Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 13:10, реферат
Ингуши – народ с древней и богатой историей. Ингушский народ является коренным на Кавказе. На этой земле ингуши живут с самой глубокой древности. Однако ингушский народ, пожалуй, единственный в бывшем СССР, который не имеет своей научно обоснованной истории. Цель работы – выяснить историю ингушского народа с древнейших времен и до наших дней. В задачу реферата входят определение истории ингушского народа на разных исторических этапах, а также культуры, как материальной, так и духовной. Актуальность темы очевидна, ведь ингушский народ широко представлен в Краснодарском крае, а проблема Кавказа до сих пор стоит очень остро.
Введение……………………………………………………………………………………………………………………………………….…..3
1 Протоингушские племена с древнейших времен до I в. н. э………………….…………………………………..4
2 Ингуши в I – ХV вв. …………………...…………………………………………………………………………………………………….6
3 Ингушетия в XV-XVIII вв. …………………………………………………………………………......................................9
4 Ингушетия с XIX в. – до наших времен………………………………………………………………………………………….11
5 Культура ингушского народа………………………………………………………………………………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………………………….15
Ссылки…………………………………………………………………………………………………………………………………………………16
Список использованной литературы……………………………………………………………………………………………….17
После поражения в 1380 г. Мамай был убит, и власть в Золотой Орде при поддержке среднеазиатского правителя Тимура, получившего из-за хромоты прозвище Хромой, захватил энергичный хан Тохтамыш. Успехи Тохтамыша вскоре привели к столкновению между ним и его бывшим союзником Тимуром, который не желал укрепления Золотой Орды. «Завоеватель Вселенной» Тимур Хромой совершил несколько завоевательных походов на Северный Кавказ.
После опустошительных монгольских походов XIII в. часть алан (ингушей) все еще продолжала жить на равнине под властью Золотой Орды. Нашествие полчищ Тимура в конце XIV в. привело к полному их переселению в горы. Монголы предпринимали несколько попыток проникнуть в горную часть, но были отбиты. Тимур совершил несколько жестоких карательных экспедиций, приведших почти к полному физическому уничтожению укрывавшихся в горах ингушей. Резко сократилась численность народа. В результате завоевательных походов монголов и полчищ Тимура Хромого намного сократилась территория расселения ингушей. Огромный ущерб был нанесен экономике, разрушен весь хозяйственный уклад. Земледелие и ремесло пришли в упадок. Равнинные земледельческие районы были превращены в кочевья различных народов. В социально-экономическом, политическом, культурном отношении ингуши были отброшены на сотни лет назад.
Ингушетия в XV-XVIII вв.
К XV в. территория расселения ингушей сократилась до предела. Также сократилась и численность населения. А в конце XV - начале XVI вв. ингуши вновь спускаются с гор. В 1562 г. завоевательный поход против ингушей, живущих на равнине, предпринял кабардинский князь Темрюк Идарович. Русский царь Иван IV Грозный, женатый на дочери Темрюка Марии, прислал ему на помощь 1000 казаков под командованием Григория Плещеева. В результате объединенного кабардино-ногайско-казацкого похода на равнине было разгромлено, судя по русским летописям, 164 населенных пункта. И ингуши вновь ушли в горы. На их бывшей территории расселились кабардинцы. Ингуши во второй половине XVI-XVII вв. закрепились в горах. Происходило складывание в Горной Ингушетии территориальных единиц — шахаров. В легендах говорится о 12 шахарах. В более поздние времена их было меньше. Шахары включали несколько населенных пунктов. Управляли ими советы старейшин. Материальная культура в этот период едина на горной полосе от Чечни до Осетии, что свидетельствует об общей этнической принадлежности жителей этого региона. В XVI-XVII вв. поселения ингушей находили, как и ранее, в горах к востоку и западу от верхнего течения Терека. Грузинские, дагестанские и русские источники этого времени содержат сведения об ингушах. Название одной из ингушских экстерриториальных групп, впоследствии ставшее самоназванием всего народа, гIалгIай, отражено в грузинских источниках как глигви, а в русских как калки, калканцы. Также в грузинских источниках ингуши именуются кистами. Из-за низкого уровня развития производства распространенным явлением стали набеги за добычей на равнины, имевшие хозяйственное значение. Нападениям также подвергались люди, проходившие через перевалы. Из документов известно о нападениях ингушей на русские посольства, направлявшиеся в конце XVI и в XVII вв. в Грузию через Дарьяльское ущелье. К этому периоду относится массовое строительство в Горной Ингушетии жилых каменных башен. Исследователи выделяют три типа башен: жилые, полубоевые и боевые. Обычным оружием ингушей, в позднем средневековье были кинжал и сабля. Продолжали использоваться дротики, луки и стрелы, копья, пращи, луки для метания камней, боевые топоры. Как защитное вооружение использовали панцири, кольчуги, шлемы, щиты. В XVI в. в Ингушетии стало распространяться огнестрельное оружие: кремневые ружья и пистолеты.Легенды донесли имена многих общественных деятелей и военных вождей средневековой Ингушетии. Согласно народным преданиям, ингуши попытались избрать князя, созвав на Совет Страны у храма Тхаба-Ерды уважаемых в народе людей. Газд, согласно легенде, пришел на Совет, одетый в белую черкеску, которая вместо серебряного пояса была обвязана веревкой. Когда у него спросили, почему он обвязал черкеску веревкой, Газд ответил, что князь будет идти ингушскому народу так же, как эта веревка идет к белой черкеске. В результате Совет Страны решил, что у ингушей никогда не будет князя. Данная легенда интересна и тем, что в ней приводится попытка создания государственности ингушей с единым правителем.По релегиозным воззрениям ингуши были язычниками, а верховным богом почитался бог Дяла, создавший мир из хаоса и всё живое. Вторым по значению богом у ингушей почитался Села - бог грома и молнии, а также справедливости. Одной из самых почитаемых богинь была богиня плодородия Тушоли - дочь Дялы. Могущественными считались боги Алла и Белла, живущие в пещерах, перекликаясь между собой, они предсказывали людям судьбу. Очень почитался ингушами бог солнца Гела. Хозяином мира мертвых у ингушей считался бог Элда. Также богом мира мертвых почитался более древний, чем Элда, бог Эштр. Ингуши почитали и множество других богов, которым посвящались храмы и святилища, им приносили жертвы и обращались к ним за помощью во всех жизненных ситуациях. Ингуши почитали также различных духов.
С конца XVII в. начинается процесс возвращения ингушей на равнину. Это переселение не было массовым. Вне гор господствовали кабардинские князья, и у ингушей в этот период еще не было сил, чтобы противостоять им. В верховьях реки Камбилеевки, по свидетельству грузинского географа на территории современного Пригородного района уже с конца XVII в. существовал аул Ангушт (Онгуште), по названию которого народ и получил позднее русское название «ингуши». В окрестностях Ангушта находились еще более мелкие хутора ингушей.В XVIII в. переселение на равнину принимает более массовый и организованный характер. Во время переселения на равнину ингуши вели тяжелую борьбу с кабардинскими князьями, которые претендовали на эти земли. Часто при переселении на новое место ингуши арендовали земли у кабардинцев за определенную плату, которую многие исследователи выдавали в дальнейшем за дань, выплачиваемую ингушами кабардинским князьям. После того как ингуши обосновывались на новом месте к ним подселялись новые группы ингушей с гор. Они отказывались платить за аренду, что зачастую приводило к вооруженным столкновениям с кабардинцами. В середине XVIII в. происходило продвижение к Назрани.
С XVIII в. начинается более чем двухсотлетний период присоединения Кавказа. В 1589 г. ингуши впервые принесли присягу на верность России. Присягу принес старшина с. Ларе Султан-мурза. С 1756 г. устанавливаются связи непосредственно между ингушами и российской администрацией. В 1758 г. делегация ингушей из 9 человек явилась к коменданту Кизляра Фрауендорфу и принесла присягу на верность России. В 1762 г. в Кизляр прибыло ингушское посольство с целью добиться принятия ингушей в подданство России. В том же году императрица России Екатерина I издала указ о праве переселения ингушей с гор на равнину.И в марте 1770 г. 24 представителя ингушей в местечке вблизи Ангушта подписали присягу о принятии ингушами российского подданства. Ингуши присягнули на верность России, а Россия в свою очередь брала на себя обязательства обеспечить им внешнюю безопасность и содействовать их переселению на равнины.В 1771 г. принесли присягу на верность России восточные ингуши (орстхойцы) и еще четыре ингушских старшины принесли присягу на верность Российскому престолу.Однако, несмотря на неоднократные присяги и договоры о вхождении того или иного народа в состав России, до конца Кавказской войны все эти народы оставались вне сферы влияния российской администрации.В 1784 году при ингушской деревне Заур была основана крепость Владикавказ.
Ингушетия с XIX в. до наших времен
В начале XIX в. происходит массовое переселение ингушей в Назрановскую долину. Но все же в дальнейшем переселение ингушей привело к столкновению с отрядом горцев, состоявшим из чеченцев, представителей различных горских народов Дагестана, кумыков. Одно из нападений чеченцев состоялось 5 июня 1810 г. ,и именно тогда поселение Назрань впервые упоминается в официальном документе. Ингуши опасаясь нового нападения, руководители назрановцев обратились к военной администрации Владикавказской крепости с просьбой о помощи. Вооруженная помощь назрановским ингушам была оказана русскими военными властями с условием принятия ими российского подданства. 22 августа 1810 г. во Владикавказе представители шести родов, проживавших в Назрани, подписали акт о вступлении в российское подданство. После подписания акта о принятии российского подданства назрановскими ингушами военная администрация решила построить у Назрани крепость. Она была построена осенью 1810г. В начале XIX в. более активно стали привлекаться на военную службу ингуши. Ингушские воинские образования участвовали почти во всех внешних войнах России.
В 1817 началась Кавказская война. Многие ингуши участвовали за российскую сторону в войне на территории Чечни и Дагестана. Но разорены были ингушские аулы, жители которых оказали русским войскам сопротивление. Наиболее крупным событием Кавказской войны в Ингушетии явилось Назрановское восстание мая-июля 1858 г., известное как «Назрановское возмущение». Ингуши, переселявшиеся в начале XIX века на равнины, селились мелкими хуторами по нескольку семейств, обычно находящихся в близком родстве. В конце 50-х гг. военными властями было принято решение создать на равнинах крупные населенные пункты путем уничтожения мелких хуторов и переселения их жителей в места, отведенные для создания крупных селений, в чем и заключалась главнейшая причина восстания. В июле 1858 г. имам Шамиль дважды пытался прорваться на помощь восставшим, но потерпел поражение. Восстание было подавлено. Военное русское командование сурово наказало восставших. Назрановское восстание имело для ингушей трагические последствия. Но, возможно, что именно это восстание спасло их от еще более трагических событий, т.к. в 1858 г. русский военной администрацией был разработан проект переселения ингушей на Дон, но оно заставило русское правительство отказаться от этого плана. После подавления восстания военная администрация приступила к осуществлению плана уничтожения мелких хуторов и создания крупных населенных пунктов. Вскоре началось масштабное основание Казачьих станиц по всему периметру Ингушетии. Ингуши оказались в экономической зависимости от казаков, запертыми в горах и обреченными на тяжелое нищенское существование. Казачьим станицам были переданы плодородные земли, и в последующие десятилетия, вплоть до революции 1917 г. и гражданской войны, земельный вопрос являлся для Ингушетии наиболее актуальным. В мае 1888 г. по просьбе грузинских князей были выселены ингуши из некоторых сёл. Часть выселенных ушла в горы, другие получили земельные наделы на равнинах. Некоторые эмигрировали в Турцию. В целом за период с 1858 по 1865 гг. с Северного Кавказа переселилось (по официальным данным) более полумиллиона горцев, в основном представителей адыгских народов (около 470 тыс. человек). Однако многие переселенцы пытались вернуться на Кавказ, обращались с прошениями к властям. Александр II на одно из таких прошений наложил вето. Лишь единицам удалось нелегально приехать на родину. Но и здесь им зачастую приходилось скрываться, так как их вновь выселяли в Турцию.
В XIX в. произошло принятие основной массой ингушей ислама. Первые сведения о том, что среди ингушей имеются мусульмане, относятся к концу XVII в. По всей вероятности, ислам проник к ингушам со стороны Кабарды. В конце XVIII — начале XIX вв. ислам начинает проникать к ингушам со стороны Дагестана и Чечни. Ислам принимали отдельные жители равнинной части Ингушетии. Горцы до середины XIX в. в основной своей массе оставались язычниками. Массовое обращение ингушей в ислам связано с деятельностью проповедника Кунта-Хаджи. Кунта-Хаджи проповедовал среди чеченцев и ингушей ислам в форме кадырийского тариката суфизма. Суфизм - это мистико-аскетическое течение в исламе, возникшее в арабских странах в начале IX в. Его возникновение было вязано с реакцией части духовенства и низов общества Арабского халифата, ревностных поборников ислама, на извращение исламской идеи власть имущими. Основатели суфизма требовали от своих приверженцев строго подражать образу жизни пророка Мухаммеда, аскетической жизни, отчужденности от всего, что считалось запретным. Учение суфизма основывалось на том постулате, что истину или знание о Боге можно постигнуть только интуицией и любовью. После падения Шамиля в 1859 г. основной массой ингушского народа был принят ислам. Однако некоторые ингуши (особенно в горах) еще долгое время продолжали поклоняться древним языческим богам.
В 1875 г. была проложена железная дорога от Ростова до Владикавказа. К 1894 г. было закончено строительство железной дороги от Беслана до Грозного, которая прошла через Назрань. 1 мая 1893 г. был открыт вокзал в Назрани. В 1918 г. было провозглашено создание независимого государства горцев Северного Кавказа. В 1921-1924 г. Ингушетия входила в состав Горской АССР. В 1924 г., в связи с распадом Горской АССР, была образована Ингушская Автономная Область с административным центром в г. Владикавказе. А в начале 1934 г., без учета мнения народа, Ингушетия была объединена с Чечней в Чечено-Ингушскую Автономную Область (с 1936 г.- Чечено-Ингушская Автономная Советская Социалистическая Республика). В 1944 г. Чечено-Ингушская АССР была ликвидирована, территория Ингушетии была разделена между Осетией, вновь созданной Грозненской областью и Грузией. Но особенный ущерб ингушскому народу нанесла их депортация в Казахстан и Среднюю Азию в 1944 - 1957 годах. В 1957 г. Чечено-Ингушская АССР была частично восстановлена. А ингуши по возвращению стали выступать за возвращение отторгнутых территорий, за создание собственной государственности. После начала перестройки в СССР у ингушей проснулась надежда на восстановление справедливости в отношении их народа. В мае 1991 г. Чечено-Ингушская АССР была переименована в Чечено-Ингушскую Республику. Осенью 1991 г. Верховным Советом РФ был принят Закон РФ «О реабилитации репрессированных народов», 4 июня 1992 г. принят Закон «Об образовании Ингушской Республики в составе РФ». В 1993 г. первым Президентом Ингушетии был избран Руслан Аушев, избран парламент, сформировано правительство. С 1993 по 2001 были заложены основы государственности Ингушетии, сформированы государственные структуры, начато строительство новой столицы Республики - г. Магас, построено множество объектов бытового и социально-экономического назначения. В апреле 2002 г. Президентом Ингушетии избран Мурат Зязиков. По данным Переписи населения 2002 года численность ингушей, проживающих на территории России, составляет 412 тысяч человек. Параллельно с налаживанием нормальной жизни внутри республики активизируется и внешнеполитическая деятельность. Договоры и соглашения о социально-экономическом, культурном и техническом сотрудничестве заключены с 36 субъектами Российской Федерации и стран СНГ. Строительство молодой ингушской государственности опирается на многовековое наследие ингушского народа, его богатую материальную и духовную культуру, известные героические страницы его истории и реалии сегодняшнего дня. 31 октября 2008 года по представлению Президента Российской Федерации Д.А.Медведева Народным Собранием Республики Ингушетия Евкуров Юнус-Бек Баматгиреевич был наделен полномочиями Президента Республики Ингушетия.
Культура Ингушетии
В древности ингуши были великолепными строителями. Их башенные постройки являлись образцами народного зодчества. Ювелирное производство ингушей в середине века характеризуется высоким уровнем развития. Были распространены серповидные восьмилопастные подвески из серебра, близкие типологически височным кольцам вятичей. Они служили для широкой меновой торговли. Гончарное ремесло характеризуется разнообразием (сосуды для хранения зерна, кувшины, чашки, часто украшенные волнистым орнаментом и др.). О ранних истоках кузнечного производства у вайнахов свидетельствуют различные источники. Массово изготовлялись ножницы для стрижки овец, ножи для бытовых нужд – кресала, архаичные очажные цепи, котлы, серпы и другие хозяйственные предметы. Деревообработка играла заметную роль в быту вайнахов (чашки, ложки, ковши, вазы, т.д.). Обработка камня также входила в сферу производственной деятельности ингушей. В средневековой Ингушетии получило распространение кожевенное ремесло. Обработка кожи была распространена повсеместно. С конца XIX в. усилилось проникновение в край фабричной обуви. Верховая езда – неотъемлимая часть культуры.
Традиционная одежда ингушей общекавказского типа. Мужская рубаха навыпуск с вертикально разрезанным спереди воротом на пуговицах, перетянутая ремнем , прилегающий к талии бешмет с поясом и кинжалом. Позже получила распространение обще кавказская черкеска с газырями. Теплая одежда – овчинная шуба и бурка. Основной головной убор – папаха конусовидной формы, войлочный шляпы. В 20 гг. XX в. появились фуражки. Повседневная женская одежда удлиненное платье – рубаха с разрезанным воротом на пуговице, широкие штаны, бешмет. Свадебное платье– длинное до земли из шелка, бархата и парчи, шилось по фигуре, рукава узкие до локтя имели продолжение в виде свисающих лопастей, украшалось металлическими застежками в два ряда. На голове – шапочка в форме усеченного конуса с золотым и серебренным шитьем. Повседневные головные уборы – разно размерные платки и шали. В средних веках знатные женщины носили головной убор "кур-харс" в виде изогнутого рога из войлока или кожи. Он был покрыт дорогими тканями и украшен серебряной округлой бляхой, орнаментирован. У современных ингушей городская одежда стала преобладающей. Традиционная пища ингушей - в основном мясо-молочная и растительная.
В фольклоре ингушей заметное место занимает нарт-орстхойский героический эпос. Устное народное творчество: героические, исторические и лирические песни, сказки, сказания и предания, пословицы и поговорки. Народные музыкальные инструменты – трехструнная скрипка с дугообразным смычком, барабан, своеобразная балалайка, позднее распространилась гармоника, на которой играют преимущественно девушки. Излюбленный танец – парная лезгинка. В прикладном искусстве выделяются резьба по камню и изготовление войлочных ковров красных и оранжевых тонов с самобытным орнаментом (оленьи рога, горные растения, астральные фигуры).