История Дагестана

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 17:19, курс лекций

Описание работы

краткий курс лекций по Истории Дагестана

Работа содержит 1 файл

ИД.docx

— 353.04 Кб (Скачать)

В 90-е годы, как и  в предшествовавшие десятилетия, важным направлением развития транспорта в  Дагестане оставалось дорожное строительство. Значительный объем работ по строительству  и ремонту дорог и мостов продолжал  выполнять Дагавтодор. Ежегодно в  республике прокладывалось по 90 км новых  дорог, ремонтировалось до 400 км дорог  и строилось около 30 мостов. Только в одном 1996 г. затраты на содержание, ремонт дорог и дорожных сооружений в Дагестане составили 113,3 млрд. рублей. В 1999 г. в республике насчитывалось 1633 населенных пункта, имеющих транспортную связь по дорогам с твердым  покрытием с сетью дорог общего пользования (на 2% больше, чем в 1998 г.). Увеличение автотранспорта сопровождалось изменением структуры собственности  транспортных средств в пользу негосударственных  форм. В 1999 г. автопарк республики по сравнению  с 1995 г. вырос на 4%, а к уровню 1990 г. - на 13%. Общее число автомобилей в Дагестане достигло 166,5 тыс. единиц. На долю автомобильного транспорта республики в 1999 г. приходилось 45,6% грузооборота (в 1998 г. - 61,4%, 1997 г. - 55,3%).

События в соседней Чеченской  республике вынудили железнодорожников  Дагестана перейти на сокращенный  режим эксплуатационных работ. Для  нормализации транспортной связи республики с центральными регионами страны в четвертом квартале 1996 г. были начаты работы по строительству железнодорожной  ветки Карланюрт - Кизляр протяженностью 78 км, проведенной в обход Чечни. Завершение ее прокладки к концу 1997 г. позволило значительно облегчить  железнодорожное сообщение республики с другими регионами страны. Однако кризис в экономике страны и республики неблагоприятно отразился на общем  объеме перевозимых железнодорожным  транспортом грузов. В 1998 г. железнодорожным  транспортом Дагестана было перевезено 1342,7 тыс. тонн грузов. Этот объем в 13,9 раза уступал показателю 1990 г. Не полностью  использовались производственные мощности Махачкалинского морского порта. Работы по его реконструкции из-за недостаточного финансирования производились низкими  темпами.

В 90-е годы дальнейшее развитие получила материально-техническая  база связи. Было налажено сотрудничество АО "Дагсвязьинформ" с южно-корейской  фирмой "Самсунг". В 1996 г. была пущена в эксплуатацию система сотовой  связи совместного предприятия "Дагестанская сотовая связь", обслуживающая  Махачкалу и Каспийск, а также  система пейджинговой связи в  Махачкале. Только в 1998 г. дополнительно  в республике было введено в действие 4950 номеров АТС, что в 7,6 раза больше, чем в 1997 г.

Таким образом, в 90-е  годы кризис в промышленности страны, явившийся следствием непродуманных  либеральных реформ, наиболее болезненно проявился в Дагестане в силу особенностей его экономического развития и политического положения.

Радикальная экономическая  реформа, начатая в стране в 1992 г., нашла отражение и в сельском хозяйстве. Развернувшаяся аграрная реформа  преследовала цель изменения форм собственности  на селе и создания многоукладной  экономики сельского хозяйства. Определяющими в организации  производства продукции в этой сфере  экономики должны были стать частные  индивидуальные крестьянские хозяйства  в различных формах и видах.

Структурные преобразования сельского хозяйства разворачивались  в условиях усиления экономического кризиса, охватившего все отрасли  народного хозяйства, в том числе  и сельского хозяйства. Объем  сельскохозяйственного производства в целом по стране в середине 90-х  годов упал на 70% по сравнению с 1991-1992 гг. На 20 млн. голов уменьшилось поголовье  крупного рогатого скота.

С начала осуществления  радикальной экономической реформы  началось падение объемов сельскохозяйственного  производства и в Дагестане. Однако здесь оно было в меньших масштабах, чем в целом по стране. В 1995 г. по сравнению с 1990 г. валовая продукция  сельского хозяйства в республике уменьшилась на 23%. Это, несмотря на то, что инвестиции, направляемые на развитие сельского хозяйства, сократились  значительно больше, чем в другие отрасли экономики республики. В  значительной степени это было обусловлено  тем, что в Дагестане до начала рыночных реформ в аграрном секторе  немалую часть продовольствия давали личные подсобные хозяйства граждан, оказавшиеся более устойчивыми  в рыночной стихии по сравнению с  предприятиями общественного сектора.

Поддержка коллективных форм организации и ведения сельского  хозяйства была выражена и на референдуме, проведенном в республике в июне 1992 г. по земельному вопросу, на котором  около 84% участвовавших в нем высказались  против передачи земли в частную  собственность. Такая позиция во многом определялась нехваткой пахотной земли в Дагестане и опасением  ее концентрации в руках определенных групп и лиц.

Перерегистрация колхозов и совхозов не остановила преобразование отношений собственности в аграрном секторе экономики Дагестана. Наблюдались  определенные изменения в общем  числе, формах и видах общественной организации сельскохозяйственного  производства. К концу 1995 г. в республике имелось 775 сельскохозяйственных предприятий. В результате реорганизации колхозов, совхозов, межхозяйственных производств  было образовано 25 акционерных обществ, 8 сельскохозяйственных кооперативов, 6 новых совхозов, 2 малое сельскохозяйственное предприятие, 70 колхозов, совхозов были переданы в подчинение различным  концернам: "Имамат", "Дербент", "Ириб", "Вирттал", "Дагестанхозводстрою", Махачкалинскому отделению Северо-Кавказской железной дороги, АО "Дагэнерго" и  др.

Во второй половине 90-х  годов в Дагестане происходил дальнейший рост числа коллективных хозяйств, в значительной степени  обусловленный расчленением крупных  колхозов, совхозов и образованием на их базе новых сельскохозяйственных предприятий. К концу 1999 г. в республике насчитывалось 848 сельскохозяйственных предприятий. Иными словами, и на этом переломном этапе развития российского  общества колхозы, совхозы и другие коллективные хозяйства оставались в республике одной из важных форм организации и ведения сельского  хозяйства.

С начала 90-х годов  происходит заметное усиление тенденции  на расширение личных подсобных хозяйств граждан республики и повышение  их роли в производстве сельскохозяйственной продукции. Расширению площадей под  личными подсобными хозяйствами  граждан способствовала организация  специального земельного фонда в  сельских и поселковых администрациях республики (1992 г.) с целью последующего наделения сельских жителей и  горожан для налаживания и  расширения личных подсобных и фермерских хозяйств. Всего за период реформы  в ведение сельских, поселковых и  городских администраций на 1 января 2000 г. было передано 976,8 тыс. га земель, создан фонд перераспределения на площади 62,1 тыс. га.

С начала 90-х годов  в стране начинают зарождаться фермерские хозяйства, на которые инициаторы аграрных преобразований возлагали большие  надежды. Предполагалось, что они  станут основными производителями  сельскохозяйственной продукции. Были обещаны материально-финансовая поддержка, налоговые и иные льготы. К их массированной пропаганде подключились средства массовой информации. Все  это сыграло свою роль. Темпы их создания на первых порах в стране были весьма значительны. К началу ноября 1992 г. их численность составила уже 161,7 тыс. хозяйств, получивших в свое владение 6,8 млн. га. К маю 1993 г. число  фермерских хозяйств в стране достигло 243 тыс. с 10,4 млн. га, а к ноябрю 1993 г. - 268 тыс. с 11,2 млн. га земли.

Первые фермерские хозяйства  в Дагестане появились в конце 80 начале 90-х годов. На 1 января 1992 г. в республике имелось 392 фермерских хозяйства, за которыми закреплено 1730 га земли. На становлении фермерства сказывались малоземелье республики и приверженность основной массы  сельских тружеников общественным формам хозяйствования.

Несмотря на это, в  республике наблюдался рост числа фермерских хозяйств. На развитие фермерских хозяйств Республики Дагестан в течение 1992 г. по линии Ассоциации крестьянских хозяйств был выделен кредит в сумме 1,2 млрд. рублей, который получили 476 хозяйств и 13 ассоциаций. Кредиты предоставлялись  за умеренные проценты.

В 1995 г. в Дагестане  непосредственно сельскохозяйственным производством занималось не более  трети крестьянских (фермерских) хозяйств. Одной из причин, сдерживавших развитие фермерских хозяйств в республике, оставалась земельная проблема. Средний  размер земель, закрепленных за одним  фермерским хозяйством в Дагестане, являлся одним из самых малых  в России. Действовала своего рода "уравниловка" (и на плоскости и в горах - не более 5 га), не учитывалась и специализация хозяйств. Крайне неудовлетворительным являлось их материально-техническое и финансовое обеспечение. Все это приводило к тому, что значительная часть организованных фермерских хозяйств вынуждена была прекращать свою деятельность, распадалась. Поданным Роскомзема, в 1995 г. на 100 вновь образованных фермерских хозяйств приходилось 96 ликвидированных, 1,12 млн. гектаров и фермерских земель пустовали и зарастали сорняками.

Несмотря на организационные, материально-финансовые и иные трудности, рост фермерских хозяйств продолжался. В течение 1996 г. в Дагестане было создано 109 новых крестьянских (фермерских) хозяйств.

Преобразования, осуществленные в аграрном производстве в 90-е годы, привели к созданию основ многоукладности  в сельском хозяйстве Дагестана.

Кризис, начавшийся в  сельском хозяйстве страны с начала 90-х годов, был обусловлен резким сокращением государственного финансирования агропромышленного комплекса, диспаритетом цен на промышленные товары и сельскохозяйственную продукцию. Сокращение объемов производства сельскохозяйственной продукции началось, прежде всего, в общественном секторе  агропромышленного производства.

Валовые сборы зерновых культур в общественных хозяйствах Дагестана уменьшились, серьезный  урон был нанесен садоводству  и виноградарству республики. Потери понесло и общественное животноводство - отрасль, требующая для своего восстановления более длительного времени, сил  и средств, чем растениеводство.

Экономическое положение  сельскохозяйственных предприятий  Дагестана оставалось сложным. Для  улучшения условий функционирования сельского хозяйства в 1998 г. были установлены лимиты дотаций и  компенсаций сельхозпроизводителям.

Продолжавшийся кризис в агропромышленном комплексе республики создал значительные трудности в  обеспечении населения продовольствием. По многим основным показателям потребления продуктов населением Дагестан существенно уступал общероссийским. Лишь по зерну норма потребления на душу населения в Дагестане была выше, чем в других регионах страны. Это обеспечивалось за счет завоза в республику ежегодно примерно 350 тыс. тонн зерна и зернопродуктов.

В целом за годы осуществления  радикальной экономической реформы  ситуация в агропромышленном комплексе  Дагестана резко ухудшилась. Наблюдалось  резкое сокращение площадей во всех категориях хозяйств республики (за исключением  овощных) и сокращение поголовья  крупного рогатого скота, овец и коз. К 1998 г. показатели 1991 г. были превышены  по свиньям и птице на сельскохозяйственных предприятиях.

В результате вторжения  незаконных бандформирований с территории Чеченской республики в августе 1999 г. сельскому хозяйству Дагестана  был нанесен ущерб в размере 198 млн. рублей. Из этой суммы 114 млн. рублей пришлись на Цумадинский, Ботлихский и  Новолакский районы, где происходили  основные боевые действия. Это осложнило  общую ситуацию в агропромышленном комплексе республики.

Вторая половина 80-х - 90-е годы характеризовались развитием  многоукладности в сельском хозяйстве  Дагестана, как и в целом страны. Традиционно высокая доля личного  подсобного хозяйства в производстве аграрной продукции снизила негативное влияние экономического кризиса. Падение  объемов сельскохозяйственного  производства в 90-е годы в республике наблюдалось в меньших объемах, чем в целом по стране.

2. Общественно-политическая  жизнь

Политические преобразования и реформы в стране и республике обуславливали тенденции и направления  в общественно-политической жизни  горного края. На ход, темпы и итоги  политических преобразований, общественно-политическую ситуацию в Дагестане непосредственное воздействие оказывали трудности  в экономике, обострение социальных противоречий, многонациональная специфика, изменение геополитической обстановки на Кавказе и военные действия в регионе, особенно в соседней Чеченской республике.

Политическое развитие страны во второй половине 80-х годов  характеризовалось постепенной  утратой Коммунистической партии влияния  и монополии на руководство обществом, возникновением и развитием многопартийности.

В Дагестане, как и  в целом в стране, многопартийная система начала складываться на рубеже 80-90-х годов. На начало декабря 1991 г. Министерством юстиции республики было зарегистрировано 36 политических партий, общественно-политических движений и объединений.

Социально-экономические  и политические процессы в стране и республике, поляризация общества в 90-е годы обусловили зарождение и  развитие новых политических партий и общественно-политических объединений, изменение их политической окраски  и целей. Всего на 1 января 2000 г. Министерством  юстиции Республики Дагестан было зарегистрировано 820 политических партий, национальных движений, общественных и религиозных  организаций, общественных фондов.

Общественные движения и партии левой ориентации представляли 13 объединений, собранных вместе под  эгидой Дагестанского отделения  Народно-патриотического союза России (ДО НПСР). Наиболее многочисленной в  республике оставалась Коммунистическая партия Дагестана. О силе и влиянии  Коммунистической партии и других политических организаций левой ориентации в  республике свидетельствует и тот  факт, что по итогам выборов 2000 г. в  Государственную думу Российской Федерации (по общефедеральным и партийным  спискам) выбраны два их представителя - С. Решульский и X. Гамзатова.

Правое крыло политического  спектра было представлено общественно-политическим объединением "Демократический Дагестан", в который входили несколько  партий и движений. Оно выступало  в поддержку либеральных рыночных реформ, проводившихся в стране, за углубление и развитие демократических преобразований в республике.

Общественно-политического  пространства правого толка в  республике занимает исламский фактор, выразителем которого выступает, прежде всего, Исламская партия Дагестана. Идейной основой своей деятельности эта партия считает демократию, опирающуюся  на традиционные исламские ценности.

Информация о работе История Дагестана