Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 17:15, реферат
Образование государств и развитие экономики
Потери СССР
Следует отметить, что на территории, подвергшейся временной оккупации, в 1941 г. проживало 88 млн. человек, или 40% всего населения СССР, 32% рабочих и служащих. Здесь находилось 33% основных фондов предприятий, производивших 33% валовой продукции всей промышленности страны. Оккупанты захватили огромную территорию с плодородными землями, на которой до войны было занято посевами зерновых и технических культур свыше 70,8 млн. га, или 47% всего пахотного поля страны, собиралось 38% зерна, 53% льна-долгунца, выращивалось 45% поголовья крупного рогатого скота, 68% свиней, 29% овец и коз.
Особенно неоценимы и невосполнимы потери нашего народа. Это 27 миллионов советских людей, погибших на полях сражений, в концентрационных лагерях, на фашистской каторге, расстрелянных и замученных на временно оккупированных территориях.
Нуждаясь в трудовых ресурсах, германские фашисты стали в больших масштабах угонять на работу в Германию население оккупированных ими стран. Из Советского Союза на германскую каторгу было угнано 4 млн. человек. Вместе с военнопленными их было гораздо больше. Об этом свидетельствуют следующие данные. В 1945 г. из Германии было репатриировано более 5 млн. человек, в том числе 3,1 млн. мужчин, 1,4 млн. женщин и 600 тыс. детей. Сотни тысяч не вернулись, погибнув там от пуль, болезней и голода.
Уничтожение миллионов советских людей в годы Великой Отечественной войны лишило нашу страну миллионов рабочих рук, что серьезно затрудняло послевоенное восстановление народного хозяйства. Последствия такого большого урона людских ресурсов отразились на последующей демографической ситуации в СССР, выразившейся в снижении в послевоенные годы рождаемости, а затем в «повторном эхе войны», когда стало меньше детей у лиц, родившихся в военные годы.
Еще до начала войны с Советским Союзом во время разработки «Плана Барбаросса» предусматривались меры экономического характера на планируемых к захвату территориях СССР. Геринг откровенно заявлял: «Я намереваюсь грабить, и именно эффективно»*.
*Нюрнбергский процесс. Т. II. — С. 627.
Для организации грабежа ресурсов захваченных районов был создан подчиняющийся Герингу «экономический штаб особого назначения Ольденбург». Штаб руководил хозяйственными инспекциями во всех крупных захваченных городах. В подчинении инспекции находились специальные команды, непосредственно занимающиеся ограблением оккупированных территорий. В директивном документе для этих подразделений указывалось следующее: «Согласно приказам фюрера необходимо принять все меры к немедленному и полному использованию оккупированных областей в интересах Германии. Использование подлежащих оккупации районов должно проводиться в первую очередь в области продовольственного и нефтяного хозяйства. Наряду с этим германской военной промышленности должны быть даны и прочие сырьевые продукты из оккупированных областей»*.
* Нюрнбергский процесс. Т.II. — С. 715—716.
В
этих специальных подразделениях по
руководству «восточными
Грабеж чужих ценностей, возведенный в ранг государственной политики, был одной из задач гитлеровских планов войны против Советского Союза.
В изданной германским командованием инструкции, озаглавленной «Принципы ведения хозяйства на Востоке» (приложение к особому распоряжению по снабжению от 22 августа 1941 г.), указывалось: «Завоеванные восточные области являются германской хозяйственной территорией. Земля, весь живой и мертвый инвентарь... являются собственностью германского государства»*.
* Нюрнбергский процесс. T.I. — С.805.
Нацисты
не только разграбили достояние народов
СССР, еще более значительный ущерб
нанесен ими разрушением
В
истории всех войн, шедших ранее, ни
одна армия не разрушала так методично
и планомерно, так жестоко и
хладнокровно захваченные во время
военных действий чужие территории,
как это делали на нашей земле
гитлеровские войска. Специальные команды
факельщиков для поджога
В
одной из директив Гитлера своим
отступающим войскам
* Нюрнбергский процесс.Т.1 — С.781.
«Зона пустыни» — это порождение германского фашизма. Это первый в новой истории человечества прецедент в официальной политике одной из воюющих сторон по отношению к другой. Ни одна страна ни в одной из войн не несла таких потерь и на такой обширной территории, как СССР в период Великой Отечественной войны. Перед масштабами и ужасами творимых фашистами разрушений меркнут самые страшные страницы всемирной истории.
Еще ужаснее были планы фашистов в случае их победы. Страшную судьбу готовили они для Москвы, Ленинграда и других крупнейших центров нашей страны. Для Москвы была уготована участь — быть полностью разрушенной. После захвата Ленинграда фашисты должны были его взорвать и сравнять с землей.
В
директиве германского военно-
*Нюрнбергский процесс. Т.1. — С. 783.
Разграбление
и разрушение культурных ценностей
СССР также было составной частью
государственной политики нацистов
в отношении «восточных территорий».
С этой целью разрабатывались
специальные планы и
Любая
война сопряжена с
С первых же часов войны враг обрушил на города Советского Союза смертоносный груз тысяч германских самолетов. Их главной целью были промышленные объекты в глубине территории страны. Попавшие под бомбежку объекты срочно восстанавливались, чтобы обеспечить фронт оружием.
Еще более значительные объемы строительно-монтажных работ были связаны с перебазированием промышленных предприятий в восточные районы нашей Родины. Уже 27 июня 1941 г. было принято решение об эвакуации огромного числа предприятий.
Эвакуация производительных сил на Восток
Эвакуация промышленных предприятий в восточные районы страны имела огромное экономическое и оборонное значение. Она позволила сохранить для нашей страны значительную часть военно-экономического потенциала тех районов, которые попадали в зону оккупации. Тем самым были сорваны планы гитлеровцев лишить в результате «блицкрига» Советский Союз промышленной базы, в первую очередь базы по производству металла и угля, а следовательно, лишить Красную Армию потенциальной возможности вооружаться в ходе войны. Перебазирование такого количества предприятий в восточные районы послужило мощным толчком для их индустриального развития, как в военные годы, так и в послевоенный период.
Эвакуированные заводы и фабрики в основном направлялись в восточные районы РСФСР, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркмению и Киргизию. За июль — ноябрь 1941 г. на восток страны было перебазировано 1523 промышленных предприятия. К весне 1942 г. в восточные районы прибыло 7,4 млн. человек.
Хлеб — фронту
Созданная новая промышленная база стала по сути основным поставщиком всех важнейших видов продукции. Уже в 1942 г. промышленные предприятия восточных районов производили 100% тракторов, 99% кокса, 97% железной руды, 97% чугуна, 87% стали, 90% проката, 82% угля, 52% станков, 59% электроэнергии. Этот экономический потенциал сыграл решающую роль не только в обеспечении фронта вооружением, но и в восстановлении народного хозяйства районов, освобожденных от немецкой оккупации.
С приближением вражеских войск эвакуировались не только промышленные предприятия. На восток отправлялось имущество колхозов и совхозов. Более 10 млн. голов скота было перегнано с Украины в восточные районы. Из Белоруссии отправили 395 тыс. голов крупного рогатого скота, 248 тыс. овец, 15 тыс. свиней.
Благодаря
усилиям эвакуированного и
Государственный бюджет в годы войны
В связи с потерей в первый период войны части территорий страны, перемещением значительной части экономического потенциала на восток, необходимостью перестройки экономики на военные рельсы национальный доход нашего государства в 1941 г. снизился на 1/3. С 1943 г. национальный доход постепенно начинает увеличиваться, в 1944 г. он вырос уже на 30%, хотя его объем и к концу войны не достиг довоенного уровня.
Это отразилось на формировании государственного бюджета. Вследствие указанных выше причин и уменьшения национального дохода страны доходы государственного бюджета снизились в 1942 г. на 50 млрд. руб.* Для покрытия возросших расходов на оборону и восстановление народного хозяйства пришлось привлекать дополнительные доходы. Они были изысканы внутри страны, так как внешних источников не существовало.
* Здесь и далее стоимостные и финансовые показатели приводятся в масштабе цен, действовавших в тот период.
Несмотря
на все трудности военного времени,
огромные разрушения в народном хозяйстве,
главным источником доходов государственного
бюджета продолжали оставаться поступления
от государственных предприятий. В
результате осуществления в отраслях
народного хозяйства
Однако из-за потери в ходе войны определенной части экономического потенциала государственные предприятия не могли полностью обеспечить поступление в бюджет необходимого объема финансовых ресурсов. В этих условиях одним из источников дополнительных средств стали поступления от населения (налоги, государственные займы и др.). С введением в начале войны некоторых новых налогов (военного и других) их удельный вес в бюджете увеличился с 5,2% в 1941 г. до 13,2% в 1945 г. В целом с 1942 по 1945 гг. общие поступления от населения в бюджете возросли на 36 млрд. руб.
В ходе войны менялась структура расходов государственного бюджета. В самый напряженный период войны, когда решалась судьба нашей страны, около 60% финансовых ресурсов бюджета было направлено на финансирование обороны. Во второй половине войны с наращиванием военного производства и усилением мощи нашей армии стал сокращаться не только относительный, но и абсолютный размер военных расходов. В 1944 г. их удельный вес снизился до 52,3%, а в 1945 г. — до 42,9%. Если в 1944 г. на военные цели было направлено 137,8 млрд. руб., то в 1945 г. — 128,2 млрд. руб.
По мере восстановления эвакуированной на Восток страны промышленности и ее дальнейшего развития расширялись возможности для увеличения средств на народное хозяйство. Эти расходы не только росли, но увеличивался и их удельный вес в бюджете. Если в 1942 и 1943 гг. их доля составляла соответственно 17,3% и 15,8% общих бюджетных расходов, то в 1944 и 1945 гг. - 20,3% и 24,9%.
Следует особо отметить, что несмотря на условия военного времени, расходы на социально-культурные мероприятия не уменьшались, а даже росли абсолютно и относительно. В 1942 г. их удельный вес составил 16,6%, в 1943 г. — 17,9%, в 1944 г. - 19,4%, в 1945 г. - 21,0%.
Одной
из причин роста расходов на народное
хозяйство и социально-