Источники римского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей курсовой работы – дать общую характеристику источникам римского права.
Задачи работы:
Рассмотреть обычаи в римском праве;
Изучить законы в римском праве;
Рассмотреть эдикты магистров;
Изучить деятельность римских юристов;
Рассмотреть постановления императора.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. РИМСКОЕ ПРАВО ДРЕВНЕЙШЕГО ПЕРИОДА……………………………..5
1.1Обычное право……………………………………………………………………5
1.2. Законы……………………………………………………………………………8
1.3 Магистратское право (эдикты магистратов)………………………………….11
2. КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ РИМСКОГО ПРАВА……………14
2.1Деятельность юристов………………………………………………………….14
2.2. Постановления императора…………………………………………………...18
2.3 «Вульгаризация» римского классического права……………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..28

Работа содержит 1 файл

источники римского права1.docx

— 74.66 Кб (Скачать)

Законом считалось постановление, принятое при соблюдении соответствующей  процедуры и соответствующего содержания: “Законы - это имеющие предписывающий характер общие постановления, предложенные магистратом, принятые народным собранием  и утвержденные Сенатом”. Закон  для придания ему должной значимости мог исходить только от законно избранного магистрата и только в пределах его  компетенции. Римские законы и получали, как правило, наименование по его  инициатору: закон Корнелия, закон Аквилия и т д. Иногда наименование было двойным по двум именам, например, консулов: закон Валерия - Горация и т.п. Закон должен был содержать обязательные элементы:

1) введение, или указатель  обстоятельств издания;

2) текст, который мог  подразделяться на главки и  т.п.;

3) sanctio, где постановлялись последствия нарушения закона и ответственность нарушителей.

Для его принятия закон  должен был быть доведен до сведения граждан выставлен магистратом заблаговременно на специальном месте форума.

Приниматься закон мог  только целиком, либо так же целиком  отвергаться, частичные изменения  в законе, не внесенные самим магистратом, римская практика не допускала

В более позднее время, когда реальная деятельность народных собраний стала невозможной из-за количественного роста римских  граждан, верховную санкцию на закон  давал Сенат. Специальные определения  Сената, равнозначные закону, назывались senatusconsultum.

Основная масса римских  законов известна только по названиям  и по общему содержанию в передаче другими юридическими источниками. Полных текстов сохранилось крайне немного7.

Таким образом, для признания правового предписания в качестве закона необходимо было, чтобы он исходил от имеющего соответствующие полномочия органа, т.е. так или иначе воплощал весь римский народ, и чтобы он был надлежащим образом обнародован: тайный правовой акт не мог иметь верховной юридической силы.

 

1. 3 Магистратское право (Эдикты магистратов)

 

Одной из форм правообразования, специфичной именно для римского права, являются эдикты магистратов.

Термин «эдикт» происходит от слова dico (говорю) и в соответствии с этим первоначально обозначал устное объявление магистрата по тому или иному вопросу. С течением времени эдикт получил специальное значение программного объявления, какое по установившейся практике делали (уже в письменной форме) республиканские магистры при вступлении в должность. Юрист Гай писал, что особенно важное значение имели эдикты:

1) преторов (как городского, ведавшего гражданской юрисдикцией  в отношениях между римскими  гражданами, так и перегринского, ведавшего гражданской юрисдикцией по спорам между перегринами, а также между римскими гражданами и перегринами) и (соответственно в провинциях) правителей провинций, а также

2) курульных эдилов, ведавших  гражданской юрисдикцией по торговым  делам (в провинциях - соответственно  квесторов).

В своих эдиктах, обязательных для издававших их магистратов, эти  последние объявляли, какие правила  будут лежать в основе их деятельности, в каких случаях будут даваться иски, в каких нет и т.д. Эдикт, содержавший подобного рода годовую  программу деятельности магистрата, называли постоянным в отличие от разовых объявлений по отдельным  случайным поводам8.

Формально эдикт был обязателен только для того магистра, которым  он был издан, и, следовательно, только на тот год, в течение которого магистрат находился у власти (отсюда принадлежащее Цицерону название эдикта lex annua, закон на год). Однако фактически те пункты эдикта, которые оказывались удачным выражением интересов господствующего класса, повторялись и в эдикте вновь избранного магистрата и преобретали устойчивое значение (часть эдикта данного магистрата, переходившая в эдикты его преемников, называется edictum tralaticium).

В традициях римского государственного политического строя не существовало чисто административных функций  должностных лиц государства; большинство  из них имели и судебные, и собственно правительственные полномочия. Из этого  права магистратов сформировалась вариация римского гражданского права, основанная на этом своеобразном источнике  нормообразования, - магистратское право, или jus honorarium.

Выраженный в наличии  этой формы права, наряду с законом, дуализм права составил одну из важнейших  черт всей римской юридической культуры, особенно существенную для исторического  приспособления формализовано-консервативных норм законов к обновляющимся  условиям других времен9.

Полномочия по изданию  правоформирующих эдиктов имели только некоторые из римских должностных лиц - магистратов. Полномочия вытекали из:

- jurisdictio - права лично отправлять правосудие в определенной сфере,

- imperium собственно специального уполномочия высшего магистрата, согласно которому ему предоставлялась власть как судебная, так и административно-принудительная в целях общего блага, в том числе и “поддерживать, дополнять и улучшать jus civile”.

Только jurisdictio в чистом виде обладали курульные эдилы, в обязанность которых входило поддержание общественного порядка в узком смысле; вторым видом полномочий, помимо консулов, обладали начальники провинций (правители) и преторы. Соответственно важнейшими видами магистратских указов (edicta), формировавших магистратское, или должностное, право, стали: эдикты эдилов, провинциальные эдикты, преторские эдикты. (Первоначально распоряжения магистратов давались устно, откуда происходило и название e-dicta, затем они выставлялись на форуме, написанными на досках.)

Эдикты эдилов касались преимущественно  вопросов правового регулирования  торговли, прав и обязанностей участников гражданских сделок, исковых требований, вытекавших из рыночного оборота.

Провинциальные эдикты заключали  в себе, как правило, предписания  троякого рода: утверждение местных  узаконений и правовых обычаев, нововведения собственно начальников провинций - главным образом в административной, и финансовой сфере, заимствования  из преторских эдиктов, пригодные для того или другого города или 1гровииции по усмотрению начальника10.

Важнейшими для формирования jus honorarium стали преторские эдикты. Право издания указов претором появляется одновременно с учреждением в 366 г. до н.э. самой преторской магистратуры. Поскольку в обязанности и полномочия городского претора входила “охрана мира и порядка” в городе, а тем самым и общий контроль за правоприменением, постольку в его функции вошли не только собственно личное отправление правосудия, но и дача рекомендательных указаний назначаемым судьям по вопросам применения права.

При назначении на должность  претор издавал указ, в котором  декларировал те правоположения и принципы, которых будет держаться в течение года (срок преторских полномочий).

Различались новые и перенесенные эдикты: в первых указывались новшества правоприменения и юридической практики, провозглашаемые претором в осуществление принципов законов; во вторых претор только заявлял, что будет держаться воззрений и практики своего предшественника, в другом отношении эдикты подразделялись на:

1) постоянные, где указывались  правоположения, обязательные для юридической практики на протяжении всего срока полномочий;

2) непредвиденные, касавшиеся казусных обстоятельств, либо правоприменения в отношении отдельных личностей. Законом Корнелия (67 г. до н.э.) преторам было строго предписано держаться деклараций постоянного эдикта11.

 

 

 

 

 

2. КЛАССИЧЕСКИЙ  ПЕРИОД РАЗВИТИЯ РИМСКОГО ПРАВА.

2.1 Деятельность юристов

 

Большой вклад в разработку римской юриспруденции, истолкование принципов права внесли римские  юристы. Вначале они действовали  как своеобразные советники. Римляне  перед тем, как отважиться на какие-то важные дела: купить, или продать землю, заключить заем - шли за советом к юристу.

Составление таких документов требовало специальных знаний. Право  Древнего Рима имело строгий формальный характер, несоблюдение формы документа, малейшая неточность лишали данный акт  юридической силы.

Сама юридическая процедура, формализм совершения сделок требовали  неукоснительного знания ее словесной  формулы и выполнение определенных жестов и символов. В таких делах  консультация юриста, точность правовой формулы заключаемой сделки имели  для клиента большое значение. Ошибки в таком деле могли иметь  роковые последствия для участников сделки.

В своей деятельности римские  юристы превосходно сочетали теорию и практику, отлично знали запросы  жизни, правовые ситуации и конфликты, обусловленные всепроникающими  воздействиями частной собственности.

Они толковали право не по букве, а по смыслу, исходя из практической целесообразности, признания римских  граждан равноправными по закону и справедливости12.

По Цицерону, деятельность юристов выражалась в трех формах:

а) выработке образцовых форм для различных юридических  сделок;

б) консультациях по сложным вопросам;

в) советах процессуального характера.

Разработанные юристами формулы  и определения достигли уровня искусства. Четкость, лаконизм, афористичность правовых понятий поражали современников. Римские юристы относились к своей деятельности как к своего рода искусству. В отличие от ораторов, выступавших в судах за вознаграждение, юрисконсульты Рима давали консультации бесплатно, их удовлетворяли слава, популярность, влияние, которое они приобретали в результате своей деятельности.

Римская юриспруденция включала в себя не только практическую деятельность по составлению исковых формул, обучению праву, но и толкование законов, что весьма существенно. Это требовало в свою очередь не только разъяснения отдельных норм, взятых изолированно друг от друга, но и систематического сопоставления и даже сравнения с правом других народов. Такая потребность стала ощущаться особенно заметно после того, как преторы по делам перегринов вынуждены были все чаще обращаться к нормам права народов.

В процессе толкования права  юристы, особенно в сфере имущественных  отношений и судопроизводства, дополняли, изменяли, а порой фактически отменяли устаревшие нормы, составляли новые. Творимое юристами право по существу было таким  же источником, как и обычное право.

Еще в древности юристы стали толковать, комментировать законы и обычаи с целью их наилучшего применения в судебной практике. Так  появились первые примитивные систематизации и обобщения права - интерпретации  и диспутации.

К концу третьего века до нашей эры юриспруденция перестала считаться тайным искусством жрецов. Понтифики были вытеснены из сферы толкования обычаев и права. Их место заняли светские юристы.

С общим расширением юридической  практики и переходом дела правовых консультаций из рук, вернее уст, понтификов к светским знатокам права примерно в III в. до н.э. началось формирование юриспруденции как самостоятельного и важного источника права13.

Занятия юриспруденцией были в традиции римского общества одним  из почетнейших и благородных  видов деятельности. Настолько, что  Цицерону в его время приходилось  не раз обосновывать, что военные  или политические заслуги занимают в кругу общественных ценностей  никак не меньшее место. Юристы-знатоки  выполняли консультационные функции  в судах, выступали помощниками  сторон в процессе, занимались правовыми  исследованиями для целей правоприменения и правового образования.

Юридическое познание рассматривалось  как нечто священное (от традиции понтификов), поэтому их труд был  в правовом отношении бесплатным; однако помимо популярности и общественного  уважения, они имели нравственное право претендовать на honorarium (благодарственный подарок) за их услуги, и считалось недостойным оставлять такие юридические услуги без вознаграждения.

В 426 г. был издан специальный закон, отрегулировавший значение деятельности юристов для судебной практики: согласно закону, только высказывания пяти юристов - Эмилия Папиниана, Гая, Павла, Ульпиана и Модестина - признавались обязательными для судей. Причем в случае разногласий приоритет принадлежал Папиниану, в прочих ситуациях соответствие праву решалось по условному “большинству голосов”.

Кроме этого, римские юристы составляли многочисленные юридические  трактаты, монографии и учебные руководства. Наиболее авторитетными и известными стали т.н. “Фрагменты” Ульпиана, правоведа и администратора

III в. н.э., “Сентенции” Юлия Павла (III в- н.э.), а также учебное руководство для начинающих, или своего рода очерк права с точки зрения бытовой повседневности, правоведа и судьи Гая (II в. н.э.) - “Институции”, получившие особое распространение в римских провинциях простотой изложения основ права. В римской юриспруденции сложились также две своеобразные научные тенденции - сабинианцы (по имени крупного правоведа 1 в. Сабина) и прокульяницы (но имени его современника Прокла).

Разные воззрения на одни и те же правовые принципы и институты  этих двух школ были настолько различными, что в юридической практике предписывалось до некоторого времени учитывать  двойные толкования и сложности  этих разных пониманий14.

Итак, право Древнего Рима имело строгий формальный характер, несоблюдение формы документа, малейшая неточность лишали данный акт юридической  силы. Поэтому римляне перед тем, как отважиться на какие-то важные дела: купить, или продать землю, заключить  заем - шли за советом к юристу.

Информация о работе Источники римского права