Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 12:34, контрольная работа
При Петре I Россия окончательно превратилась в чиновничье-дворянскую монархию с неограниченной властью императора. Ломался привычный, устоявшийся веками образ жизни; претерпевали коренные изменения все основные государственные структуры — Петр Великий твердой и уверенной рукой насаждал новые, необычные для Российского государства органы, которые день ото дня укреплялись и набирали силу. Боярскую думу сменил Правительствующий сенат; приказы сохранились лишь частично, уступив место так называемым коллегиям.
При Петре
I Россия окончательно превратилась в
чиновничье-дворянскую монархию с неограниченной
властью императора. Ломался привычный,
устоявшийся веками образ жизни; претерпевали
коренные изменения все основные государственные
структуры — Петр Великий твердой и уверенной
рукой насаждал новые, необычные для Российского
государства органы, которые день ото
дня укреплялись и набирали силу. Боярскую
думу сменил Правительствующий сенат;
приказы сохранились лишь частично, уступив
место так называемым коллегиям. С организацией
Святейшего синода император добился
полного подчинения церкви своей власти.
Создавались регулярная армия и полиция,
преобразовывалось местное управление.
Существенно обновлялось и российское
законодательство — в первой половине
XVIII века в год в среднем издавалось по
160 указов. Централизация государственного
аппарата при абсолютизме требовала создания
специальных контрольных органов. «Хищения
должностных лиц, их нерадение и неразвитость,
беспорядок в делах и всюду преобладание
личных видов над государственным интересом»,
- вот что характеризовало государственное
устройство.
Выдающаяся заслуга
Петра I заключается и в том, что
он впервые в России создал органы,
специально предназначенные для контроля
и надзора за соблюдением законов. Сначала
это был институт фискалов, а затем — прокуратура.
До этого в России предпринимались попытки создать специальные органы, занимающиеся наблюдением и контролем за деятельностью государственного аппарата. Они были связаны во второй половине XVII века с именем царя Алексея Михайловича Романова, который образовал прототип будущей российской прокуратуры – Тайный приказ. Основная его задача заключалась в том, чтобы «его царские мысли исполнялись все по его хотению».
Тайный приказ стоял над остальными органами государственного управления, однако после смерти Алексея Михайловича прекратил свое существование.
реальное создание российской прокуратуры связано с именем царя – реформатора Петра Великого и его Указом 12 января 1722 года. Перед этим он вел активный поиск новых контролирующих органов; внимательно изучал опыт французской прокуратуры, шведских омбудсменов и фискалов, немецких фискалов, брал из этого опыта только то, что подходило для российской государственности. В результате, у Петра I складывается определенная система Российской прокуратуры. В целях её реализации он 2 марта 1711 года утверждает Сенат, приводит к присяге сенаторов и утверждает должность тайного фискала для осуществления надзора Сената за правительственным аппаратом и должностными лицами. Одновременно вводится новый институт во главе с обер-фискалом при Сенате, который стал осуществлять надзор через систему фискалов на местах1. Основными функциями фискалов являлось: во-первых, тайное обнаружение нарушения; во-вторых, открытое доносительство о нем; в-третьих, непосредственное обвинение преступника в судебном органе. При этом особое внимание уделялось контролю за деятельностью судов и казны, борьбе с опасными политическими настроениями и деяниями, посягавшими на государственные принципы управления страной.
Однако в последствии институт фискалов вызывал неприятие, и даже ненависть в среде чиновников. Основной причиной этого являлся негласный надзор в фискальной практике. В результате даже Петр I признавал, что чин фискала «тяжел и ненавистен»; в деятельности самих фискалов было немало злоупотреблений, так как они сами были частью бюрократического чиновничьего аппарата. Все это свидетельствовало о необходимости создания в России новых органов по типу европейской прокуратуры.
Петр I создал самобытную централизованную систему органов государства, которая, по сути, являла собой систему сдержек и противовесов власти Сената, монарха и местных органов. Его Указом от 12 января 1722 года при Правительствующем Сенате учреждалась должность генерал-прокурора и обер-прокурора, а также прокуроров, состоящих при коллегиях2. Таким образом, изначально Петр I замыслил прокуратуру как особый институт контроля за деятельностью чиновников всех мастей, которым не чужды казнокрадство и мздоимство, а также в целях пресечения безнаказанного своевольства столичных и местных правителей. Реализуя эту непростую задачу, Петр I подписал 12 января 1722 года Указ, в котором говорилось: «Надлежит быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, а также во всякой коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать генерал-прокурору». 18 января были учреждены прокуроры и в надворных судах. Несколько позже 11 мая 1722 года был назначен Обер-прокурор Синода для надзора за его деятельностью. 18 января 1722 года выходит второй Указ «Об установлении должности прокуроров в надворных судах и о пределах компетенции надворных судов в делах по доносам фискальским и прочих людей». Этим же Указом состоялось назначение первого в истории России генерал-прокурора П.И. Ягужинского.
Представляя его сенаторам, Петр I произнес: «Вот око мое, коим я буду все видеть». Генерал-прокурор руководил всеми подчиненными прокурорами, представлял недобросовестных на суд Сената. Важно отметить такой момент: высшие чины прокуратуры – генерал-прокурор и обер-прокурор подлежали суду императора, причем очень строго; в его отсутствие Сенат мог арестовать виновного и производить расследование о нем, но не имел права наказать его. Генерал-прокурор в первую очередь нес ответственность за состояние государства «яко оно наше и стряпчий о делах государственных»3.
Таким
образом, возникший новый
Можно
сделать вывод о том, что в
период 1722-1863 годов в Российской
империи впервые был
исторический этап российской прокуратуры в 1814-1900 годы.
При Александре II прокуратура претерпела существенные изменения. В ноябре 1964 года им были утверждены судебные Уставы, которые положили начало совершенствования деятельности данного органа. Так начался второй исторический этап развития прокуратуры. В этот период из контрольно-надзорного и исполнительного органа высшей государственной власти империи прокуратура стала органом уголовного преследования в структуре ведомственной исполнительной власти. Изучение официальных документов и материалов позволяет говорить о том, что в результате этой судебной реформы прокуратуры практически лишилась контрольно-надзорных полномочий. Хотя ими она обладала не всегда, не в тех формах и не в той мере, как об этом пишут некоторые современные исследователи. Судебная реформа 1864 года существенно изменила роль прокуратуры. В уголовном процессе прокурор стал активным обвинителем. Отсюда сложилось понятие прокурорского надзора. Прокуратуры в результате реформы превратились в обвинительную власть, где имели немалые успехи.
Со временем
было сформировано новое поколение
прокурорских работников, настоящих
профессионалов своего дела, как П.А.Александров,
М.Ф.Громницкий, А.Ф.Кони, Н.В.Муравьев и
многие другие.4 Всё это показывает,
что реформа 1864 года, с точки зрения демократических
правовых ценностей, носила абсолютно
прогрессивный характер. Существует мнение
исследователей о неадекватности данной
реформы в связи с тем, что в традиции российского
правосудия были внесены западно-правовые
признаки.
Историческая
роль российской прокуратуры в 1870-1880 годы.
1870-1880 годы вошли в отечественную историю как годы реакции. Они внесли свои изменения в деятельность прокуратуры. Весосой частью работы прокуроров стало участие в производстве дознаний по политическим делам, контролирование адвокатской деятельности. Кроме этого, они имели право возбуждать дисциплинарные производства о частных поверенных за неправильные, по их мнению, действия. Были высказаны предложения подчинить адвокатуру министерству юстиции, включив ее в систему официальных учреждений этого министерства. Всё это являлось результатом политической обстановки в стране, изменениями в государственном строе и другими обстоятельствами. После убийства 1 марта 1881 года Александра II его преемник Александр III усилил репрессии в отношении революционно настроенных народных масс. Срузу же коренным образом изменялись функции судебной системы, полномочия суда присяжных были резко ограничены, а сфера суда, напротив, значительно расширялась5. В этих условиях российскому государству были нужны карательные органах, а не надзорные. Прокуратура стала органом, где эти требование были осуществлены. В результате карательная сторона деятельности прокуратуры особо отчетливо проявилась после революции 1905 года. Органы прокуратуры и юстиции России отвечали на революционные выступления массовыми репрессиями, карательными экспедициями, военно-полевыми судами, политическими убийствами. В результате, военно-полевые суды в период с 19 августа 1906 года по 20 апреля 1907 года вынесли свыше 1000 смертных приговоров.
Последующие десять лет в связи с первой русской революцией, первой мировой войной и двумя революциями – февральской и октябрьской 1917 года – особых изменений в деятельности российской прокуратуры не было, хотя она работала не прерываясь в связи с этими событиями.
Таким
образом, говоря об историческом становлении
прокуратуры, можно сказать, что
этот институт в России возник в результате
развития государственного аппарата,
усложнения его функций. Первоначальной
целью создания прокуратуры было учреждение
общего надзора, а не выработка новых форм
уголовного преследования6. Созданная
по указу Петра I прокуратура представляла
собой централизованную институционально-
После
смерти Петра I происходили различные
изменения в деятельности прокуратуры,
она была малоэффективной в то время, когда
высшие чины не были заинтересованы в
сильном контролирующем органе. В этот
исторический период функции надзора
дополнялись управленческими. Но это было
связано с особенностями государственного
управления в России и отсутствием общей
концепции прокурорского надзора как
таковой. «До судебных реформ Александра
II в 1864 году, прокуратура была достаточно
эффективным надзорным органом. Начиная
с 1864 года по 1900 год органы прокуратуры
осуществляли, в качестве основной, функцию
поддержания обвинения в суде, лишившись
такого направления деятельности как
общий надзор. Однако функция прокуратуры
и в этот период времени уходила за рамки
уголовного преследования, прокуроры
продолжали осуществлять некоторые общенадзорные
функции»7. Все это являлось основными
предпосылками создания и развития органов
российской прокуратуры, ее деятельности
в следующих исторических этапах.
Особенности восстановления и деятельности российской прокуратуры в условиях советской власти. «Образование и функционирование органов прокуратуры в 1922-1936 годы»
После
отказа от старой прокуратуры
власти не спешили немедленно
создавать новую. Первое время
сама мысль о восстановлении
прокуратуры, считалось