История отечественного государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 14:09, шпаргалка

Описание работы

Вопросы с ответами

Содержание

1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России. Периодизация отечественной истории государства и права
2. Возникновение государства у восточных славян. Образование Древнерусского государства. Теории происхождения Древнерусского государства
3. Источники права Древнерусского государства. Общая характеристика Русской Правды
4. Государственный строй Древнерусского государства. Система государственных органов власти Древней Руси. Правовое положение населения Киевской Руси
5. Политическая раздробленность Руси. Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжества. Основные черты республиканского строя Великого Новгорода
6. Монголо-татарское вторжение на Русь и его влияние на развитие государственной и правовой системы. Предпосылки образования централизованного Русского государства
7. Государственный строй и правовое положение населения в период образования централизованного Русского государства
8. Дворцово-вотчинная система управления. Система кормления
9. Общая характеристика Псковской судной грамоты
10. Судебник 1497 г.
11. Сословно-представительная монархия в России. Правовое положение основных категорий населения
12. Государственный строй в период сословно-представительной монархии. Приказная система управления
13. Система местного самоуправления в период сословно-представительной монархии.
14. Реформы Ивана Грозного. I I Судебник 1550 г. Стоглав 1551 г.
15. Общая характеристика
16. Предпосылки возникновения абсолютной монархии в России, ее особенности. Реформы феодального землевладения и сословные реформы Петра Великого
17. Государственный строй в первой четверти XVIII в. Военная реформа Петра I
18. Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г.
19. Правовое положение крестьян в России в период абсолютной монархии
20. Административно-территориальное устройство России и местное самоуправление XVIII в. Судебная система и полицейские органы в XVIII в.
21. Изменения государственного аппарата в начале XIX века. Кодификация российского законодательства
22. Гражданское право по Своду законов 1833 г.
23. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.
24. Крестьянская реформа 1861 г. Отмена крепостного права
25. Реформы 1860 – 1870-х гг., изменение в государственной системе Российской империи
26. Изменения в судебной системе. «Устав уголовного судопроизводства» 1864 г.
27. Изменение в государственной системе самодержавия после революции 1905—1907 гг.
28. Общественный строй в начале XX в. Столыпинская аграрная реформа
29. Государственное устройство России в период Первой мировой войны
30. Февральская революция 1917 г. Создание буржуазного государства
31. Возникновение и развитие Советов в 1917—1918 гг.
32. Создание нового советского государства и права. Особенности формирования социалистического права
33. Советские правоохранительные органы
34. Декларация прав народов России. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа
35. Общая характеристика Конституции РСФСР 1918 г.
36. Советская судебная система 1917—1918 гг. Уголовное право 1919 г.
37. Изменение государственного аппарата в период Гражданской войны
38. Кодекс законов о труде 1918 г. I Законодательство о браке и семье в 1917—1918 гг.
39. Судебная реформа 1922 г. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. Уголовный кодекс РСФСР 1922 г.
40. «Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик» 1924 г. Уголовный кодекс РСФСР 1926 г.
41. Новая экономическая политика. Положение о государственных промышленных трестах
42. Правоохранительные органы в период НЭПа
43. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г.
44. Национально-государственное | устройство СССР в 1920—1940 гг.
45. Индустриализация и коллективизация. Коренные изменения общественного строя
46. Уголовное и уголовно-процессуальное право в 1930-е г.
47. Общая характеристика Конституции СССР 1936 г.
48. Особенности советского государственного устройства и права в годы Великой Отечественной войны
49. Судебная система и система правоохранительных органов по «Основам законодательства СССР и союзных республик» 1958 г.
50. Гражданский и Уголовный кодексы РСФСР 1964 г.
51. Общая характеристика Конституции СССР 1977 г.
52. Распад СССР. Становление государственности Российской Федерации
53. Конституция РФ1993 г.
54. Гражданское законодательство России на современном этапе
55. Уголовное законодательство России на современном этапе
56. Судебная реформа и процессуальное законодательство в Российской Федерации

Работа содержит 1 файл

Шпаргалки_Пашкевич Д.А_2009 -32с.doc

— 407.00 Кб (Скачать)
 

   Декларация  прав народов России была принята 2 (15) ноября 1917 г. Подготовлена Народным комиссариатом по делам национальностей.    

Декларация  осуждала политику царизма, основанную на национальном неравенстве и шовинизме, и провозглашала политику добровольного  и честного союза народов России на основе их взаимного доверия.   

В Декларации получило развитие решение I и II Всероссийских съездов Советов, провозгласивших право народов России на свободное самоопределение. Основными принципами деятельности Совета Народных Комиссаров по вопросу о национальностях провозглашались: равенство и суверенность народов России; право на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства; отмена национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений; свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп.   

Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа была принята 12 (25) января 1918 г. III Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов, а затем 18 (31) января 1918 г. III Всероссийским съездом Советов.    

Декларация  провозгласила Россию республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, вся власть в которой должна принадлежать трудящимся и их уполномоченному представительству – Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Устанавливался федеративный принцип устройства Советского государства как свободного союза свободных наций.   

Основной  задачей Советской власти Декларация объявила истребление любой эксплуатации человека человеком, полную ликвидацию деления общества на классы, подавление сопротивления эксплуататоров и установление социалистической организации общества.    

В Декларации были закреплены основные принципы советской  внешней политики: политика мира, отмена тайных договоров, уважение к национальному  суверенитету всех народов. Были одобрены провозглашенные Советом Народных Комиссаров независимость Финляндии, вывод войск из Ирана, объявление свободы самоопределения Армении и закон об аннулировании займов, заключенных царским и буржуазным Временным правительствами.   

Декларация  подтвердила решения советского правительства об отмене частной собственности на землю и социализации земли; национализации лесов, недр и вод; подтверждались ранее принятые законы о рабочем контроле, о создании Высшего совета народного хозяйства, о дальнейшем переходе в собственность советского государства фабрик, заводов, рудников, железных дорог и прочих средств производства и транспорта, а также всех банков, о введении всеобщей трудовой повинности. Также подтверждалось решение о создании Красной Армии рабочих и крестьян и «полное разоружение имущих классов».    

В дальнейшем, в немного измененном виде Декларация была включена в Конституцию РСФСР 1918 г. в качестве ее первого раздела. 
 
 

35. Общая характеристика Конституции РСФСР 1918 г.

 

   Итоги преобразований первого периода истории Советского государства были зафиксированы в Основном Законе РСФСР, принятом в июле 1918 г. Первая советская Конституция обобщила (хотя и весьма небольшой) опыт государственного строительства.   

Проекты комиссии ВЦИК и Наркомата юстиции  были рассмотрены специальной комиссией ЦК РКП(б). На заседании V Всероссийского съезда Советов 4 июля 1918 г. была образована комиссия для рассмотрения проекта Конституции, который с некоторыми изменениями и дополнениями был принят съездом 10 июля 1918 г. 19 июля 1918 г. Основной Закон был опубликован в «Известиях ВЦИК» и с этого момента вступил в силу.    

Конституция закрепила, что Российская Республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России. Власть в ней  принадлежит всему рабочему населению  страны, объединенному в Советах.   

Конституция допускала лишение эксплуататоров любых прав, если они используются в ущерб трудящимся. Избирательных  прав лишались лица, прибегающие к  наемному труду с целью извлечения прибыли, живущие на нетрудовые доходы, частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; ограничивались их права на военную службу, на них возлагалось отправление военно-транспортных и военно-строительных обязанностей.   

Конституция устанавливала равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, при этом предусматривалось предоставление убежища иностранцам, преследуемым за политические и религиозные преступления. Косвенно устанавливался принцип равноправия полов, равноправия женщины с мужчиной. Предоставлялся широкий круг демократических свобод: свобода совести, свобода слова и печати, свобода собраний, свобода объединения во всякого рода союзы.   

Конституция отразила соответствие правам граждан  их обязанностей. Важнейшими обязанностями  устанавливались всеобщая обязанность трудиться и всеобщая воинская обязанность.    

В Конституции  закреплялись основные принципы советской  федерации. Так, Конституция закрепила  возможность объединения в автономные областные союзы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом. Закреплялся национально-территориальный принцип формирования Российской Федерации: членство в федерации строилось на основе выделения определенной территории, компактно населенной людьми той или иной национальности.    

Определялась  компетенция высших органов власти РСФСР. Высшими органами власти и общего управления являлись Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и Совнарком. Конституция упоминала также о Президиуме ВЦИК, но правовое положение не раскрывала. Органами отраслевого управления согласно Конституции являлись народные комиссариаты.   

Была  зафиксирована и структура местных  органов власти и управления, затрагивались  взаимоотношения центральной власти с областными союзами.   

Поскольку органы Советской власти всех степеней были выборными, в Конституции были закреплены основные принципы советской избирательной системы. 
 
 

36. Советская судебная система 1917—1918 гг. Уголовное право 1919 г.

 

   Создание  советского суда. Стихийное упразднение  старых судебных учреждений и создание новыхсудов, способных осуществлять правосудие в интересах трудящихся, получили после Октября широчайший размах. Уже 6 – 7 ноября 1917 г. в Петрограде был организован народный суд Выборгскогорайона, возникли революционные трибуналы, военно-революционные и народно-административные | суды. 12 ноября 1917 г. ВРК предложил образовать | центральный военно-революционный суд при Петроградском Совете рабочих и солдатских депутатов.    

22 ноября 1917 г. Совнарком принял Декрет о суде № 1, который упразднял весь аппарат буржуазно-помещичьей юстиции: окружные суды, прокуратуру и адвокатуру, институт судебных следователей. Во исполнение Декрета в ноябре 1917 г. закрыли Правительствующий сенат, Главный военный суд с военно-прокурорским надзором, институт военных следователей и Петроградский коммерческий суд. В соответствии с Декретом о суде началась организация местных судов и революционных трибуналов. Судей должно было избирать население, временно это делали Советы, которые составляли списки заседателей и устанавливали очередность их участия. Для рассмотрения жалоб на решения местных судов созывались уездные, а в столицах – столичные съезды местных судей.   

Осенью 1918 г. в РСФСР были запрещены ссылки на «законы свергнутых правительств». Однако одну специфическую часть старой правовой системы пришлось сохранить – в мусульманских районах было разрешено наряду с советскими создавать шариатские и адатские суды.    

Уголовное право. Первой попыткой систематизации уголовного права был циркуляр Кассационного  отдела ВЦИК, изданный в октябре 1918 г. Затем был создан Перечень уголовно наказуемых деяний и наказаний, применяемых советскими судами. Коллегия Наркомата юстиции решила создать Наказ судьям по применению уголовного права, который должен был содержать Общую и Особенную части. На основе Общей части Наказа были созданы в декабре 1919 г. Руководящие начала по уголовному праву РСФСР.   

Во введении излагались принципы советского уголовного права, обосновывалось назначение Руководящих  начал. Преступление характеризовалось  как нарушение порядка общественных отношений, охраняемого уголовным правом. Теоретически анализировались конкретные вопросы, относящиеся к преступлению и наказанию, в частности о стадиях осуществления преступления, о соучастии.   

В соответствии с Руководящими началами устанавливалось 16 видов наказания – от расстрела до общественного порицания. Предусматривалось условное осуждение.   

Особенная часть в условиях гражданской  войны имела направленность прежде всего против контрреволюционных преступлений. В ответ на «белый террор» Советское  правительство объявило красный террор против «лиц, прикосновенных к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам», что привело, в частности к применению института заложников: в случае совершения терактов против деятелей Советской власти определенная группа заложников подлежала расстрелу. 
 
 

37. Изменение государственного аппарата в период Гражданской войны

 

   Развитие  государственного аппарата в годы Гражданской  войны определялось закономерностями переходного периода от капитализма  к социализму, при этом определенную роль сыграли условия Гражданской войны и интервенции.   

Общая структура высших органов власти и управления осталась такой, какой  она сложилась в пору образования  Советского государства и была закреплена в Конституции РСФСР. Военная  обстановка не вызвала свертывания деятельности конституционных органов, регулярно созывались всероссийские съезды Советов, правда теперь они собирались раз в год.   

Продолжали  функционировать ВЦИК, его Президиум, а также Совнарком, хотя в правовом положении этих органов произошли изменения, вызванные стремлением к совершенствованию государственного аппарата. VII Всероссийский съезд Советов 9 декабря 1919 г. принял Постановление «О советском строительстве», аналогичный акт издал VIII съезд Советов 29 декабря 1920 г. Устанавливался сессионный порядок работы ВЦИК, очередные заседания проводились раз в 2 месяца, предусматривалась возможность созыва чрезвычайных заседаний. Состав ВЦИК увеличился с 200 до 300 членов.   

Конституция РСФСР не регламентировала правовое положение Президиума ВЦИК. VII и VIII Всероссийские съезды Советов уточнили его компетенцию: Президиум должен был готовить материалы для заседаний ВЦИК, вносить проекты декретов, имел право утверждать и приостанавливать постановления Совнаркома, назначать по представлению Совнаркома наркомов.    

Постановление VIII съезда Советов установило, что  Совнарком рассматривает и утверждает все декреты и общегосударственные  мероприятия, не терпящие отлагательства, в том числе по делам военным, и все мероприятия, влекущие за собой обязательства для РСФСР в международных отношениях.   

Условия интервенции и гражданской войны  потребовали создания специализированного  органа – Совета Рабочей и Крестьянской Обороны, учрежденного Декретом ВЦИК от 30 ноября 1918 г. Совет объединял работу военного и важнейших хозяйственных ведомств, обеспечивал военный режим в промышленности, на транспорте, в продовольственном деле. Совету Рабочей и Крестьянской Обороны была предоставлена вся полнота прав в деле мобилизации сил и средств для обороны страны. В апреле 1920 г. этот Совет был преобразован в Совет Труда и Обороны.   

VIII съезд  Советов подтвердил, что законодательными  органами являются Всероссийский  съезд Советов, ВЦИК и СНК.  Никто кроме них не имел  права издавать законодательные  акты общегосударственного значения.    

В 1920 г. был регламентирован статус низового звена Советов: ВЦИК издал Положение о волостных исполкомах и сельских Советах. В ходе Гражданской войны формы управления промышленностью не раз менялись, но при всех условиях местные Советы участвовали в нем. 
 
 

38. Кодекс законов о труде 1918 г. I Законодательство о браке и семье в 1917—1918 гг.

 

   Кодекс  законов о труде. В декабре 1918 г. был принят Кодекс законов о труде (КЗоТ). Он закрепил завоевания трудящихся, достигнутые в результате победы революции. Впервые провозглашалось право граждан РСФСР на труд.   

КЗоТ  содержал главы, регулирующие порядок  найма на работу, рабочее время  и время отдыха, а также труд женщин и детей на производстве. Кодекс закреплял максимально возможную  продолжительность рабочего времени и минимальную продолжительность времени отдыха. На практике, при заключении коллективных договоров между работниками и администрацией, а также при выработке правил внутреннего трудового распорядка эти условия могли изменяться.   

Действие  КЗоТа распространялось не только на государственные предприятия, но и  на частные.   

Многое  из провозглашенного Кодексом не могло  быть проведено в жизнь в обстановке Гражданской войны и интервенции. В 1919—1920 гг. принимается значительное число актов, отменяющих нормы КЗоТ, прежде всего Общее нормальное положение о тарифе от 2 мая 1919 г. и Общее положение о тарифе от 17 июня 1920 г., которые регулировали также порядок найма и увольнения с работы.   

Информация о работе История отечественного государства и права