История экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 17:15, реферат

Описание работы

Образование государств и развитие экономики

Работа содержит 1 файл

Истроия экономики.docx

— 211.23 Кб (Скачать)

  Динамика  подъема

  Темпы роста в ряде отраслей были заметно  выше, чем в годы подъема 90-х гг. Уже в 1909 г. общий прирост промышленной продукции составил 2,9%, а в следующем году — 17,6%. Быстрее преодолевали кризис предприятия, оснащенные современной техникой. Это были заводы Юга России, нового промышленного центра. Энерговооруженность предприятий здесь была выше среднего в 3,3 раза. Наиболее высокие темпы развития были характерны для отраслей с высоким уровнем монополизации (машиностроение, металлургия, топливная промышленность). Прирост промышленной продукции в 1900—1913 гг. в отраслях, производящих средства производства, был значительно выше, чем в отраслях, производящих предметы потребления: соответственно 85,6 и 40,8%.

  Особенно  быстро росли военная промышленность, строительство военных кораблей. Государственные заказы ускоряли развитие заводов, связанных с производством  вооружения и боеприпасов. Значительны  были успехи в металлообрабатывающей  промышленности. Стоимость продукции  металлообработки в 1913 г. составила 861 млн. руб.

  О развитии металлургии свидетельствуют  данные: выплавка чугуна возросла до 283 млн. пудов в 1913 г. (в 1908 г. 171 млн. пудов), производство железа и стали — до 247 млн. пудов (в 1908 г. — 148 млн. пудов). Недостаточно высокими были темпы развития каменноугольной промышленности — за годы подъема добыча увеличилась всего на 38% и составила в 1913 г. 2214 млн. пудов.

  В легкой промышленности ведущее положение  занимала текстильная и пищевая  промышленность. Стоимость продукции  пищевой промышленности в 1913 г. определялась 1861 млн. руб., а текстильной — 1855 млн. руб. Весьма высокие темпы развития получила резиновая и кожевенно-обувная промышленность, продукция которых возросла на 160%.

  В региональном размещении производительных сил больших изменений не произошло, сохранялась неравномерность в  развитии промышленности. По-прежнему крупная промышленность была сосредоточена  в шести районах: Центрально-Промышленном, Северо-Западном, Прибалтийском, Южном, Польском и Уральском, где производилось 75% валовой продукции и было сосредоточено 79% всех фабрично-заводских рабочих. Металлургическая промышленность Урала отставала в своем развитии от металлургии Юга, заводы которого выплавляли чугуна и стали в три раза больше, чем на Урале. Ведущее положение Донбасса укреплялось не только в металлургии, но и в каменноугольной промышленности.

  Другие  же регионы России — Сибирь, Дальний  Восток, Средняя Азия — в промышленном отношении были развиты слабо  или почти не затронуты промышленным развитием.

  Наряду  с крупными капиталистическими предприятиями (29,4 тыс. в фабрично-заводской и  горной промышленности) действовало  до 150 тыс. мелких предприятий с числом рабочих от 2 до 15 чел., в которых  было занято около 800 тыс. рабочих, выпускающих  продукцию на 700 млн. руб. Так, среди  северозападных губерний (Псковской, Новгородской и др.) фабрично-заводская промышленность преобладала только в Петербургской губернии.

  Возросли  протяженность железных дорог и  их грузооборот. В 1911—1913 гг. было построено  около 3,5 тыс. верст дорог. Рост железнодорожного строительства осуществлялся за счет частного и государственного капитала. Казенное железнодорожное строительство  в предвоенные годы сократилось  и составило 25% всего строительства. Построенная железная дорога Оренбург — Ташкент обеспечила выход среднеазиатского хлопка к хлопчатобумажным предприятиям, активизировала торговлю Центральной  России с Казахстаном и Средней  Азией. В 1915 г. завершилось строительство Амурской железной дороги, соединившей Сибирскую магистраль с Владивостоком. Из общей протяженности сети железных дорог 43,7 тыс. верст приходилось на долю казны, а доля частных дорог составила 21,6 тыс. верст. 

Первый  на Забайкальской  железной дороге 

  Большую роль продолжал играть речной транспорт, который насчитывал около 31 тыс. судов, в том числе 5556 паровых. На Коломенском  заводе в 1907 г. был построен первый в мире речной теплоход. Накануне войны из 80 теплоходов в мире 70 были построены в России. Большой объем грузов приходился на гужевой транспорт, однако в России шоссейных дорог было очень мало.

  Несмотря  на большие успехи в промышленном развитии, Россия не преодолела отсталости от передовых индустриальных стран. По объему промышленного производства она заняла четвертое место в  Европе и пятое место в мире. В 1913 г. в России было произведено промышленной продукции в 14,5 раза меньше, чем в США, в 5,9 раза меньше, чем в Германии, в 4,5 раза меньше, чем в Англии. Особенно отставала Россия по производству промышленной продукции на душу населения: в 13 раз меньше Германии, в 14 раз меньше Англии, в 21,4 раза меньше США.

  Рост  монополистических  объединений

  Социально-экономическая  отсталость не помешала России вступить в стадию империализма, утверждения господства монополистического капитала одновременно с развитыми странами мира. Российский империализм определялся общими для всех империалистических стран чертами, закономерностями, противоречиями, но имел свои специфические особенности.

  Важной  чертой монополистического капитализма  была концентрация производства, которая особенно усилилась в металлургической, машиностроительной, хлопчатобумажной промышленности. Если крупные предприятия с числом рабочих более 500 чел. в 1900 г. составляли 3,6% общего числа, то в 1903 г. — 4,1%. На этих предприятиях было сосредоточено 48,7% рабочих промышленности. Высокая концентрация была характерна для новых промышленных районов. Так, если в угледобывающей отрасли Донбасса в 1890 г. с числом рабочих более 500 было 8 шахт с добычей 9,6 млн. пудов угля, то в 1903 г. крупных шахт насчитывалось уже 44, а добыча составила более 13 млн. пудов.

  Высокой концентрации промышленного производства в России способствовали крупные  государственные заказы на военную  продукцию в машиностроении и  металлургии, а также то, что предприятия, возникшие на рубеже XIX — XX вв., строились как крупные капиталистические предприятия. По уровню концентрации производства в начале XX в. Россия стояла на одном из первых мест в мире. На предприятиях с числом рабочих свыше 500 чел. было занято 54% общего числа рабочих, в США — лишь 33%.

  В 1910 г. девять крупнейших металлургических заводов давали более половины всего производства чугуна в стране, а шесть крупнейших предприятий в нефтяной промышленности добывали 65% всего объема нефти.

  Процесс монополизации, охвативший важнейшие  отрасли хозяйства, усилился в годы кризиса и депрессии. Монополизация  капитализма, концентрация производства были решающей предпосылкой перерастания промышленного капитализма в  империализм. Монополии в России стали возникать в 80-х годах  и прежде всего в новых отраслях промышленности. Первыми монополиями  были «Союз рельсовых фабрикантов», Конвенция предпринимателей по производству гвоздей, проволоки, картель сахарозаводчиков, синдикат бакинских керосино-заводчиков. Эти объединения были временными, по истечении срока договора они распадались.

  В период кризиса 1900—1903 гг. начался процесс  массового оформления устойчивых монополий, которые становились основой  экономической жизни страны. Преобладающей  формой монополистических союзов стали  синдикаты — объединения, осуществлявшие распределение заказов, закупку сырья и продажу готовой продукции через единый орган по сбыту. В черной металлургии ведущее положение занял синдикат «Продамет» (Общество для продажи изделий металлургических заводов черной металлургии), который выпускал 80% всей продукции данной отрасли. Однако это не означало отсутствия противоречий внутри монополистического объединения и конкурентной борьбы с другими монополистическими объединениями и предприятиями. 

Заводы  товарищества братьев  Нобелей в Черном городе (близ Баку) 

  Предприятия трубопрокатного производства в  1902 г. объединились в синдикат «Трубопродажа». Проволочные и гвоздильные предприятия сформировали синдикат «Гвоздь». В цветной металлургии крупнейшей монополистической организацией было акционерное общество «Медь», завоевавшее монопольное право на продажу и покупку продукции меднопрокатных заводов. Высокий уровень монополизации был в машиностроении, где действовали объединения «Продпаровоз», «Продвагон» (контролировал около 100% производства вагонов). В нефтяной промышленности 80% общероссийской продажи керосина контролировал картель «Нобельмазут». «Общество для торговли минеральным топливом Донецкого бассейна» («Продуголь», возникшее в 1904 г.) объединило 75% добычи угля Донбасса, а затем установило контроль над объединениями, реализующими каменный уголь в Сибири, Польше, на Урале.

  В военной сфере действовала группа монополистических объединений, занятых  производством артиллерийских снарядов, башенных установок для военных  кораблей. Создавались монополистические  союзы и в легкой промышленности, объединившие петербургские и лодзинские хлопчатобумажные, полотняные, джутовые и другие предприятия.

  В первое десятилетие XX в. процесс монополизации затронул фактически все отрасли промышленности, синдикаты господствовали на внутреннем рынке и искали пути выхода на внешний рынок. На 1 января 1909 г. в 45 отраслях промышленности насчитывалось 140 монополистических союзов.

  В годы экономического подъема 1909—1913 гг. происходят образование новых синдикатов и картелей, а также возникновение  монополистических объединений  высшего типа — трестов и концернов на основе слияния отдельных предприятий в одно или общего финансового руководства. Для монополистических объединений высшего типа были характерны:

  1) руководящая роль банка;

  2) участие предприятий в решении  вопросов о распределении пакетов  акций;

  3) учреждение дочерних предприятий;

  4) сохранение формальной самостоятельности  входивших в объединение предприятий.

  Процесс образования трестов был наиболее активным в тяжелой промышленности. При организации монополистических  объединений в этой отрасли принимали  участие правительственные круги.

  Усиление  роли банков

  Процесс образования монополистических  союзов протекал в острой конкурентной борьбе за контроль над трестами как  между иностранным и русским  финансовым капиталом, так и между  русскими банками. Борьба завершалась  возникновением финансово-промышленных групп, среди которых огромным влиянием пользовались Русско-Азиатский и Петербургский международный коммерческие банки.

  В состав Русско-Азиатского банка входил военно-промышленный концерн во главе с объединением «Общество Путилов-ских заводов», «Товарищество Невского судостроительного и механического завода», «Общество тульских чугуноплавильных заводов», нефтяные тресты А.И. Манташева, С.Г. Лионозова и товарищество «Нефть». Помимо этого под контролем Русско-Азиатского банка находились крупные транспортные, машиностроительные, горно-рудные и каменноугольные предприятия. Основные капиталы этих обществ составляли 85 млн. руб.

  Установив контроль над рядом промышленных предприятий, Петербургский международный коммерческий банк создал две монополистические группы — «Наваль-Руссуд» и «Коломна-Сормово». «Наваль-Руссуд объединила судостроительные заводы: «Русское судостроительное общество» и «Общество николаевских судостроительных заводов», осуществлявшие военное судостроение для Черноморского флота, «Коломна-Сормово» сосредоточила монополии из судостроения в бассейне Волги.

  Сращивание  промышленности и банков и развитие высших типов монополистических  объединений были характерны и для  других отраслей промышленности.

  Финансовая  олигархия

  Предвоенный промышленный подъем стал важным этапом складывания финансового капитала в стране. Происходят изменения в системе финансирования промышленности. Государство поощряет кредитование промышленности российскими банками. Сумма вкладов в кредитной системе составила к 1913 г. 4,7 млрд. руб., что позволяло удовлетворить потребности в кредите за счет внутреннего рынка. В то же время в стране набирают силу финансовые группировки, которые стремятся выйти из-под контроля государства, более того, использовать его в своих интересах.

  С 1908 по 1913 гг. число банков в России возросло вдвое и составило 2393, а  их ресурсы — 7 млрд. руб. Крупнейшими  учреждениями кредитной системы  были Государственный банк и акционерные коммерческие банки, которые к 1914 г. сосредоточили 70% всех вкладов и текущих счетов. Инвестирование Государственным банком промышленных предприятий не всегда было коммерческой операцией, приносящей прибыль. Часто он выделял ссуды предприятиям и акционерным коммерческим банкам, испытывающим трудности. В годы промышленного подъема 1909—1913 гг. Государственный банк расширил кредитование товарооборота, хлебной торговли. Подчинявшийся Министерству финансов Государственный банк являлся орудием политики государства и способствовал складыванию тенденций государственно-монополистического капитализма.

Информация о работе История экономики