Исторические условия возникновения и особенности общественного строя древневосточного государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 21:35, доклад

Описание работы

Возникновение первых государств на Древнем Востоке объясняется благоприятным сочетанием географических и климатических условий. Историки обратили внимание, что первые ранние цивилизации возникли в долинах крупных рек.

Работа содержит 1 файл

Семинары по древнему востоку игп.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

 

Довольно сильная власть отца над  детьми проявлялась в возможности  продавать их, отдавать в качестве заложников за долги, отрезать язык за злословие на родителей. Тем не менее закон ограничивал эту власть. Так, отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления. Законы Хаммурапи признают усыновление детей.

Наследование по завещанию уже имеет силу, но с известными ограничениями. Преимущественным способом наследования является наследование по закону. В качестве наследников выступали: дети, усыновленные дети, внуки, дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими.

  Известными  имущественными  правами пользовалась  также и вдова:  она получала  свое  приданное и вдовью  долю,  если  муж дал ее  ей.  Если  же  муж при жизни не  оставил супруге вдовьей доли,  то  она получала  из  наследства  долю,  подобную  доле  одного  наследника.  В  любом  случае  она  могла  и  дальше  жить  в  доме  своего  мужа,  правда  не  могла  распоряжаться  им,  "отдавать  за  серебро".  Причем  ее  дети  не  могли  насильно  выселить  ее  из дома.

 

 

 Для Древней Индии характерна  большая патриархальная семья. Глава семьи — муж. Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей. Брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью.

Законы Ману определяют положение женщины следующим образом: в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости — мужа, после смерти мужа — под властью сыновей, ибо «женщина никогда непригодна для самостоятельности». Законы Ману прямо требуют от жены почитать своего мужа как бога, даже если он лишен добродетели.

Хотя законы Ману как высшую дхарму между мужем и женой провозглашают  «взаимную верность до смерти», муж  мог иметь несколько жен, развестись с женой. Жена же не могла покинуть семью, даже если муж ее продал и  оставил. Она продолжала считаться его женой. За измену жена подвергалась страшным карам, вплоть до смертной казни. Согласно традиции, жена должна была принадлежать той же варне, что и муж. Мужчинам разрешалось в исключительных случаях вступать в брак с женщинами из низшей варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей группы запрещалось. Особенно серьезным грехом считалась женитьба шудры на брахманке. Также всесильной была власть отца над своими детьми.

Все имущество семьи было ее общим  достоянием, но управлялось главой семьи. После смерти родителей имущество либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который становился опекуном живших в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им по 1/4 своей доли для приданого. Наследования по завещанию древнеиндийское право не знало.

 

Уголовное право + судопроизводство Древнего Востока

 

Как и другие древние кодификации, законы Хаммурапи не дают общего понятия  преступления и перечня всех тех  деяний. Ничего не говорится в законах о государственных и религиозных преступлениях, всегда караемых смертью. Из содержания кодификации можно выделить лишь три вида преступлений: против личности, имущественные и против семьи.

Среди преступлений против личности законы называют неосторожное убийство (об умышленном ничего не говорится). Довольно подробно в законах говорится о различного рода членовредительствах: о повреждении глаза, зуба, кости. Во всех случаях при определении наказания действовал принцип талиона: виновного постигала та же участь, что и потерпевшего. В случае причинения побоев с преступника взимался определенный штраф.

К имущественным преступлениям, указанным  в законах, следует отнести кражу  скота, рабов. Укрывательство рабов, снятие с них клейма законы определяли как преступные действия. Отличным от кражи преступлением законы называли грабеж. Все имущественные преступления наказывались очень сурово. Это была либо смертная казнь, либо членовредительство, либо огромный штраф, многократно превышающий стоимость украденного. В случае неуплаты такого штрафа должника казнили.

Среди преступлений, подрывающих устои  семьи, законы называют прелюбодеяние (причем только со стороны жены), кровосмешение. Названы преступлениями действия, подрывающие  отцовскую власть.

Виды наказаний, предусмотренные  законами Хаммурапи, определялись их целью- возмездием. Поэтому при определении наказания законодатель довольно часто руководствовался принципом талиона. Основным видом наказаний являлась смертная казнь в самых различных вариантах: сожжение, утопление, посажение на кол; членовредительские наказания: отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т. п.; штрафы, изгнание.

Процесс был одинаков как по уголовным, так и по гражданским делам. Дело начиналось с заявления потерпевшей  стороны. В качестве средств доказывания служили свидетельские показания, клятвы, ордалии. Нормы процессуального права требовали от судей лично «исследовать дело». Судья не мог изменить свое решение. Если он это делал, то платил штраф в 12-кратном размере суммы иска и лишался своего места без права судить когда-либо.

 

С одной стороны, уголовное право, представленное в законах Ману, отличается довольно высоким для своего времени  уровнем развития, что проявляется  в указании на формы вины (умысел и неосторожность), на рецидив, на соучастие, на тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне. С другой стороны, законы отражают пережитки старины, о чем свидетельствует сохранение принципа талиона, ордалия, ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.

Среди преступлений, называемых законами Ману, на первом месте стоят государственные.

Среди имущественных преступлений большое внимание уделяется краже, при этом царь призывается к обузданию воров. Следует отметить, что законы четко различают кражу как тайное похищение имущества от грабежа, совершаемого в присутствии потерпевшего и с применением насилия к нему. Меры наказания, применяемые к вору, зависели от того, был ли он задержан на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Пойманного с краденым и с воровским инструментом законы предписывали казнить не колеблясь.

Законы Ману осуждали всякое насилие, совершенное над личностью. Насильника считали худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой. К насилию относились и убийство, и телесные повреждения. Умышленное убийство влекло за собой смертную казнь. Убийство при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов (необходимая оборона) не наказывалось.

Довольно много статей направлено на укрепление семейных отношений. Законы устанавливали суровое наказание  за прелюбодеяние, за посягательство на честь женщины.

Вместе с тем при определении  наказания за телесные( повреждения и оскорбления довольно ярко проявляется классовая сущность древнеиндийского права, поскольку наказание зависело потерпевшего к определенной варне.

Среди видов наказания следует  назвать смертную казнь (для брахмана она заменялась бритьем головы) в  различных вариантах и членовредительские наказания, штрафы, изгнание, тюремное заключение.

Кровная месть в законах не упоминается, видимо, в то время она уже не применялась.

Законы Ману дают общее представление  об уголовном процессе того времени. Отделения суда от администрации  не существовало. Верховный суд вершил царь с брахманами. Не было различия между уголовным и гражданским процессом, и процесс носил состязательный характер. Законы называют поводы для рассмотрения исков: неуплата долга, заклад, продажа чужого, соучастие в объединении, неотдача данного, неуплата жалованья, нарушение соглашения, отмена договора купли-продажи, спор хозяина с пастухом, спор о границе, клевета и оскорбление, кража, насилие, прелюбодеяние, раздел наследства, игра в кости и битье об заклад. Всего восемнадцать поводов судебного разбирательства. Дела тяжущихся сторон рассматривались, следуя порядку варн.

Основным источником доказательств  служили свидетельские показания. Законы весьма детально регламентируют их использование. Ценность показаний  соответствовала принадлежности свидетеля к определенной варне.

 

 

 




Информация о работе Исторические условия возникновения и особенности общественного строя древневосточного государства