Историческая школа права

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:55, контрольная работа

Описание работы

Целью исследования является изучение исторической школы права. Было бы неправильным не изложить в данной работе учения различных правовых школ, учения о природе и происхождении права.
Задачи вытекают из поставленной цели:
исследование основных направлений учения о праве;
исследование влияние исторической школы права на законотворческую деятельность;
исследование воззрений основоположников исторической школы права.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА

1.1 Условия возникновения исторической школы права…………………….4
1.2 Философия исторической школы права......................................................6

ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ УЧЕНИЯ О ПРАВЕ

2.1 Естественно-правовая теория .....................................................................11
2.2 Реалистическая школа права……………...................................................12
2.3 Социологическая школа права ...................................................................12
2.4 Нормативистская теория права……………………………………………13
2.5 Психологическая теория права……………………………………………15
2.6 Материалистическая теория права………………………………………..17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................20

Работа содержит 1 файл

История политических и правовых учений.docx

— 48.36 Кб (Скачать)

К этим исходным сущностным определениям права (или к определениям сущности права) в процессе так называемой «позитивации» права, его выражения  в виде закона, добавляется новое  определение – властная общеобязательность того, что официально признается  и устанавливается как закон (позитивное право) в определенное время и  в определенном социальном пространстве.

Но закон (то, что устанавливается  как позитивное право) может как  соответствовать, так и противоречить  праву, быть (в целом или частично) формой официально-властного признания, нормативной конкретизации и  защиты, как права, так и иных (не правовых) требований, дозволений и  запретов. Только как форма выражения  права закон (позитивное право) представляет собой правовое явление. Благодаря  такому закону принцип правового  равенства (и вместе с тем всеобщность  равной меры свободы) получает государственно-властное, общеобязательное признание и защиту, приобретает законную силу. Лишь будучи формой выражения объективно обусловленных  свойств права, закон становится правовым законом.  Правовой закон  это и есть право, получившее официальную  форму признания, конкретизации  и защиты, словом – законную силу, т.е. позитивное право, обладающее объективными свойствами права.

«Правовой закон – это адекватное выражение права в его официальной признанности, общеобязательности, определенности и конкретности, необходимых для действующего позитивного права». [6, c. 501].

Право тем самым в своем  аксиологическом измерении выступает  не как неформализованный (формально-фактический) носитель моральных (или смешанных  морально-правовых) ценностей, что характерно для естественно-правового подхода, а как строго определенная форма  именно правовых ценностей, как специфическая  форма правового долженствования, отличная от всех других (моральных, религиозных и т.д.) форм долженствования и ценностных форм.

Данная концепция правовой (формально-правовой) трактовки фундаментальных  ценностей человеческого бытия (равенства, свободы, справедливости) в качестве основных моментов правовой формы долженствования  четко очерчивает и фиксирует  ценностный статус права.

В либертарной концепции  речь, следовательно, идет об оценке (ценностном суждении и оценке) с позиций права  правового смысла и значения закона (позитивного права) и наличного, эмпирически реального государства, об их правовом качестве, об их соответствии (или несоответствии) целям, требованиям, императивам права как ценностно-должного. Право при этом выступает как  цель для закона (позитивного права) и государства. Это означает, что  закон (позитивное право) и государство должны быть ориентированы на воплощение и осуществление требований права, поскольку именно в этом состоят их цель, смысл, значение. Закон (позитивное право) и государство ценны лишь как правовые явления. В этом ценностно-целевом определении и оценке закон (позитивное право) и государство значимы лишь постольку и настолько, поскольку и насколько они причастны праву, выражают и осуществляют цель права, ценны в правовом смысле, являются правовыми.

Таким образом, ценность закона (позитивного права) и государства, согласно развиваемой нами концепции  либертарно-юридической аксиологии, состоит в их правовом значении и  смысле. Цель права как должного в отношении закона и государства  можно сформулировать в виде следующего ценностно-правового императива: закон  и государство должны быть правовыми. Правовой закон и правовое государство  – это, следовательно, правовые цели-ценности реально закона (позитивного права) и государства.

 

 

ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ УЧЕНИЯ О ПРАВЕ

2.1 Естественно-правовая теория

Как научное течение эта  теория имеет длительную историю. Ее основные положения формировались  еще в древности, но наиболее завершенную  форму получила в период буржуазных революций XVII – XVIII вв.

Суть данной теории состоит  в том, что кроме позитивного  права, которое создается государством, существует общее для всех людей  естественное право, стоящее над  позитивным правом. Последнее основывается именно на требованиях естественного  права (права на жизнь, свободное  развитие, труд, участие в делах  общества и государства). Понятие  естественного права включает в  себя представления о прирожденных и неотъемлемых правах человека и  гражданина, которые являются обязательными  для каждого государства. Еще  римские юристы наряду с гражданским  правом и правом народов выделяли естественное право (jus naturale) как отражение законов природы и естественного порядка вещей. Цицерон говорил, что закон государства, противоречащий естественному праву, не может рассматриваться как закон.

Фундаментальную разработку теория естественного права получила в работах Локка, Руссо, Монтескье, Гольбаха, Радищева и других мыслителей. Изложенные в них идеи нашли отражение  в американской Декларации независимости (1776 г.), во французской Декларации прав и свобод гражданина (1789 г.) и во многих других государственных актах. Естественные, прирожденные права человека получили конституционное закрепление во всех современных правовых государствах.

«В цивилизованном обществе нет оснований для противопоставления естественного и позитивного прав, так как последнее закрепляет и охраняет естественные права человека, составляя единую общечеловеческую систему регулирования общественных отношений». [7, c. 172].

2.2 Реалистическая школа права

Основателем реалистической теории права был известный юрист  Рудольф Иеринг. По Иерингу, право  есть защищенный государством интерес. Оно гарантирует жизненные интересы личности, помогает удовлетворению разнообразных  потребностей людей. Право принадлежит  не тому, кто изъявляет волю, а  тому, кто пользуется им. Субъектом  права является тот, кому предназначено  пользоваться правом. Задача права  состоит в том, чтобы гарантировать  это пользование. Борьба народов, государственной  власти, сословий и индивидов с  беззаконием лежит в самой  сущности права.

Достойно уважения и признательности  утверждение сторонников реалистической теории права о том, что право  как средство достижения цели выступает  в этом качестве необходимым инструментом организации, поддержания и сохранения общества. Право без государственной  власти, по их мнению, есть пустой звук. Только власть, применяющая нормы права, делает право таким, какое оно есть и каким должно быть. Борьба за право – это обязанность лица, правомочного перед самим собой, а защита права, то есть противодействие нарушению, - обязанность не только по отношению к самому себе, но и по отношению к целому обществу, государству: каждый, защищая свое право, отстаивает тем самым нормы объективного права, на которых зиждется его субъективное право.

Несмотря на внешнюю «воинственность» реалистической концепции Иеринга, она в определенных аспектах соединяет  представления о праве различных  теорий: органической, естественной, экономической, психологической.

 

2.3 Социологическая школа права

Социологическая школа права  – одно из основных направлений  правоведения XX века. В отличие от правового позитивизма, сводившего задачи юридической науки к формально-логическому изучению действующего права, социологическая школа перемещает центр тяжести на изучение «живого права», то есть системы правоотношений, поведения людей в сфере права.

Основателем социологического направления в юриспруденции  является Эрлих, в России эту школу  представляли С. М. Муромцев и Г. Ф. Шершеневич.

Разновидностью социологического направления является теория солидаризма, которую представляет французский  юрист Леон Дюги. Он считает, что  в обществе не должно быть ни права  коллектива приказать индивиду, ни права индивида противопоставлять  свою личность коллективу или другим гражданам. Люди должны быть подчинены  обязательной для всех норме, вытекающей из общей солидарности.

В трактовке Дюги социальная норма – это норма поведения, прилагаемая к внешним выражениям общественной жизни. Она источник человеческого  благополучия и стоит выше государства. Правила социальной солидарности, подчеркивает Дюги, и составляют объективное право, которое не подчинено государству, но подчиняет себе государство.

Отвлекаясь от формальных признаков права, социологическая  теория наполняет его социальным содержанием, доказывает, что право  является уравновешивающей силой в  жизни общества. Идеи данной теории четко выражают сущность правового  государства, в котором само государство, и его граждане должны подчиняться правовым предписаниям в интересах общего блага.

 

2.4 Нормативистская теория права

Нормативистское направление объединяет неоднозначные взгляды на право и его роль в общественной жизни, хотя в них просматривается и определенное единство. Впервые теоретические положения нормативизма были изложены  Р. Штаммлером, который определяет право как внешнее регулирование социальной жизни, целью которого является удовлетворение потребностей человека. Совместное действие связанных в обществе людей он называет социальной материей или хозяйством. В развитии права усматривается развитие самого общества. Закономерность социальной жизни есть закономерность ее правовой формы, уразумение и следование основной идее права, как конечной цели человеческого общества. Указанная закономерность проявляется только в такой социальной жизни, регулирование которой осуществляется в интересах свободы каждого, кто находится в сфере права. Идеал общества – это общество «свободно хотящих людей», в котором всякий считает своими объективно правомерные цели другого.

В нормативно-правовом регулировании  видел средство удовлетворения общественных потребностей и прогрессивных социальных преобразований видный русский профессор  П. И. Новгородцев.

В наиболее концентрированном  виде основные положения нормативизма изложены венским юристом Г. Кельзеном. Он считал, что юридическая наука  должна изучать право «в чистом виде», вне связи с политическими, нравственными  и другими оценками, так как  в ином случае наука теряет объективный  характер и превращается в идеологию. Исходным для концепции Кельзена является представление об «основной  норме» как норме, которая обосновывает эффективность и юридическую  силу всех остальных норм.

Согласно данной теории вся  система права имеет ступенчатое  строение, то есть последовательно  выводится из основной нормы, образуя  иерархию норм. Поэтому задача теории состоит в том, чтобы в каждом конкретном правовом явлении вскрыть  его соответствие верховной норме, обладающей высшей юридической силой. Несмотря на то, что нормативистская  теория «суверенную» норму считает  предполагаемой, она доказывает необходимость  соподчинения правовых норм по степени  их юридической силы. В этом смысле закону, как нормативно-правовому  акту, обладающему высшей юридической  силой, должны соответствовать все  подзаконные правовые акты. Без этого правовое регулирование не может достигнуть своей цели.

С другой стороны, заслуга  нормативистской теории состоит  в том, что она вычленила формальные признаки права, которые и составляют его юридическую сущность. Абстрагируясь  от всех внешних факторов, определяющих содержание права, нормативисты излагают свою позицию по вопросу, что есть право как нормативный регулятор  общественных отношений.

Исходя из своих научных  представлений, нормативистская теория оставила идею правовой государственности. Многие ее сторонники выступали против противопоставления государства и  права, определяли государство как  единство внутреннего смысла всех правовых положений, как осуществление и  воплощение правовых норм в единый правопорядок. Кельзен считал, что  государство столь же мало мыслимо  без права, как и право без  государства. И то и другое – две  стороны единого явления. Власть есть право. Право и обязанности  государства ничем не отличаются от прав и обязанностей других лиц, ибо, как в первом, так и во втором случае они определяются законом.

 

2.5 Психологическая теория права

Значительное распространение  данная теория получила в начале XX века в фундаментальных воззрениях видного русского ученого Л. И. Петражицкого, а затем и в работах зарубежных авторов: Дьюи, Мэрилла, Росса, Элиота и других.

Петражицкий считал, что  эмпирическая наука изучает два  вида бытия – физическое и психическое. Право, как одно из явлений этого  бытия, принадлежит к миру психики  и представляет собой императивно-атрибутивное (обязательно-притязательное) переживание  людей. Человеческие поступки могут  быть свободными и связанными. Сознание внутренней связанности воли, поведения  человека Петражицкий именует этическим сознанием. Это сознание этического долженствования. В основе его лежат особые эмоции, которые переживаются как внутренняя помеха свободе и которые побуждают человека к какому-либо действию. Нормы, как авторитарные запреты и веления, есть лишь отражение этих переживаний.

В основе правовых переживаний  лежат атрибутивные (притязательные) эмоции долга, а в основе нравственных – только императивные (обязательные, но беспритязательные) этические эмоции. Если в правовой сфере нормальна  продажа прав, то в сфере нравственной она немыслима. Если в правовой сфере  следует различать парный характер субъектов и объектов (кто обязан и к чему обязан, кто имеет притязание на исполнение обязанностей и на что  он имеет право), то в сфере нравственности важно знать, кто обязан (субъект) и к чему обязан (объект). Поэтому  право отличается также доказуемостью  и поддается контролю.

Петражицкий подразделяет право  на автономное (или интуитивное) и  на позитивное (или гетерономное). Автономное право образует переживания, исполняющееся  по зову внутреннего «голоса» совести. Позитивное правовое представление  имеет место тогда, когда оно  основано на чужом авторитете, на внешнем  нормативном акте. Интуитивное право  носит индивидуально-свободный и  изменчиво-разнообразный характер. Позитивное же право способно создавать  правовые предписания, обязательные для  всех субъектов права.

Информация о работе Историческая школа права