Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 14:09, шпаргалка
Вопросы с ответами
1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России. Периодизация отечественной истории государства и права
2. Возникновение государства у восточных славян. Образование Древнерусского государства. Теории происхождения Древнерусского государства
3. Источники права Древнерусского государства. Общая характеристика Русской Правды
4. Государственный строй Древнерусского государства. Система государственных органов власти Древней Руси. Правовое положение населения Киевской Руси
5. Политическая раздробленность Руси. Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжества. Основные черты республиканского строя Великого Новгорода
6. Монголо-татарское вторжение на Русь и его влияние на развитие государственной и правовой системы. Предпосылки образования централизованного Русского государства
7. Государственный строй и правовое положение населения в период образования централизованного Русского государства
8. Дворцово-вотчинная система управления. Система кормления
9. Общая характеристика Псковской судной грамоты
10. Судебник 1497 г.
11. Сословно-представительная монархия в России. Правовое положение основных категорий населения
12. Государственный строй в период сословно-представительной монархии. Приказная система управления
13. Система местного самоуправления в период сословно-представительной монархии.
14. Реформы Ивана Грозного. I I Судебник 1550 г. Стоглав 1551 г.
15. Общая характеристика
16. Предпосылки возникновения абсолютной монархии в России, ее особенности. Реформы феодального землевладения и сословные реформы Петра Великого
17. Государственный строй в первой четверти XVIII в. Военная реформа Петра I
18. Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г.
19. Правовое положение крестьян в России в период абсолютной монархии
20. Административно-территориальное устройство России и местное самоуправление XVIII в. Судебная система и полицейские органы в XVIII в.
21. Изменения государственного аппарата в начале XIX века. Кодификация российского законодательства
22. Гражданское право по Своду законов 1833 г.
23. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.
24. Крестьянская реформа 1861 г. Отмена крепостного права
25. Реформы 1860 – 1870-х гг., изменение в государственной системе Российской империи
26. Изменения в судебной системе. «Устав уголовного судопроизводства» 1864 г.
27. Изменение в государственной системе самодержавия после революции 1905—1907 гг.
28. Общественный строй в начале XX в. Столыпинская аграрная реформа
29. Государственное устройство России в период Первой мировой войны
30. Февральская революция 1917 г. Создание буржуазного государства
31. Возникновение и развитие Советов в 1917—1918 гг.
32. Создание нового советского государства и права. Особенности формирования социалистического права
33. Советские правоохранительные органы
34. Декларация прав народов России. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа
35. Общая характеристика Конституции РСФСР 1918 г.
36. Советская судебная система 1917—1918 гг. Уголовное право 1919 г.
37. Изменение государственного аппарата в период Гражданской войны
38. Кодекс законов о труде 1918 г. I Законодательство о браке и семье в 1917—1918 гг.
39. Судебная реформа 1922 г. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. Уголовный кодекс РСФСР 1922 г.
40. «Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик» 1924 г. Уголовный кодекс РСФСР 1926 г.
41. Новая экономическая политика. Положение о государственных промышленных трестах
42. Правоохранительные органы в период НЭПа
43. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г.
44. Национально-государственное | устройство СССР в 1920—1940 гг.
45. Индустриализация и коллективизация. Коренные изменения общественного строя
46. Уголовное и уголовно-процессуальное право в 1930-е г.
47. Общая характеристика Конституции СССР 1936 г.
48. Особенности советского государственного устройства и права в годы Великой Отечественной войны
49. Судебная система и система правоохранительных органов по «Основам законодательства СССР и союзных республик» 1958 г.
50. Гражданский и Уголовный кодексы РСФСР 1964 г.
51. Общая характеристика Конституции СССР 1977 г.
52. Распад СССР. Становление государственности Российской Федерации
53. Конституция РФ1993 г.
54. Гражданское законодательство России на современном этапе
55. Уголовное законодательство России на современном этапе
56. Судебная реформа и процессуальное законодательство в Российской Федерации
Правовое положение населения. К наиболее крупным феодалам относилась боярско-княжеская аристократия: бывшие удельные князья, крупные и средние бояре. Бывшие удельные князья выступали противниками централизации, некоторая же часть боярства на первом этапе правления Ивана IV поддерживала царскую власть, но в дальнейшем (особенно после введения опричнины) между царем и боярством возник конфликт. Наиболее многочисленной частью феодалов было дворянство, которые по большей части поддерживали монарха.
Огромные земельные владения продолжали концентрироваться в руках церкви. Только в 1581 г. Ивану IV удалось добиться некоторых ограничений, которые касались роста церковного землевладения.
В годы опричнины и войн началось массовое бегство крестьян, в связи с чем в 1580 г. был издан Указ о заповедных летах, отменивший Юрьев день. В 1597 г. был издан Указ об урочных летах – исковой давности по спорам о беглых крестьянах. Первоначально срок давности равнялся 5 годам, потом он неоднократно увеличивался, пока Соборное Уложение 1649 г. не разрешило искать беглых бессрочно.
Холопы еще сохранялись, их правовое положение оставалось прежним. Холопы, посаженные на землю, именовались страдниками, они обеспечивали обработку господской земли на основе барщины. К барщине все больше начинают привлекать и крестьян, окончательно складывается система барщины наряду с прежней оброчной системой.
Во второй
половине XVI и в XVII вв. продолжался рост
городов, ремесла, торговли. Значительно
увеличивалась численность посадского
населения, которое в XVII в. прикреплялось
к посаду.
Государственный строй. Единственной формой правления утверждалась монархия, при этом статус монарха меняется. Иван IV провозгласил себя царем, что отражает действительное возрастание силы монарха.
Значение Боярской думы изменилось, имея общую тенденцию к снижению. Тем не менее Боярская дума ограничивала монарха, даже введение опричнины принципиально ничего не изменило. Опричнина не уничтожила значения Боярской думы как высшего органа государственной власти, не пошатнула принципа местничества, ограждавшего привилегии знати. После смерти Бориса Годунова роль Боярской думы на время возросла. В 1610 г. последовало свержение с престола царя Василия Шуйского, и вся власть временно перешла к Боярской думе («Семибоярщина»). Принципиально новым высшим органом государства стали земские соборы. Через них царь привлек к управлению государством определенные круги дворянства и посадского населения. Монарх нуждался в земских соборах для поддержания крупных мероприятий – ведения войны, изыскания новых доходов и пр. Цари, руководствуясь поддержкой земских соборов, могли через них проводить соответствующую политику даже поперек воли Боярской думы.
Приказная система. В середине XVI в. завершился переход от дворцово-вотчинной к приказной системе управления. В период становления приказной системы ведущая роль принадлежала военно-административным приказам. Так, для управления стрельцами , был создан специальный приказ. Личным составомбоярской и дворянской конницы ведал Разрядный приказ. Поместными земельными владениями служилых дворян ведал Поместный приказ. Возник также Казачий приказ, который ведал казачьими войсками.
Появились
специальные территориальные
Из комиссии
Боярской думы по разбойным делам
сформировался Разбойный
Обслуживанием личных потребностей царя ведали специальные дворцовые приказы. К ним относились: приказ Большого дворца, Конюшенный, Ловчий и Сокольничий приказы, Постельничий и др.
Дворяне и дети боярские при Иване IV получили привилегию обращаться к суду самого царя, в связи с этим образовался Челобитный приказ.
В конце XVII в. создалась система судебных приказов (Московский, Владимирский, Дмитровский, Казанский), которые выполняли функции высших судебных органов. Затем все эти приказы слились в единый Судный приказ.
Большое значение имел Посольский приказ, ведавший многообразными внешнеполитическими вопросами.
Во второй
половине XVI в. создается специальное центральное
учреждение, ведавшее делами о холопах.
Главная обязанность Холопьего приказа
заключалась в регистрации кабальных
записей в особых книгах, он также рассматривал
иски по делам о беглых холопах.
Система губных учреждений
Переход к сословно-представительной монархии привел к существенному изменению местного управления. Были созданы земские органы самоуправления, одобренные Стоглавым собором 1551 г., вводившим в стране выборных старост, целовальников, сотских и пятидесятских. Первым шагом в этом направлении было принятие Мало-Пинежской земской уставной грамоты, в которой предусматривалась замена суда кормленщиков судом выборных старост. Местное население как бы выкупало у государства право избавляться от кормленщиков и решать свои местные вопросы самостоятельно. Аналогичные грамоты стали выдаваться многим местам северного Поморья, позднее последовало указание об отмене кормлений по всей стране и введении земского самоуправления.
К ведению земских органов относились сбор податей и суд по гражданским и мелким уголовным делам. Более крупные дела рассматривались губными органами. Земские старосты и другие должностные лица свои обязанности по рассмотрению гражданских и уголовных дел осуществляли без взимания пошлин с населения.
Система кормления заменилась новой, основанной на принципе самоуправления. Основой успешного функционирования губных органов стало принятие решения Стоглавым собором 1551 г. о прекращении выдачи тарханов – грамот, которые предоставляли феодалам особые права и привилегии, в том числе право суда, освобождение от ряда повинностей, что приводило к тому, что светский или церковный феодал мог устанавливать на определенной территории порядки по своему усмотрению и не соблюдать некоторые общегосударственные правовые нормы.
В середине XVI в. вместо наместников-кормленщиков вводились губные органы, которые выбирались из среды определенных слоев населения. Дворяне и дети боярские выбирали главу губного органа – губного старосту, утверждаемого в должности Разбойным приказом. Аппарат губного старосты составляли целовальники, избиравшиеся посадскими и верхушкой крестьянства.
В начале XVII в. в дополнение к губным и земским органам были учреждены воеводы, назначаемые Разрядным приказом и утверждаемые царем и Боярской думой. В больших городах назначались несколько воевод. В отличие от кормленщиков воеводы получали государево жалованье и не могли обирать местное население. Одна из основных задач воевод состояла в обеспечении финансового контроля. Воеводы осуществляли учет количества земли и доходности земельных участков. Сборы налогов проводили выборные старосты и целовальники, но надзор за ними осуществляли воеводы.
Воевода составлял на служилых людей списки, вел учет, проводил военные смотры, проверял готовность к службе. По требованиям Разрядного приказа воевода направлял военнослужащих на места службы. Он ведал также стрельцами и наблюдал за состоянием крепостей.
При воеводе
имелась специальная приказная
изба, где велись все дела по управлению
городом и уездом. В процессе деятельности
воевод им все больше подчинялись губные
и земские органы.
Реформы конца 40-х – начала 50-х гг. XVI в. составили первый период царствования Ивана IV Грозного, | проведенные под влиянием членов Избранной Рады. В 1550 г. создано постоянное стрелецкое войско из 3 тыс. человек, которые составляли личную охрану царя. К концу ХVI в. в постоянном стрелецком войске уже насчитывалось 25 тыс. человек. Была проведена реформа налогообложения, по которой вновь основываемые феодалами слободы в городах лишались податных и судебных льгот. В 1554 г. прекратилось представление податных и судебных льгот светским феодалам. В 1555—1556 гг. была отменена система кормлений. После отмены этой системы на местах выбирались земские старосты из зажиточных крестьян и верхушки торговых людей. Земские старосты занимались раскладкой налогов и повинностей и вершили судебные дела.
В 1556 г. принято Уложение о службе, регулировавшее службу дворян. Служба передавалась по наследству, за службу дворян наделяли землей и платили им жалование.
В 1551 г. был собран церковный собор, получивший название Стоглавый. Собор по предложению царя одобрил Судебник 1550 г. и проводимые реформы. На соборе был оформлен общерусский пантеон святых, приняты меры по наведению порядка в поведении церковников. Попытка секуляризации церковных земель не удалась, но царская власть установила контроль над ростом церковного землевладения. Так, церковь должна была вернуть владельцам земли, полученные от них после 1533 г., и впредь могла приобретать и продавать земли только с разрешения царя.
К осени 1559 г. реформаторская деятельность Ивана Грозного прекратилась. Проведенные реформы усилили центральную власть и ее опору – служилое дворянство.
Судебник 1550 г. был создан на основе Судебника 1497 г., однако был более расширенным. В Судебнике большая часть посвящена вопросам управления и суда. В целом сохранялись старые органы управления, но в их деятельность вносились существенные изменения. Так, наместники лишались права окончательного суда по высшим уголовным делам. Судебник расширил деятельность городовых приказчиков и губных старост, а их помощники должны были участвовать в наместничьем суде.
По Судебнику преступление – нарушение установленных норм, предписаний, а также воли государя. Более определенно устанавливались субъективные признаки преступления, разрабатывались формы вины.
Расширялись понятия государственного преступления (крамола), должностных преступлений и преступлений против порядка управления и суда: взятка (посул), вынесение заведомо несправедливого решения, казнокрадство. Был введен новый состав преступления – фальшивомонетничество. Система наказаний усложнилась, приобретала сословный характер.
Состязательный
процесс использовался при ведении
гражданских и менее тяжких дел, разыскной
процесс – в наиболее серьезных уголовных
делах. В ходе разбирательства особую
роль играли такие доказательства, как
поимка с поличным или собственное признание,
для получения которого применялась пытка.
Соборного уложения 1649 г. Уголовное право и процесс по Соборному уложению 1649 г.
В отличие от предыдущих законов Соборное Уложение 1649 г. регулировало не отдельные группы общественных отношений, а все стороны общественно-политической жизни того времени.
Гражданское право. Получили юридическое закрепление сложившиеся три вида феодального землевладения: собственность государства или непосредственно царя, вотчинное землевладение, поместья, которые давались за службу, главным образом военную. Соборным Уложением 1649 г. было разрешено производство обмена поместий на вотчины с соблюдением определенной процедуры.
Широко регламентировались договорные обязательства: договоры купли-продажи, мены, займа, поклажи и др. Предусматривалось два порядка заключения договоров: крепостной порядок (с составлением документа при свидетелях) и домашний порядок. Соборное Уложение запретило взыскивать проценты по займу, исковая давность по займу устанавливалась в 15 лет. Предусматривались способы обеспечения исполнения договоров – залог и поручительство. Устанавливалась ответственность за причинение вреда, вызванного потравами полей и лугов.
Уголовное право. Соборное Уложение 1649 г. содержало многочисленные нормы уголовного права. Преступление именуется «лихим делом». Впервые специальную главу составляют преступления против религии, далее шли государственные преступления (государственная измена, посягательства на жизнь и здоровье царя, самозванство и др.). К тяжким отнесены преступления против порядка управления (нарушение порядка на царском дворе, фальшивомонетчество, подделка царских печатей). Подробно описаны воинские, имущественные преступления, преступления против личности.
Разнообразнее стали меры наказания, ярко выраженной целью наказания было устрашение, при этом наказание носило сословный характер. Предусматривалось применение смертной казни, как простой, так и квалифицированной, широко применялось членовредительство, предусматривались тюрьма и ссылка. Штраф занимал незначительное место среди мер наказания.
Процессуальное право. По-прежнему различались две формы процесса – состязательный и разыскной. Расследование большинства уголовных дел начиналось по усмотрению государственных органов, доносам, жалобам потерпевших, а также непосредственно по указанию царя. Широко применялись повальный обыск и пытка. Регламентировались основания и порядок применения пытки по религиозным, государственным и другим преступлениям. Большинство гражданских дел и некоторые уголовные рассматривались в состязательном процессе.
Развивалась
система формальных доказательств.
Определялись значение и сила конкретных
доказательств, которые делились на
совершенные и несовершенные, полные
и неполные, главным доказательством
считалось признание
Информация о работе История отечественного государства и права