История государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 13:06, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - проанализировать становление и развитие института президентства, рассмотреть компетенцию Президента Российской Федерации.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
раскрыть понятие института президентуры;
описать возникновение института президентства в Российской Федерации;

Работа содержит 1 файл

Готовая работа Даши.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

§4. Иные полномочия Президента РФ.

Полномочия в области безопасности и обороны страны представляёт собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Соответственно к основным объектам безопасности относятся права и свободы личности, материальные и духовные ценности общества, среда обитания, конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность государства. Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Как глава государства Президент осуществляет ряд важных полномочий в этой сфере. Согласно пункт «е» статья 83 Конституции, он формирует и возглавляет Совет Безопасности. К компетенции Президента относится утверждение военной доктрины России, которая является частью общей концепции безопасности. По Конституции Президент назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации, присваивает высшие воинские звания. В соответствии с общей международной практикой Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной ее угрозы глава государства вводит на территории России или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной думе (статья 87, часть 2, Конституции). Режим военного положения должен быть определен федеральным конституционным законом.Угроза безопасности России может возникнуть не только в связи с военной агрессией, но и в силу ряда внутренних причин: экологические катастрофы, природные (стихийные) бедствия, массовые беспорядки и др. В этих случаях, согласно статья 88 Конституции, Президент при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной думе. Полномочия в области внешней политики и международных отношений. Полномочия Президента в сфере внешней политики сконцентрировать главным образом в статья 86 Конституции. В качестве руководителя внешней политикой России Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации (пункт «б» статья 86 Конституции). Действующая Конституция прямо не дает ответа на вопрос том, какая из палат Федерального Собрания и в каком порядке ратифицирует международные договоры и соглашения, подписываемые Президентом. Вместе с тем положение «в» статья 86 о том, что Президент «подписывает ратификационные грамоты», косвенным образом свидетельствует о признании самой процедуры ратификации парламентом международных договоров и соглашений России.

Согласно Конституции, Президент принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей. Верительная грамота свидетельствуют о том, что данное лицо назначено полномочным представителем соответствующего иностранного государства. Отзывная грамота удостоверяет факт прекращения полномочий представителя иностранного государства в связи с окончанием его миссии и вручается перед его отбытием из России [1, стр.382].

Наряду с перечисленными полномочиями Конституция относит к компетенции главы государства и ряд других полномочий.

Важнейшее из них — решение вопросов гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища.

Конституцией РФ на Президента возложены полномочия по решению вопросов гражданства РФ, но в Конституции не конкретизируется, какие конкретно вопросы гражданства решаются Президентом России. На основании пункт «б» статья 89 Конституции Президент награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации. В настоящее время перечень государственных наград России определен Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 года «О государственных наградах Российской Федерации». Единый перечень почетных званий Российской Федерации законом не установлен, действуют самостоятельные положения о каждом из них. Высшие специальные знания, например классные чины для работников судебной системы, прокуратуры, органов юстиции, устанавливаются соответствующими законами и подзаконными актами.

Президент Российской Федерации осуществляет помилование (пункт «в», «а» статьи 89 Конституции). В законодательстве России отсутствует специальный нормативный правовой акт, регламентирующий порядок реализации соответствующей нормы, однако сложилась весьма устойчивая практика применения помилования. Актом помилования является решение главы государства о смягчении наказания или полном освобождении от наказания лиц, обратившихся к нему с соответствующим ходатайством. Решения о помиловании принимаются только по тем лицам, в отношении которых вынесенный судом обвинительный приговор вступил в законную силу.

К компетенциям Президента относится решение о назначении референдума (пункт «в» статья 84 Конституции). Референдум может быть способом законотворчества, средством принятия прямым народным голосованием законопроектов. И в этом смысле он может рассматриваться как форма участия Президента в законодательной деятельности.

Возможность Президента обратиться к народу для решения наиболее важных государственных дел наряду с его выборами свидетельствует о производности от народного суверенитета не только законодательной, но и Исполнительной власти.

Президент РФ обладает не только властными полномочиями, но и имеет достаточно эффективную организационную структуру управления и контроля над государственным аппаратом и социально-политическими отношениями в стране.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Президент РФ - это влиятельная, активная политическая сила, которая может и оказывает значительное воздействие на всю систему государственной власти, на внутреннюю и внешнюю политику страны.

Президент Российской Федерации стремится упрочить свой правовой статус, усилить свое влияние как главного участника политической жизни страны. Конструктивными здесь могут быть достижения сбалансированной компетенции и реальных полномочий, налаживание динамического равновесия всех институтов власти.

Объективно выдвигается вопрос создания и обеспечения аналитической и прогностической работы относительно роста эффективности института президентской власти в государстве. Необходим не разовый порыв, а размеренная поступь, цивилизованный подход к сложным проблемам государственного строительства. Последний состоит в том, чтобы позитивные перемены протекали эволюционно, с соответствующей коррекцией и без потрясений.

Жесткая и в то же время гибкая политика Президента, подбор для осуществления этой политики новых кадров в Правительство РФ, невзирая на политические пристрастия и антипатии Думы, позволили исполнительной власти добиться многих позитивных сдвигов в сфере экономики и финансов, внутренней и внешней политике государства, что в свою очередь повысило доверие Запада к Российским реформам и позволило России вступить в «Большую семерку» и «Парижский клуб» - престижные европейские финансовые организации, влиться в большую европейскую и мировую политику на правах равноправного члена с большими потенциальными возможностями, ввести в европейский штаб НАТО своего представителя с правом совещательного голоса и т.д. Сегодня Россия, по мнению многих авторитетных западных политиков, уже включена в мировую экономику. Проблемы у России есть, проблемы остаются и после попыток их решения различными ветвями власти, но только от комплексной согласованной работы всех ветвей власти сегодня, в том числе и от Президента, зависит - станут ли потенциальные возможности некогда великой державы экономическим чудом.

В данной курсовой работе автор попытался сделать анализ становления института Президентства 1991-2000 гг. и в ходе написания приходит к выводам:

В первой главе – введение поста Президента РСФСР стало следствием тех непростых, но в целом весьма прогрессивных, демократических процессов, которые происходили и происходят в российском обществе и в его политической системе с начала 90-х годов. Оно отразило объективный процесс трансформации политической власти из системы партийных органов и организаций, в систему государственных органов и организаций, включая институт Президента.

Во второй главе – Президент по Конституции 1993 года наделен большими полномочиями, является гарантом самой Конституции, прав и свобод граждан. Институт президентства не является обособленной структурой, его нельзя рассматривать отдельно от трех ветвей власти , с которыми он работает в тесном контакте, как с исполнительной, как с законодательной, так и с судебной властями.

Таким образом, автор решил в данной курсовой все поставленные цели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 



Информация о работе История государственного управления