Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 17:15, реферат
Образование государств и развитие экономики
Динамика подъема
Темпы роста в ряде отраслей были заметно выше, чем в годы подъема 90-х гг. Уже в 1909 г. общий прирост промышленной продукции составил 2,9%, а в следующем году — 17,6%. Быстрее преодолевали кризис предприятия, оснащенные современной техникой. Это были заводы Юга России, нового промышленного центра. Энерговооруженность предприятий здесь была выше среднего в 3,3 раза. Наиболее высокие темпы развития были характерны для отраслей с высоким уровнем монополизации (машиностроение, металлургия, топливная промышленность). Прирост промышленной продукции в 1900—1913 гг. в отраслях, производящих средства производства, был значительно выше, чем в отраслях, производящих предметы потребления: соответственно 85,6 и 40,8%.
Особенно
быстро росли военная промышленность,
строительство военных
О развитии металлургии свидетельствуют данные: выплавка чугуна возросла до 283 млн. пудов в 1913 г. (в 1908 г. 171 млн. пудов), производство железа и стали — до 247 млн. пудов (в 1908 г. — 148 млн. пудов). Недостаточно высокими были темпы развития каменноугольной промышленности — за годы подъема добыча увеличилась всего на 38% и составила в 1913 г. 2214 млн. пудов.
В легкой промышленности ведущее положение занимала текстильная и пищевая промышленность. Стоимость продукции пищевой промышленности в 1913 г. определялась 1861 млн. руб., а текстильной — 1855 млн. руб. Весьма высокие темпы развития получила резиновая и кожевенно-обувная промышленность, продукция которых возросла на 160%.
В региональном размещении производительных сил больших изменений не произошло, сохранялась неравномерность в развитии промышленности. По-прежнему крупная промышленность была сосредоточена в шести районах: Центрально-Промышленном, Северо-Западном, Прибалтийском, Южном, Польском и Уральском, где производилось 75% валовой продукции и было сосредоточено 79% всех фабрично-заводских рабочих. Металлургическая промышленность Урала отставала в своем развитии от металлургии Юга, заводы которого выплавляли чугуна и стали в три раза больше, чем на Урале. Ведущее положение Донбасса укреплялось не только в металлургии, но и в каменноугольной промышленности.
Другие же регионы России — Сибирь, Дальний Восток, Средняя Азия — в промышленном отношении были развиты слабо или почти не затронуты промышленным развитием.
Наряду с крупными капиталистическими предприятиями (29,4 тыс. в фабрично-заводской и горной промышленности) действовало до 150 тыс. мелких предприятий с числом рабочих от 2 до 15 чел., в которых было занято около 800 тыс. рабочих, выпускающих продукцию на 700 млн. руб. Так, среди северозападных губерний (Псковской, Новгородской и др.) фабрично-заводская промышленность преобладала только в Петербургской губернии.
Возросли
протяженность железных дорог и
их грузооборот. В 1911—1913 гг. было построено
около 3,5 тыс. верст дорог. Рост железнодорожного
строительства осуществлялся за
счет частного и государственного капитала.
Казенное железнодорожное строительство
в предвоенные годы сократилось
и составило 25% всего строительства.
Построенная железная дорога Оренбург
— Ташкент обеспечила выход среднеазиатского
хлопка к хлопчатобумажным предприятиям,
активизировала торговлю Центральной
России с Казахстаном и Средней
Азией. В 1915 г. завершилось строительство
Амурской железной дороги, соединившей
Сибирскую магистраль с Владивостоком.
Из общей протяженности сети железных
дорог 43,7 тыс. верст приходилось на долю
казны, а доля частных дорог составила
21,6 тыс. верст.
Первый
на Забайкальской
железной дороге
Большую роль продолжал играть речной транспорт, который насчитывал около 31 тыс. судов, в том числе 5556 паровых. На Коломенском заводе в 1907 г. был построен первый в мире речной теплоход. Накануне войны из 80 теплоходов в мире 70 были построены в России. Большой объем грузов приходился на гужевой транспорт, однако в России шоссейных дорог было очень мало.
Несмотря на большие успехи в промышленном развитии, Россия не преодолела отсталости от передовых индустриальных стран. По объему промышленного производства она заняла четвертое место в Европе и пятое место в мире. В 1913 г. в России было произведено промышленной продукции в 14,5 раза меньше, чем в США, в 5,9 раза меньше, чем в Германии, в 4,5 раза меньше, чем в Англии. Особенно отставала Россия по производству промышленной продукции на душу населения: в 13 раз меньше Германии, в 14 раз меньше Англии, в 21,4 раза меньше США.
Рост монополистических объединений
Социально-экономическая отсталость не помешала России вступить в стадию империализма, утверждения господства монополистического капитала одновременно с развитыми странами мира. Российский империализм определялся общими для всех империалистических стран чертами, закономерностями, противоречиями, но имел свои специфические особенности.
Важной чертой монополистического капитализма была концентрация производства, которая особенно усилилась в металлургической, машиностроительной, хлопчатобумажной промышленности. Если крупные предприятия с числом рабочих более 500 чел. в 1900 г. составляли 3,6% общего числа, то в 1903 г. — 4,1%. На этих предприятиях было сосредоточено 48,7% рабочих промышленности. Высокая концентрация была характерна для новых промышленных районов. Так, если в угледобывающей отрасли Донбасса в 1890 г. с числом рабочих более 500 было 8 шахт с добычей 9,6 млн. пудов угля, то в 1903 г. крупных шахт насчитывалось уже 44, а добыча составила более 13 млн. пудов.
Высокой концентрации промышленного производства в России способствовали крупные государственные заказы на военную продукцию в машиностроении и металлургии, а также то, что предприятия, возникшие на рубеже XIX — XX вв., строились как крупные капиталистические предприятия. По уровню концентрации производства в начале XX в. Россия стояла на одном из первых мест в мире. На предприятиях с числом рабочих свыше 500 чел. было занято 54% общего числа рабочих, в США — лишь 33%.
В 1910 г. девять крупнейших металлургических заводов давали более половины всего производства чугуна в стране, а шесть крупнейших предприятий в нефтяной промышленности добывали 65% всего объема нефти.
Процесс монополизации, охвативший важнейшие отрасли хозяйства, усилился в годы кризиса и депрессии. Монополизация капитализма, концентрация производства были решающей предпосылкой перерастания промышленного капитализма в империализм. Монополии в России стали возникать в 80-х годах и прежде всего в новых отраслях промышленности. Первыми монополиями были «Союз рельсовых фабрикантов», Конвенция предпринимателей по производству гвоздей, проволоки, картель сахарозаводчиков, синдикат бакинских керосино-заводчиков. Эти объединения были временными, по истечении срока договора они распадались.
В
период кризиса 1900—1903 гг. начался процесс
массового оформления устойчивых монополий,
которые становились основой
экономической жизни страны. Преобладающей
формой монополистических союзов стали
синдикаты — объединения, осуществлявшие
распределение заказов, закупку сырья
и продажу готовой продукции через единый
орган по сбыту. В черной металлургии
ведущее положение занял синдикат «Продамет»
(Общество для продажи изделий металлургических
заводов черной металлургии), который
выпускал 80% всей продукции данной отрасли.
Однако это не означало отсутствия противоречий
внутри монополистического объединения
и конкурентной борьбы с другими монополистическими
объединениями и предприятиями.
Заводы
товарищества братьев
Нобелей в Черном
городе (близ Баку)
Предприятия трубопрокатного производства в 1902 г. объединились в синдикат «Трубопродажа». Проволочные и гвоздильные предприятия сформировали синдикат «Гвоздь». В цветной металлургии крупнейшей монополистической организацией было акционерное общество «Медь», завоевавшее монопольное право на продажу и покупку продукции меднопрокатных заводов. Высокий уровень монополизации был в машиностроении, где действовали объединения «Продпаровоз», «Продвагон» (контролировал около 100% производства вагонов). В нефтяной промышленности 80% общероссийской продажи керосина контролировал картель «Нобельмазут». «Общество для торговли минеральным топливом Донецкого бассейна» («Продуголь», возникшее в 1904 г.) объединило 75% добычи угля Донбасса, а затем установило контроль над объединениями, реализующими каменный уголь в Сибири, Польше, на Урале.
В
военной сфере действовала
В первое десятилетие XX в. процесс монополизации затронул фактически все отрасли промышленности, синдикаты господствовали на внутреннем рынке и искали пути выхода на внешний рынок. На 1 января 1909 г. в 45 отраслях промышленности насчитывалось 140 монополистических союзов.
В годы экономического подъема 1909—1913 гг. происходят образование новых синдикатов и картелей, а также возникновение монополистических объединений высшего типа — трестов и концернов на основе слияния отдельных предприятий в одно или общего финансового руководства. Для монополистических объединений высшего типа были характерны:
1) руководящая роль банка;
2)
участие предприятий в решении
вопросов о распределении
3)
учреждение дочерних
4)
сохранение формальной
Процесс
образования трестов был
Усиление роли банков
Процесс образования монополистических союзов протекал в острой конкурентной борьбе за контроль над трестами как между иностранным и русским финансовым капиталом, так и между русскими банками. Борьба завершалась возникновением финансово-промышленных групп, среди которых огромным влиянием пользовались Русско-Азиатский и Петербургский международный коммерческие банки.
В состав Русско-Азиатского банка входил военно-промышленный концерн во главе с объединением «Общество Путилов-ских заводов», «Товарищество Невского судостроительного и механического завода», «Общество тульских чугуноплавильных заводов», нефтяные тресты А.И. Манташева, С.Г. Лионозова и товарищество «Нефть». Помимо этого под контролем Русско-Азиатского банка находились крупные транспортные, машиностроительные, горно-рудные и каменноугольные предприятия. Основные капиталы этих обществ составляли 85 млн. руб.
Установив контроль над рядом промышленных предприятий, Петербургский международный коммерческий банк создал две монополистические группы — «Наваль-Руссуд» и «Коломна-Сормово». «Наваль-Руссуд объединила судостроительные заводы: «Русское судостроительное общество» и «Общество николаевских судостроительных заводов», осуществлявшие военное судостроение для Черноморского флота, «Коломна-Сормово» сосредоточила монополии из судостроения в бассейне Волги.
Сращивание промышленности и банков и развитие высших типов монополистических объединений были характерны и для других отраслей промышленности.
Финансовая олигархия
Предвоенный промышленный подъем стал важным этапом складывания финансового капитала в стране. Происходят изменения в системе финансирования промышленности. Государство поощряет кредитование промышленности российскими банками. Сумма вкладов в кредитной системе составила к 1913 г. 4,7 млрд. руб., что позволяло удовлетворить потребности в кредите за счет внутреннего рынка. В то же время в стране набирают силу финансовые группировки, которые стремятся выйти из-под контроля государства, более того, использовать его в своих интересах.
С
1908 по 1913 гг. число банков в России
возросло вдвое и составило 2393, а
их ресурсы — 7 млрд. руб. Крупнейшими
учреждениями кредитной системы
были Государственный
банк и акционерные
коммерческие банки,
которые к 1914 г. сосредоточили 70% всех вкладов
и текущих счетов. Инвестирование Государственным
банком промышленных предприятий не всегда
было коммерческой операцией, приносящей
прибыль. Часто он выделял ссуды предприятиям
и акционерным коммерческим банкам, испытывающим
трудности. В годы промышленного подъема
1909—1913 гг. Государственный банк расширил
кредитование товарооборота, хлебной
торговли. Подчинявшийся Министерству
финансов Государственный банк являлся
орудием политики государства и способствовал
складыванию тенденций государственно-