Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 00:19, курсовая работа
При характеристике права Древней Индии особое внимание традиционно уделяется дхармашастрам и архашастрам. Дхармашастры (Законы Ману, Дхармашастра Нарады и др.) которые составлялись индийскими священнослужителями для своих учеников и содержали толкование древнейших Вед и обычаев. Постепенно эта религиозно-философская литература приобретает значение источников права, устанавливающих общеобязательные правила поведения. Артхашастры (Артхашастра Каутильи и др.)- это сочинения царских чиновников на политико-правовые темы.
Введение.
Описание ландшафта.
Периодизация государства Древней Индии.
Периодизация истории хараппской и ведической цивилизаций Индии.
Магадхо- Маурийская эпоха.
Эпоха Маурьев.
Наставление Ману в драхме (законы Ману).
Структура законов Ману.
Имущественные отношения.
Брак и семья.
Правила судопроизводства.
Ордалии.
Преступления и наказания.
Заключение.
Список литературы.
Характерной и отличительной чертой древнеиндийского рабства было наличие законодательства, направленного на ограничение произвола хозяина по отношению к рабам.
Государственное устройство. Для Магадхско-Маурийской эпохи характерны усиление монархической власти и падение роли институтов племенного управления.
Главой государства являлся царь. При переходе власти строго соблюдался принцип наследования — еще при жизни царь назначал одного из своих сыновей наследником престола. Царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодательной властью — был главой фискальной администрации, верховным судьей, издавал нормативные акты, назначал крупных государственных чиновников. Важное место при дворе занимал царский жрец, принадлежавший к влиятельному брахманскому роду.
При царе существовали советы:
В
случае крайне неотложных дел члены
паришада собирались вместе с членами
тайного совета, состоявшего из особо
доверенных лиц. В эпоху Маурьев паришад
приобрел функции политического совета,
занимаясь проверкой всей системы управления
и выполнением приказов царя. Он состоял
из военной и жреческой знати, которая
стремилась сохранить свои привилегии
и ограничить абсолютную власть правителя.
В ранние периоды паришад был более широким
по составу и более демократическим по
характеру органом власти, оказывавшим
значительное воздействие на раджу и его
политику. Но постепенно его роль была
сведена к выполнению совещательных функций
при царе. Подобные преобразования претерпела
и сабха — ранее широкое по составу
собрание знати и представителей городского
и сельского населения. К эпохе Маурьев
состав сабхи становится значительно
уже, она тоже приобретает характер царского
совета — раджа-сабхи.
3.3. Эпоха Маурьев.
В
эпоху Маурьев государство
Главных провинций было четыре, и они обладали особым статусом, в том числе большой автономией. Ими управляли царевичи. Для проверки царевичами действий местных чиновников существовал институт специальных инспекторов.
Во главе джанапад (обычные провинции) стояли крупные государственные чиновники — раджуки. В главных городах округов имелись канцелярии. Деревня была низшей единицей провинциального управления.
В Древней Индии существовали две системы судов:
Высшей судебной инстанцией был царский суд, в котором участвовал сам царь вместе с брахманами и советниками или замещавшая его судебная коллегия (сабха), состоявшая из назначенного царем брахмана и трех судей. Царю как высшему судье принадлежало право ежегодно объявлять амнистии. Толковать в суде нормы права мог брахман, в крайнем случае кшатрий или вайший. Начиная с десяти деревень, во всех административных единицах должна была назначаться судебная коллегия из трех судейских чинов. Кроме того, уголовные дела разбирали специальные судьи.
Борьбой с преступлениями в городах занимались городские власти. Большинство дел рассматривали общинные варновые (кастовые) суды.
Войны и грабеж других народов рассматривались как один из главных источников процветания государства. В связи с этим армия играла весьма важную роль в Древней Индии. Главнокомандующим армией считался царь. Большая часть награбленного имущества переходила царю, остальное подлежало дележу среди солдат.
Армию комплектовали из следующих источников:
Армия
также несла функции по охране
общественного порядка. Она должна
была стоять на защите государственной
целостности.
Законы Ману представляют собой сборник религиозно-моральных наставлений, изложенных в стихотворной форме от имени легендарного прародителя человечества полубога Ману и относящихся в своей окончательной редакции к середине II в. н. э.
Слово «дхарма» происходит от санскритского «то единое, что охватывает и поддерживает все вещи вместе» и означает вечный космический порядок или закон1, включающий природные (естественные, в том числе космические) и моральные нормы, а также нормы обычного права и установления государства, не расходящиеся с первыми двумя разрядами норм. Распространено также восприятие дхармы и как истинного закон и индивидуальной и общественной жизни, и следование ему образует основную добродетельную обязанность человека.
Законы Ману состоят из 12 глав, в которых содержится 2685 стихов-шлок. Стихотворная или, по крайней мере, ритмизированная форма изложения - характерная особенность многих древних законодательных и в особенности религиозно-законодательных сводов и текстов. На главы и стихи подразделяются тексты Библии, ритмизированной прозой написаны Законы Хаммурапи и древнеримские Законы XII таблиц. Многие законодательные положения древних народов имеют также форму афоризма.
Афористическая
форма, как и стихотворная, имеет родственную
близость с художественным творчеством
и отчасти с творчеством научным (искусством
упорядоченного изложения определенных
знаний). ______________________________
1.Закон долга и благочестия, как формулировал его содержание Дж. Неру в книге «Мое открытие Индии».
Афоризмы мы встречаем в типах «Ригведы», в комментариях к этим гимнам, которые именовались упанишадами.
Зафиксированное афоризмом правило (в том числе дхарма) юридическим становится не сразу, а только после составления прозаических комментариев к нему1.. Таким образом, текст дхармашастры, содержащий ритуальные предписания, становится текстом этическим (моральным) и юридическим лишь после «обрамления ритуальных предписаний этическими»2. В этом проявляет себя один из характерных (и типичных) для древних обществ Востока и Запада способов возникновения правил этического и юридического назначения из обрядовых и ритуальных правил и соответствующих им способов праведного поведения.
Афоризм может охватывать правила и обыкновения не одной, а нескольких областей социальной жизни и деятельности в их добродетельном или греховном проявлении. «Злодею ученость служит для споров, деньги — для высокомерия, власть — для угнетения. Доброму же наоборот: ученость — для увеличения знаний, деньги — для подаяния, власть — для защиты ближних». Нарушение законов и обычаев чаще всего связывается в них с проявлением какой-либо страсти и предосудительного влечения.
«Пьяный, опрометчивый, безумный, утомленный, разгневан-1ПЛЙ, голодный, жадный, робкий, торопливый и влюбленный — все не знают закона»2.
Глава I Законов Ману излагает сведения о мироздании и его Творце (божественном Самосущем), о происхождении основных четырех сословий (варн) и главенствующей роли брахманов в охранении сокровищницы вселенского Закона, которому следуют и люди.
_________________________
1.(Д. Деретт)
2.(Самозванцев
А. М. Книга мудреца Яджнавалкьи. М., 1994.
С. 8).
Глава II повествует о воспитании правоверного индуса путем приобщения к знанию Вед. После изучения Вед человек считался приуготовленным для новой духовной жизни — «дваждырожденным» (двиджати). В этой же главе говорится о роли обычаев, обрядов и ритуалов, а также «запомненной священной мудрости» дхармашастр.
Глава III содержит нормы и требования к семейной жизни, правильному браку (анулома), а также повествует о последствиях неправильных браков (пратилома) и требованиях к соответствующим обрядам.
Главы IV, V и VI содержат сведения о способах сакрализации повседневной жизни: повседневные правила гигиены, распорядка дня, перечисление запретных поступков, описание ритуалов очищения и аскетических норм и образа жизни.
Глава VII рассказывает о дхарме царя, о роли наказания в правосудии, поддержании порядка и «защите всех творений»; в ней даются советы по делам административным, налоговым, военным и др.
Глава VIII посвящена 18 поводам для обращения в суд (нарушение договорных отношений, преступные деяния: кража, насилие, клевета, оскорбление действием, игра в кости, прелюбодеяние, осквернение ложа духовного наставника-гуру, распитие хмельных напитков и др.), а также роли закона и правилам судопроизводства и вынесения решения о наказании, освобождению от наказания в случае необходимой обороны (защита от насилия ребенка, женщины и священника-брахмана).
Глава IX повествует о «вечном законе для мужа и жены» в их семейной жизни, о личных и имущественных правах и обязанностях членов семьи, о наследовании, о наказаниях и роли царя в наложении наказаний.
Глава X содержит правила, общие для трех дваждырожденных варн; семь законных способов приобретения собственности; десять способов существования, дозволенных всем людям в бедственном положении; дхармы, общие для всех четырех варн.
Глава XI посвящена регулированию образа жизни касты неприкасаемых (каста появляется вследствие заключения неправильных, смешанных, межварновых браков, нарушивших дхарму).
Глава XII дает предписания относительно культа, ритуалов и конкретных обязанностей их участников; говорит об ответственности человека за недостаточный контроль за своими мыслями, словами и своим телом.
4.2. Имущественные отношения.
Содержание дхармашастр свидетельствует о том, что в Индии с древнейших времен различалось право владения и право собственности.
Законы Ману упоминают семь законных способов приобретения имущества: «наследование, получение, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни». Также установлено: «если собственник поблизости молча наблюдает, как что-либо используется другими в течение десяти лет, он не имеет права получить это обратно». Соответственно, лишь кшатрии могли захватывать имущество в военных походах, получение милостыни считалось привилегией брахманов, а вайшии приобретали имущество, занимаясь ростовщичеством, торговлей, земледелием и скотоводством.
Праву
Древней Индии известны понятия
движимого и недвижимого
В источниках права можно найти положения о недействительности сделок. Так, недействительными признавались сделки, совершенные «тайно, на дому, в лесу, обманно, в уединенном месте»; лицом, находящимся в состоянии «горя, гнева, опьянения, потери разума или под принуждением»; а также если стороной в сделке выступал «несамостоятельный» (несовершеннолетний, женщина, зависящая от мужа, раб или заложенный, калека и т. д.).
Способами
обеспечения надлежащего
4.3. Брак и семья. Различался брак торжественный (правильный), основанный на свободном согласии (без взаимных обязательств). Умыкание невесты воспринималось похитителем как военный трофей. Выкуп за невесту осуждался как унижение человеческого достоинства.
Информация о работе История государства и права Древней Индии