История Дагестана

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 17:19, курс лекций

Описание работы

краткий курс лекций по Истории Дагестана

Работа содержит 1 файл

ИД.docx

— 353.04 Кб (Скачать)

Новым в развитии исламского фактора в республике явилось  распространение воинствующего  течения - ваххабизма, которое ставит перед собой цель насильственного  изменения общественного и государственного устройства, создания исламского государства  на территории Дагестана. Антиконституционная  деятельность ваххабитов деструктивно действовала на общественно-политическую ситуацию, угрожала территориальной  целостности и единству народов  республики. Учитывая это, Народное Собрание Республики Дагестан на своей сессии в сентябре 1999 г. приняло Закон "О  запрете ваххабизма и иной экстремистской деятельности на территории РД". Правительство  республики предприняло энергичные действия по реализации данного закона и недопущению экстремистских действий на религиозной почве.

Демократизация общества способствовали деятельности религиозных  конфессий, усилению их роли и влияния  на все стороны жизни населения  республики. Духовное управление мусульман  Дагестана (ДУМД) является самой влиятельной  мусульманской религиозной организацией в Дагестане.

По данным Комитета Правительства  Республики Дагестан по делам религии, по состоянию на 1 января 2000 г. в республике функционировали 1502 мусульманские  мечети, 13 исламских университетов  и институтов, 25 филиалов вузов, 121 медресе, 97 начальных примечетских школ.

В январе 1999 г. на территории Республик Азербайджана, Дагестана  и Чечни была образована новая, 128 по счету Бакинско-Прикаспийская  епархия Русской Православной Церкви.

Важной формой политической организации, призванной защищать интересы трудящихся, оставались профсоюзы. Наиболее массовым профсоюзным объединением республики являлась Федерация профсоюзов Дагестана (ФПРД). По состоянию на 1 января 2000 г. в составе этого профсоюзного объединения функционировали 5485 первичных  профсоюзных организаций численностью свыше 432 тыс. человек. Кроме того, 50 профсоюзов объединяли 29 тыс. учащихся вузов и техникумов, профессионально-технических  училищ. Несмотря на такую многочисленность, в деятельности профсоюзов республики сохранялись значительные трудности. Они не стали подлинными выразителями интересов трудовых коллективов, не всегда эффективно защищали права трудящихся.

Новым элементом общественно-политической жизни Дагестана стали национальные движения, которые зародились в конце 80-х годов. Создание национальных движений в республике было обусловлено нарастанием  трений и проблем в расстановке  кадров высшего административно-государственного аппарата, трудностями и ошибками в решении социально-экономических  и культурных вопросов конкретных этносов.

Среди наиболее активно  проявивших себя в республике политических организаций и объединений, созданных  по этническому признаку, следует  выделить Аварское народное движение и фронт им. имама Шамиля, кумыкское  национальное движение "Тенглик", лакское - "Гази Кумух", лезгинское - "Садвал", ногайское - "Бирлик".

Ими было проведено немало политических акций и мероприятий, получивших широкий общественно-политический резонанс в республике и далеко за ее пределами. Так, в связи с попыткой государственного переворота в республике, предпринятого 20-21 мая 1998 г., убийством  муфтия Дагестана С. Абубакарова, взрывом  на улице Пархоменко, общественно-политические организации и национальные движения Дагестана выступили с совместными  заявлениями, в которых осудили  организаторов массовых беспорядков, действия которых имели целью  дестабилизировать ситуацию в республике, разрушение единства Дагестана, и призвали властные структуры республики принять необходимые меры для обеспечения мирной жизни Дагестана.

Особенностью общественно-политического  развития Дагестана в 90-е годы являлось то обстоятельство, что в период обострения политической обстановки роль и значение национальных движений резко  усиливались, политические партии и  объединения нередко отходили на второй план.

Являясь разнородными политическими  образованьями, национальные движения отражают весь спектр политических отношений  и противоречий, проявляющихся в  дагестанском обществе. В их деятельности, наряду с позитивной, в ряде случаев  проявились радикалистские, экстремистские тенденции, способные, в конечном счете  вызвать угрозу территориальному единству и национальному миру в республике.

С конца 80-х годов  было начато реформирование структуры  государственной власти в стране. Принято решение об утверждении  президентского поста (первым президентом  СССР в марте 1990 г. на III Съезде народных депутатов был избран М.С. Горбачев). В последующем аналогичные посты были введены в Российской Федерации и ее автономных республиках. Дагестан оказался единственным субъектом Российской Федерации, где это не было сделано. На референдуме, проведенном в июне 1992 г., на вопрос: "Считаете ли Вы необходимым введение поста президента Республики Дагестан, избираемого всенародным голосованием", 87,93% принявших участие в голосовании высказались против. Эта же позиция была подтверждена и на референдуме в апреле 1999 г., когда против введения поста президента Республики Дагестан высказалось 71,6% проголосовавших избирателей.

Нежелание подавляющего большинства граждан введения президентского поста в республике объяснялось  их опасением, что данное должностное  лицо, являясь представителем конкретной национальности, не сможет избежать перекосов в национальной политике в многонациональном регионе, каким являлся Дагестан.

Учитывая многонациональную  специфику и особенность Дагестана, политические партии, общественные организации  и движения пришли к общему мнению о необходимости создания высшего  коллегиального органа исполнительной власти в республике.

В соответствии с новой  Конституцией Республики Дагестан, принятой в июле 1994 г., высшим органом исполнительной власти в Дагестане был объявлен Государственный Совет, членами  которого являлись представители 14 основных народностей Дагестана. Государственный  Совет возглавляет Председатель Государственного Совета Республики Дагестан - глава государства.

Государственный Совет  определяет совместно с Народным Собранием основные направления  внутренней и внешней политики Республики Дагестан, назначает с согласия Народного  Собрания Председателя Правительства  Республики Дагестан; по предложению  Председателя Правительства образует правительство республики, вносит в  него изменения; представляет Народному  Собранию кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного суда, председателя и судей Верховного суда, председателя и судей Высшего  Арбитражного суда, судей районных, городских судов, вносит предложение  о кандидатуре на должность прокурора  Республики Дагестан, а также на должность руководителя республиканского управления Центрального банка.

Государственный Совет  принимает отставку Правительства  Республики Дагестан, членов правительства; назначает и отзывает после консультации с соответствующими комитетами Народного  Собрания дипломатических представителей РД; вводит в соответствии с законом  на территории республики или в отдельных  ее местностях чрезвычайное положение  с незамедлительным сообщением об этом парламенту; назначает референдум Республики Дагестан в порядке, установленном  республиканским законом; проводит кадровую политику; обеспечивает регулирование национальных, территориальных, межгосударственных отношений; награждает государственными наградами Республики Дагестан.

В конце 1988 г. Верховный  Совет СССР принял Закон об изменении  в системе выборов в Советы. Отныне избрание народных депутатов  должно было проводиться на альтернативной основе. Выборы в высший орган власти на новых избирательных принципах  состоялись весной 1989 г.

После известных октябрьских 1993 г. событий в г. Москве и разгона  Верховного Совета Российской Федерации  деятельность Советов народных депутатов  всех уровней повсеместно была приостановлена.

В декабре 1993 г. прошли новые  выборы в Федеральное собрание России. От Дагестана на альтернативной основе в Совет Федерации были избраны  М. Магомедов и Р. Абдулатипов, а  в Государственную думу Федерального собрания - Г. Гамидов и М. Толбоев.

Социально-экономические  и политические изменения в стране и республике обусловили необходимость  разработки и принятия новой Конституции  Республики Дагестан. Практическая работа над проектом новой Конституции  республики была начата с лета 1990 г.

Проект новой Конституции  Российской Федерации был вынесен  на всенародный референдум 12 декабря 1993 г., где получил поддержку основной массы избирателей и вступил  в действие. После этого работа над Основным законом Республики Дагестан активизировалась.

26 июля 1994 г. Конституционное  собрание приняло новую Конституцию  Республики Дагестан. Это событие  большого общественно-политического  значения, достижения мира и основа  организации органов государственной  власти. Закреплен статус суверенного  единого демократического государства  в составе Российской Федерации  - Республики Дагестан.

В соответствии с Конституцией Дагестана государственную власть в республике осуществляют Государственный  Совет, Народное Собрание, Правительство  Республики Дагестан и суды Республики Дагестан.

Председателем Государственного Совета Республики Дагестан был избран Магомедали Магомедович Магомедов, который получил более половины голосов от числа принявших участие  в голосовании членов Конституционного собрания.

В связи с истечением срока полномочий Государственный  Совет, в соответствии с Конституцией РД, внес предложение в Народное Собрание РД о созыве Конституционного собрания, которое состоялось 26 июня 1998 г. Конституционное собрание тайным голосованием вновь избрало Председателем  Государственного Совета РД Магомедова М.М. и новый состав Государственного Совета. Магомедов М. М.15 июня 1998 г. как  Председатель Госсовета РД принял присягу  и вступил в должность.

Государственный Совет  Республики Дагестан как высший исполнительно-распорядительный орган развернул активную работу по стабилизации общественно-политической жизни республики, преодолению негативных тенденций и развитию отраслей народного  хозяйства, решению обостряющихся  социальных проблем. Так, только в 1996 г. на заседаниях Государственного Совета был рассмотрен практически весь спектр вопросов общественно-политической, экономической и культурной жизни  республики, принято 424 указа (в том  числе 29 по вопросам социально-экономической  политики), 190 постановлений, 38 распоряжений.

Народное Собрание (парламент  республики Дагестан), представительный, законодательный орган государственной  власти республики, состоит из 121 депутата, избранных прямым всеобщим и тайным голосованием по одномандатным округам. Председателем Народного Собрания Республики Дагестан в 1994 г. был избран Алиев М.Г., который в 1998 г. вновь  переизбран на эту должность.

Правительство Республики Дагестан, исполнительно-распорядительный орган государственной власти, республики возглавляет председатель, имеющий  двух первых заместителей и трех заместителей председателя.

Осуществляя свои исполнительно-распорядительные функции Правительство Республики Дагестан последовательно проводило  курс на углубление социально-экономических  реформ в республике, усиливало борьбу с преступностью, оперативно принимало  меры по уменьшению последствий финансово-экономического кризиса и осуществляло повседневный контроль за их реализацией.

Особое место в  деятельности органов государственной  власти, научной общественности республики занимали проблемы малочисленных народов  Дагестана. Для решения острых социально-экономических и культурных вопросов решением правительства республики был создан специальный фонд поддержки малочисленных народов. Была подготовлена и принята правительством республики программа "Сохранение и развитие национальной культуры народов Дагестана (1996-2000 гг.)". Как известно, восстановлена письменность цахуров, агулов, рутульцев, велась подготовка педагогических кадров на их языках. Уделялось внимание возрождению и развитию фольклорных элементов художественной культуры, художественных ремесел и других форм традиционной культуры малочисленных народов республики.

Обострение межнациональных  и других противоречий на Кавказе  и в других регионах страны в конце 80-х - в 90-е годы нередко сопровождалось кровопролитными вооруженными столкновениями и межэтническими конфликтами. Усилия же руководства республики, мудрость и дальновидность дагестанских народов  позволили избежать этой страшной опасности. Дагестан на протяжении последнего десятилетия  оставался островком стабильности и мира на Кавказе. Вместе с тем  в республике на протяжении 90-х годов  наблюдалось резкое ухудшение общественно-политической ситуации. В ее основе лежали социально-экономические факторы - кризис в экономике и обнищание основной массы населения республики.

Особую опасность  представляла активизация политического  и религиозного экстремизма, организованных криминальных групп, стремящихся захватить  лидерство в сфере экономики  и рвущихся к власти. Нередкими  в республике стали заказные убийства и террористические акты, направленные главным образом против известных  государственных и общественно-политических деятелей. Пиком напряженности в  республике стали столкновение 20 мая 1998 г. наряда милиции с вооруженной  группировкой на улице Махачкалы, в  итоге, которого были убиты 3 милиционера, и последовавшие за этим 21 мая  массовые беспорядки, окончившиеся захватом здания Государственного Совета и Правительства  Республики Дагестан.

Информация о работе История Дагестана