Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 12:34, контрольная работа
При Петре I Россия окончательно превратилась в чиновничье-дворянскую монархию с неограниченной властью императора. Ломался привычный, устоявшийся веками образ жизни; претерпевали коренные изменения все основные государственные структуры — Петр Великий твердой и уверенной рукой насаждал новые, необычные для Российского государства органы, которые день ото дня укреплялись и набирали силу. Боярскую думу сменил Правительствующий сенат; приказы сохранились лишь частично, уступив место так называемым коллегиям.
После
окончания гражданской войны
стал вопрос о создании специального
государственного органа, который осуществлял
бы в стране высший надзор за соблюдением
законов. Такой орган - советская прокуратура
- был создан 28 мая 1922 года. 26 мая 1922 года
было принято «Положение о прокуратуре
РСФСР» по его итогам была создана, а фактически
воссоздана Государственная прокуратура
Российской советской федеративной социалистической
республики. В Положении были отражены
основные принципы деятельности новой
российской прокуратуры: во-первых, централизация
органов прокурорского надзора; во-вторых,
строгое подчинение нижестоящих прокуроров
вышестоящим; в-третьих, взаимозаменяемость
на любой стадии прокурорских действий;
в-четвертых, независимость прокуратуры
от местной власти; в-пятых, опора прокурорских
органов на помощь общественности и др.
В соответствии
с Положением 1922 года на прокуратуру
возлагались следующие
Таким образом, можно провести параллели с функциями дореволюционной прокуратуры, особенно в сфере уголовного преследования, поддержания обвинения в суде и надзора за деятельностью следственных органов дознания. В целом основные функции российской прокуратуры были закреплены Положением о судоустройстве РСФСР от 19 ноября 1926 года.
Таким
образом, впервые в нашей стране
была образована прокуратура как
единый централизованный орган государственной
власти в масштабах всего государства,
впервые прокуратура получила свою
самостоятельность, как это было
при Петре I и его преемниках, вплоть
до слияния с министерством
Окончательное формирование единства прокуратуры в масштабах всего
СССР юридически было закреплено в Конституции СССР 1936 года,
Конституциями РСФСР 1937 года и других союзных республик. Конституция СССР, принятая 6 декабря
1936 года придала прокуратуре конституционный статус, который остается
неизмененным до настоящего времени и соответствует Конституции Российской
Федерации 1993 года. Впервые в истории конституционного права было введено
понятие высшего надзора за точным исполнением законов. Причем эта
прерогатива была отнесена только к полномочиям прокурора СССР.
Одновременно Конституция СССР 1936 года впервые закрепила основы
прокурорского надзора на высшем уровне законодательства.
Позднее произошли исторические события, которые имели прямое
отношение к дальнейшей деятельности прокуратуры. Так, в 1997 году
принимается новый Основной закон СССР, в 1978 году – новая конституция
РСФСР, конституции входящих в неё автономных республик. Для конституции
СССР 1977 года, конституций союзных и автономных республик 1978 года по
сравнению с ранее действовавшими основными законами связано не только с
организацией, но и дальнейшей деятельностью прокуратуры. В новой
Конституции впервые была самостоятельная глава- «Прокуратура», в которой
было сказано, что она является «Высшим надзором за точным и единообразным
исполнении законов всеми министерствами, государственными комитетами и
ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями,
исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных
депутатов, колхозами, кооперативными и иными общественными
организациями, должностными лицами, а также гражданами, возлагается на
генерального прокурора СССР и подотчетных ему прокуроров». Аналогичные
положения содержались в конституциях союзных и автономных республик.
Новым здесь является, прежде всего, положение о том, что прокуратура
осуществляет надзор не только за точным исполнении законов, но и за
единообразием их исполнения, что имело безусловно в её практической
деятельности большое позитивное значение. В этой связи необходимо особо
подчеркнуть, что такая деятельность прокуратуры была обусловлена
многонациональным характером нашего государства, его федеративным
устройством, традициями и условиям его функционирования.
В силу особенностей отечественного государства, представляется возможным
выделить в функционировании прокуратуры советского периода два аспекта её
деятельности: юридический и политический. В постсоветский период в
деятельности прокуратуры остался собственно юридический аспект.
В третьей главе исследуются место и роль органов прокуратуры в
постсоветский период. В первом параграфе исследуются особенности
формирования российской прокуратуры после распада СССР, когда Россия
становится, как и все бывшие советские республики, самостоятельным,
суверенным и независимым государством. В соответствии с Законом
Верховного Совета РСФСР от 25 декабря 1991 года ‹‹Об изменении
наименования государства Российская Советская Федеративная
Социалистическая Республика››, она официально стала именоваться Российской
Федерацией (Россией). После Декларации о государственном суверенитете
РСФСР Верховный Совет Республики 15 ноября 1991 года принял
постановление ‹‹Об образовании единой системы органов прокуратуры
РСФСР››, с принятием которого Прокуратура СССР перестала существовать.
В 1992 году Верховный Совет РСФСР принял закон ‹‹ О прокуратуре
Российской Федерации››, который начал действовать с 18 февраля этого года, в
нем нашли отражения, хотя и в концентрированной форме, основные принципы
организации деятельности российской прокуратуры. Некоторые из них
отражают особенности
политического и
условиях Российской Федерации.
В разделе особо подчеркивается, что закрепленные в Конституции РФ, в
Законе ‹‹О прокуратуре РФ››, а также в других законах принципы регулируют не
только порядок
организации органов
прокуроров, как по установлению, так и по устранению нарушений закона.
Закрепленные в законах принципы организации и деятельности органов
прокуратуры носили общеобязательный характер, т.е. их соблюдение,
предъявляемое не только к прокурорам, но и ко всем органам государственной
власти и управления, политическим партиям и общественным движениям,
должностным лицам, за законностью деятельности которых осуществляется
надзор прокуратуры. Эти принципы были обязательны и для граждан, за
соблюдением законов которыми прокуроры осуществляют надзор.
место
и роль прокуратуры в системе органов государства, главным образом,
определяются концепцией судебно-правовой реформы30, Конституцией 1993
года31, концепцией развития Прокуратуры Российской Федерации на