История государства и права Древней Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 00:19, курсовая работа

Описание работы

При характеристике права Древней Индии особое внимание традиционно уделяется дхармашастрам и архашастрам. Дхармашастры (Законы Ману, Дхармашастра Нарады и др.) которые составлялись индийскими священнослужителями для своих учеников и содержали толкование древнейших Вед и обычаев. Постепенно эта религиозно-философская литература приобретает значение источников права, устанавливающих общеобязательные правила поведения. Артхашастры (Артхашастра Каутильи и др.)- это сочинения царских чиновников на политико-правовые темы.

Содержание

Введение.
Описание ландшафта.
Периодизация государства Древней Индии.
Периодизация истории хараппской и ведической цивилизаций Индии.
Магадхо- Маурийская эпоха.
Эпоха Маурьев.
Наставление Ману в драхме (законы Ману).
Структура законов Ману.
Имущественные отношения.
Брак и семья.
Правила судопроизводства.
Ордалии.
Преступления и наказания.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

чистовик..doc

— 140.50 Кб (Скачать)

     Власть  отца в семье была значительной и  беспрекословной. «Жена, сын, раб, ученик и родной брат, совершившие проступок, могут быть биты веревкой или бамбуковой палкой». Особенно приниженным в таких взаимоотношениях было положение женщин, о которых сказано: «День и ночь женщины должны находиться в зависимости от своих мужчин (отца — в детстве, мужа - в зрелом возрасте, сыновей — в старости). Женщина никогда не пригодна к самостоятельности». В то же время в тексте Законов Ману имеется такое положение: «Мать превосходит почтенностью отца в тысячу раз». Многоженство признавалось: например, у брахмана могло быть четыре жены. Потомство и скот считались самыми основными видами человеческого богатства.

     4.4.  Правила судопроизводства. Сборник содержит помимо перечня поводов также некоторые характерные правила судопроизводительнон (процедурной) и одновременно религиозно-этической деятельности с элементами наставлений в тактике и технике судебного следствия. «Руководствуясь правилами судопроизводства, надо иметь к виду истину, предмет [иска], себя самого [не нарушать своей дхармы], свидетеля, место, время и обстоятельства». При равенстве голосов свидетелей предпочтение отдавалось брахману либо голосам «наделенных выдающимися качествами».

     На  случай пробелов в законах имелось  следующее наставление: "Что имеется в практике добродетельных и дваждырожденных, то, не противоречащее обычаям страны, семей и каст, надо устанавливать [в качестве закона]».

     Закон основывается на истине, судебное разбирательство — на показаниях свидетелей, обычаи — на соглашении народа. Правительственное же распоряжение является приказом, издаваемым властями...»1.

     Далее разъяснялось, что если обычай или  судебное разбирательство не согласуется с требованием закона, то дело решается согласно требованию закона. Если закон сам находится в противоречии с правительственным распоряжением, то отдается предпочтение распоряжению, а книга закона (дхармашастра) теряет силу. Правительственное распоряжение в другом месте практически отождествляется с указом. Таким образом, в иерархии источников законных требований самое высокое место и решающую силу имеет указ царя (правительственное распоряжение).

     Показания свидетелей учитывались при наличии  их кастовой совместимости. Женщины должны были свидетельствовать о женщинах, члены касты о равных себе по статусу. Клятвы имели различие в своем словесном оформлении: брахман клялся своей правдивостью, иначе ему угрожал грех, распространяющийся на 100 последующих поколений; кшатрии клялись сохранностью колесниц и оружия, вайшьи — коровами, зерном и золотом, шудры — всеми тяжкими преступлениями. Если не было достаточных вещественных доказательств, сборник советовал следить за тем, как отвечает на вопросы обвиняемый, — «по выражению лица, по движениям, по походке, жестам, речи» следовало улавливать его сокровенные мысли (Законы Ману). 

     ______________________________________________________________

     1.(Артхашастра. III, 39—40, 46). 

     4.5.  Ордалии.

     Об  ордалиях (судебном испытании с участием богов) было сказано так: «...злодеи думают, что не видят их, но их видят боги».

     В этом разделе имеется описание результатов божеского суда. В случае возникновения такой потребности подозреваемый должен произнести клятву или «следует заставить обвиняемого погрузиться в воду, взять огонь, прикоснуться к головам жены или сыновей в отдельности. Тот, кого пылающий огонь не обжигает, которого вода не заставит подняться вверх и с кем вскоре не случится несчастье, должен считаться чистым в клятве». Законными видами ордалий были, согласно наставлениям и дхарме в других аналогичных сборниках, помимо огня и воды также весы (для женщин, детей и стариков: их взвешивали по специальной процедуре до и после принесения клятвы), а также яд.

4.6.  Преступления и наказания.

 Право  в Индии представляло собой  право-привилегию. Это с особой  силой проявлялось в нормах  уголовного права.

В уголовном праве содержались значительные пережитки первобытнообщинного строя, такие, как:

  • ответственность общины за преступления совершенные на ее территории;
  • изгнание преступника.

Праву Древней Индии были известны преступления против государства, личности, имущественные преступления и преступления против чести и другие. За государственные преступления виновные подвергались смертной казне.

а) Преступления против личности.

Об убийствах и наказаниях в Законах Ману говорится очень мало.

Убийство человека считалось религиозным преступлением, за это полагалась эпитафия. Но за убийство брахмана назначалась смертная казнь. Необходимая оборона исключала ответственность причинившего смерть нападающему.

Сословная, кастовая сущность древнеиндийского права прослеживается при рассмотрении ответственности за преступления против личности. Тот, кто поднял руку или палку против представителя высшей варны - лишался руки, а кто в гневе ударял ногой - терял ногу. Если человек низшей варны плевал на представителя высшей варны- то по приказу царя ему отрезали губы. В том случае, если преступник и потерпевший принадлежали к одной варне, то предусматривалось за нанесение ранений - денежное взыскание, за увечье или перелом кости — изгнание.

б) Преступления против собственности.

За преступления против собственности предполагались суровые наказания. Вор, пойманный на месте преступления, предавался смерти. Кража из царских кладовых, арсеналов, храмов, а также слонов и колесниц каралась смертью. Жестоко каралась кража, совершенная ночью. Вору, ворвавшемуся в дом ночью, отрубали сначала руку, затем казнили сажанием* на кол. Кража зерна, скота, стоимостью свыше 50 пан влекла за собой возмещение похищенного в 11 кратном размере. Насилие и повторность рассматривались отягчающими вину обстоятельствами. За преступления против чести и достоинства высших варн следовало более суровое наказание:

  • за оклеветание брахмана кшатрий платил 100 пан, вайшья* 150—200 пан, шудра подвергался телесному наказанию;
  • за оклеветание кшатрия брахман платил 50 пан, вайшья*, 25 пан, шудра 12 пан. Шудре, поносившему представителя высшей варны, отрезали язык.
 

в) Преступления против семьи:

  • беседа с замужней женщиной (наказывалось штрафом);
  • встреча с девушкой из высшей варны (человек низшей варны подлежал телесному наказанию);
  • связь с охраняемой брахманской (вайшья лишался имущества, кшатрий подвергался штрафу в 100 пан);
  • неверность жены (виновная затравливалась собаками);
  • связь с замужней женщиной (каралось в зависимости от принадлежности к варне).

Наказания.

Законы  Ману не содержат упоминания о кровной  мести. Она была вытеснена системой наказаний и денежных взысканий, налагаемых органами государства.

Основные  виды наказаний:

  • тюремные заключения;
  • заковывание в кандалы;
  • разного вида телесные наказания;
  • денежные взыскания.

Эти взыскания  дополнялись другими мерами воздействия.

Смертная  казнь применялась к государственным  преступникам и к лицам, виновным в прелюбодеянии, к ворам и  причинившим умышленно вред имуществу  других. Видами смертной казни могли быть утопление, сажание на кол, сожжение на кровати или на костре, растаптывание слонами и др.

К членовредительным наказаниям относились отрезание пальцев, рук, ног, губ. Этот вид применялся к преступникам, совершившим преступление против представителей высшей варны.

Тюремное  наказание применялось в сочетании  с другими видами наказания, например, с конфискацией имущества. Тюрьмы строились  на обозреваемом с дороги месте.

Денежные  взыскания назначались за небольшие  проступки и преступления, и были самой распространенной формой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение. 

     Древний мир дал большой толчок последующим  эпохам. В Древней Индии появляется закон - сборник норм и правил, определявший уклад индийцев в повседневной жизни. В древней Индии понятие права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру являющихся скорее этическими, чем правовыми. Данные нормы носили ярко выраженный религиозный характер. Наиболее известными являются Законы Ману. Они состоят из 12 глав  каждая из которых несёт в соей сути определённый смысл. Законы Ману составляют собой сборник религиозно-моральных наставлений изложенных в стихотворной форме. Написаны они были в середине II в.н.э. от имени легендарного прародителя человечества полубога Ману.

     На  период их издания, на мой взгляд они  по своей сути носили прогрессивный  характер. Хотя в некоторых аспектах проводили резкую грань между  слоями господствующего (властеимущих) и жителями страны. Определяя своими нормами поведение жизненный уклад населения Древней Индии. Они, своего рода, явились фундаментом правовых отношений в состоянии нормативно- правовых норм (базы) последующих поколений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы. 

  1. А.В. Севастьянов «История государства и права зарубежных стран в вопросах и ответах». Учебное пособие. М., Проспект 2006 г.
  2. В.Г. Графский «Всеобщая история права и государства». Учебник для вузов 2-е издание. М., Норма 2007 г.
  3. Д.Е. Тагунов «Всеобщая история государства и права». Учебное пособие. Минск, Книжный дом 2005 г.
  4. Сайт «5ballov».

Информация о работе История государства и права Древней Индии