Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:55, контрольная работа
Целью исследования является изучение исторической школы права. Было бы неправильным не изложить в данной работе учения различных правовых школ, учения о природе и происхождении права.
Задачи вытекают из поставленной цели:
исследование основных направлений учения о праве;
исследование влияние исторической школы права на законотворческую деятельность;
исследование воззрений основоположников исторической школы права.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА
1.1 Условия возникновения исторической школы права…………………….4
1.2 Философия исторической школы права......................................................6
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ УЧЕНИЯ О ПРАВЕ
2.1 Естественно-правовая теория .....................................................................11
2.2 Реалистическая школа права……………...................................................12
2.3 Социологическая школа права ...................................................................12
2.4 Нормативистская теория права……………………………………………13
2.5 Психологическая теория права……………………………………………15
2.6 Материалистическая теория права………………………………………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................20
Петражицкий обосновывает,
что право выполняет
Несмотря на известную
теоретическую сложность и «
2.6 Материалистическая теория права
Материалистическая теория права представлена в работах основоположников марксизма-ленинизма и их последователей. В основе материалистической теории лежит тезис о том, что право есть выражение и закрепление воли экономически господствующего класса. «Как и государство, оно является продуктом классового общества. Его содержание носит классово-волевой характер. «Помимо того, - писали К. Маркс и Ф. Энгельс, - что господствующие индивиды при данных отношениях должны конституировать свою силу в виде государства, они должны придать своей воле, обусловленной этими определенными отношениями, всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде закона». Таким образом, возникновение и существование права объясняется необходимостью нормативного регулирования общественных отношений в интересах экономически господствующего класса». [8, c. 632].
«Марксистско-ленинское учение видит сущность права в его классовости и материальной обусловленности. Отвергая буржуазные представления о праве, Маркс и Энгельс писали: «Ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса». Экономическая обусловленность права является важнейшим принципиальным положением марксистской теории. Критикуя Прудона, считавшего произвол, усмотрение правителя решающей причиной экономической жизни, Маркс отмечал: «Поистине нужно не иметь никаких исторических сведений, чтобы не знать того факта, что во все времена правители вынуждены «были подчиняться экономическим условиям и никогда не могли предписывать им закона. Как политическое, так и гражданское законодательство всегда лишь выражало, заносило в протокол требования экономических отношений». [9, c. 554].
Впоследствии положение
марксизма о классово-волевом
содержании права было перенесено нашей
юридической наукой на отечественное
право. Утверждалось, что в обществе,
где отсутствуют
Отсюда следует вывод, что при равном труде, при равном участии в общественном потребительском фонде один получит на самом деле больше, чем другой, окажется богаче другого. Чтобы избежать всего этого, право вместо того, чтобы быть равным, должно быть неравным, учитывать естественное неравенство людей.
Заключение
Исследовав учение исторической школы права, мы приходим к двояким выводам. Конечно, само по себе намерение превзойти понимание права как произвольной людской выдумки, застывшего неизменного постулата природы и т.п. и дать трактовку правовых институтов как закономерного исторического продукта общественной жизни заслуживает всяческого одобрения. Однако историзм рассматриваемой нами школы – историзм ущербный. Во-первых, он постулирует неизменность раз и навсегда данного самобытного народного духа. Во-вторых, развитие он понимает не как цепь качественных преобразований, совершающихся в процессе исторической эволюции, а как простое, хронологически последовательное, механическое развертывание изначального содержания таинственного «духа» народа.
Идея «народного духа», которую
насаждали в юриспруденции Г.
Гуго, К. Савиньи, Г. Пухта, в те времена
и позже, в общем, мало импонировала
исследователям и нашла немного
почитателей. Но в философско-юридических
суждениях исторической школы права
положительное значение имела критика
умозрительных представлений
Консервативная по своим практически-политическим выводам, историческая школа права, тем не менее, пополнила социологическую и юридическую теорию плодотворными гипотезами, ценными наблюдениями методологического порядка. Во всяком случае, дальнейший прогресс научного знания в области прав, имевшей место в XIX в., трудно понять без учета деятельности этой школы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: