История экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 17:15, реферат

Описание работы

Образование государств и развитие экономики

Работа содержит 1 файл

Истроия экономики.docx

— 211.23 Кб (Скачать)

  Строительство

  Развитие  ремесел и торговли обусловливало  рост городов. Города создавались как  административные центры, крепости. Со временем они становились экономическими центрами страны. Накапливаемые в  казне средства позволяли вести  обширные государственные строительные работы.

  Таких масштабов строительства дорог, как в Китае, не знало ни одно государство  Древнего мира. Если в конце III в. до н. э. общая длина государственных дорог составляла примерно 6500 км, то к 200 г. н. э. их протяженность возросла до 32 тыс. км.

  В стране велись большие работы по строительству  ирригационных сооружений. Они были предназначены не только для орошения и защиты от наводнений, но и в  качестве транспортных магистралей. Уже  в V в. до н. э. реки Хуанхэ и Янцзы были соединены каналом длиной более 400 км. В III в. до н. э. был прорыт через горную цепь 200-км канал, соединивший север и юг страны. Он стал началом 2000-км непрерывного водного пути. В 70 г. н. э. началось строительство «Великого канала». Он опоясал весь Восточный Китай, а его длина превысила 1700 км при ширине до 30 м и глубине до 9 м.

  Но, естественно, самым грандиозным  не только в Китае, но и во всем Древнем  мире было сооружение Великой Китайской стены, строительство которой началось в IV в. до н. э. с целью защиты северных границ страны от кочевников. Сначала это были земляные валы, затем кирпичные стены и башни. Протяженность Великой Китайской стены 3400 км, длина боковых ответвлений 2700 км. Ширина стены до 5 м, а высота до 12 м. В стене встроено 25 тыс. башен.

  Наука

  Подобный  уровень состояния сельского  хозяйства, ремесел и строительства возможен был лишь при очень высоком для своего времени развитии науки и техники.

  Уже в середине II тыс. до н. э. в Китае появляется письменность в виде иероглифов-пиктограмм (картинок). Отдельные слова обозначались рисунками. Затем иероглифы стали обозначать понятия.

  Потребности повседневной жизни вызвали появление  знаний в области математики. В  эпоху Шань китайцы уже обладали знаниями в геометрии, в частности, они знали свойства прямоугольного треугольника и т. д.

  Необходимость составления календаря стала  основой развития астрономических  знаний. Во II тыс. китайские астрономы не только разработали календарь, но могли вычислять и предсказывать солнечные и лунные затмения, составили карту звездного неба.

  Власти  поддерживали и поощряли развитие научных  знаний. В первом китайском университете, созданном во II в. до н. э. в Лояне, училось 50 студентов, а к началу I в. н. э. Здесь уже училось около 3000 человек. В III в. н. э. была организована национальная академия.

  Китайцы дали миру ряд выдающихся изобретений, оказав большое влияние на многие стороны жизни и деятельности людей. В III в. до н. э. китайцы составляли географические карты Древнего Востока. Во II в. н. э. изобретатель Чжан Хэн дал миру первый сейсмограф, фиксирующий землетрясения на расстоянии более 500 км. 

Сейсмограф  Чжан Хэна 

  Более двух тысяч лет назад китайцы изобрели компас, без которого были бы не мыслимы позднейшие географические открытия европейцев.

  Больших успехов добилась китайская медицина. Уже в III в. до н. э, китайцам была известна система кровообращения, а в начале нашего тысячелетия они знали о гормонах. Китайский медик Хоа То в III в. н. э. стал первым применять при хирургических операциях анестезирующие средства. И наконец, с VI в. до н. э. в Китае стал применяться оригинальный метод лечения — иглоукалывание.

  Исторический  фон, на котором происходили развитие древнекитайского общества, экономики  и культуры, выдающиеся достижения древнекитайских земледельцев, ремесленников, строителей, ученых и изобретателей, был неспокойным — классовые  противоречия, народные восстания, экономические  кризисы не раз потрясали Древний  Китай.

  Уже в период государства Чжоу в 842 г. до н. э. восставшие бедняки и рабы взяли штурмом дворец и прогнали царя Ли и чуть не убили его сына. В III в. до н. э. восставшие крестьяне захватили столицу, свергли царя из династии Цинь, а их предводитель Лю-Бан основал новую династию Хань. Первые правители из этой династии снизили налоги и уменьшили трудовые повинности населения страны. Однако дальнейшее усиление классового и экономического угнетения вынуждало людей продавать детей в рабство, чтобы выплатить свои долги. Безземельные крестьяне вынуждены были брать в аренду землю и отдавать арендодателю 50% урожая. Такой высокий уровень арендной платы вел к закрепощению свободных людей. Все это вызывало крестьянские восстания.

  В 8 г. н. э. в результате крестьянского восстания к власти пришел ван Ман. Он провел ряд реформ: земли крупных землевладельцев были конфискованы и перераспределены, крупное землевладение ограничено, продажа земли и рабов запрещалась, на рынках были установлены твердые цены. Государство устанавливало контроль над производством и торговлей. Однако через несколько лет эти реформы были отменены. Не улучшило положения населения страны восстание «Желтых тюрбанов», которое произошло в 184 г. и было подавлено.

  Однако  неразумная эксплуататорская политика правящих сословий Древнего Китая, и  как ее результат, — народные восстания  подточили экономическую, и, следовательно, военную мощь государства Хань и оно пало под натиском кочевников. 

  Вопросы для повторения

  1. Расскажите о возникновении и  этапах развития Древнекитайского  государства.

  2. Охарактеризуйте особенности землепользования  и развития сельского хозяйства  в Древнем Китае.

  3. Сравните систему государственного управления Древнего Китая с другими странами Древнего мира.

  4. Как развивались ремесла и  промышленность в Древнем Китае?

  5. Какие научные открытия и технические изобретения в Древнем Китае оказали существенное влияние на развитие экономики?

  20. Экономическое развитие ведущих стран Европы в эпоху формирования индустриальной цивилизации (XIX в.)

 

  XIX в. в экономической истории Европы был полон весьма важных, фундаментальных событий, коренным образом изменивших мировую экономику. Это был период завершения буржуазных революций во Франции и Германии. Сформировалось ядро мощных государств, которые и ныне удерживают лидирующие позиции в мире и, пожалуй, во многом даже определяют судьбы всей планеты.

  Это был период формирования индустриальной цивилизации. Сложный и многоплановый процесс создания крупного машинного производства в промышленности и других отраслях хозяйства. Теперь в общем объеме производства ведущие позиции принадлежали промышленности. Все больший удельный вес приходился на городское население. В экспорте ведущих стран стала преобладать промышленная продукция, а в импорте — сельскохозяйственная продукция и сырье Значительно повысилась производительность труда. Выросли темпы роста производства.

  Мировая наука и техника активно внедрялись в мировое хозяйство. Наряду с  широким использованием паровых  машин были созданы новые двигатели— водяные и паровые турбины, двигатели внутреннего сгорания. Грандиозное железнодорожное строительство покрывало и связывало своей сетью хозяйственные пространства. Появилось автомобилестроение. С помощью океанского пароходства теснее связывались континенты. Расширению коммуникационного сообщения способствовало изобретение радио, телефона, телеграфа. Подлинной революцией стало развитие электроэнергетики и т. д. Важнейшие изобретения были осуществлены и в военном деле. Это бездымный порох, дальнобойная артиллерия, паровые и дизельные бронированные корабли и т.д.

  XIX в. не обошел и социально-культурную сферу. В результате буржуазных революций сложились основные классы буржуазного общества — буржуазия и пролетариат, порою входившие в острые социальные конфликты. Складывалась интеллигенция. Значительно ослабла роль традиционных религий. Возникшую нишу заполнили нетрадиционные идеологии и политические партии. Видоизменились формы правления. Появились республики и конституционные монархии. Приобрели небывалую остроту международные отношения. Завершился колониальный раздел мира. Шла жесткая борьба за его передел. Вооруженное соперничество ведущих стран сопровождалось огромным разрушением и людскими потерями.

  В 70—90-е гг. XIX в. накопленный колоссальный опыт развития производства вылился во вторую научно-техническую революцию (первая — промышленный переворот). Она, в свою очередь, оказала огромное воздействие на развитие производительных сил, ведущих к созданию новых отраслей экономики — металлургии и машиностроения, транспорта и электроэнергетики, химии и др. Тяжелая индустрия становилась преобладающей в промышленном производстве.

  20.1. Особенности социально-экономического  развития Англии

 

  Последствия промышленного переворота

  К началу 30-х гг. XIX в. завершился промышленный переворот в Англии. Крупное машинное производство одержало победу над ремеслом и мануфактурой с их низкой производительностью труда и ручной техникой. В стране произошли серьезные социально-экономические изменения. К середине XIX в. Англия превратилась в страну городов и рабочих поселков, где проживало до 86% населения. Доля занятых в промышленности и строительстве повысилась до 50%, а в сельском хозяйстве снизилась до 15%. Торжество свободной конкуренции вызывало стремление к расширению производства. В итоге это приводило к значительному экономическому подъему страны. А усиление технической базы производства способствовало превращению Англии в мощную индустриальную державу — «фабрику мира, мастерскую». Ее удельный вес в мире составил более 40%.

  Лидером индустриального развития оставалась хлопчатобумажная промышленность. Выросло число фабрик, оснащенных ткацкими станками. Выпуск хлопчатобумажных тканей за 1800—1870 гг. увеличился в 19 раз, потребление хлопка — более чем в 1000 раз. В середине XIX в. в текстильной и швейной промышленности было занято свыше трети всех работающих. Дешевые и качественные ткани и изделия из них оставались главными статьями английского экспорта.

  Заметно набирала темпы тяжелая промышленность. С использованием в металлургическом процессе горячего дутья значительно возросло производство стали и чугуна. В стране действовало более 600 доменных печей в основном благодаря новому методу выплавки стали, предложенному Г. Бессемером в 1856 г. За 1800—1870 гг. возросли добыча угля (в 11 раз) и выпуск продукции металлообработки (в 28 раз). На долю Англии приходилась половина производства чугуна, более половины добываемого каменного угля в мире. Выпуск продукции тяжелой промышленности страны превышал в четыре—пять раз выпуск продукции США, Германии и Франции.

  Успехи  индустриального развития во многом были обусловлены внедрением паровых двигателей. Их мощность лишь за первую половину XIX в. выросла более чем в 120 раз, а к 1870 г. — в 800 раз. Паровые двигатели стали успешно использоваться в различных отраслях хозяйства. 

Трактор с паровым двигателем для омнибуса (1871) 

  На  дальнейшее ускорение обращения  товаров, расширение и удешевление  экономических связей между разными  районами страны и заморскими территориями, осуществление внутренней и внешней  торговли направлено было развитие парового транспорта. Островное положение страны стимулировало судостроение и судоходство. С 1811 г. в Англии получил развитие пароходный транспорт, с 40—50 годов стало осуществляться строительство больших океанских судов. 

«Ракета»  Стефенсона 

  Изобретение в 1814 г. механиком Дж. Стефенсоном паровоза и строительство в 1825 г. первой железной дороги стимулировало дальнейшее железнодорожное строительство. Сравнительно небольшая по территории страна покрылась сетью железных дорог, ускорилась циркуляция товаров. Если в 1840 г. протяженность железных дорог составляла 1,4 тыс. км, то к 1870 г. она выросла почти в 18 раз и составила 25 тыс. км.

  Промышленный  переворот имел и другие существенные последствия.

  Англия  из аграрной страны превратилась в  ведущую индустриальную державу. Крупнейшие сдвиги в развитии ее производительных сил, оснащение производства более  передовой и совершенной техникой способствовали значительному росту  производительности труда —в 27 раз за период 1770—1840 гг.

  Рост  общественного разделения труда  обеспечил расширение рыночных отношений. При сравнительной узости внутреннего  рынка, из-за невысокой платежеспособности трудового населения предметом  особого внимания и заботы становится борьба за внешние рынки. Устанавливается  не только промышленная, но и торговая монополия. Англия располагала огромным торговым флотом. За 1800—1870 гг. его тоннаж увеличился более чем в 12,5 раз и составил 60% мирового тоннажа. Англия стала «мировым перевозчиком».

Информация о работе История экономики