Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 14:15, контрольная работа
Источники римского права – это формы правообразования, в которых объективируются и получают обязательную силу нормы права.
Для современной юриспруденции понимание термина «источники права» в разных его значениях: в материальном и формально-юридическом составляет существенную часть юридического образования. Различие этих значений есть отличие содержания права от формы познания действующего права.
На протяжении римской истории имели значение следующие виды источников права: 1) обычное право; 2) закон; 3) эдикты магистратов; 4) деятельность римских юристов; 5) кодексы римского права.
1. Источники римского права республиканского периода……………………….. 2
2. Суд и судопроизводство в древнем Риме……………………………………….. 7
3. «Институции» Гая………………………………………………………………… 10
4. Кодификация Юстиниана………………………………………………………. . 15
Список литературы
Древнеримский суд по частным
спорам не носил поэтому вполне государственного
характера, и римская юстиция
почти с самого начала пошла по
пути третейских, строго ограничивающих
свою роль в предмете разбирательства
судов. За римскими гражданами признавалась
привилегия судиться только перед своими
согражданами и в самом Риме. Однако
с расширением полиса в империю
подсудность стала
В первые века государственности
римская юстиция была основана на
институтах, унаследованных от догосударственных
судов. Судопроизводство всецело находилось
в руках жрецов-понтификов, и только
в очень редких случаях заинтересованный
римлянин мог обратиться к суду консулов
(если решение могло быть связано
с неким помилованием, освобождением
от гражданской обязанности). По делам,
связанным с нарушениями
Только понтифики проводили разбор споров по существу. Магистраты лишь придавали законную силу решениям подчиненных судей, которые, собственно, и проводили рассмотрение дел. Магистраты принимали дела к рассмотрению либо отвергали их. Если формальные обстоятельства были соблюдены, утверждали судей, которых выбирали стороны, и передавали им дело.
Подчиненными судами были: 1) коллегия децемвиров «для судоговорения», учрежденная примерно в 461 г. до н. э. и составлявшая своего рода совет при магистрате (создание ее приписывают также еще Сервию Туллию); 2) частные судьи, которых стороны выбирали из особого, на год составленного списка лиц, по своим критериям отвечавшим судейскому званию. Судьями могли быть только члены сенаторского сословия. Были и дополнительные требования в отношении личной чести и необремененности долгами.
Для подачи судебных жалоб и для судоговорения были установлены особые дни. В начале каждого месяца понтифики оглашали, какие дни неблагоприятны для дел юстиции (таких бывало не менее 50 за год), какие подходящие. Были и «полублагоприятные» дни, когда дозволялась только подача исков либо дела велись до полудня. Такая практика делала даже простой прием иска во многом зависящим от произвола жрецов и патрицианства.
Свое требование следовало объявить в общественном центре города – на форуме, где сидели при исполнении должности магистраты или понтифики и где было даже особое место, называвшееся «под правом» (возможно, там, где были выставлены XII Таблиц, где обнародовались законы). Обоснование своего требования, доставка ответчика, поиск свидетелей – все это было личным делом заявителя-истца. Магистрат выслушивал требование и либо принимал жалобу к рассмотрению, либо отклонял ее в принципе.
Повторное обращение по тому же делу было невозможно. Эта стадия процесса называлась провозглашение права (in jure). После этого магистрат назначал судью для выслушивания доказательств, выяснения фактической стороны дела. Эта стадия называлась судоговорением (in judicio) и обязательно заканчивалась тем или иным решением, которое утверждал магистрат. Обжалование решений не допускалось.
Первая стадия была особо ответственной. Иск следовало заявлять в строго предписанных законами и правовой практикой формах и даже в определенных, иногда мало относившихся к сути дела словах. Все это сопровождалось особыми обрядами: наложением руки на предмет спора непосредственно или символически, использованием палочки – виндикты при отстаивании права на вещь и т. п. Малейшее нарушение процедуры, обмолвка в словах влекли признание спора не имеющим юридического характера и не допускаемым к рассмотрению.
Для каждого вида требований были установлены свои обязательные формы таких заявлений (и одновременно опровержений их): для иска о невозврате вещи из залога или займа, для иска о нарушении владения, для иска о праве на раба или животное и т. д. Действия сторон могли быть строго подзаконными (legis actiones), поэтому и весь процесс, присущий римской юстиции на ранней стадии развития судебного дела, получил название легисакционного.
Древнейшими видами легисакционного процесса, известными еще Законам XII Таблиц, были: процесс путем внесения залога и процесс наложением руки. Первый состоял в том, что стороны представляли суду определенные законами залоги, о которых и спорили, имея в виду отстоять право на вещь или на исполнение обязательства. Второй – в том, что истец буквально накладывал на ответчика руку перед судом и, если тот немедленно не платил по обязательству, уводил его к себе в заложники.
Позднее XII Таблиц появился процесс путем взятия заклада, когда, желая добиться от должника исполнения, истец произносил особые и торжественные слова и брал какую-то его вещь в залог. Дела о разделах наследства, иногда имущества, о спорах по поводу посредничества шли в виде назначения судьи, когда стороны в особой форме просили магистрата назначить судью с условной, видимо, формулировкой предмета спора; суд в этом случае становился своего рода утверждением мировой сделки.
В конце III в. до н. э. сложился еще один вид – процесс под условием, когда первая и вторая стадии были отдалены по времени месяцем и когда ответчику давался срок для возражений; в этой форме отсуживали свое имущество, украденные вещи и убытки.
Заявить легисакционные требования
могли только полноправные римские
граждане – это была неотъемлемая
часть квиритского права. Малейшее
отступление от требований к правовому
статусу истца или ответчика
так же влекло аннулирование жалобы
и самого судебного дела, как и
нарушение установленных
В период от I до середины III
в.в. работали многие выдающиеся юристы,
совмещавшие глубину
Последним сабианцем считается Гай оставивший учебное руководство – Институции, написанные с большой ясностью и наиболее упорядоченные.
Наибольшей популярностью пользовались краткие элементарные руководства - institutiones. Обучение юристов в республиканском Риме выражалось в допущении молодых юристов к слушанию даваемых консультаций и к обсуждению с ними отдельных казусов. В конце республики стали вести систематическое чтение лекций. В качестве пособия к этим занятиям и появились институции. Наибольшей популярностью пользовались институции Гая. В конце классического периода появились институции Марциана, Каллестрата, Павла и Ульпиана. Но они не могла затмить старых институций Гая (2 в. н. э.) послуживших в дальнейшем образцом институционной системы. Это своеобразную систему можно назвать доктринальной; при отсутствии или лишь кратком рассмотрении исторического материала все сосредоточено на догматическом изложении действующего права. Институционная система излагает право и его применение не разрознено в случайном смешении казуистики, а стремиться весь материал расчленить с точки зрения общих правовых категорий, которыми являются прежде всего лица, вещи и иски.
Институции Гая дополняются
еще его сочинением («Повседневные
дела»). В совокупности они дают краткий
обзор всего действующего права,
привлекая к изложению две
системы – цивильного и преторского
права с преобладанием
Институции Гая получили
широкое распространение у
Содержание Институции Гая.
Институция Гая», состоит из четырех книг. Каждая книга разделена на главы (например, О гражданском праве и естественном, О разделении права, Об отпущении на волю и законном основании отпущения на волю) и на статьи.
Правовое положение населения.
Наиболее важным в первой книге «Институций» является определение правового положения лиц. Остановимся именно на этом вопросе подробно. Главным разделением всех лиц, по мнению Гая, является деление на свободнорожденных и рабов (ст.9). Далее Гай делит свободных на свободнорожденных и вольноотпущенных (ст.10). Свободнорожденные – это те, кто родились свободными, а вольноотпущенные – это те, которых отпустили из законного рабства (ст.11).
Далее следует деление
лиц в праве на властных и подвластных.
Подвластные находятся под
1) status libertatis — состояние свободы,
2) status civitatis — состояние гражданства,
3) status familiae — семейное состояние.
С точки зрения status libertatis различались свободные и рабы; с точки зрения status civitatis — римские граждане и другие свободные лица (латины, перегрины);
с точки зрения status familiae — самостоятельные (sui iuris) отцы семейств (patres familias) и подвластные какого-либо paterfamilias (лица alieni iuris, «чужого права»). Таким образом, полная правоспособность предполагала: свободное состояние, римское гражданство и самостоятельное положение в семье.
Раб определяется в «Институциях» Гая не как субъект права, а как объект, категория наиболее необходимых в хозяйстве вещей – res mancipi, приравненный к скоту и земли. Власть рабовладельца над рабом абсолютна, он может его продать, наказать. Но ст. 53 определяет, что никому из господ не позволено особо жестоко обращаться со своими рабами. Раб не может вступить в законный брак, отношения с рабыней могут носить чисто фактический характер. От рабыни и свободного рождается раб, от свободной и раба рождается свободный. Хозяин мог отпустить раба на волю, но для этого требовалось соблюсти необходимые предусмотренные условия.
Вещное право.
Гай делит все вещи на
имеющие божественное значение и
имеющие человеческое значение.
Человеческие вещи находятся либо в
государственной собственности, либо
в частной. Далее все физические
вещи подразделяются на манипируемые
и неманципируемые (res mancipi и res nec mancipi)
К манципируемым вещам
Обязательственное право.
Книга 3 «Об обязательствах» начинается с продолжения рассмотрения наследственного права.
Гай в ст. 88 делит все обязательства на обязательства из договоров и обязательства из деликтов. Далее юрист останавливается на рассмотрении видов обязательств из договоров – они делятся на те, которые возникают вследствие передачи вещи, или торжественными словами, или письменным образом, или простым соглашением. «Res — в смысле передачи вещи, verba — произнесение слов, litterae — письмо, consensus — выражение согласия (неформальное) — таковы различные основания возникновения обязательства из контракта, различные causae obligandi — основания установления обязательственной связи». Отсюда и четыре вида договоров: реальные, вербальные, литеральные и консенсуальные. Причем каждая из названных категорий охватывала точно определенные виды сделок.