. Главным итог реформы можно считать увеличение числа избирателей почти в 2 раза за счет наиболее обеспеченной части рабочего класса и мелкой буржуазии.
Далее было принято несколько важных законов, также направленных на демократизацию избирательного права. Так, в 1872 г. было введено тайное голосование на выборах, в 1883г. принят законопроект, устанавливающий наказание за подкуп на выборах. Но избирательная система требовала дальнейшего совершенствования.
Сохранение неравномерности в представительстве от индустриальных городов и небольших селений, отсутствие тайного голосования, отсутствие избирательных прав у огромной массы населения обусловили принятие в 1884-1885 гг. третьей избирательной реформы5.
Существенными нововведениями реформы явилось снижение и упорядочивание имущественного избирательного ценза (было установлено единое избирательное право для домовладельцев и квартиронанимателей всех графств и городов), введение избирательных округов с равным представительством от одинакового количества населения (один депутат от 50-54 тыс. жителей).
Как итог реформы, значительно был расширен избирательный корпус, были четко определены территориальные единицы, избиравшие депутатов в палату общин, но при подведении итогов голосования все же сохранилась мажоритарная избирательная система относительного большинства, в соответствии с которой избранным считался кандидат, получивший относительно большинство голосов по округу по сравнению с другими кандидатами. Также не были отменены половые и имущественные цензы, право на несколько избирательных голосов для владельцев недвижимой собственности в различных округах. Оставался сложный порядок регистрации избирателей, а отсутствие вознаграждения за депутатский труд ставили в неравное положение беднейшие слои населения и его обеспеченную часть и являлись серьезными недостатками новой избирательной системы.
В декабре 1905 г. еще до парламентских выборов, власть перешла в руки либерального кабинета. На выборах 1906 г. консерваторы потерпели громкое поражение, когда как либералы оставались у власти вплоть до 1916 г. Новое правительство начало вносить законопроекты, принимаемые палатой лордов с большой неохотой. Если опасаясь тред-юнионов, они одобрили законопроект, сделавший стачку и стачечные фонды легальными, то все остальные билли, которое внесло правительство в 1906- 1908 г. они либо отвергали, либо так видоизменяли, что правительство само их отзывало. Так, лорды дважды не дали согласия на отмену реакционного школьного закона 1902 г., несмотря на то, что либералы согласились в этой области пойти на уступки консерваторам.
Также отклонены были билль «об уничтожении множественного вотума» и билль о предоставлении батракам за выкуп в собственность небольших участков земли. Последний, в течение трех лет (1906- 1908 гг.) задерживался лордами и так и не был пропущен. Опять имело место положение, какое было в 1894-1895 гг. при Розбери, когда Асквит в отчаянии говорил: «Мы пашем пески»6. Бессилие парламента разочаровывало массы. Под давлением левого крыла либералов и лейбористов в начале 1908 г. Кемпбэлл-Баннерман внес в парламент резолюцию протеста против лордов. Лейбористы предлагали упразднить палату, но предложение собрало только 100 голосов и было отвергнуто 315 голосами.
Либералы предлагали провести более умеренную реформу, подразумевавшую реформирование палаты лордов в интересах обеспечения демократического законодательства. Либералы внушали массам, что борьба против палаты лордов - борьба за демократию ,что в интересах народа. По стране начали проходить митинги и демонстрации, часть участников которых требовала сделать палату лордов избираемой. Более радикально настроенные массы требовали полностью ее упразднить.
Следует отметить, что даже консерваторы были согласны на проведение реформы, боясь, что столь архаическое учреждение не выдержит напора демократии. Желая превратить верхнюю палату в избираемое, но все же аристократическое собрание с той же полнотой власти, что и нижняя палата. Асквит и руководство либералов, не соглашаясь ни с одним из перечисленных предложений, пошли другим путем. Палату лордов было решено сохранить как наследственное, аристократическое учреждение, но ограничить права таким образом, чтобы к финансовым, экономическим биллям палата никакого отношения не имела. В отношении же всех других биллей палата лордов получила бы только право отсрочивающего вето. Согласно подготовленному либералами акту, финансовый законопроект, принятый палатой общин, но не утвержденный в течение месяца палатой лордов, представлялся королю и становился законом. В отношении же нефинансовых биллей был установлен следующий порядок: если такой билль принимался палатой общин в трех последующих сессиях и каждый раз отвергался палатой лордов, то он представлялся королю на утверждение. Но между чтениями билля в первой и третьей сессиях должно было пройти не менее двух лет, что сохраняло за палатой лордов возможность в течение длительного времени саботировать принятие нефинансовых биллей. Одновременно сокращался срок полномочий палаты общин с 7 до 5 лет.7 После бурных прений ,14 апреля 1910 г. законопроект был принят палатой общин, но его обсуждения были прерваны в связи со смертью короля Эдуарда. Летом того же года дискуссия возобновилась: было организовано «Совещание 8-ми»8, которое однако так и не пришло к единому мнению. В ходе переговоров палата лордов даже пошла на уступки: для укрепления своих позиций она согласилась принять бюджет 1909-1910 гг. и заявила о своем согласии реформироваться.
После того, как 15 ноября 1910 г. вновь открылась сессия парламента, лидер консерваторов в палате лордов Ленсдаун внес новый законопроект, суть которого сводилась к тому, чтобы особо важные и спорные вопросы передавались на всенародное голосование, а по финансовым биллям созывались объединенные заседания обеих палат. Нетрудно заметить, что последствия принятия такого предложения были бы благотворны для консерваторов, которые на совместном заседании палат составляли бы подавляющее большинство, так как соотношение тори и либералов выражалось 5:1. Проект был одобрен палатой лордов, но не нашел одобрения в палате общин. Единственным выходом из создавшегося положения вновь оказался роспуск парламента и назначение новых выборов, которые проходили в декабре 1910 г. и не принесли каких-либо изменений в распределении мест. В итоге, после ожесточенной борьбы в августе 1911 г. верхняя палата была вынуждена принять билль 14 апреля 1910 г. Сопротивление лордов было сломлено только угрозой кабинета Асквита назначить в верхнюю палату несколько сот новых лордов, принадлежащих к либеральной партии.
Реформа парламента 1911 г. представляла собой очередной вариант старого компромисса между буржуазией и аристократией. Буржуазные правительства, уже подчинившие себе палату общин, получили возможность проводить в жизнь финансовые меры без помех со стороны земельной аристократии. В то же время британская буржуазия не собиралась окончательно упразднять архаичную верхнюю палату, полагаясь на ее «сдерживающую» роль по отношению к нижней палате.
С начала XIX в. в деятельности Парламента произошли значительные изменения.В основном они касались введения новых конституционных обычаев,связанных и с законодательством и со взаимоотношениями с короной.
В начале века парламент столкнулся с различного рода проблемами. Так, несмотря на то, что к концу Наполеоновских войн в Англии начали вырисовываться контуры партийной системы, в обществе все же сохранились предубеждения против «партийных махинаций», основанные на негативной оценке деятельности парламента в целом, а в частности проводимых им «закулисных сделок», которые приводили к практически полному игнорированию воли избирателей.
Другой проблемой были
разногласия между
Изменения коснулись и состава парламента. По закону 1829 г.9, право избирать и быть избранными в парламент наравне с протестантами получили католики, а уже в 1858 г. в парламент был избран первый еврей - барон Ротшильд. Такие изменения открыли дорогу в парламент более широкому кругу людей, способствовали его демократизации.
Следует отметить, что начиная с XIX века парламент начал трансформироваться в действительно представительный орган. Ярким примером этого является тот факт, что число членов парламента было значительно увеличено, и к середине XIX века уже 656 депутатов представляли 1.250 тыс. избирателей (на всего 29 млн. населения королевства). В состав же верхней Палаты к тому времени входило уже 465 светских и духовных аристократов (в т. ч. 207 епископов), что было значительно большим по сравнению с началом века числом.
Изменения коснулись и возрастного ценза. Сначала он был изменен только для наследственных аристократов (с 16 до 21 года), но под давлением общественности в 1858 г. он стал всеобщим. Начиная с этого времени, любой избиратель, достигший 21 года и отвечавший избирательным требованиям, имел право быть избранным в палату общин. Тем не менее, определенные категории граждан все еще не имели права баллотироваться. К ним относились судьи, лица получавшие государственные пенсии и некоторые другие категории населения.
Со второй половины XIX века усилилось влияние правительства на парламентские процедуры: с 1882г. в Регламенте было закреплено «правило спешности»10, согласно нему премьер-министр имел право представить к обсуждению палатой общин билль, вне установленной очередности, в силу его государственной важности. В то же время вошло правило «гильотины»: законопроект должен был обсуждаться определенное время, и в случае лишь частичного обсуждения билля. Части, которые не были обсуждены, подвергались голосованию без каких-либо дальнейших прений.
Также, важно отметить, что с 1887 г. официально начал регламентироваться ход прений: депутаты получили право требовать их прекращения по результатам голосования. До этого продолжительность прений была произвольной. Также, депутаты приобрели право запроса к правительству. Данное правило, будучи признанным официально еще в 1783 году, не имело особой важности, так как члены кабинета имели право не отвечать на такой запрос. Значение данное полномочие приобрело только в 1869 г., когда судьба запроса начала быть взаимосвязанной с доверием членам кабинета и всему правительству. Именно тогда , ставши важным конституционным обычаем. он был закреплен в регламенте.
Определяя полномочия парламента Великобритании, известный английский политик и юрист У. Блэкстоун писал, что «Парламент, имеет суверенную и неподконтрольную власть создавать законы, распространять их или ограничивать, отменять, отзывать и оживлять. Эта законодательная власть применяется ко всем объектам духовным и временным, гражданским и военным, подлежащим морскому или уголовному праву. Парламент есть место, которое британской конституцией помечено как место власти абсолютной, даже деспотической, отчасти должной существовать во всяком государстве с необходимостью. Парламент может менять конституцию империи, обновлять ее, так же как и пересоздавать самого себя на иной основе. Он может любую не невозможную вещь, и то, что делает парламент, не может делать никакая земная власть».11
И действительно, полномочия парламента были колоссальны. Так, к началу XIX века утвердился принцип верховенства парламента, определяющий его положение в качестве верховного законодательного органа. Это означало, что парламент не связан каким - либо конституционным актом и не существует какого - либо правового ограничения его верховенства в законодательной области. Парламент имел право принимать, отменять и изменять любой закон в порядке обычной законодательной процедуры, и никто (в том числе и суд) не мог поставить под сомнение действительность или конституционность акта парламента.