История прокуратуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 12:34, контрольная работа

Описание работы

При Петре I Россия окончательно превратилась в чиновничье-дворянскую монархию с неограниченной властью императора. Ломался привычный, устоявшийся веками образ жизни; претерпевали коренные изменения все основные государственные структуры — Петр Великий твердой и уверенной рукой насаждал новые, необычные для Российского государства органы, которые день ото дня укреплялись и набирали силу. Боярскую думу сменил Правительствующий сенат; приказы сохранились лишь частично, уступив место так называемым коллегиям.

Работа содержит 1 файл

прокуратура_КР.docx

— 39.35 Кб (Скачать)

После окончания гражданской войны  стал вопрос о создании специального государственного органа, который осуществлял бы в стране высший надзор за соблюдением законов. Такой орган - советская прокуратура - был создан 28 мая 1922 года. 26 мая 1922 года было принято «Положение о прокуратуре РСФСР» по его итогам была создана, а фактически воссоздана Государственная прокуратура Российской советской федеративной социалистической республики. В Положении были отражены основные принципы деятельности новой российской прокуратуры: во-первых, централизация органов прокурорского надзора; во-вторых, строгое подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим; в-третьих, взаимозаменяемость на любой стадии прокурорских действий; в-четвертых, независимость прокуратуры от местной власти; в-пятых, опора прокурорских органов на помощь общественности и др. 

В соответствии с Положением 1922 года на прокуратуру  возлагались следующие полномочия:  осуществление надзора от имени  государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных  учреждений, общественных и частных  организаций и частных лиц  путем возбуждения уголовного преследования  против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений, кроме этого, непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью органов Государственного политического управления; поддержание обвинения в суде и наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей и т.д.

Таким образом, можно провести параллели  с функциями дореволюционной  прокуратуры, особенно в сфере уголовного преследования, поддержания обвинения  в суде и надзора за деятельностью  следственных органов дознания. В  целом основные функции российской прокуратуры были закреплены Положением о судоустройстве РСФСР от 19 ноября 1926 года.

Таким образом, впервые в нашей стране была образована прокуратура как  единый централизованный орган государственной  власти в масштабах всего государства, впервые прокуратура получила свою самостоятельность, как это было при Петре I и его преемниках, вплоть до слияния с министерством юстиции  в 1802 году.

Окончательное формирование единства прокуратуры в масштабах  всего

СССР юридически было закреплено в Конституции СССР 1936 года,

Конституциями РСФСР 1937 года и других союзных республик. Конституция СССР, принятая 6 декабря

1936 года придала прокуратуре конституционный статус, который остается

неизмененным до настоящего времени и соответствует Конституции Российской

Федерации 1993 года. Впервые в истории конституционного права было введено

понятие высшего  надзора за точным исполнением законов. Причем эта

прерогатива была отнесена только к полномочиям прокурора  СССР.

Одновременно  Конституция СССР 1936 года впервые закрепила основы

прокурорского надзора на высшем уровне законодательства.

Позднее произошли  исторические события, которые имели прямое

отношение к дальнейшей деятельности прокуратуры. Так, в 1997 году

принимается новый  Основной закон СССР, в 1978 году новая конституция

РСФСР, конституции входящих в неё автономных республик. Для конституции

СССР 1977 года, конституций союзных и автономных республик 1978 года по

сравнению с ранее  действовавшими основными законами связано не только с

организацией, но и дальнейшей деятельностью прокуратуры. В новой

Конституции впервые  была самостоятельная глава- «Прокуратура», в которой

было сказано, что она является «Высшим надзором за точным и единообразным

исполнении законов всеми министерствами, государственными комитетами и

ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями,

исполнительными и распорядительными органами местных  Советов народных

депутатов, колхозами, кооперативными и иными общественными

организациями, должностными лицами, а также гражданами, возлагается на

генерального  прокурора СССР и подотчетных  ему прокуроров». Аналогичные

положения содержались  в конституциях союзных и автономных республик.

Новым здесь является, прежде всего, положение о том, что прокуратура

осуществляет  надзор не только за точным исполнении законов, но и за

единообразием их исполнения, что имело безусловно в её практической

деятельности  большое позитивное значение. В этой связи необходимо особо

подчеркнуть, что такая деятельность прокуратуры была обусловлена

многонациональным характером нашего государства, его федеративным

устройством, традициями и условиям его функционирования.

В силу особенностей отечественного государства, представляется возможным

выделить в  функционировании прокуратуры советского периода два аспекта её

деятельности: юридический и политический. В постсоветский период в

деятельности  прокуратуры остался собственно юридический аспект.

В третьей главе  исследуются место и роль органов  прокуратуры в

постсоветский период. В первом параграфе исследуются особенности

формирования  российской прокуратуры после распада  СССР, когда Россия

становится, как и все бывшие советские республики, самостоятельным,

суверенным и  независимым государством. В соответствии с Законом

Верховного Совета РСФСР от 25 декабря 1991 года ‹‹Об изменении

наименования  государства Российская Советская Федеративная

Социалистическая  Республика››, она официально стала именоваться Российской

Федерацией (Россией). После Декларации о государственном суверенитете

РСФСР Верховный  Совет Республики 15 ноября 1991 года принял

постановление ‹‹Об образовании единой системы органов прокуратуры

РСФСР››, с принятием которого Прокуратура СССР перестала существовать.

В 1992 году Верховный Совет РСФСР принял закон ‹‹ О прокуратуре

Российской Федерации››, который начал действовать с 18 февраля этого года, в

нем нашли отражения, хотя и в концентрированной форме, основные принципы

организации деятельности российской прокуратуры. Некоторые из них

отражают особенности  политического и государственного строительства в

условиях Российской Федерации.

В разделе особо  подчеркивается, что закрепленные в Конституции РФ, в

Законе ‹‹О прокуратуре РФ››, а также в других законах принципы регулируют не

только порядок  организации органов прокуратуры, но и деятельность

прокуроров, как по установлению, так и по устранению нарушений закона.

Закрепленные  в законах принципы организации  и деятельности органов

прокуратуры носили общеобязательный характер, т.е. их соблюдение,

предъявляемое не только к прокурорам, но и ко всем органам государственной

власти и управления, политическим партиям и общественным движениям,

должностным лицам, за законностью деятельности которых осуществляется

надзор прокуратуры. Эти принципы были обязательны и для граждан, за

соблюдением законов которыми прокуроры осуществляют надзор.

место

и роль прокуратуры  в системе органов государства, главным образом,

определяются  концепцией судебно-правовой реформы30, Конституцией 1993

года31, концепцией развития Прокуратуры Российской Федерации на

Информация о работе История прокуратуры