История отечественного государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 14:09, шпаргалка

Описание работы

Вопросы с ответами

Содержание

1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России. Периодизация отечественной истории государства и права
2. Возникновение государства у восточных славян. Образование Древнерусского государства. Теории происхождения Древнерусского государства
3. Источники права Древнерусского государства. Общая характеристика Русской Правды
4. Государственный строй Древнерусского государства. Система государственных органов власти Древней Руси. Правовое положение населения Киевской Руси
5. Политическая раздробленность Руси. Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжества. Основные черты республиканского строя Великого Новгорода
6. Монголо-татарское вторжение на Русь и его влияние на развитие государственной и правовой системы. Предпосылки образования централизованного Русского государства
7. Государственный строй и правовое положение населения в период образования централизованного Русского государства
8. Дворцово-вотчинная система управления. Система кормления
9. Общая характеристика Псковской судной грамоты
10. Судебник 1497 г.
11. Сословно-представительная монархия в России. Правовое положение основных категорий населения
12. Государственный строй в период сословно-представительной монархии. Приказная система управления
13. Система местного самоуправления в период сословно-представительной монархии.
14. Реформы Ивана Грозного. I I Судебник 1550 г. Стоглав 1551 г.
15. Общая характеристика
16. Предпосылки возникновения абсолютной монархии в России, ее особенности. Реформы феодального землевладения и сословные реформы Петра Великого
17. Государственный строй в первой четверти XVIII в. Военная реформа Петра I
18. Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г.
19. Правовое положение крестьян в России в период абсолютной монархии
20. Административно-территориальное устройство России и местное самоуправление XVIII в. Судебная система и полицейские органы в XVIII в.
21. Изменения государственного аппарата в начале XIX века. Кодификация российского законодательства
22. Гражданское право по Своду законов 1833 г.
23. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.
24. Крестьянская реформа 1861 г. Отмена крепостного права
25. Реформы 1860 – 1870-х гг., изменение в государственной системе Российской империи
26. Изменения в судебной системе. «Устав уголовного судопроизводства» 1864 г.
27. Изменение в государственной системе самодержавия после революции 1905—1907 гг.
28. Общественный строй в начале XX в. Столыпинская аграрная реформа
29. Государственное устройство России в период Первой мировой войны
30. Февральская революция 1917 г. Создание буржуазного государства
31. Возникновение и развитие Советов в 1917—1918 гг.
32. Создание нового советского государства и права. Особенности формирования социалистического права
33. Советские правоохранительные органы
34. Декларация прав народов России. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа
35. Общая характеристика Конституции РСФСР 1918 г.
36. Советская судебная система 1917—1918 гг. Уголовное право 1919 г.
37. Изменение государственного аппарата в период Гражданской войны
38. Кодекс законов о труде 1918 г. I Законодательство о браке и семье в 1917—1918 гг.
39. Судебная реформа 1922 г. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. Уголовный кодекс РСФСР 1922 г.
40. «Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик» 1924 г. Уголовный кодекс РСФСР 1926 г.
41. Новая экономическая политика. Положение о государственных промышленных трестах
42. Правоохранительные органы в период НЭПа
43. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г.
44. Национально-государственное | устройство СССР в 1920—1940 гг.
45. Индустриализация и коллективизация. Коренные изменения общественного строя
46. Уголовное и уголовно-процессуальное право в 1930-е г.
47. Общая характеристика Конституции СССР 1936 г.
48. Особенности советского государственного устройства и права в годы Великой Отечественной войны
49. Судебная система и система правоохранительных органов по «Основам законодательства СССР и союзных республик» 1958 г.
50. Гражданский и Уголовный кодексы РСФСР 1964 г.
51. Общая характеристика Конституции СССР 1977 г.
52. Распад СССР. Становление государственности Российской Федерации
53. Конституция РФ1993 г.
54. Гражданское законодательство России на современном этапе
55. Уголовное законодательство России на современном этапе
56. Судебная реформа и процессуальное законодательство в Российской Федерации

Работа содержит 1 файл

Шпаргалки_Пашкевич Д.А_2009 -32с.doc

— 407.00 Кб (Скачать)

РСФСР была первой советской республикой, кодифицировавшей трудовые нормы. Российский КЗоТ действовал в Белоруссии, остальные республики использовали опыт Советской России.   

Кодекс  законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве  был утвержден ВЦИК 16 сентября 1918 г. Целями его принятия были противоборство с церковной идеологией брака, а также борьба с левацкими течениями на местах, искажавшими семейно-правовую политику.    

Кодекс  указывал на признание государством лишь гражданского брака, при этом уточнял  судьбу ранее заключенных церковных браков – они приравнивались к зарегистрированным в отделах загса. Устранялись такие препятствия для вступления в брак, как принадлежность к разной вере, монашество, состояние в иерейском и дьяконском санах, обет безбрачия.    

Устанавливался единый возраст для вступления в брак – 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин, верхний предел не ограничивался. Был расширен круг лиц, между которыми могли заключаться браки, запрет на вступление в брак относился лишь к родственникам по прямой восходящей и нисходящей линиям, а также к полнородным и неполнородным братьям и сестрам. КЗоТ не требовал от вступающих в брак разрешения родителей, опекунов или попечителей.   

Устанавливалось равноправие женщины с мужчиной, при этом сохранялся принцип раздельной собственности мужа и жены.   

По Кодексу  внебрачные дети приравнивались к рожденным  в браке, отцовство в случае спора  устанавливалось судом. На установленного отца возлагалась обязанность участвовать  в расходах, связанных с беременностью, родами и содержанием ребенка. Обязанность по взаимному содержанию возлагалась не только на родителей и детей, но и на других родственников, при этом КЗоТ отменил институт усыновления. 
 
 

39. Судебная реформа 1922 г. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. Уголовный кодекс РСФСР 1922 г.

 

   Судебная  реформа. В 1922 г. проводится реорганизация всех видов судов. Создается единая система из трех звеньев: народный суд, губернский суд, Верховный суд. Основным звеном в судебной системе являлся народный суд. Народный суд разбирал дела в составе одного судьи или судьи с двумя заседателями.    

Губернский  суд был первой инстанцией по некоторым  делам и выступал как кассационная инстанция для народных судов. Верховный  суд выступал в качестве первой инстанции  по особо важным делам и в качестве кассационной инстанции для губернских судов, осуществлял судебный контроль, рассматривал дела в порядке надзора, давал разъяснения нижестоящим судам. В ведении судов находился и следственный аппарат.   

Гражданский кодекс 1922 г. Кодекс различал две категории субъектов гражданско-правовых отношений: правоспособные граждане и юридические лица. Права юридического лица предоставлялись учреждениям, организациям и объединениям лиц, при этом государственным предприятиям предоставлялся ряд преимуществ. Особую группу юридических лиц составляли государственные предприятия, переведенные на хозяйственный расчет.   

В исключительной собственности государства были земля, ее недра, леса, воды, железные дороги. Допускался широкий круг объектов кооперативной  собственности, во многих отношениях она приравнивалась к государственной. Частная собственность допускалась только на мелкие предприятия и строения.   

Кодекс  регламентировали различные виды договоров, в том числе купли-продажи, мены, займа, поручительства, поручения и доверенности, товарищества; восстанавливался договор дарения. При этом государство устанавливало монополию на внешнюю торговлю. Свобода заключения договоров, особенно между юридическими лицами, была существенно ограничена.   

Устанавливался  порядок наследования как по закону, так и по завещанию, при этом ограничивалось имущество, которое можно было передать по наследству. Наследовать могли супруги, нисходящие родственники и лица, находившиеся в течение последнего года жизни наследодателя на его иждивении.   

Уголовный кодекс 1922 г. Впервые появляется четкое деление на Общую и Особенную части. В общем понятии преступления указывались его главные черты – общественная опасность и противоправность, преступными признавались только виновные действия. Вводилось понятие аналогии: при отсутствии прямых указаний на отдельные виды преступлений, могли применяться сходные нормы УК.   

Кодекс  ввел понятие «меры социальной защиты», причем наказание рассматривалась  как разновидность таких мер. В качестве таковых предусматривались, в частности, смертная казнь, изгнание из пределов РСФСР, лишение свободы, принудительные работы, конфискация имущества, поражение прав, общественное порицание.   

Схема родов преступлений выглядела следующим  образом: государственные преступления, должностные, нарушение правил об отделении церкви от государства, хозяйственные, против личности, имущественные, воинские. 
 
 

40. «Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик» 1924 г. Уголовный кодекс РСФСР 1926 г.

 

   «Основные начала». Источниками «Основных начал» были уголовные кодексы союзных республик и судебная практика, опираясь на которые «Основные начала» развили ряд принципиальных положений, определений и институтов советского уголовного права. «Основные начала» не давали определения преступления, но различали две их категории: преступления, посягающие на основы советского строя, и все прочие виды преступлений «Основные начала» уточняли компетенцию общесоюзных и республиканских органов по вопросам уголовного законодательства: отдельные виды преступлений и их наказуемость определялись уголовными законами союзных республик, за исключением государственных и воинских преступлений. Целями уголовно-правовых мер борьбы с преступностью определялись предупреждения преступлений, лишение возможности совершать новые преступления, исправительно-трудовое воздействие на осужденных. «Основные начала» отказались от термина «наказание», при этом подразделяли меры социальной защиты на три категории: судебно-исправительные, медицинские и медико-педагогические. В «Основных началах» рассматривались также вопросы о формах виновности, о невменяемости, о необходимой обороне и крайней необходимости, о давности, о стадиях развития преступной деятельности и о соучастии. Воспроизводилось также правило об аналогии. Устанавливались новые виды репрессий, высшей из которых считалось объявление врагом трудящихся с лишением гражданства Союза ССР и изгнание из пределов Союза ССР.   

Уголовный кодекс РСФСР 1926 г. Принят постановлением ВЦИК от 29 ноября 1926 г. Устанавливал задачи уголовного законодательства РСФСР, общие принципы уголовной политики, пределы действия уголовного закона. Воспроизводил ряд положений «Основных начал уголовного законодательства СССР» 1924 г.   

Преступлением признавалось действие или бездействие, направленное против Советского строя или нарушающее установленный властью правопорядок.   

Регламентировал применение судебно-исправительных, медицинских  и медико-педагогических мер, устанавливал сроки давности за совершение преступлений, применение правил аналогии. Предусматривал стадии совершения преступления, соучастия в преступлении, добровольный отказ от совершения преступления. Допускалось, хотя и ограниченно, объективное вменение.    

В числе  мер социальной защиты устанавливалось  предостережение, применяемое, когда суд, вынося оправдательный приговор, в то же время усмотрит, что «поведение оправданного дает основания опасаться совершения им преступления в будущем».   

В Особенной  части Кодекса большое внимание уделено контрреволюционным преступлениям. При этом в первой редакции УК РСФСР в соответствии с постановлением ВЦИК о введении Кодекса в действие до принятия Положения о государственных преступлениях предусматривалось применение ряда статей УК РСФСР 1922 г. 
 
 

41. Новая экономическая политика. Положение о государственных промышленных трестах

 

   НЭП. К  началу 1921 г. гражданская война в основном закончилась. Экономическое положение было ужасным, нужно было восстанавливать хозяйство, разоренное войной и интервенцией.    

Необходимость ухода от прежних методов экономического и политического руководства была озвучена на Х съезде РКП(б). Основным звеном новой экономической политики явился переход от продразверстки к продналогу, что означало на практике возвращение к рыночным отношениям в экономике, прежде всего в сельском хозяйстве.    

К рыночным отношениям перешли и в промышленности. Часть ее была передана в аренду частным владельцам, в том числе  иностранному капиталу, на основе концессии. Большая же часть государственных  предприятий была переведена на хозрасчет.    

Переход к НЭПу позволил восстановить народное хозяйство. Однако длительное сосуществование  капитализма и социализма в стране было невозможным. В январе 1924 г. руководство партии постепенно пошло по линии свертывания НЭПа как в сельском хозяйстве, так и в промышленности. Политика индустриализации означала расширение и укрепление государственного сектора, который начал вытеснять немногочисленный частный сектор. Увеличившаяся потребность в хлебе, который продавался за границу в обмен на промышленное оборудование, вызвало его дефицит на внутреннем рынке, что повлекло взлет цен. Против крестьян начали принимать административные меры, которые напоминали политику военного коммунизма.   

Положение о государственных промышленных трестах. Принято 10 апреля 1923 г. Явилось законодательным воплощением требований, которые предъявлялись к государственным предприятиям в первые годы перехода к мирной экономической жизни.   

В соответствии с Положением государственными трестами признавались «государственные промышленные предприятия, которым государство предоставляет самостоятельность в производстве своих операций согласно утвержденному для каждого из них уставу и которые действуют на началах коммерческого расчета с целью извлечения прибыли». Трест являлся юридическим лицом, при этом под трестом подразумевалась не отдельная производственная единица (завод, фабрика, рудник, шахта и т. д.), а объединение ряда производственных единиц. Тресту была предоставлена широкая имущественная и оперативная самостоятельность.   

Продукция трестов реализовалась по ценам, назначаемым по соглашению с покупателем. На имущество треста взыскания обращались так же, как и на имущество частных  лиц, при этом государство за долги  треста не отвечало.   

Несмотря  на поставленную цель извлечения прибыли, трест действовал на основании планового задания. Высший совет народного хозяйства распределял прибыль за истекший год, разрешал вопросы об изменении устава, размерах уставного капитала, ликвидации треста, об изменении производственного плана, вступлении треста в синдикаты и т. д. Допускалось «занаряживание» продукции треста путем обязания ею заключать договор с определенным государственным органом. 
 
 

42. Правоохранительные органы в период НЭПа

 

   Органы  юстиции. В 1922 г. сначала в РСФСР, а затем в Белоруссии, на Украине, в Закавказье начинается создание органов прокуратуры, функции которой ранее выполняли различные органы, главным образом наркоматы юстиции республик.   

На прокуратуру  возлагался надзор за законностью действий центральных и местных органов власти и управления, она возбуждала уголовные дела против должностных и частных лиц, осуществляла надзор за производством дознания и предварительного следствия, поддерживала обвинения в суде, опротестовывала приговоры и определения судов в кассационном и надзорном порядке, вела надзор за местами заключения.   

Прокуратуру возглавлял прокурор республики, которым  по должности являлся народный комиссар юстиции. Прокурор республики назначал губернских прокуроров, подчиняющихся  только ему. В уезды посылались помощники губернского прокурора.   

Органы  государственной безопасности. За годы Гражданской войны компетенция  ВЧК сильно расширилась, далеко выйдя  за пределы охраны госбезопасности. Вопрос о реорганизации ВЧК был  поставлен IX Всероссийским съездом Советов в декабре 1921 г. и в 1922 г. ВЧК была упразднена, однако вместо нее в составе НКВД был создан новый орган – Государственное политическое управление, которое приняло на себя функции охраны госбезопасности, при этом было освобождено от пресечения общеуголовных преступлений.   

С образованием СССР было создано Объединенное Государственное  Политическое Управление при СНК  Союза ССР. ОГПУ руководило соответствующими органами в союзных республиках, выведенными в 1923 г. из структуры НКВД. Надзор за законностью действий ОГПУ был возложен на прокурора Верховного Суда СССР.   

Информация о работе История отечественного государства и права