Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 21:35, реферат
Политические и правовые учения в строгом и специально смысле этого понятия появились лишь в ходе довольно долгого существования раннеклассовых обществ и государств. В теоретико-познавательном плане генезис политических и правовых учений (теорий) проходил в русле постепенной рационализации первоначальных мифических представлений.
В своем возникновении политико-правовая мысль повсюду у древних народов на Востоке и на Западе – у древних египтян, индусов, китайцев, вавилонян, персов, евреев, греков, римлян и др. – восходит к мифологическим истокам и оперирует мифологическими истоками и оперирует мифологическими представлениями о месте человека в мире. На ранней стадии своего развития воззрения, условно именуемые как политические и правовые, еще не успели отдифференцироваться в относительно самостоятельную форму общественного сознания и в особую область человеческого знания и представляли собой основной элемент целостного мифологического мировоззрения.
1. Общая характеристика религиозно-мифологических
представлений о политике, государстве и праве
во II-I тысячелетии до н.э………………………….………………………3
2. Политическая и правовая мысль Древней Индии………………………..7
3. Политико-правовая мысль Древнего Китая …………………………..…11
4. Список литературы………………………………………………………..15
Вместе с тем Конфуций не отвергал полностью значения законодательства, хотя, судя по всему, последнему он уделял лишь вспомогательную роль.
Уже
вскоре после своего возникновения
конфуцианство стало
Основатель моизма Мо-цзы (479-400 гг. до н. э.)развивал идею естественного равенства всех людей и выступил с обоснованием договорной концепции возникновения государства, в основе которой лежит идея принадлежности народу верховной власти.
В этих целях он по-новому трактовал традиционное понятие «воля неба» и подчеркивал, что «небо придерживается всеобщей любви и приносит всем пользу». Всеобщность, присущая небу, которое играет в моизме роль образца и модели для человеческих взаимоотношений, включает в себя признание равенства всех людей.
Следование небесному образу Мо-цзы называл также «почитанием мудрости как основы управления». Важным моментом такого мудрого управления является умелое сочетание «наставления народа с наказаниями». Ссылаясь на примеры прошлого, Мо-цзы подчеркивал, что власть должна использовать не только насилие и наказание, но и нравственные формы воздействия на людей.
В приисках «единого образа справедливости» Мо-цзы выдвинул идею договорного происхождения государства и управления. Идея единой для всех справедливости и единой законодательной власти своим острием была направлена против произвола местных властей и сановников, против «больших людей – ванов, гуннов», устанавливающих свои порядки, прибегающих к жестоким наказаниям и насилию, что по смыслу договорной теории Мо-цзы, противоречит всеобщему соглашению о верховной власти и ее прерогативе устанавливать единый и общеобязательный «образец справедливости».
Важное место в учении Мо-цзы занимает требование учета интересов простого народа в процессе управления государством.
Основные идеи древнекитайского легизма изложены в трактате IV в. до н. э. «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»). Ряд глав трактата написан самим Гуньсунь Яном (390-338 гг. до н. э.), известным под именем Шан Ян. Этот видный теоретик легизма и один из основателей школы «законников» был правителем области Шан во времена Циньского правителя Сяо-гуна.
Шан Ян выступил с обоснованием управления, опирающегося на законы и суровые наказания. Шан Ян замечает, что люди придерживающиеся подобных взглядов, могут «лишь занимать должности и блюсти законы, однако они не способны обсуждать вопросы , выходящие за рамки старых законов».
В
целом вся концепция
Существенное значение в деле организации управления Шан Ян и его последователи наряду с превентивными наказаниями придавали внедрению в жизнь принципа коллективной ответственности. Причем этот принцип, согласно легистам, выходил за круг людей, охватываемых семейно-родовыми связями, и распространялся на объединение нескольких общин – на так называемые пятидворки и десятидворки, охваченные круговой порукой. Внедренная таким путем система тотальной взаимослежки подданных друг за другом сыграла значительную роль в укреплении централизованной власти и стала существенным составным моментом последующей практики государственного управления и законодательства в Китае.
Легистическое воззрение, кроме Шан Яна, разделяли и развивали многие видные представители влиятельной школы фацзя.
Попытки
исторического подхода к закону
придавали легистской концепции в целом
большую гибкость и содействовали ее приспособлению
к нуждам политической практики и законодательного
процесса. Одновременно, как мы видели,
предпринимались попытки легистской переинтерпретации
ряда идей даосизма и конфуцианства с
целью использовать все идеологически
влиятельные и регулятивно значимые
концепции управления в интересах бюрократически-
В результате всех этих усилий уже ко II в. до н. э. официальная государственная идеология в Древнем Китае совмещала в себе положения как легизма, так и конфуцианства, причем последнему нередко, по существу, отводилась роль привлекательного фасада и прикрытия. Подобный идейно теологический симбиоз различных концепций управления и правопонимания сыграл значительную роль во всем последующем развитии государства и права в Китае.
Список
литературы
1.
История политических и
2.
История политических и