История экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 17:15, реферат

Описание работы

Образование государств и развитие экономики

Работа содержит 1 файл

Истроия экономики.docx

— 211.23 Кб (Скачать)

  Потери  СССР

  Следует отметить, что на территории, подвергшейся временной оккупации, в 1941 г. проживало 88 млн. человек, или 40% всего населения СССР, 32% рабочих и служащих. Здесь находилось 33% основных фондов предприятий, производивших 33% валовой продукции всей промышленности страны. Оккупанты захватили огромную территорию с плодородными землями, на которой до войны было занято посевами зерновых и технических культур свыше 70,8 млн. га, или 47% всего пахотного поля страны, собиралось 38% зерна, 53% льна-долгунца, выращивалось 45% поголовья крупного рогатого скота, 68% свиней, 29% овец и коз.

  Особенно  неоценимы и невосполнимы потери нашего народа. Это 27 миллионов советских  людей, погибших на полях сражений, в концентрационных лагерях, на фашистской каторге, расстрелянных и замученных на временно оккупированных территориях.

  Нуждаясь  в трудовых ресурсах, германские фашисты  стали в больших масштабах  угонять на работу в Германию население  оккупированных ими стран. Из Советского Союза на германскую каторгу было угнано 4 млн. человек. Вместе с военнопленными их было гораздо больше. Об этом свидетельствуют  следующие данные. В 1945 г. из Германии было репатриировано более 5 млн. человек, в том числе 3,1 млн. мужчин, 1,4 млн. женщин и 600 тыс. детей. Сотни тысяч не вернулись, погибнув там от пуль, болезней и голода.

  Уничтожение миллионов советских людей в  годы Великой Отечественной войны  лишило нашу страну миллионов рабочих  рук, что серьезно затрудняло послевоенное восстановление народного хозяйства. Последствия такого большого урона  людских ресурсов отразились на последующей  демографической ситуации в СССР, выразившейся в снижении в послевоенные годы рождаемости, а затем в «повторном эхе войны», когда стало меньше детей у лиц, родившихся в военные  годы.

  Еще до начала войны с Советским Союзом во время разработки «Плана Барбаросса»  предусматривались меры экономического характера на планируемых к захвату  территориях СССР. Геринг откровенно заявлял: «Я намереваюсь грабить, и  именно эффективно»*.

*Нюрнбергский  процесс. Т. II. — С. 627.

 

  Для организации грабежа ресурсов захваченных  районов был создан подчиняющийся  Герингу «экономический штаб особого  назначения Ольденбург». Штаб руководил  хозяйственными инспекциями во всех крупных захваченных городах. В  подчинении инспекции находились специальные  команды, непосредственно занимающиеся ограблением оккупированных территорий. В директивном документе для  этих подразделений указывалось  следующее: «Согласно приказам фюрера необходимо принять все меры к  немедленному и полному использованию  оккупированных областей в интересах  Германии. Использование подлежащих оккупации районов должно проводиться  в первую очередь в области  продовольственного и нефтяного  хозяйства. Наряду с этим германской военной промышленности должны быть даны и прочие сырьевые продукты из оккупированных областей»*.

  * Нюрнбергский процесс. Т.II. — С. 715—716.

 

  В этих специальных подразделениях по руководству «восточными территориями»  работали тысячи военных и чиновников, грабивших и вывозивших в Германию все, что можно было увезти из СССР. Вместе с армией и государственными чиновниками в нашу страну хлынули  многочисленные представители германских концернов, которые поспешили основать на оккупированных территориях СССР свои филиалы. В их числе были: «Маннесман — Украина АГ», филиалы «Украина» компании Крупп, «Герман Геринг — железо и сталь» и многие другие, главной и единственной целью которых был грабеж.

  Грабеж  чужих ценностей, возведенный в  ранг государственной политики, был  одной из задач гитлеровских планов войны против Советского Союза.

  В изданной германским командованием  инструкции, озаглавленной «Принципы  ведения хозяйства на Востоке» (приложение к особому распоряжению по снабжению  от 22 августа 1941 г.), указывалось: «Завоеванные восточные области являются германской хозяйственной территорией. Земля, весь живой и мертвый инвентарь... являются собственностью германского государства»*.

  * Нюрнбергский процесс. T.I. — С.805.

 

  Нацисты не только разграбили достояние народов  СССР, еще более значительный ущерб  нанесен ими разрушением материальных ценностей на временно оккупированных территориях.

  В истории всех войн, шедших ранее, ни одна армия не разрушала так методично  и планомерно, так жестоко и  хладнокровно захваченные во время  военных действий чужие территории, как это делали на нашей земле  гитлеровские войска. Специальные команды  факельщиков для поджога зданий, взрывателей для уничтожения  не только промышленных объектов, но и  театров, музеев, детских садов и  больниц впервые создала германская армия.

  В одной из директив Гитлера своим  отступающим войскам приказывалось: «Все полезные противнику сооружения, места расквартирования, дороги, искусственные  сооружения, плотины и т. д. должны непременно разрушаться... Противник  должен получить совершенно негодную на долгое время, необитаемую, пустынную  землю, где в течение месяцев  будут происходить взрывы мин»*.

  * Нюрнбергский процесс.Т.1 — С.781.

 

  «Зона пустыни» — это порождение германского фашизма. Это первый в новой истории человечества прецедент в официальной политике одной из воюющих сторон по отношению к другой. Ни одна страна ни в одной из войн не несла таких потерь и на такой обширной территории, как СССР в период Великой Отечественной войны. Перед масштабами и ужасами творимых фашистами разрушений меркнут самые страшные страницы всемирной истории.

  Еще ужаснее были планы фашистов в  случае их победы. Страшную судьбу готовили они для Москвы, Ленинграда и других крупнейших центров нашей страны. Для Москвы была уготована участь — быть полностью разрушенной. После  захвата Ленинграда фашисты должны были его взорвать и сравнять с  землей.

  В директиве германского военно-морского штаба от 22 сентября 1941 г. «О будущности города Петербурга» указывалось: «Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предложено тесно блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей»*.

*Нюрнбергский  процесс. Т.1. — С. 783.

 

  Разграбление  и разрушение культурных ценностей  СССР также было составной частью государственной политики нацистов в отношении «восточных территорий». С этой целью разрабатывались  специальные планы и создавались  особые подразделения для осуществления  этих планов. Фашисты сначала разграбили, а затем разрушили сотни объектов культуры на территории всех советских  республик, где они побывали. Перечень и описание этих вандальских актов  составляет многие тома.

  Любая война сопряжена с материальными  и людскими потерями. Но особенно большие  потери она несет хозяйству и  населению районов, где проходят военные действия, и районов оккупации. Это было главной причиной огромных разрушений. Не следует забывать, что  война дважды пронеслась по одним  и тем же территориям. В результате ожесточенных боев, когда города, поселки, деревни по несколько раз переходили из рук в руки, они подвергались разрушениям.

  С первых же часов войны враг обрушил  на города Советского Союза смертоносный груз тысяч германских самолетов. Их главной целью были промышленные объекты в глубине территории страны. Попавшие под бомбежку объекты  срочно восстанавливались, чтобы обеспечить фронт оружием.

  Еще более значительные объемы строительно-монтажных  работ были связаны с перебазированием промышленных предприятий в восточные  районы нашей Родины. Уже 27 июня 1941 г. было принято решение об эвакуации огромного числа предприятий.

  Эвакуация производительных сил  на Восток

  Эвакуация промышленных предприятий в восточные  районы страны имела огромное экономическое  и оборонное значение. Она позволила  сохранить для нашей страны значительную часть военно-экономического потенциала тех районов, которые попадали в  зону оккупации. Тем самым были сорваны  планы гитлеровцев лишить в результате «блицкрига» Советский Союз промышленной базы, в первую очередь базы по производству металла и угля, а следовательно, лишить Красную Армию потенциальной возможности вооружаться в ходе войны. Перебазирование такого количества предприятий в восточные районы послужило мощным толчком для их индустриального развития, как в военные годы, так и в послевоенный период.

  Эвакуированные  заводы и фабрики в основном направлялись в восточные районы РСФСР, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркмению  и Киргизию. За июль — ноябрь 1941 г. на восток страны было перебазировано 1523 промышленных предприятия. К весне 1942 г. в восточные районы прибыло 7,4 млн. человек.

 

Хлеб  — фронту

 

  Созданная новая промышленная база стала по сути основным поставщиком всех важнейших видов продукции. Уже в 1942 г. промышленные предприятия восточных районов производили 100% тракторов, 99% кокса, 97% железной руды, 97% чугуна, 87% стали, 90% проката, 82% угля, 52% станков, 59% электроэнергии. Этот экономический потенциал сыграл решающую роль не только в обеспечении фронта вооружением, но и в восстановлении народного хозяйства районов, освобожденных от немецкой оккупации.

  С приближением вражеских войск эвакуировались не только промышленные предприятия. На восток отправлялось имущество колхозов и совхозов. Более 10 млн. голов скота  было перегнано с Украины в  восточные районы. Из Белоруссии отправили 395 тыс. голов крупного рогатого скота, 248 тыс. овец, 15 тыс. свиней.

  Благодаря усилиям эвакуированного и местного населения на востоке страны была решена жизненно важная в то время  задача обеспечения фронта вооружением  и продовольствием.

  Государственный бюджет в годы войны

  В связи с потерей в первый период войны части территорий страны, перемещением значительной части экономического потенциала на восток, необходимостью перестройки экономики на военные  рельсы национальный доход нашего государства  в 1941 г. снизился на 1/3. С 1943 г. национальный доход постепенно начинает увеличиваться, в 1944 г. он вырос уже на 30%, хотя его объем и к концу войны не достиг довоенного уровня.

  Это отразилось на формировании государственного бюджета. Вследствие указанных выше причин и уменьшения национального  дохода страны доходы государственного бюджета снизились в 1942 г. на 50 млрд. руб.* Для покрытия возросших расходов на оборону и восстановление народного хозяйства пришлось привлекать дополнительные доходы. Они были изысканы внутри страны, так как внешних источников не существовало.

  * Здесь и далее стоимостные и финансовые показатели приводятся в масштабе цен, действовавших в тот период.

 

  Несмотря  на все трудности военного времени, огромные разрушения в народном хозяйстве, главным источником доходов государственного бюджета продолжали оставаться поступления  от государственных предприятий. В  результате осуществления в отраслях народного хозяйства организационно-технических  мероприятий, направляемых на рост производительности труда, снижение издержек производства и себестоимости продукции, существенно  улучшились экономические показатели деятельности предприятий и организаций. Это послужило основой роста  доходов государственного бюджета. С 1942 по 1945 гг. они возросли на 60 млрд. руб.

  Однако  из-за потери в ходе войны определенной части экономического потенциала государственные  предприятия не могли полностью  обеспечить поступление в бюджет необходимого объема финансовых ресурсов. В этих условиях одним из источников дополнительных средств стали поступления от населения (налоги, государственные займы и др.). С введением в начале войны некоторых новых налогов (военного и других) их удельный вес в бюджете увеличился с 5,2% в 1941 г. до 13,2% в 1945 г. В целом с 1942 по 1945 гг. общие поступления от населения в бюджете возросли на 36 млрд. руб.

  В ходе войны менялась структура расходов государственного бюджета. В самый  напряженный период войны, когда  решалась судьба нашей страны, около 60% финансовых ресурсов бюджета было направлено на финансирование обороны. Во второй половине войны с наращиванием военного производства и усилением  мощи нашей армии стал сокращаться  не только относительный, но и абсолютный размер военных расходов. В 1944 г. их удельный вес снизился до 52,3%, а в 1945 г. — до 42,9%. Если в 1944 г. на военные цели было направлено 137,8 млрд. руб., то в 1945 г. — 128,2 млрд. руб.

  По  мере восстановления эвакуированной на Восток страны промышленности и ее дальнейшего развития расширялись  возможности для увеличения средств  на народное хозяйство. Эти расходы  не только росли, но увеличивался и  их удельный вес в бюджете. Если в 1942 и 1943 гг. их доля составляла соответственно 17,3% и 15,8% общих бюджетных расходов, то в 1944 и 1945 гг. - 20,3% и 24,9%.

  Следует особо отметить, что несмотря на условия военного времени, расходы на социально-культурные мероприятия не уменьшались, а даже росли абсолютно и относительно. В 1942 г. их удельный вес составил 16,6%, в 1943 г. — 17,9%, в 1944 г. - 19,4%, в 1945 г. - 21,0%.

  Одной из причин роста расходов на народное хозяйство и социально-культурные мероприятия была необходимость  развертывания восстановительных  работ в районах, подвергшихся фашистской оккупации. Советское государство  прилагало максимальные усилия для  изыскания средств для оказания помощи этим районам.

Информация о работе История экономики