Истоия государств древнео Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 18:08, контрольная работа

Описание работы

Важное место в системе юридического образования имеет такая наука как история государства и права зарубежных стран. Она имеет предметом своего исследования и изучения процесс развития государства в ряде стран Европы, Азии и Африки, а также соответствующих им систем права в исторической последовательности.
Периодизация курса истории государства и права зарубежных стран в различное время производилась по-разному. Наиболее распространенной схемой деления всемирной истории является государство и право древнего Востока. Вполне справедливо будет, если периодизацию истории государства и права зарубежных стран осуществить по этой схеме.
Следует помнить, что курс истории государства и права вовсе не преследует цель изучения всех когда-либо существовавших древних государств. Достаточно обратиться лишь к типичным для определенной эпохи государствам, оставившим заметный след в общечеловеческой истории, оказавшим влияние на последующее государственно-правовое развитие.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Государство и право Древнего Египта 4
1.2 Общественный строй 5
2. Государство и право Древнего Вавилона 7
2.1 Государственный строй 8
2.2 Правовое положение отдельных категорий населения 9
3. Государство и право Древней Индии 10
3.1 Государственный строй 11
4. Государство и право Древнего Китая 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18

Работа содержит 1 файл

ист гос зарубежных стран22222222.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

 

       Важное  место в системе юридического образования имеет такая наука как история государства и права зарубежных стран. Она имеет предметом своего исследования и изучения процесс развития государства в ряде стран Европы, Азии и Африки, а также соответствующих им систем права в исторической последовательности.

       Периодизация  курса истории государства и  права зарубежных стран в различное  время производилась по-разному. Наиболее распространенной схемой деления всемирной истории является государство и право древнего Востока. Вполне справедливо будет, если периодизацию истории государства и права зарубежных стран осуществить по этой схеме.

       Следует помнить, что курс истории государства и права вовсе не преследует цель изучения всех когда-либо существовавших древних государств. Достаточно обратиться лишь к типичным для определенной эпохи государствам, оставившим заметный след в общечеловеческой истории, оказавшим влияние на последующее государственно-правовое развитие.

 

1. Государство и право Древнего Египта

 

       В Египте раньше, чем в других странах  сложилось классовое рабовладельческое  общество и впервые в мире возникло государство. Когда возникли в Египте первые государственные образования достоверно не известно, но уже к III тысячелетию до н. э. государство в Египте существовало.

       Уже на рубеже IV-III тысячелетий до нашей  эры в Египте существовало около 40 отдельных областей — "номов", т.е. самостоятельных, малосвязанных  друг с другом общин, из которых каждая занимала территорию, достаточную для того, чтобы вести самостоятельное ирригационное хозяйство.

       Каждый  из номов имел свое божество, свой храм, своих рабов. Последние содержались  при храмах в работных домах и  историко-правовые источники часто называют их "рабами храма".

       Благодаря торговле и морскому грабежу, в северных номах сравнительно быстро возникли торговые центры, такие как Бусирас, Буто, Метелис и др. Со временем северные номы объединились и образовали Нижний Египет. Позже объединились и южные номы в Верхний Египет.

       История древнеегипетского государства  делится на несколько периодов: Раннее, Древнее, Среднее и Позднее царства.

       В период т.н. Раннего царства произошло  насильственное объединение всего  Египта (предположительно в 3200 г. до нашей эры) фараоном Нармером (Менесом). Столицей объединенного Египта стал г. Тенис.

       С 3200 г по 2800 г. до нашей эры страной  правили цари первых двух династий (1-я и 2-я династии- 48 царей). Но только к началу правления 3-й династии объединение севера и юга приобрело реальный характер.

       Период  с 2700 г. по 2400г. до нашей эры (3-я и 4-я  династии) принято называть Древним  царством.

       В этот период сложилась централизованная бюрократическая монархия, которая  вела войны с соседними странами.

       Создается всеегипетская ирригационная система, воздвигаются пирамиды и храмы. После 6-ой—1-ой династии начинается распад Египта.

       С фиванской династии начинается период Среднего царства (2160—1750 гг. до нашей  эры). Египет снова стал централизованным государством.

       В середине 17 века до нашей эры Египет потрясло восстание крестьян и рабов, в результате которого царская власть и его управление было ликвидировано.

       Около 1730 г. до нашей эры Египет завоевали  гиксоны - воинственные племена с  севера, владычество которых продолжалось около 150 лет.

       После изгнания гиксонов сложилось Новое  царство (18—20 династии), просуществовавшее  с 1580 г. по 1100 г. до нашей эры , была восстановлена  былая мощь Египта.

       Но  внутриусобица привела к тому, что в 523 г. Египетское государство  было завоевано Персией. В 322 г. до нашей эры он был включен в состав Монархии А. Македонского, а в 30 г. до нашей эры присоединен к Риму в качестве одной из провинций. Иногда этот период 322г. до нашей эры называют Греко-Римским. С X династии царствование становится наследственным. 

1.2 Общественный строй

 
 

       Господствующий  класс древнеегипетского общества составляет рабовладельческая знать  и жречество. Положение знатного человека определяется 3-мя условиями:

       1. древностью рода;

       2. величиной землевладения;

       3. и занимаемой должностью.

       В период Древнего царства светская (комовая) аристократия занимает независимое  положение.

       В период Среднего царства она упрочивает свои "отцовские" (т.е. наследственные, независимые от правителя) привилегии.

       В период Нового царства положение светской аристократии меняется, она вынуждена , с одой стороны , примириться с деспотизмом фараона и его правительства, и выдвижением жречества- с другой.

       Бюрократия  в Древнем Египте была огромной силой, армия чиновников была колоссальна, а карьера чиновника была престижной.

       Основная  масса сельского населения сохраняет  личную свободу, жила в деревнях (сельских общинах).

       Возрастает  значение рабского труда. Источниками  рабов были военнопленные, кабальные  договоры. 

  Государственный строй

       Государственный строй в Древнем Египте имел форму деспотии. Правительственный аппарат в Древнем Египте во все периоды истории Египта возглавлял фараон, т. е. царь, монарх, "сын бога". Высшее связующее единство, реализованное в лице фараона, необходимо было для обеспечения проведения гигантских ирригационных работ во все египетском масштабе, осуществления завоевательной политики, эксплуатации общины, сбора податей, даней и повинностей.

       Главой  правительственного аппарата был визирь (джати). Являясь вторым лицом в  государстве после фараона, он не претендовал на божественную власть, но в памятниках именуется правителем всей страны, как Севера, так и Юга.

       Функции визиря были сложны и многочисленны:

       1. Он  глава финансового ведомства.  В его ведении находится "золотая  палата", которая была государственным казначейством и царской сокровищницей, государственными житницами. Он управлял имениями, принадлежащими дворцу.

       2. Он являлся руководителем публичных  работ.

       3. Важная функция государственного  канцлера — это хранение государственной печати. В его кабинете хранились все правительственные и частные акты, регистрировались различные пожалования землей, имуществом и титулами.

       4. Он  градоправитель столицы. В  резиденции фараона ему принадлежала  высшая полицейская власть.

       5. Визирь обладал широкими полномочиями в области правосудия. Он возглавлял высшую судебную инстанцию страны — шесть судебных палат ("шесть великих домов").

       Кроме визиря источники называют:

       1. главного казначея ("заведующего всем, что дает земля, небо, воздух")

       2. начальника работ по сооружению и содержанию оросительных систем;

       3. сановника, управляющего "домом оружия" (представитель высшей чиновной знати или член царской фамилии). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Государство и право Древнего Вавилона

 
 

       Бурная  политическая история государственных образований Двуречья в конце 3-го тысячелетия до нашей эры была отмечена возвышением Вавилона. Около 1895 года до нашей эры он становится центром независимого государства. Цари вавилонской династии "патеси" подчинили себе сначала т. н. Аккадскую область, населенную семитскими племенами, а затем и шумерские города.

       Одним из наиболее выдающихся представителей Вавилонской династии был Хаммурапи (1792—1750 гг. до нашей эры), с именем которого связаны важные преобразования в области государственного строя Вавилонии.

       Общественный  строй Вавилонии в основных характеристиках  напоминает древнеегипетский. Источники  выделяют светскую и церковную знать, чиновничество, профессиональное воинство, сельских общинников, ремесленников, купцов, торговцев, разные категории рабов.

       Обращает  на себя внимание разделение свободных  людей на две категории. Одни назывались "сынками мужа" авиации (или "сынами человека"), что подчеркивает их свободное  полноправное состояние, другая категория  называлась "мушкену" (вероятно производное от слова "шукену" - бить челом"), означающее склонение перед лицом высшего сословия. Обе категории относились к рабовладельцам.

       В Древнем Вавилоне не получило развитие крупное частное рабовладение. Основными  производителями материальных благ были свободные крестьяне-общинники и ремесленники. Рабы находились как в государственной (во дворцах) и коллективной (храмах), так и в частной собственности.

       Патриархальный  характер рабовладения обуславливал признания  за рабами ряда личных и имущественных  прав. Например, в случае, если рабы вступали в брак со свободными женщинами, то дети от этого брака считались свободными. После смерти раба имущество делилось пополам, половина переходила жене и детям, половина - господину (ст. 175—176 З. Х.) . Большой вес в обществе имели жрецы. Храмы обладали огромными богатствами. В законах устанавливается привилегия храмов, упоминаемых наряду с привилегиями дворца. Жрецы с древнейших времен сохранили в своих руках юстицию и играли существенную роль в управлении. Высшие жреческие должности замещались лицами знатного происхождения, в том числе родственниками царя.

       Среди рабовладельцев особо выделялись тамкары - торговые агенты, самые денежные люди Вавилона. Они ведут крупную внешнюю  торговлю, а также розничную - внутри страны. 

2.1 Государственный  строй

 

       Во  главе древнейших шумерийских городов  стояли патеси, наместник бога на земле. Когда его господство начинало простираться на значительную часть всей страны, ему присваивается титул лугаля. Позднее, подчиняя себе обширные территории правителя, начиная с Аккадской династии называют себя царями 4 стран и царями вселенной, даже богом. В законах Хаммурапи царь уже не именуется богом, а рассматривается как наместник божества

       Высшим  должностным лицом в государстве  является правитель царского дворца (в древности называется кубанда). С расширением власти царей за пределы Шумера его обязанности были связаны с повинностями населения. Он руководит строительством каналов, укреплений, дворцов, храмов, ведением войн, организацией земледельческих работ.

       При царе появляется и другой правитель-наместник - ИСАККУ - правитель многих городов. В источниках упоминаются различные  разряды жрецов, агентов, судей, хранителей житниц, писцы, надсмотрщики и т. д.

       С расширением территории происходит централизация управления. Цари со времен 3-й Урской династии лишают местных патеси их светской власти, сохраняя за ними лишь их жреческое достоинство, превращают их в подчиненных областных правителей — шакканакку.

       Помимо  шакканакку известны правители более  легких территориальных единиц- рабианумы, по видимому правители городов или территориальных общин.

       Основными чертами права Древнего Вавилона  являются - Древним источником права в государствах Двуречья был обычай. Наряду с обычаем весьма рано появляется и другой источник права — закон. Известны законы городов Ларсы, Эшнунны, Исина.

       Одним из наиболее значительных этапов в  развитии права следует рассматривать  появление кодекса Хаммурапи. С  именем Хаммурапи (1792—1750 гг. до нашей  эры) связаны такие крупные мероприятия в государстве, как:

       1. объединение Северного и Южного Двуречья в Вавилонское государство; 
 

       2. усовершенствование в масштабе всей Вавилонии ирригационной системы— реформа административного аппарата;

       3. упорядочение правосудия в стране. 
 

2.2 Правовое положение отдельных категорий населения

 

       Свободное население Вавилона было неоднородным. Рабовладельцев можно разделить  на две группы: авилум и мушкену.

Информация о работе Истоия государств древнео Востока