История ингушского народа

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 13:10, реферат

Описание работы

Ингуши – народ с древней и богатой историей. Ингушский народ является коренным на Кавказе. На этой земле ингуши живут с самой глубокой древности. Однако ингушский народ, пожалуй, единственный в бывшем СССР, который не имеет своей научно обоснованной истории. Цель работы – выяснить историю ингушского народа с древнейших времен и до наших дней. В задачу реферата входят определение истории ингушского народа на разных исторических этапах, а также культуры, как материальной, так и духовной. Актуальность темы очевидна, ведь ингушский народ широко представлен в Краснодарском крае, а проблема Кавказа до сих пор стоит очень остро.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………………………………….…..3
1 Протоингушские племена с древнейших времен до I в. н. э………………….…………………………………..4
2 Ингуши в I – ХV вв. …………………...…………………………………………………………………………………………………….6
3 Ингушетия в XV-XVIII вв. …………………………………………………………………………......................................9
4 Ингушетия с XIX в. – до наших времен………………………………………………………………………………………….11
5 Культура ингушского народа………………………………………………………………………………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………………………….15
Ссылки…………………………………………………………………………………………………………………………………………………16
Список использованной литературы……………………………………………………………………………………………….17

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 48.79 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

Кубанский государственный университет

Факультет истории, социологии и международных  отношений

 

 

 

 

 

 

Реферат

по  теме: «История ингушского народа»

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 2 курса группы «А»

 Л.В. Пивоварова

 

Проверила:

В.Е. Бороденко

 

 

 

 

 

 

 

Краснодар 2009

 

Содержание

 Введение……………………………………………………………………………………………………………………………………….…..3

1 Протоингушские племена с древнейших времен до I в. н. э………………….…………………………………..4

2 Ингуши в I – ХV вв. …………………...…………………………………………………………………………………………………….6

3 Ингушетия в XV-XVIII вв. …………………………………………………………………………......................................9

4 Ингушетия с XIX в. – до наших времен………………………………………………………………………………………….11

5 Культура  ингушского народа………………………………………………………………………………………………………….13

 Заключение……………………………………………………………………………………………………………………………………….15

 Ссылки…………………………………………………………………………………………………………………………………………………16

 Список  использованной литературы……………………………………………………………………………………………….17

 

 

Введение

Ингуши –  народ с древней и богатой  историей. Ингушский народ является коренным на Кавказе. На этой земле ингуши живут с самой глубокой древности. Однако ингушский народ, пожалуй, единственный в бывшем СССР, который не имеет своей научно обоснованной истории. Цель работы – выяснить историю ингушского народа с древнейших времен и до наших дней. В задачу реферата входят определение истории ингушского народа на разных исторических этапах, а также культуры, как материальной, так и духовной. Актуальность темы очевидна, ведь ингушский народ широко представлен в Краснодарском крае, а проблема Кавказа до сих пор стоит очень остро. История имеет первостепенное значение для представителей любой национальности. Может быть, лучше узнав ее, можно будет лучше понять и представителей ингушской нации, многие из которых являют собой очень интересных носителей своей культуры и обычаев. Объектом темы является ингушский этнос, а предметом – их история и культура. Хронологическими рамками является время от появления человека на земле, т.е. около 2,5 миллионов лет назад до современности. Данная проблема изучена достаточно слабо. И ею занимались в основном или сами ингушские учёные, либо очень немногие кавказоведы. Исса Кодзоев является одним из крупнейших современных специалистов по истории Ингушетии. Ахмет Мальсагов, также являясь ингушом по национальности, внес немалый вклад в развитие исторической и генеалогической науки. Являясь кандидатом технических наук, он начал заниматься вопросами истории и генеалогии Ингушетии. Эта тема его увлекла еще и потому, что он осознавал наличие очень скудного материала, а в некоторых случаях вообще отсутствие работ по формированию памяти об ингушах, например, участвовавших в различных российских войнах. Таким образом, накопленная литература разрешает нам провести разбор истории ингушского народа.

 

                            Протоингушские племена с древнейших времен до I в. н. э

Начальная эпоха  истории человечества получила научное  название каменный век. Каменный век  подразделяют на палеолит, мезолит  и неолит.

Палеолит. Палеолит охватывает время от появления человека на земле (около 2,5 миллионов лет  назад) до начала современной геологической  истории (до 10 тысячелетия до н. э.). В свою очередь палеолит делят на несколько эпох, соответствующих этапам развития человека и его материальной культуры. Это олдувайская,  ашельская (400-80 тыс. лет до н. э.), мустьерская (80-35 тыс. лет до н. э.) и верхнепалеолитическая (35-10 тыс. лет до н. э.). Кавказ является одним из древнейших мест обитания человека. На территории Кавказа найдено значительное количество стоянок первобытных людей эпохи палеолита, а также остатки окаменевших костей различных животных: мамонтов, носорогов, пещерных медведей, бизонов, оленей и др. Имеются такие находки и на территории Ингушетии. В Ингушском государственном музее краеведения хранятся зубы мамонтов, найденные на территории Сунженского района. На водоразделе между реками Сунжей и Назранкой на территории Гамурзиевского муниципального округа города Назрань обнаружены ранние памятники эпохи мустье, изготовленные из камней местных пород. Эти находки свидетельствуют о широком расселении людей на территории Северного Кавказа, в том числе и на территории Ингушетии.

Мезолит. Для  Северного Кавказа это 10-6 тыс. лет  до н. э. В эту эпоху произошли заметные изменения в образе жизни людей и в характере их материальной культуры. Возможно, что уже в этот период начали применяться луки и стрелы, охота и собирательство стали более интенсивными. Для этого периода характерны мелкие орудия из кремния - микролиты, которые вбивались в основу из дерева или кости и служили ножами, скреблами для обработки кож, дротиками. Чаще всего микролиты использовались как наконечники для стрел. Подобные орудия часто встречаются на территории Ингушетии. В целом же мезолит на территории Ингушетии почти не изучен.

Неолит. Эпоха  неолита на Северном Кавказе датируется 6-4 тысячелетиями до н. э. Неолитическая революция заключалась в переходе от присваивающего хозяйства к производящему. Жизнь человека изменилась, когда он научился производить пищу - сеять хлеб, обеспечивавший пищей круглый год, и разводить скот, дававший молоко, мясо, шкуры, шерсть. Переход к производящему типу хозяйствования привел не только к усовершенствованию орудий труда, но и к появлению посуды что позволило лучше готовить и хранить пищу. Повышение уровня жизни людей способствовало и увеличению их численности. Были усовершенствованы орудия труда и охоты - люди научились шлифовать камень, сверлить отверстия в каменных орудиях. На территории Ингушетии неолитические поселения зафиксированы у с. Али-Юрт и на территории строительства города Магас. Обнаружены также очень интересные заготовки каменных неолитических клиновидных топоров на Терском хребте у станицы Вознесеновской Малгобекского района Ингушетии, датируемые 5 тысячелетием до н. э. Люди стали обустраивать жильё. У них появились постоянные дома из глины и камня, а затем и из сырцового кирпича. Обработка кости, шкур и кожи также занимала немаловажное место в хозяйстве неолитических племен.

Предками  нахтских народов, в том числе и ингушского, большинство ученых считают представителей кобанской культуры. Она возникла на основе северокавказской культуры. Наименование «кобанская» эта культура получила от названия аула Верхний Кобан в Тагаурском ущелье в современной Северной Осетии, где в 1869 г. был обнаружен могильник с многочисленными и своеобразными предметами из бронзы. Позже предметы кобанской культуры были обнаружены на обширной территории Северного Кавказа и высокогорной части Закавказья. На западе граница кобанской культуры проходит по междуречью Большого Зеленчука и Урупа. На востоке памятники этой культуры фиксируются до Андийского хребта. На севере Кавказского хребта кобанская культура занимала территорию до современной Ставропольской возвышенности. На юге она была распространена в высокогорной части современной Грузии. На Северном Кавказе хронологические рамки кобанской культуры определяются XII-IV веками до н. э. Ученые делят весь период существования кобанской культуры на два больших этапа - раннекобанский (классический) этап, завершающийся в VII веке до н. э., и позднекобанский этап, оканчивающийся в IV веке до н. э. Поселения кобанцев располагались на предгорных, естественно укрепленных возвышенностях или по долинам рек на высоких плато и на отдельно стоящих возвышенностях. В горных ущельях поселения располагались на уплощенных отрогах гор. Форма жилых домов в основном была прямоугольной и лишь иногда овальной. Только культовые постройки имели форму пятиугольника. Дома обычно состояли из двух частей: жилой и хозяйственной. Стены и пол тщательно обмазывались глиной. Внутри домов сооружали глинобитные очаги. Основными отраслями хозяйственной деятельности кобанских племен были скотоводство и земледелие. Охота уже была подсобным промыслом. Занимались кобанцы различными ремеслами: гончарным делом, металлургией и металлообработкой, ткачеством. С конца X в. до н. э. кобанские племена начали осваивать железо. Многие геометрические фигуры, изображения животных в кобанском орнаменте - это символы, изображающие солнце и другие небесные тела, которые занимали большое место в религиозных воззрениях не только кобанцев, но и, собственно, ингушей с глубокой древности до нового времени, когда был принят ислам. В мировоззрении далеких предков ингушей солнцу всегда принадлежала особая роль.

 В 70-х  гг. VII в. до н. э. скифы совершили  ряд походов через Кавказ в Переднюю Азию.Скифы и сарматы вступили в военное противоборство с кобанцами, что привело к гибели ряда кобанских поселений. Часть местных жителей была вовлечена в скифские походы. Военно-политическая активность скифов длилась до начала VI в. до н. э. За это время часть скифов, осевшая на равнинах среди кобанского населения, в скором времени была ассимилирована и растворилась в кобанской среде. С конца IV тыс. до н.э. далекие предки ингушей начинают несколькими волнами переселяться в Закавказье и Переднюю Азию. Это привело к складыванию в Передней Азии хурритской цивилизации. В начале II в. до н. э. в результате военного вторжения на Северный Кавказ селевкидского царя Антиоха III политический союз кобанских племен был разгромлен.В результате чего перестают употреблять общекобанские наименования и в дальнейшем (в I в. до н. э.- I в. н. э.) потомки кобанцев известны в источниках под названиями отдельных родоплеменных групп.

По имеющимся  письменным источникам и археологическим  данным, ингушские племена с I тыс. до н. э. прочно обосновываются в горах Центрального Кавказа и на равнинах Предкавказья (как и на территории современной Ингушетии). Их расселение на плоскости было временно прервано в XIII в., в период монголо-татарского нашествия.

 

 

Ингуши в  I – ХV вв.

С начала I тыс. н.э. на все праингушские племена Северного Кавказа распространяется этноним аланы. В первых веках нашей эры (в 72-74 и 135-136 гг.) аланы совершали военные походы в Закавказье, разоряя Армению, Иберию, Атропатену, Парфию. Они доходили до Каппадокии и Малой Азии, выступая попеременно на стороне тех или иных политических сил.

Уже во II в. в источниках упоминается Алания как территория алан. Алания в это время включала в себя территорию от равнины Прикубанья вплоть до Северо-Восточного Кавказа. В общественном строе сложившегося аланского союза в это время сохраняются черты военной демократии. Свободные члены общины избирали военных вождей по признакам военных талантов и заслуг.

В 70-х гг. IV в. Северный Кавказ подвергается нашествию  орд кочевников - гуннов, вышедших из Центральной Азии. В 372 г. гунны напали на алан, проживавших в Приазовье  на Нижнем Дону. Аланы были разбиты  и по условию мирного договора присоединены к гуннам. Другая часть  гуннов обрушилась на Северный Кавказ. Здесь они двигались с востока  на запад, производя страшные разрушения. Через Крым гунны вошли в междуречье Дона и Днепра и на территории Северного  Причерноморья соединились с  основной массой гуннов. Затем они  напали на обитавшие западнее германские племена остготов и вестготов, которые  вынуждены были отступить на запад. Преследуя их, в 376 г. гунны вместе с аланами появились на восточной  границе Римской империи.  Гуннское нашествие имело тяжелые последствия для аланских племен и для всего Северного Кавказа. В результате вновь было приостановлено складывание государственности, разрушено большое число поселений, истреблено множество людей, подорвано хозяйство. В результате нашествия изменилась политическая и этническая карта Северного Кавказа. В степных районах не осталось аланского населения. Часть алан, живших здесь ранее, была уничтожена, часть - увлечена в походы в Западную Европу, а оставшиеся продвинулись на юг, ближе к горам. Плотность населения в предгорной части и в горах резко увеличилась.

В VI в. в степях Предкавказья появляются авары, которые подчинив болгар, создали Аварский каганат. Затем авары ушли на запад, а на смену им пришли тюрки, создавшие в том же VI в. крупное объединение тюркских племен - Тюркский каганат. После его распада (к середине VII в.) на территории Нижнего Поволжья и восточной части Северного Кавказа сложилось сильное государственное объединение - Хазарский каганат. Вскоре после его возникновение аланы попали в политическую зависимость от хазар, хотя и сохранили свою территориальную целостность. В середине VII в. начинаются длительные арабо-хазарские войны, в которых активно участвовали и аланы. В 721-722 гг. имели место столкновения между аланами и хазарами. Аланы, воспользовавшись тяжелой войной, которую вели хазары с арабами, предприняли попытку освободиться от хазарской зависимости. Но хазары разбили алан. В 730 г. огромное войско хазар, в составе которого были и аланы нанесли арабам сокрушительное поражение. В ответ на это вторжение в 735 и 737 гг. арабы предприняли два крупных похода против алан и хазар. Последним актом войны древнеингушских племен с арабами можно считать разгром 120-тысячной армии арабов зимой 853 г. Арабо-хазарские войны привели к ослаблению Хазарского каганата. К концу IX в. в результате ослабления Хазарии аланы смогли вернуть политическую независимость.

В конце IX - начале X вв. развернулась борьба между Византией  и Хазарией за влияние на Аланию. Византийцы начинают миссионерскую  деятельность среди алан, стараясь обратить их в христианство и тем  самым укрепить свой союз. Византийцам  удалось распространить христианство среди части западных алан. Затем аланы под давлением хазар отреклись от христианства и изгнали византийских священников. После падения Хазарского каганата аланы на некоторое время овладели степью за рекой Терек. Но уже в середине XI в. в степях появляются половцы (кипчаки), и вновь аланы были оттеснены за Терек, который стал рубежом между половцами и аланами.

В начале X в. политическое значение Аланского государства на международной арене резко возросло. Формирование Аланского государственного образования со столицей в Магасе, который контролировал очень важные участки Великого шелкового пути, относится к X – XI векам. Основным населением Аланского государства являлись как кочевники-аланы, так и северокавказцы, в числе которых были и ингуши. В это же время отмечены попытки миссионеров из Грузии привить ингушам христианство. Однако процесс христианизации не пошел дальше отдельных эпизодов и со временем вовсе исчез. Наоборот, укрепилось язычество. Христианство не стало общеаланской религией. Оно было больше распространено в Западной Алании. Вместе с тем непродолжительный христианский период духовного развития ингушей оставил после себя несколько христианских храмов, в той или иной степени сохранившихся в горной части Ингушетии.  XI в.- период наибольшего расцвета Аланского государства. В 1032, 1033, 1062 и 1065 гг. аланы совершали грабительские походы в Закавказье. В XII в. наблюдается ослабление Алании. Но аланы еще были довольно сильны и продолжали поддерживать связи с византийцами и грузинами. Согласно источникам, в первой половине XIII в. Алания была раздробленной, раздираемой междоусобицами. Государство ослабло, центральная власть перестала функционировать, рухнули экономические связи между различными частями Алании, в стране наблюдается хаос, который облегчил монголам в первой половине XIII в. завоевание Алании.

В начале XIII в. в Центральной Азии произошли события, сыгравшие в дальнейшем огромную роль в истории многих народов и государств мира - образовалось Монгольское государство под властью Темуччина, получившего имя Чингисхан - «Великий хан». Монголы в 1222 г. вторглись на Северный Кавказ. Здесь происходили сражения с аланами и половцами, которые потерпели поражения раз за разом. Осенью 1238 г. монголы двинулись на Аланию. Главным событием этого похода была осада и взятие монголами столицы алан – Магаса, который весной 1239 г. был почти полностью разрушен.  В результате похода 1238-1239 гг. монголами была завоевана равнинная часть Алании. Города и селения были разрушены. Многие уцелевшие аланы бежали в горы и продолжали борьбу против завоевателей. Северный Кавказ был включен в Улус Джучи, или Золотую Орду - одно из монгольских государств, образовавшихся в результате монгольских завоеваний. Для алан завоевательные походы монголов обернулись катастрофой. Монгольское нашествие перекроило всю политическую и этническую карту Северного Кавказа. В результате монгольского завоевания Аланское государство было уничтожено. Во много раз сократилась численность алан и их территория. Была полностью разрушена экономика. Аланы-ингуши оказались запертыми в горах. Они были отброшены в историческом развитии на несколько веков назад. В середине XIV в. в Золотой Орде начинаются смуты и междоусобицы, приведшие к ее распаду.

Информация о работе История ингушского народа