Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 17:19, курс лекций
краткий курс лекций по Истории Дагестана
Новым в развитии исламского
фактора в республике явилось
распространение воинствующего
течения - ваххабизма, которое ставит
перед собой цель насильственного
изменения общественного и
Демократизация общества
способствовали деятельности религиозных
конфессий, усилению их роли и влияния
на все стороны жизни населения
республики. Духовное управление мусульман
Дагестана (ДУМД) является самой влиятельной
мусульманской религиозной
По данным Комитета Правительства Республики Дагестан по делам религии, по состоянию на 1 января 2000 г. в республике функционировали 1502 мусульманские мечети, 13 исламских университетов и институтов, 25 филиалов вузов, 121 медресе, 97 начальных примечетских школ.
В январе 1999 г. на территории Республик Азербайджана, Дагестана и Чечни была образована новая, 128 по счету Бакинско-Прикаспийская епархия Русской Православной Церкви.
Важной формой политической
организации, призванной защищать интересы
трудящихся, оставались профсоюзы. Наиболее
массовым профсоюзным объединением
республики являлась Федерация профсоюзов
Дагестана (ФПРД). По состоянию на 1 января
2000 г. в составе этого профсоюзного
объединения функционировали 5485 первичных
профсоюзных организаций
Новым элементом общественно-
Среди наиболее активно проявивших себя в республике политических организаций и объединений, созданных по этническому признаку, следует выделить Аварское народное движение и фронт им. имама Шамиля, кумыкское национальное движение "Тенглик", лакское - "Гази Кумух", лезгинское - "Садвал", ногайское - "Бирлик".
Ими было проведено немало
политических акций и мероприятий,
получивших широкий общественно-
Особенностью общественно-
Являясь разнородными политическими образованьями, национальные движения отражают весь спектр политических отношений и противоречий, проявляющихся в дагестанском обществе. В их деятельности, наряду с позитивной, в ряде случаев проявились радикалистские, экстремистские тенденции, способные, в конечном счете вызвать угрозу территориальному единству и национальному миру в республике.
С конца 80-х годов было начато реформирование структуры государственной власти в стране. Принято решение об утверждении президентского поста (первым президентом СССР в марте 1990 г. на III Съезде народных депутатов был избран М.С. Горбачев). В последующем аналогичные посты были введены в Российской Федерации и ее автономных республиках. Дагестан оказался единственным субъектом Российской Федерации, где это не было сделано. На референдуме, проведенном в июне 1992 г., на вопрос: "Считаете ли Вы необходимым введение поста президента Республики Дагестан, избираемого всенародным голосованием", 87,93% принявших участие в голосовании высказались против. Эта же позиция была подтверждена и на референдуме в апреле 1999 г., когда против введения поста президента Республики Дагестан высказалось 71,6% проголосовавших избирателей.
Нежелание подавляющего большинства граждан введения президентского поста в республике объяснялось их опасением, что данное должностное лицо, являясь представителем конкретной национальности, не сможет избежать перекосов в национальной политике в многонациональном регионе, каким являлся Дагестан.
Учитывая многонациональную
специфику и особенность
В соответствии с новой Конституцией Республики Дагестан, принятой в июле 1994 г., высшим органом исполнительной власти в Дагестане был объявлен Государственный Совет, членами которого являлись представители 14 основных народностей Дагестана. Государственный Совет возглавляет Председатель Государственного Совета Республики Дагестан - глава государства.
Государственный Совет
определяет совместно с Народным
Собранием основные направления
внутренней и внешней политики Республики
Дагестан, назначает с согласия Народного
Собрания Председателя Правительства
Республики Дагестан; по предложению
Председателя Правительства образует
правительство республики, вносит в
него изменения; представляет Народному
Собранию кандидатуры для назначения
на должности судей
Государственный Совет принимает отставку Правительства Республики Дагестан, членов правительства; назначает и отзывает после консультации с соответствующими комитетами Народного Собрания дипломатических представителей РД; вводит в соответствии с законом на территории республики или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом парламенту; назначает референдум Республики Дагестан в порядке, установленном республиканским законом; проводит кадровую политику; обеспечивает регулирование национальных, территориальных, межгосударственных отношений; награждает государственными наградами Республики Дагестан.
В конце 1988 г. Верховный Совет СССР принял Закон об изменении в системе выборов в Советы. Отныне избрание народных депутатов должно было проводиться на альтернативной основе. Выборы в высший орган власти на новых избирательных принципах состоялись весной 1989 г.
После известных октябрьских 1993 г. событий в г. Москве и разгона Верховного Совета Российской Федерации деятельность Советов народных депутатов всех уровней повсеместно была приостановлена.
В декабре 1993 г. прошли новые выборы в Федеральное собрание России. От Дагестана на альтернативной основе в Совет Федерации были избраны М. Магомедов и Р. Абдулатипов, а в Государственную думу Федерального собрания - Г. Гамидов и М. Толбоев.
Социально-экономические и политические изменения в стране и республике обусловили необходимость разработки и принятия новой Конституции Республики Дагестан. Практическая работа над проектом новой Конституции республики была начата с лета 1990 г.
Проект новой Конституции Российской Федерации был вынесен на всенародный референдум 12 декабря 1993 г., где получил поддержку основной массы избирателей и вступил в действие. После этого работа над Основным законом Республики Дагестан активизировалась.
26 июля 1994 г. Конституционное
собрание приняло новую
В соответствии с Конституцией
Дагестана государственную
Председателем Государственного Совета Республики Дагестан был избран Магомедали Магомедович Магомедов, который получил более половины голосов от числа принявших участие в голосовании членов Конституционного собрания.
В связи с истечением срока полномочий Государственный Совет, в соответствии с Конституцией РД, внес предложение в Народное Собрание РД о созыве Конституционного собрания, которое состоялось 26 июня 1998 г. Конституционное собрание тайным голосованием вновь избрало Председателем Государственного Совета РД Магомедова М.М. и новый состав Государственного Совета. Магомедов М. М.15 июня 1998 г. как Председатель Госсовета РД принял присягу и вступил в должность.
Государственный Совет Республики Дагестан как высший исполнительно-распорядительный орган развернул активную работу по стабилизации общественно-политической жизни республики, преодолению негативных тенденций и развитию отраслей народного хозяйства, решению обостряющихся социальных проблем. Так, только в 1996 г. на заседаниях Государственного Совета был рассмотрен практически весь спектр вопросов общественно-политической, экономической и культурной жизни республики, принято 424 указа (в том числе 29 по вопросам социально-экономической политики), 190 постановлений, 38 распоряжений.
Народное Собрание (парламент
республики Дагестан), представительный,
законодательный орган
Правительство Республики Дагестан, исполнительно-распорядительный орган государственной власти, республики возглавляет председатель, имеющий двух первых заместителей и трех заместителей председателя.
Осуществляя свои исполнительно-распорядительные
функции Правительство
Особое место в деятельности органов государственной власти, научной общественности республики занимали проблемы малочисленных народов Дагестана. Для решения острых социально-экономических и культурных вопросов решением правительства республики был создан специальный фонд поддержки малочисленных народов. Была подготовлена и принята правительством республики программа "Сохранение и развитие национальной культуры народов Дагестана (1996-2000 гг.)". Как известно, восстановлена письменность цахуров, агулов, рутульцев, велась подготовка педагогических кадров на их языках. Уделялось внимание возрождению и развитию фольклорных элементов художественной культуры, художественных ремесел и других форм традиционной культуры малочисленных народов республики.
Обострение межнациональных
и других противоречий на Кавказе
и в других регионах страны в конце
80-х - в 90-е годы нередко сопровождалось
кровопролитными вооруженными столкновениями
и межэтническими конфликтами. Усилия
же руководства республики, мудрость
и дальновидность дагестанских народов
позволили избежать этой страшной опасности.
Дагестан на протяжении последнего десятилетия
оставался островком
Особую опасность
представляла активизация политического
и религиозного экстремизма, организованных
криминальных групп, стремящихся захватить
лидерство в сфере экономики
и рвущихся к власти. Нередкими
в республике стали заказные убийства
и террористические акты, направленные
главным образом против известных
государственных и общественно-