Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 13:06, курсовая работа
Цель курсовой работы - проанализировать становление и развитие института президентства, рассмотреть компетенцию Президента Российской Федерации.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
раскрыть понятие института президентуры;
описать возникновение института президентства в Российской Федерации;
Первые выборы президента РСФСР (и единственные с таким названием страны) состоялись еще задолго до принятия действующей конституции - 12 июня 1991 года. Они были проведены в соответствии с итогами всероссийского референдума о введении поста президента РСФСР, состоявшегося 17 марта 1991 года (одновременно с всесоюзным референдумом о сохранении СССР).
В отличие от последующих выборов, вместе с президентом РСФСР избирался вице-президент РСФСР. Аналогично системе выборов президента США, кандидатура вице-президента выставлялась вместе с кандидатурой президента как единый пункт избирательного бюллетеня. Кроме того, президент избирался на 5-летний срок, впоследствии, в 1993 году сокращённый по конституции 1993 года до 4 лет, и увеличенный до 6 лет поправками к конституции в 2008 году; однако, переходные положения конституции 1993 года предусматривали, чтобы ранее избранный президентом Б. Н. Ельцин пробыл в должности весь первоначальный срок, и следующие выборы состоялись в 1996, а не в 1995 году [14, стр. 486].
Выборы прошли 12 июня, ровно через год после принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР. В 1992 году день принятия Декларации был объявлен государственным праздником (с 2002 года называется День России).
Ни один из кандидатов не смог составить серьёзной альтернативы действовавшему Председателю Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельцину. Все прочие кандидаты (включая и основателя альтернативной партии ЛДПСС В. В. Жириновского, для которого эти выборы и третье место стали блестящим дебютом в политике) представляли те или иные более консервативные, чем Ельцин, круги, а также силовые ведомства (Бакатин, бывший сторонником реформ) и армию (Макашов). Занявший второе место экс-премьер СССР Н. И. Рыжков баллотировался уже как «пенсионер».
Кандидатами в вице-президенты при двух первых по результатам выборов кандидатах в президенты были получившие известность на афганской войне Александр Руцкой и Борис Громов.
Один кандидат в президенты (Ельцин) — был беспартийным (ранее вышел из КПСС), один (Жириновский) — членом ЛДПСС, остальные четверо — членами КПСС. Кандидатура Ельцина поддерживалась блоком Демократическая Россия и другими партиями, а из кандидатов-коммунистов КПСС поддерживала только Рыжкова, остальные баллотировались как независимые кандидаты [6, стр. 124].
Регламентом проведения выборов был предусмотрен второй тур, однако кандидатура Б. Н. Ельцина и А. В. Руцкого победила уже в первом туре. 10 июля Б. Н. Ельцин принёс президентскую присягу, а А. В. Руцкой стал вице-президентом РСФСР. (Приложение 1)
Все кандидаты в президенты продолжили играть заметные роли в политике. В дальнейшем Жириновский баллотировался в президенты ещё трижды, Тулеев — ещё дважды (правда, в 1996 году снял кандидатуру перед голосованием), а Ельцин — один раз (был переизбран на второй срок в 1996; досрочно покинул пост 31 декабря 1999 года).
§2. Конституция 1993: Место Президента в системе построения власти государства.
Согласно ст.80 Конституции РФ Президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Она раскрывает деятельность самого Президента, которая должна строго соответствовать Конституции и быть направлена на обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Выполняя названную функцию, Президент имеет право требовать от всех федеральных органов и органов власти субъектов Федерации неуклонного соблюдения Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Если же Президент считает акты Совета Федерации, Государственной Думы, представительных органов власти субъектов Федерации неконституционными, он не может их отметить или приостановить действие. Он вправе обратиться в Конституционный Суд с ходатайством о признании таких актов неконституционными и прекращении их действия [1, стр. 389].
Акты органов исполнительной власти, непосредственно подчиненных Президенту, он может по мотивам их несоответствия Конституции и нарушения прав и свобод человека и гражданина отменить либо приостановить их действие до решения вопроса соответствующим судом.
Все это свидетельствует о наличии у Президента полномочий по осуществлению контроля за соблюдением Конституции.
Выступая в роли гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина, Президент вправе с названных позиций оценивать содержание деятельности подотчетных ему органов, а также руководителей тех государственных структур, по которым он вносит предложения о кадровых назначения.
Президент РФ обладает также рядом других правовых возможностей влиять на конституционную законность в стране. В послании Федеральному Собранию он может изложить свое видение этой проблемы и ориентировать парламент на реализацию первоочередных законопроектов в той или иной сфере общественной жизни. Реализуя право законодательной инициативы, глава государства может вносить проекты законов об изменениях и дополнениях Конституции, федеральных конституционных и федеральных законов. В арсенале Президента и такие инструменты защиты прав граждан, как решение вопросов гражданства и политического убежища, осуществление помилования и др.
Конституция РФ связывает роль Президента как гаранта Конституции именно с его деятельностью по обеспечению основных прав и свобод человека и гражданина, поэтому главное в деятельности Президента - создание условий для осуществления конституционных прав и свобод человека. Безусловно и другое: реальное положение дел с правами и свободами граждан России – основной критерий оценки деятельности Президента [1, стр. 420].
Президент РФ в установленном Конституцией порядке обеспечивает охрану ее суверенитета, независимости и государственной целостности. Проблема защиты Президентом суверенитета и территориальной целостности России имеет как внешний, так и внутренний аспекты.
На деятельность Президента по охране и защите суверенитета, независимости и государственной целостности страны влияет незавершенный характер федеративных преобразований. С этим связаны были конфликтные ситуации, территориальные споры, стремление ряда субъектов Федерации повысить свой статус, в том числе и с нарушением соответствующих конституционных норм и процедур. Эта роль Президента наглядно проявилась в деятельности по подготовке и подписанию Федеративного договора, в урегулировании и разногласий между органами государственной власти Якутии и федеральными органами по поводу использования природных ресурсов первой и в других случаях.
Сейчас можно констатировать, что наиболее острый, чреватый угрозой распада России период федеративных преобразований прошел. Вместе с тем потенциал Конституции в сфере федеративного устройства не реализован, далек от завершения процесс формирования законодательства, разграничивающего полномочия федерального центра и органов власти субъектов Федерации.
Закрепляя анализируемую функцию Президента, Конституция РФ гласит, что она реализуется «в установленном Конституцией Российской Федерации порядке». Это означает, что перечень действий главы государства в данной сфере должен основываться на конкретных нормах Конституции, в том числе прямо устанавливающих его компетенцию.
Президент РФ в соответствии с Конституцией обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Разделение и самостоятельность властей не исключают необходимости координации их усилий, тесного взаимодействия при решении вопросов экономического и социального развития. В Российской Федерации координационные функции возлагаются на Президента как на главу государства. Для этого он наделяется полномочиями, дающими ему возможность оказывать влияние на все ветви власти. Такая координация наглядна при решении важнейших для страны кадровых вопросов. Президент взаимодействует и с Государственной Думой, и с Советом Федерации, и с Председателем Правительства. Безусловно, соответствующие полномочия Президента – это и его обязанности.
Необходимость подобной координации возникает и применительно к законодательной деятельности, где крайне важно использовать потенциал всех властей, соединить наработки и профессионализм исполнительной власти с возможностями депутатов высказывать решающее мнение о судьбе законопроектов. Вот почему президент наделен правом законодательной инициативы.
Наличие у Президента РФ широких полномочий, рычагов воздействия на все ветви власти дает основание говорить о его особом месте в общей системе разделения властей. Давая возможность обеспечить единство разделенных ветвей государственной власти, подобная организация института президентства в известной мере ослабляет систему «сдержек и противовесов» [11, c.17], контроля за деятельностью главы государства со стороны других федеральных органов. Для теоретического обоснования подобного положения была предпринята попытка обосновать наличие специальной ветви власти – «президентской».
В соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Эта формулировка не означает, что Президент единолично решает вопрос о внутреннем и внешнеполитическом курсе России. Его выработка – результат сложного взаимодействия различных политических сил и ветвей государственной власти.
Основные параметры, направления государственной политики России определены в ее Конституции, которая является не только юридическим, но и отправным политическим документом, выражающим компромисс различных политических сил. Поэтому деятельность Президента, нацеленная на определение основных направлений государственной политики, ограничена Конституцией. Важным механизмом выработки политики государства является Федеральное Собрание, в котором представлены не только различные политические партии и движения. Основной инструмент определения политики российского государства парламентом – законодательная деятельность. Посредством закона решаются крупные вопросы экономической, социальной политики, проблемы межнациональных отношений, борьбы с преступностью. Деятельность Президента должна соответствовать законам, что тоже ограничивает его влияние на государственную политику.
Вместе с тем Президент обладает большими полномочиями в области определения основных направлений внутренней и внешней политики России.
Они касаются кадровой политики, руководства внешнеполитической деятельностью, участия в формировании правовой политики, руководства текущей социально-экономической политикой.
Отмеченные черты конституционного статуса Президента РФ во многом характеризуются специфику организации и функционирования института президентства в России. Президент РФ как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, то она отражает общепринятую мировую практику [11, c.344].
§3. Полномочия Президента РФ в формирование законодательной, исполнительной, судебной власти. Полномочия Президента России могут быть объединены в несколько групп, чтобы удобнее было проанализировать их: Полномочия по формированию и руководству исполнительной властью. Взаимодействие со всеми ветвями власти, Президент имеет наиболее тесные контакты с исполнительной властью. Эта функция выражается, прежде всего, в обширном круге полномочий, дающих Президенту возможность формировать Правительство и контролировать его работу. Президент назначает Председателя Правительства. Назначение осуществляется с согласия Государственной Думы. Президент имеет обширные полномочия по назначению остальных членов Правительства. По предложению Председателя Правительства он назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров. При этом согласие Государственной Думы на проведение этих кадровых перестановок не требуется. Вся деятельность Правительства неразрывно связана с финансово-кредитным обеспечением. Поэтому Президент участвует в назначении на должность Председателя Центрального банка России. Согласно п. «г» ст. 83 Конституции, глава государства представляет Государственной Думе кандидатуру на эту должность и ставит перед ней вопрос об освобождении от занимаемой должности Председателя ЦБ. Поскольку Президент имеет конституционное право председательствовать на заседании Правительства, он в отдельных случаях может взять руководство им на себя, давать непосредственно поручения и указание всем членам Правительства. Ключевым полномочием во взаимоотношениях Президента с Правительством является его право принять решения об отставки Правительства. Конституция не устанавливает причины, по которым Президент может принять решения об отставки Правительства. Оно может быть принято в силу нерезультативности проводимой им социально-экономической политики. Согласно пункт «к» статья 83 Конституции, глава государства назначает и освобождает своих полномочных представителей, а также назначает на должность и освобождает от неё глав администрации субъектов Российской Федерации.
Право Президента формировать свою администрацию, которая выполняет функции аппарата главы государства. Большое значение в современных условиях приобретает разграничение функции Администрации Президента и Аппарата Правительства, которые в ряде случаев дублируют друг друга в работе (например, Главное государственно-правовое управление и Министерство юстиции Российской Федерации) [1, стр.395-397]. С 2006года. Президент наделён правом назначать губернаторов.
Полномочия по взаимодействию с федеральными законодательной и судебной властями. Как уже отмечалось, осуществление единой государственной власти невозможно без тесного сотрудничества, взаимодействия главы государства с парламентом. В демократическом государстве законодательная и исполнительная ветви власти имеют рычаги взаимного влияния, которые получили название «сдержки и противовесы». Существование такой системы позволяет предупредить бесконтрольность власти, злоупотребление ею. В рамках этой системы во многом и строятся отношения между Президентом и Федеральным Собранием Российской Федерации. Президент располагает совокупностью полномочий, позволяющих воздействовать как на формирование Государственной думы и на прекращение ее полномочий, так и на ее законодательную деятельность. Глава государства в соответствии с п. «а» ст. 84 Конституции назначает выборы Государственной думы. Конституцией 1993 года Президенту предоставлено право распустить Государственную думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией. Это полномочие выступает как правовое средство разрешения конфликтных, тупиковых ситуаций, угрожающих самим устоям государственности. Конституция предусматривает три основания роспуска Государственной думы Президентом: трехкратное отклонение представленных Президентом кандидатур Председателя Правительства (статья 111, часть 4), повторное в течение трех месяцев выражение недоверия Правительству (статья 117, часть 3), отказ в доверии Правительству, вопрос о котором был поставлен по инициативе его Председателя (статья 117, часть 4). При этом Конституция устанавливает и условия, при которых роспуск Государственной думы невозможен (часть 3 статья 92, части 3, 4, 5 статья 109). Перечень оснований для роспуска Государственной Думы Президентом не может быть расширен каким-либо законом или указом Президента. Глава государства обладает правом законодательной инициативы (статья 84 Конституции), позволяющим ему ставить вопрос как о принятии новых законов, так и о внесении изменений и дополнений в действующие (включая Конституцию). Вместе с тем в настоящее время необходима более тесная координация Президентом структур исполнительной власти, чтобы упорядочить законопроектную работу, исключить дублирование, распыление сил. Президент, согласно Конституции, не только подписывает, но и обнародует законы посредством их опубликования. Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов определен Федеральным законом от 25 мая 1994 года «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». В системе разделения властей Президент взаимодействует только с законодательной, но и с судебной ветвью власти. Это взаимодействие достаточно специфично, поскольку глава государства не может в какой-либо форме вмешиваться в деятельность судебных органов. Его полномочия связаны лишь участием в формировании органов судебной власти, которые к тому же осуществляются совместно с Советом Федерации. Согласно пункт «е» статья 83 Конституции, Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Само же назначение этих судей осуществляется Советом Федерации. Президент в соответствии с пункт «е» статья 83 Конституции имеет право назначать судей других федеральных судов, понятие и перечень которых должны быть определены федеральным конституционным законом о судебной системе Российской Федерации. Президенту принадлежит право представлять Совету Федерации кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации, а также вносить предложение об освобождении его от должности. вносить предложение об освобождении его от должности.