История государства и права Древней Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 00:19, курсовая работа

Описание работы

При характеристике права Древней Индии особое внимание традиционно уделяется дхармашастрам и архашастрам. Дхармашастры (Законы Ману, Дхармашастра Нарады и др.) которые составлялись индийскими священнослужителями для своих учеников и содержали толкование древнейших Вед и обычаев. Постепенно эта религиозно-философская литература приобретает значение источников права, устанавливающих общеобязательные правила поведения. Артхашастры (Артхашастра Каутильи и др.)- это сочинения царских чиновников на политико-правовые темы.

Содержание

Введение.
Описание ландшафта.
Периодизация государства Древней Индии.
Периодизация истории хараппской и ведической цивилизаций Индии.
Магадхо- Маурийская эпоха.
Эпоха Маурьев.
Наставление Ману в драхме (законы Ману).
Структура законов Ману.
Имущественные отношения.
Брак и семья.
Правила судопроизводства.
Ордалии.
Преступления и наказания.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

чистовик..doc

— 140.50 Кб (Скачать)
  • захваченные под знаменем (военнопленные);
  • рабы за содержание;
  • рабы, рожденные в доме хозяина;
  • купленные;
  • подаренные;
  • доставшиеся по наследству;
  • рабы в силу наказания.

     Характерной и отличительной чертой древнеиндийского рабства было наличие законодательства, направленного на ограничение произвола хозяина по отношению к рабам.

     Государственное устройство. Для Магадхско-Маурийской эпохи характерны усиление монархической власти и падение роли институтов племенного управления.

     Главой  государства являлся царь. При переходе власти строго соблюдался принцип наследования — еще при жизни царь назначал одного из своих сыновей наследником престола. Царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодательной властью — был главой фискальной администрации, верховным судьей, издавал нормативные акты, назначал крупных государственных чиновников. Важное место при дворе занимал царский жрец, принадлежавший к влиятельному брахманскому роду.

         При царе существовали советы:

  • паришад — совет царских сановников;
  • тайный совет;
  • раджа-сабха, или царский совет.

     В случае крайне неотложных дел члены  паришада собирались вместе с членами тайного совета, состоявшего из особо доверенных лиц. В эпоху Маурьев паришад приобрел функции политического совета, занимаясь проверкой всей системы управления и выполнением приказов царя. Он состоял из военной и жреческой знати, которая стремилась сохранить свои привилегии и ограничить абсолютную власть правителя. В ранние периоды паришад был более широким по составу и более демократическим по характеру органом власти, оказывавшим значительное воздействие на раджу и его политику. Но постепенно его роль была сведена к выполнению совещательных функций при царе. Подобные преобразования претерпела и сабха — ранее широкое по составу собрание знати и представителей городского и сельского населения. К эпохе Маурьев состав сабхи становится значительно уже, она тоже приобретает характер царского совета — раджа-сабхи.  

     3.3. Эпоха Маурьев. 

     В эпоху Маурьев государство имело  следующее административно– территоралъное деление:

  • главные провинции;
  • обычные провинции (джанапады);
  • области (прадеши);
  • округа (ахале);
  • деревни.

     Главных провинций было четыре, и они обладали особым статусом, в том числе большой автономией. Ими управляли царевичи. Для проверки царевичами действий местных чиновников существовал институт специальных инспекторов.

     Во  главе джанапад (обычные провинции) стояли крупные государственные чиновники — раджуки. В главных городах округов имелись канцелярии. Деревня была низшей единицей провинциального управления.

         В Древней Индии существовали две  системы судов:

  • царские;
  • внутриобщинные {варновые, впоследствии кастовые).

     Высшей  судебной инстанцией был царский суд, в котором участвовал сам царь вместе с брахманами и советниками или замещавшая его судебная коллегия (сабха), состоявшая из назначенного царем брахмана и трех судей. Царю как высшему судье принадлежало право ежегодно объявлять амнистии. Толковать в суде нормы права мог брахман, в крайнем случае кшатрий или вайший. Начиная с десяти деревень, во всех административных единицах должна была назначаться судебная коллегия из трех судейских чинов. Кроме того, уголовные дела разбирали специальные судьи.

     Борьбой с преступлениями в городах занимались городские власти. Большинство дел рассматривали общинные варновые (кастовые) суды.

     Войны и грабеж других народов рассматривались  как один из главных источников процветания государства. В связи с этим армия играла весьма важную роль в Древней Индии. Главнокомандующим армией считался царь. Большая часть награбленного имущества переходила царю, остальное подлежало дележу среди солдат.

         Армию комплектовали из следующих источников:

  • наследственные воины —кшатрии;
  • наемники;
  • воины, поставляемые зависимыми союзниками, вассалами.

     Армия также несла функции по охране общественного порядка. Она должна была стоять на защите государственной целостности. 

  1.   Наставление в Ману в драхме (законы Ману).
 

     Законы  Ману представляют собой сборник религиозно-моральных наставлений, изложенных в стихотворной форме от имени легендарного прародителя человечества полубога Ману и относящихся в своей окончательной редакции к середине II в. н. э.

     Слово «дхарма» происходит от санскритского  «то единое, что охватывает и поддерживает все вещи вместе» и означает вечный космический порядок или закон1, включающий природные (естественные, в том числе космические) и моральные нормы, а также нормы обычного права и установления государства, не расходящиеся с первыми двумя разрядами норм. Распространено также восприятие дхармы и как истинного закон и индивидуальной и общественной жизни, и следование ему образует основную добродетельную обязанность человека.

     Законы  Ману состоят из 12 глав, в которых  содержится 2685 стихов-шлок. Стихотворная или, по крайней мере, ритмизированная форма изложения - характерная особенность многих древних законодательных и в особенности религиозно-законодательных сводов и текстов. На главы и стихи подразделяются тексты Библии, ритмизированной прозой написаны Законы Хаммурапи и древнеримские Законы XII таблиц. Многие законодательные положения древних народов имеют также форму афоризма.

     Афористическая форма, как и стихотворная, имеет родственную близость с художественным творчеством и отчасти с творчеством научным (искусством упорядоченного изложения определенных знаний). _____________________________________________________________

     1.Закон долга и благочестия, как формулировал его содержание Дж. Неру в книге «Мое открытие Индии».

     Афоризмы  мы встречаем в типах «Ригведы», в комментариях к этим гимнам, которые  именовались упанишадами.

     Зафиксированное афоризмом правило (в том числе  дхарма) юридическим становится не сразу, а только после составления прозаических комментариев к нему1.. Таким образом, текст дхармашастры, содержащий ритуальные предписания, становится текстом этическим (моральным) и юридическим лишь после «обрамления ритуальных предписаний этическими»2. В этом проявляет себя один из характерных (и типичных) для древних обществ Востока и Запада способов возникновения правил этического и юридического назначения из обрядовых и ритуальных правил и соответствующих им способов праведного поведения.

     Афоризм может охватывать правила и обыкновения не одной, а нескольких областей социальной жизни и деятельности в их добродетельном или греховном проявлении. «Злодею ученость служит для споров, деньги — для высокомерия, власть — для угнетения. Доброму же наоборот: ученость — для увеличения знаний, деньги — для подаяния, власть — для защиты ближних». Нарушение законов и обычаев чаще всего связывается в них с проявлением какой-либо страсти и предосудительного влечения.

       «Пьяный, опрометчивый, безумный, утомленный, разгневан-1ПЛЙ, голодный, жадный, робкий, торопливый и влюбленный — все не знают закона»2.

    1. .   Структура Законов Ману.

      Глава I Законов Ману излагает сведения о мироздании и его Творце (божественном Самосущем), о происхождении основных четырех сословий (варн) и главенствующей роли брахманов в охранении сокровищницы вселенского Закона, которому следуют и люди.

     _____________________________________________________________

     1.(Д. Деретт)

     2.(Самозванцев А. М. Книга мудреца Яджнавалкьи. М., 1994. С. 8). 

     Глава II повествует о воспитании правоверного индуса путем приобщения к знанию Вед. После изучения Вед человек считался приуготовленным для новой духовной жизни — «дваждырожденным» (двиджати). В этой же главе говорится о роли обычаев, обрядов и ритуалов, а также «запомненной священной мудрости» дхармашастр.

     Глава III содержит нормы и требования к семейной жизни, правильному браку (анулома), а также повествует о последствиях неправильных браков (пратилома) и требованиях к соответствующим обрядам.

     Главы IV, V и VI содержат сведения о способах сакрализации повседневной жизни: повседневные правила гигиены, распорядка дня, перечисление запретных поступков, описание ритуалов очищения и аскетических норм и образа жизни.

     Глава VII рассказывает о дхарме царя, о роли наказания в правосудии, поддержании порядка и «защите всех творений»; в ней даются советы по делам административным, налоговым, военным и др.

     Глава VIII посвящена 18 поводам для обращения в суд (нарушение договорных отношений, преступные деяния: кража, насилие, клевета, оскорбление действием, игра в кости, прелюбодеяние, осквернение ложа духовного наставника-гуру, распитие хмельных напитков и др.), а также роли закона и правилам судопроизводства и вынесения решения о наказании, освобождению от наказания в случае необходимой обороны (защита от насилия ребенка, женщины и священника-брахмана).

     Глава IX повествует о «вечном законе для мужа и жены» в их семейной жизни, о личных и имущественных правах и обязанностях членов семьи, о наследовании, о наказаниях и роли царя в наложении наказаний.

     Глава X содержит правила, общие для трех дваждырожденных варн; семь законных способов приобретения собственности; десять способов существования, дозволенных всем людям в бедственном положении; дхармы, общие для всех четырех варн.

     Глава XI посвящена регулированию образа жизни касты неприкасаемых (каста появляется вследствие заключения неправильных, смешанных, межварновых браков, нарушивших дхарму).

     Глава XII дает предписания относительно культа, ритуалов и конкретных обязанностей их участников; говорит об ответственности человека за недостаточный контроль за своими мыслями, словами и своим телом.

     4.2.  Имущественные отношения.

     Содержание  дхармашастр свидетельствует о том, что в Индии с древнейших времен различалось право владения и право собственности.

     Законы  Ману упоминают семь законных способов приобретения имущества: «наследование, получение, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни». Также установлено: «если собственник поблизости молча наблюдает, как что-либо используется другими в течение десяти лет, он не имеет права получить это обратно». Соответственно, лишь кшатрии могли захватывать имущество в военных походах, получение милостыни считалось привилегией брахманов, а вайшии приобретали имущество, занимаясь ростовщичеством, торговлей, земледелием и скотоводством.

     Праву Древней Индии известны понятия  движимого и недвижимого имущества. «Недвижимость - это поле, роща, оросительное сооружение, пруд или водоем» - читаем мы в Артхашастре. Земля могла находиться в государственной собственности, во владении общины или семьи. Преимущественным правом покупки земли, находящейся в частном владении, пользовались родственники, соседи и кредиторы продавца.

     В источниках права можно найти положения о недействительности сделок. Так, недействительными признавались сделки, совершенные «тайно, на дому, в лесу, обманно, в уединенном месте»; лицом, находящимся в состоянии «горя, гнева, опьянения, потери разума или под принуждением»; а также если стороной в сделке выступал «несамостоятельный» (несовершеннолетний, женщина, зависящая от мужа, раб или заложенный, калека и т. д.).

     Способами обеспечения надлежащего исполнения обязательств являлись штраф, залог, заклад родственников и самозаклад за долги, поручительство. Нормами права регулировались отношения сторон, заключивших договоры купли-продажи, займа, личного найма, аренды, хранения, товарищества и др.

     4.3.  Брак и семья. Различался брак торжественный (правильный), основанный на свободном согласии (без взаимных обязательств). Умыкание невесты воспринималось похитителем как военный трофей. Выкуп за невесту осуждался как унижение человеческого достоинства.

Информация о работе История государства и права Древней Индии